Собственно говоря, никакой проблемы на самом деле не существует. А точнее - не существовало бы, если бы власти города и республики ещё в 1998 году согласились с тем, что православные колокольни до революции строили не для размещения в них культурно-просветительных учреждений, а исключительно для религиозных целей. Однако то, что понятно любому верующему (и не только) человеку, "не есть хорошо" для казанских чиновников, страшно озабоченных сохранением в подведомственной им столице межконфессионального и межнационального мира и согласия. Причём, сие благородное и многотрудное дело они вершат за счёт откровенного попрания прав православных прихожан, на протяжении десятилетия придумывая разного рода отговорки и "отмазки" - одна смешнее другой - чтобы доказать необоснованность их требований возвращения Богоявленскому собору его же колокольни.
Один из высокопоставленных татарских чиновников (ныне уже благополучно отошедший от государственных дел) прямо признавался в разгар этой странной "толерантной" эпопеи, что он и, соответственно, некая наступающая ему на пятки возбуждённая национальная "общественность" не желают и не допустят того, чтобы над центральной улицей Казани (по сей день носящей имя пламенного революционера Баумана) раздавался колокольный звон. Что это за "общественность", которую, словно бесов, отпугивает православный благовест, до последнего времени было неизвестно. Правда, в советские времена эта уникальная колокольня высотой шестьдесят четыре метра тоже сильно мозолила глаза местным товарищам, но взорвать её они так и не решились, так как это было чревато большими разрушениями расположенных близ неё зданий. Не те ли бесы вселились и в нынешних казанских чиновников?
Что же касается "противной стороны", то, дабы предотвратить "незаконное" вселение в колокольню Богоявления прихода Богоявленского же собора власти разместили в ней в 1999 году Камерный Шаляпинский зал. Здесь обязательно следует пояснить, что Богоявленский собор знаменит сегодня, главным образом, тем, что именно в нём и был крещён великий русский бас. Однако, надо думать, сам Фёдор Иванович, который, как известно, являлся глубоко верующим православным человеком, вряд ли бы одобрил такое лукавство. И, возможно, даже "приложил" бы метким русским словом мелких бесов местного происхождения, решивших использовать его имя в своих антиправославных целях. Но, так или иначе, Камерный Шаляпинский зал оказался отнюдь не худшей кандидатурой на размещение в "пустующей" колокольне. Ведь, при большом желании, местные власти могли вселить в неё кого угодно: ан, нет, учли-таки культурные потребности "определённой группы горожан". Правда, настоятель и прихожане Богоявленского собора почему-то на этом не успокоились и достучались аж до самого президента Татарстана Минтимера Шаймиев, который поручил своим подопечным разобраться с проблемной колокольней.
И "разобрались" таки, передав после нескольких лет мытарств здание колокольни... Государственному музею изобразительных искусств Татарстана, находящемуся в подчинении министерства культуры республики, и выдворив из неё в запасники уже успевшую "обжиться" там уникальную шаляпинскую коллекцию. Теперь планируется создание в колокольне Богоявления Центра иконографии, что, следует признать, в значительно большей мере отвечает её назначению. Но тут на горизонте вновь некстати замаячила "общественность", в которой взыграло чувство негодования судьбой культурного наследия несправедливо обиженного Фёдора Ивановича. В результате и появилось это "Открытое письмо..." с призывом к главе республики "пресечь любые попытки передела собственности, направленные в ущерб истинной культуре и нарушению сложившегося в Татарстане многовекового баланса национальных и конфессиональных интересов".
Бесспорно, то, как поступили власти в отношении шаляпинской коллекции, есть ни что иное, как очередное откровенное свинство по отношению к русской культуре и памяти великого русского певца. Но только ли это обстоятельство так волнует многочисленных "подписантов"? Отнюдь, нет. В первую очередь, в глаза бросается резкая антиправославная направленность сего шедевра эпистолярного жанра, пестрящего такими "аргументами", которые временами вызывают сомнение в психической адекватности его авторов.
Ни мало не смущаясь тем, что речь идёт о бывшей православной колокольне, взбудораженная "общественность города и республики" заявляет о некоем "факторе Камерного Шаляпинского зала", "возникшего в 90-е годы на новом этапе демократизации общества и возрождения наследия, разместившегося без ущемления прав и достоинств храмовой части церковного комплекса в знаменитой колокольне - детище казанского архитектора Г.Руша, представляющем собой удивительный симбиоз Востока и Запада". Тут же добавляется, что "при явной православной и протестанской (так в оригинале - Л.Ф.) ориентации здесь узнаваема арка башни Сююмбеки". Далее следуют не менее удивительные словесные пассажи о почитании "общей выстраданной духовной ценности, каковым (так в оригинале - Л.Ф.) является наследие гениального Шаляпина", на фундаменте которой "базируется сложившаяся к настоящему времени полиэтничная культура Казани, неуязвимая и органичная в глазах мирового сообщества, которое справедливо видит в ней место, где "Европа дышит лёгкими Востока" и "миниатюрную модель человеческого выживания".
Наконец, весь этот фантасмагорический бред, построенный на возвеличивании высосанного из пальца культа "всечеловека", демократа и символа единения всех мировых религий Ф.И.Шаляпина, переходит в откровенную антиправославную фазу. "В сегодняшней проблеме использования колокольни как помещения под шаляпинскую коллекцию или под выставки иконописи, или изначально как звонницу, - утверждают авторы письма, - надо учитывать историю татарской Казани. Из "Писцовых книг" нам известно, что в 1552 г. в осадном бою была пробита южная стена города. В проломе устроены новые городские ворота под названием "Проломные", и рядом была срублена церковь в честь Богоявления Господня, иными словами, в честь покорения мусульманской Казани православными войсками Ивана Грозного, которым помогал Христос Спаситель, изображение которого на иконах и хоругвях несли воины в бой".
Стало быть, авторы "Открытого письма..." сами признают, что войскам Ивана IV Васильевича Грозного в битве за Казань помогал сам Иисус Христос. Что же, открытия здесь, они, следует признать, никакого не делают. "Открытия" начинаются дальше.
"Вольно или невольно, - утверждается в "Открытом письме...", - Государственный музей изобразительных искусств РТ начал использование колокольни Богоявленского храма с показа выставки икон с изображением Христа Спасителя и приурочил её к православному празднику Преображения Господня, что для коренных жителей Казани выглядит кощунственным, так же как и дальнейшее использование колокольни под выставки иконописи или как звонницы храма Богоявления, возвращение которого верующим в 90-е гг. происходило, по-видимому, без учёта исторического факта его возведения, дипломатично замалчиваемого в советские годы".
Вот уж, действительно, кощунство так кощунство: выставка икон в православной колокольне, да ещё в православный праздник! И всё это в Казани - оазисе мирного сосуществования различных этносов и религий, где "Европа дышит лёгкими Востока". Просто уму не постижимо...
Действительно, как здесь не возмутиться "коренным жителям Казани", к которым авторы письма явно не относят русских православных людей, составляющих большинство населения города. И как можно было этим "пристяжным" вообще позволить молиться в насильственно отнятом у них после революции храме? Теперь они, видишь ли, ещё и в колокола звонить собрались. Так, глядишь, святым звоном и всю "толерантную" живность в округе распугают. И вообще, как сообщается дальше, "использование бывшей колокольни в светской жизни не означает ущемления православной церкви, призванной, как и культура, заботиться о нравственном здоровье и духовной жизни общества". Дёшево и сердито. И Ф.И.Шаляпин, вроде бы, при деле, и церковь не в обиде.
На весь этот антиправославный бред хочется ответить фразой псалмопевца: "Образумьтесь, бессмысленные люди"! Вы сами-то читали, что подписывали? Ведь, судя по наличию в конце "Открытого письма..." русских фамилий, среди вас есть и "некоренные", для которых подобные слова должны быть, по крайней мере, обидны. Сколько ещё можно повторять "перлы", с упорным постоянством рождаемые в недрах казанской мэрии и кабминовского Совета по делам религий, не перестающего дивить и православных, и мусульман своим злобным умственным бессилием.
Ведь сколько бы не кружили разного рода бесы над Божьим храмом, всё равно не удастся им пробить его стены. Только рога пообломают, да хвосты пообдерут. Истина это стара, как мир, и никакой "возмущённой общественности" её опровергнуть не удастся.