Посвящена новая книга духовному отцу четы Емельяновых - Пензенскому старцу схиигумену Алексию (Шумилину), скончавшемуся в 2005 году. Кстати, по уверению Лидии Емельяновой, именно по его благословению она написала книгу о мальчике Славике:
"Когда я приехала к схиигумену Алексию в Пензу и рассказала батюшке, что прочитала книгу об удивительном отроке Вячеславе и тут же спросила:
- От Бога ли отрок, батюшка?
- Отрок от Бога.
Старец сказал это сразу, утвердительно и как-то торжественно.
- Батюшка, книга эта, такая важная по содержанию, но написана как конспект. Я бы хотела встретиться с мамой отрока...
- Благословляю...
- Побывать там, где он жил, учился, встретиться с людьми, в общем нужно написать новую книгу...
- Благословляю.., благословляю.., благословляю.
Батюшка благословлял все мои предложения горячо и как-то жданно, было такое чувство, что и Старец думал об отроке, как и я все эти дни и, как итог, радостное - благословляю".
(Л. Емельянова. "Бог говорит избранникам своим...". СПб., ПБЦ "Благовещение", 2007, с.5.)
Как известно теперь всем после официального заявления митрополита Челябинского и Златоустовского Иова, отрок был явно не от Бога (вернее, истории про отрока), а матушка Лидия явилась распространителем лжекульта. Поэтому новое творение Емельяновых требует пристального к себе внимания.
После выхода моей статьи о культе "отрока Вячеслава" ("Ангельская пыль") мне пришлось услышать в свой адрес несколько критических замечаний: мол, работа написана без любви и жалости к бедному мальчику, слишком резкие слова я говорю про Славика. Я вынужден был объяснять, что моя статья была посвящена тому образу "Отрока Вячеслава", который нам навязывали авторы книги о нём. Это разные вещи - я писал не о мальчике, а о суеверных расколоучителях, которые действительно стоили резких слов, ибо их "творчество" принесло огромный духовный вред.
Так и теперь, чтобы предупредить упрёки в непочтительности к "святому старцу" (которого я никогда не видел и не слышал), сразу оговорюсь, что я пишу рецензию не о старце, а о творчестве и духовной позиции четы Емельяновых.
Книга "По вере вашей да будет вам..." составлена по той же схеме, что и "Бог говорит избранникам своим...". "Предисловие", написанное некой Е. Поповой, призвано убедить читателей в значимости данного труда и личности самого старца:
"Важно проследить, как постепенно "внешний" человек под воздействием молитвы старца приобретает духовное разумение, которого он прежде не знал в себе. Важно понять, что духовное разумение приходит не из богословских наук, не из "планомерного" изучения святоотеческих Преданий, не из "новинок" духовной литературы и не из православных печатных органов, где обсуждаются общецерковные проблемы". (с.15-16)
Это основной лейтмотив всей книги: на первом месте - Старец и книги о нём, а все остальные "печатные органы" - нечто второстепенное и маловажное. А создание книги о Старце - это "крайне трудное дело" и "нужна высокая словесная культура, всегда отличавшая любое произведение древнерусской духовной литературы, чьи традиции мы обязаны свято хранить, соблюдать и продолжать поныне". (с.4-5) Что сия книга Емельяновых полна "высокой словесной культуры" я убедился, проштудировав её: как и труд про Славика, она изобилует орфографическими и грамматическими ошибками, написанием всюду приставки "без-" (чтобы бесам нос утереть) и постоянной путаницей в "иЗцелениях" и "иСцелениях". Глубочайше пошлый стиль у всех авторов - тоже, наверное, продолжение "древнерусских духовных традиций"...
Первая часть книги - "житие" старца Алексия, написанное известным "агиографом", специалистом по отысканию "святых", матушкой Лидией Емельяновой.
Вторая, самая большая часть - рассказ некой Надежды о своём духовном пути под руководством старца. Как и в книге об отроке, её рассказы перемежаются "духовными комментариями" батюшки Геннадия Емельянова.
В третьей части книги приводится акафист и молитва "великомученику и целителю" Старцу Алексию Пензенскому, чтобы никто не сомневался в его святости и в способности авторов находить и прославлять "избранников Божиих", старцев и отроков. Как и в случае с мальчиком Славиком, старец удостоился чина "великомученика", хотя никто его не расстреливал, не казнил. А в корявом и чрезвычайно безграмотном, с жалкими потугами на рифмовку, акафисте намекается на всех будущих критиков: "Радуйся, схиигумене, посрамление книжных умников". (с.479) Вот и попробуй теперь "умничать", сразу "посрамят"...
Не буду пересказывать "житие", выделю лишь некоторые особенности. Главное недоумение вызывает сам "факт" рукоположения будущего старца в священный сан. Вопреки всем мыслимым и немыслимым церковным канонам, был посвящён человек, инвалид детства, не владеющий ни руками, ни ногами, прикованный к креслу, не держащий голову, с серьёзными дефектами речи... Но, как уверяет матушка Лидия, таков был "Промысл Божий". А проверить истинность "Промысла" теперь непросто.
Как всякий старец, иеромонах Михаил, а впоследствии схиигумен Алексий, занимался непрестанной молитвой, руководством духовных чад, принятием исповедей, постройкой монастыря в посёлке Победа. В промежутках он отчитывал бесноватых, исцелял, прозревал и пророчествовал. Причём его способность к прозрениям была близка к абсолютной, как у Славика: он всё знал и о человеке, и о его грехах, и о будущем, и о прошлом, разбирался во всех житейских мелочах, вплоть до знания радиодела, хотя нигде ничему не учился.
Особенностью старца была таинственная "непонятность":
"Когда Батюшке задавали вопросы, он отвечал притчами, очень лаконичными фразами, смысл которых предстояло "разгадывать"". "Батюшка показывал то, что ещё должно произойти, взывал к глубокой правде, открытой ему, но не нам. Поэтому понимание приходило не сразу, и не всегда. Трудно приходилось и тем, кто слышал старца в первый раз. К их радости матушка Зиновия, много лет проведшая подле старца, помогала людям понимать его слова. (..) Полноценное же общение с Батюшкой было возможно только при настроенности на единую духовную волну". (с.60-61)
Это банальная схема создания сект - у нас был "спаситель", "избранник", которого могли понимать только мы, его "апостолы", потому что мы на "единой духовной волне". Поэтому мы его вам растолкуем, объясним, направим на истинный путь. Есть у нас и "святые матери", которые растолкуют "апостолов". Так создаются все культы, яркий пример - секта Порфирия Иванова, сумасшедшего, но вокруг которого собрались кандидаты наук и узурпировали право на понимание и истолкование его бреда. А что многие, включая священников, воспринимают духовных чад старца Алексия как секту - подтверждает сам священник Геннадий:
"Много спустя побывал я в храме мученицы Татьяны в Нижнем Новгороде. Потрапезничали с батюшкиными чадами, сидим, мирно беседуем, вспоминая старца. Тепло на душе у всех.
Заглядывает священник, что-то спрашивает и сразу удаляется. Перехватываю его колючий взгляд. Вспоминаю, как старец шутливо спрашивал диакона Андрея: "Как ваши попята поживают?"
Мария Степановна, как бы уловив моё настроение поясняет: "Он нас всех сектантами считает". Жалко. Вспоминаются и другие слова старца: "Кто не ищет старческого окормления, тот погубит себя и свой приход". Но такова сегодняшняя реальность.". (с.416-417)
Как говорил протоиерей Иоанн Мейендорф: основная черта сектантов - это уверенность в том, что спасутся только они, а остальные все погибнут. И ещё - они получают огромное наслаждение от этой мысли. Разве не об этом говорит о. Геннадий? Всё их совместное с матушкой Лидией творчество настойчиво проповедует эту идею: спасутся только чада нашего Старца, поклоняющиеся отроку Вячеславу. При этом ненавязчиво так авторы напоминают нам, кому мы должны быть благодарны "открытием" старца:
Батюшка Алексий незадолго перед смертью сказал одной женщине: " Когда приедешь в Москву, позвони отцу Геннадию и матушке Лидии, которые написали книгу ("Дорога к старцу" - А.П.) и послали тебя сюда, что я их очень люблю. Обязательно передай. Обязательно.". (с.407)
По словам матушки Лидии, старец много пророчествовал, но в книге пророчеств мало и они банальные, не идущие ни в какое сравнение с откровениями про динозавров "отрока". Так, старец призывал не надеяться "на мирских начальников, пенсионные фонды", обещал скорую войну с севера "за веру", советовал запасаться пшеницей, "садиться" на землю, чтобы выживать своим огородом, ждать голода и людоедства. Действительно, пророчества скромные, но думается, мы ещё услышим продолжение пророчеств, ведь есть "апостолы", которые хранят их до времени, да ещё и будут удостаиваться "видений" и "откровений".
Немногословный и скромный (по словам агиографов) старец иногда говорил о себе не вполне скромные вещи:
"- Отца духовного после меня у вас не будет. В красивых одеждах будут, в золочёных ризах будут, а такого у вас больше не будет. Приходите ко мне на могилку, просите, а я вам помогать буду". (с.415)
"Батюшка говорил: "Кто мне будет помогать, того четыре поколения спасутся"". (с.382)
"А старец духом весь наш разговор слышал, как мы кичились друг перед другом своими молитвенными подвигами. И говорит он вдруг тихо, печально и очень серьёзно:
- Песчинки... Вы песчинки перед Богом, а я гора. Ваша молитва без моей - ничто." (с.368)
После смерти старца главным занятием его чад стал сбор материалов, воспоминаний о нём, для дальнейшего его прославления (причём явно они не надеются на официальную канонизацию, их больше устраивает "народное" почитание).
Основу книги составляют воспоминания духовной дочери Надежды, несколько лет окормлявшейся у старца и жившей поблизости. Надежда, простая деревенская женщина, ветврач. На протяжении 400 страниц Надежда выворачивает перед читателем все свои грехи, включая блудные, описывает скорби, насылаемые за эти грехи, и помощь Батюшки на пути исправления и осознания своей греховности. При этом, рассуждая о своей падшести, Надежда не забывает уже на следующей странице из грешницы превращаться в проповедницу и обличительницу общей испорченности человеческой породы. Сам старец обещал ей, что она будет "пророчествовать", "рассказывать людям о Боге". И в своей роли "пророчицы" она ничуть не сомневается:
"В это самое время во мне окрепло решение рассказать про духовного отца. Взялась за карандаш, лист положила перед собой, сперва страшно было: как напишется? А потом словно кто-то невидимый диктовал, а я едва успевала записывать, а слова всё шли и шли.
Потом перечитаю листки и задумаюсь: я ли всё это написала? Словно и не я, но кто же тогда? Поняла: я только записывала. Старец духом диктовал мне, а я только исполняла волю Божию.". (с.431) Вот вам и новый "иоанн богослов" в юбке из посёлка Победа...
Не знаю, как читают все эти излияния подобные ей тётушки (наверно, с восторгом), а меня, если честно, подташнивало от такой пошлейшей "духовности". Причём, если посмотреть на жизнь Надежды в целом, то она состояла в основном из болезней, насылаемых за стародавние грехи (так, у неё заболели женские органы в наказание за шалость, совершённую... в шестилетнем возрасте!) и исцелений от них по молитвам старца; из злодейств со стороны соседей, завистников, и особенно из колдовства и порчи, спасение от которых становится возможным только предстательством старца. Я насчитал 10 случаев колдовства и порчи, наведённых лично на Надежду, на её дом и скотину. По сути, вера рассказчицы - банальная смесь бабьих суеверий, язычества с православной терминологией.
Но самое странное во второй части - это комментарии о. Геннадия Емельянова. Точно так же, как и в книге о Славике, он по любому житейскому пустяку (даже по поводу гавканья собаки) изливает порцию "добротолюбных" речей, смысл которых в итоге он сводит к одному: без Старца нет спасения. "Старец для нас - око Божие на земле: всё видит, всем стремится помочь". (с.390) "В отличие от нас старец, как сотаинник Божий, живёт в духе Святой Троицы и обладает всей полнотой знания во всех сферах (!- А.П.), на которых сконцентрировано внимание его воли". (с.275) Абсолютизация роли старца - основная идея данной книги. Как пошутил один священник: "Православие - это минное поле, без сапёра-старца не пройти".
Думается, эта книга во многом даже опаснее, чем культ "отрока Вячеслава", ибо "Славик" - это откровенная ересь, бред, от которого отвернётся любой здравомыслящий человек. Но прочитав такую книгу про старца, в которой нет вопиющих безумств про динозавров и НЛО, а лишь мутный поток "духовности", православный человек сделает только один вывод: пора собираться в дорогу на поиски Старца, ибо нет нам спасения в обычной приходской жизни, нет толку от обычных "попят", нет смысла читать Святых Отцов, Евангелие, ибо всё равно невозможна духовная жизнь вне старческого окормления, когда требуется брать благословение на каждый вдох и выдох. Старец становится "папой", "наместником Бога" на земле, в руках которого наше спасение. Как сказал однажды церковный историк А. Карташёв по поводу кандидатской работы по богословию: "...где Христос, где апостолы, где Церковь? Всё затмила собой огромная тень Старца...". (Цит. по протопр. А. Шмеман. Дневники, М., "Русский путь", 2005, с.539)
А вот информация с официального портала Саратовской Епархии по поводу первого издания книги "По вере вашей да будет вам..." (статья также была опубликована на "Русской Линии" 16.09.2006):
"Если суммировать впечатления от прочитанной книги, то сказать можно так: от нее веет каким-то страшным духовным нездоровьем, более того, она вся проникнута не только прелестным, но и в полном смысле этого слова сектантским духом.
Естественно, что поскольку на книге стоит благословение правящего Архиерея Пензенской епархии Архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета, сотрудники информационно-издательского отдела Саратовского епархиального управления обратились за разъяснением в епархиальное управление в Пензу. Там был получен следующий ответ: благословения на издание данной книги Владыка Филарет не давал. И более того - документов на такого клирика, как схиигумен Алексий (Шумилин), в Пензенской епархии нет.
А между тем книга, о который мы говорим, лишь одна из пяти, уже вышедших в данной "серии". И активно распространяются эти издания не только в Пензенской, но, в частности, и в Саратовской епархии. Ведется серьезная "агитационная" (иначе не скажешь) работа, собираются средства на "часовню на могиле старца", на "монастырь" и на другие, менее, может быть, определенные цели. И уже звонили и обращались в епархиальное управление люди, столкнувшиеся с напором почитателей "старца Алексия" и этим напором смущенные и обескураженные. А кто-то уже успел и деньги пожертвовать и теперь скорбит о том, что куда с большей пользой мог бы их израсходовать, однако - назад дороги уже нет.
Кем был "отец Алексий"? Трудно сказать. Единственное чувство, которое возникает по отношению к нему после знакомства с жизнеописанием,- острая жалость. Один священник, просматривавший опубликованные в книге фотографии, увидел снимок, на котором "старец" лежит, буквально примотанный ремнями безопасности к заднему сиденью "Газели". И одно только и смог сказать: "За что ж они его так мучили-то, бедного!..". Действительно - жестоко это. Но тут мы уже ничего не сможем сделать. Другое не менее жестоко: людям, ищущим пищи духовной, вкладывать в протянутую руку "камень" в виде такого жизнеописания, "чудес" и акафиста. Потому-то и предостерегаем мы всех потенциальных читателей этой книги: "По вере вашей будет вам". Поэтому не верьте лжи, верьте только истине." (Игумен Нектарий (Морозов))
Это далеко не единственное критическое исследование, касающееся книг о старце Алексии, которое можно найти в Интернете. Но, к сожалению, и восторженных, умилительных отзывов (в основном, женских) не меньше. Полтора года назад игумен Нектарий опубликовал статью, но ничего не изменилось: выходят новые издания, увеличивается количество последователей старца. Уже несколько лет супруги Емельяновы развращают неокрепшие православные души, создают сектантские группировки, пропагандируют лжекульты, лжедуховность, вместе с "Просветительским" центром "Благовещение" сеют смуту в епархиях, жонглируют ложными архипастырскими благословениями - и, как ни в чём не бывало, священник Геннадий продолжает служить, выступает на радио...
Я беседовал с человеком, который развозит по епархиям книги издательства "Благовещение", спрашиваю: почему на книге "благословение" Пензенского, а не Санкт-Петербургского архиерея? Тот засмущался: "К нему попасть непросто...". Но думаю, истинная причина в другом: если бы эта книга попала на стол к епархиальному архиерею, то у о. Геннадия Емельянова возникли бы серьёзные проблемы. Пока же он живёт и служит без проблем, создавая таковые тысячам других людей.
Священник Алексий Плужников, настоятель Петропавловского прихода г. Волгограда