Вот мой тогдашний текст полностью:
"Самому возрождению крестного хода к "пламенным младенцам" можно только порадоваться - ведь он стал ярким примером восстановления местной православной традиции. Сегодня этот крестный ход является одним из почти двух десятков малых крестных ходов, которые воссозданы в последние годы на Вятской земле.
Но меня очень настораживает, что некоторые почитатели хода через областную и российскую прессу на протяжении уже двух лет упорно навязывают мнение: этот крестный ход является искуплением за грехи абортов. Вот только один пример. Буквально на днях мне передали московский журнал "Марфа и Мария", в котором утверждается: "Начиная с 2001 года, по благословению архиепископа Вятского и Слободского Хрисанфа, крестный ход к "Пламенным младенцам" будет налагаться духовниками как епитимья для делавших аборты - женщин и советчиков к этому богопротивному делу: мужей, врачей и других "доброжелателей"" (конец цитаты).
Вот так, не больше - не меньше. Вроде бы, действительно, Георгий Воронин убил своих детей в отчаянии, из-за нищеты. Из той трагедии почитатели хода делают проекцию на сегодняшнюю ситуацию, когда производятся миллионы абортов (за несколько лет гибнет 20 миллионов младенчиков - столько людей мы потеряли в Великую Отечественную!). И все эти убийства во чреве "цивилизованное" общество в основном оправдывает социальными показателями: нечего, мол нищету плодить...
Все верно. Но при чем здесь сам крестный ход? Крестный ход - своеобразное таинство, а не акция по принципу "Рок против наркотиков". Зачем каждый идет в крестный ход - вопрос очень личный, деликатный. А в данном случае как приговор: крестный ход против абортов. Что ж получается, если я пойду к "пламенным младенцам" - я что, тоже грешен в абортах?! Простите, грешен во многом, в этом нет!
Насколько мне известно, Владыка Хрисанф не давал благословения на то, чтобы крестный ход к "пламенным младенцам" был епитимией (то есть духовным наказанием) женщинам за грех аборта. И то, что популяризаторы хода используют авторитет вятского архипастыря, вызывает у меня лично только неприятие".
Написано это четыре года назад. За это время и крестных ходов на Вятской земле стало больше, и наш Владыка уже митрополит.
А пропаганда "крестного хода против абортов" набирает обороты и приобретает всё более крайние формы. Знаю, что это тревожит не только меня, поэтому и пришлось достать из папки ненапечатанный материал.
За прошедшее время публикации о крестном ходе к "пламенным младенцам" приходилось встречать и в Интернете, и в различных изданиях. В прошлом году увидела свет брошюра под скромным названием "Климковский крестный ход".
Читаем: "За такой грех [абортов] нужно много молиться, и покаяние должно быть не только на словах, но и на деле. Начало положено - возобновлен спасающий от геенны огненной матерей-преступниц крестный ход к "пламенным младенцам".
Мы верим, что со временем Климковский крестный ход перерастет в общероссийский, как стало всероссийской святыней Великорецкое хождение, и множество женщин, ужаснувшись деяниям своим и отрезвившись от греха, с покаянным плачем в сердце пойдут на поклонение "Пламенным младенцам". Когда вся Россия поднимется на молитву за убиенных во чреве младенцев, Господь смилуется над нами".
Окончательно убедили в необходимости публикации два эпизода накануне нынешнего крестного хода. Сначала у одного из вятских храмов встретил следующее объявление: "Покаянный крестный ход для тех, кто делал аборты".
А после на ряде Интернет-сайтов (в частности, "Православие.ru") прочитал следующее: "Как рассказала одна из участниц крестного хода Татьяна, совершить паломничество в село Елёво собралось около 3000 человек. В основном это были женщины, когда-либо делавшие аборт. "Мы прошли крестным ходом около ста километров. Это был очень тяжелый, покаянный путь. Когда сопровождавшие нас священники служили молебен в Елёво, на месте гибели младенцев все участницы крестного хода плакали".
Хотелось бы написать: "Без комментариев", - но комментарии нужны. Повторюсь: аборты (убийство во чреве) трагедия как конкретного человека, конкретной семьи, так и всей нашей страны.
Но такие категорические заявления - "спасающий от геенны огненной крестный ход" - католическую индульгенцию вам не напоминают?
А задача сделать Климковский крестный ход такой же "всероссийской святыней" как Великорецкий? "Крестный ход для тех, кто делал аборты" - всероссийская святыня?! Вам не кажется, что в самих словах какая-то глубинная неправда, ложь. И в этом есть опасность, опасность духовная. Потому что мы знаем, кто "отец лжи" (Иоанн 8, 44).
Очень хотелось бы услышать слово наших священников на эту тему.
Артем Владимирович Маркелов, член комиссии по канонизации святых Вятской епархии
Впервые опубликовано в газете "Вятский епархиальный вестник" .9 за 2007 г.