4 мая 2001 года, обитель получила Государственный акт II-KM N002916 на право постоянного пользования землей в размере 46 гектар. Следует отметить, что до революции 1917 года занимаемая территория была намного обширнее.
В том же 2001 году 25 июля группа фанатиков, подзадориваемая нынешним председателем Бахчисарайской районной администрации Ильми Умеровым, а тогдашним председателем Бахчисарайского незаконного формирования "меджлис" рынулась "восстанавливать справедливость" - забирать исконно монастырскую землю с помощью палок и камней.
6.12.2005 года наместник монастыря с братией были приглашены на расширенное заседание Бахчисарайской райгосадминистрации, где татарская общественность их любезно просила для нужд города отдать земельный участок в районе Поклонного Креста площадью 12 соток. В обмен обещали "золотые горы" - это и расширить территорию за счет города, и построить объездную асфальтированную дорогу, и решить все вопросы в Исполкоме по незаконно возведенным строениям... Но учитывая то, что Православная Церковь около двух тысяч лет неизменно живет, руководствуясь правилами 7-ми Святых Вселенских Соборов, и беря во внимание 12-е правило VII Собора 787 года, которое говорит: "Если кто, епископ, или игумен, окажется что-либо из угодий, принадлежащих епископии, или монастырю, продавшим в руки властей, или отдавшим иному лицу: не твердо да будет оное отдание, по правилу святых Апостолов, глаголющему: епископ да имеет попечение о всех церковных вещах, и оными да распоряжает, яко Богу назирающу: но не позволительно ему присвоять что либо из оных, или сродникам своим дарить принадлежащее Богу; Если же суть неимущие, да подает им яко неимущим, но под сим предлогом, да не продает принадлежащего к церкви. Если поставляют в предлог, что земля причиняет убыток, и никакой пользы не доставляет: то и в сем случае не отдавать поля местным начальникам, но клирикам, или земледельцам. Если же употребят лукавый оборот, и властелин перекупит землю у клирика, или земледельца: то и в сем случае продажа да будет недействительна, и проданное да будет возвращено епископии, или монастырю: а епископ, или игумен, тако поступающий, да будет изгнан: епископ из епископии, игумен же из монастыря, яко зле расточающие то, чего не собрали", - архимандрит Силуан принципиально не пошел на какие-либо уступки. В результате чего через прессу был обвинен в "тупости и безкомпромисности".
В соответствии с Законом Украины "Об охране культурного наследия" от 8.06.2000г.,
- ст.25 "юридические и физические лица обязаны обеспечить сохранность памятников на землях, которыми они пользуются".
Согласно Земельного кодекса Украины:
- ст.95 п.г. "землепользователь имеет право сооружать жилые дома, производственные и другие строения и сооружения";
- ст.125 землепользователь обязан установить границы земельного участка в натуре.
1.11.2006 года (Исх.N140) Свято-Успенский монастырь на основании заключения Крымского филиала Института Археологии Национальной Академии наук Украины о возможности сооружения ограды монастыря N 427 от 29.08.2005 г., официально обратился с заявлением к Бахчисарайскому городскому голове Д.С.Кретову с просьбой дать разрешение на производство проектных работ по ограждению всей территории обители. Копия вышеупомянутого заключения были направлены в Бахчисарайский историко-культурный заповедник с запросом его мнения.
Почти сразу в масмедиа началась клеветническая компания против монастыря. Так 09.11.2006 на сайте ЛIГАБiзнесIнформ появилась статья "В Крыму назревает конфликт вокруг памятников архитектуры", а 18.11.2006 в газете "Урядовий кур'eр" N 218 статья Александра Кулика "Конфлiкт через неузгодження".
С подачи Постоянного Представителя Президента Украины в Автономной Республике Крым - Москаля Геннадия Геннадиевича сделана заявка, что монастырский Госакт на землю недействителен, так как у музея заповедника существуют документы на тот же земельный участок еще с 1960 года, и в связи с этим прокуратура района внесла протест прокурора. В действительности же есть только умело подделанная ксерокопия госакта заповедника с нечитаемыми данными печати. А если копнуть поглубже, то оказывается, что акт выдан музею пещерных городов, которого на то время 5 лет уже не существовало. На лицо факт грубой фальсификации. Однако это никого не интересует, как не интересует и то, что по настоящее время никаких прокурорских протестов нет. Мало того активно муссируется мнение, что монастырь якобы намерен перекрыть мусульманам доступ к Зынджырлы-медресе и кладбищу Газы-Мансур.
21.11.2006 года монастырь получил разрешение Исполкома Бахчисарайского городского Совета на ведение строительных работ по благоустройству р.Чурук-Су. Проектом, которого предусматривается кроме всего прочего и возведение части каменного ограждения обители протяженностью около 100м вдоль набережной. На данный момент, чтобы официально приступить непосредственно к строительным работам необходимо только разрешение Бахчисарайского ГАСК, выдачу которого монастырь ожидает со дня на день. Хотя, учитывая высказывания председателя Бахчисарайской райгосадминистрации И.Умерова (письмо NКО-295 от 11.12.2006г.), в положительном решении вопроса будет отказано.
Видя большие препятствия и безуспешность в строительстве ограды монастыря, вопрос был разделен на две части:
1. Строительство Святых Врат а также примыкающей к ним каменной ограды до 200 метров;
2. Строительство северо-западного участка ограждения протяженностью до 130 м на северо-восточном склоне ущелья Мариамполь.
11.01.2007 года Успенский монастырь обратился к Городскому голове с заявлением дать разрешение на производство ПРОЕКТНО-ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ по строительству Святых Врат и по строительству северо-западного участка ограждения на северо-восточном склоне ущелья Мариамполь.
Учитывая спекуляцию татар по ограде и Святым Вратам, 23 января 2007 года на совещании при главе Бахчисарайской райгосадминистрации наместник монастыря архимандрит Силуан в присутствии корреспондентов и общественности города предложил своим оппонентам следующие решения вопросов.
"1. Как известно, существует мнение, что в случае установления Святых Ворот, мусульмане и верующие иных конфессий не смогут ходить к своим святыням: на кладбища, Чуфут-Кале и т.д.
Генеральный план монастыря, разработанный институтом "КрымНИИпроект", по решению градостроительного совета Министерства архитектуры и строительной политики ПРЕДУСМОТРЕЛ ДВА ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВЪЕЗДА НА ТЕРРИТОРИЮ ЗЫНДЖЫРЛЫ МЕДРЕСЕ - с ул. Басенко - ПЕРВЫЙ - это старый въезд, который был закрыт еще руководством диспансера, и ВТОРОЙ - через р. Чурук-Су. Эти проходы либо проезды отражены на генплане.
Поскольку речь идет о возможности прохода на Чуфут-Кале и к кладбищам по единственной дороге, идущей через территорию монастыря, я предлагаю верующим, не желающим ходить под Православным Крестом, выходить на эту дорогу, минуя Святые Врата. То есть входить через ул. Басенко, а затем через площадку МИМО Святых Врат, выходить на подъем.
2. Также я предлагаю на месте ворот, отделяющих въезд на территорию заповедника (голубые ворота с проходной) ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ МОНАСТЫРЯ И ЕГО СИЛАМИ установить Врата с мусульманской символикой - с минаретами и полумесяцами, и установить памятную табличку, на которой указать, что эти Врата - подарок Успенского монастыря, восстановлены по историческим данным. Все проезды и проходы - в общем пользовании.
3. Над Святыми Вратами монастыря НЕ УСТАНАВЛИВАТЬ СИМВОЛИКИ ПРАВОСЛАВНОЙ.
Это будут просто врата, отделяющие территорию монастыря от территории города. На Святых Вратах разместить сведения о том, что это воссозданные врата, взамен снесенных в период лихолетья.
4. На въезде в старый город установлен памятник писателю, поэту, общественному деятелю Исмаилу Гаспринскому. Памятник гипсовый и на нем облезает краска от непогоды. Я предлагаю сам лично дважды в год - весной и осенью - проводить его покраску пока буду жив. За других отвечать не берусь.
Также обустраивать территорию вокруг памятника - высаживать цветы и до поздней осени ухаживать за ними. Я хочу показать, что не отношусь презренно к татарам и их Вере - несть иудей, ни еллин: несть раб, ни свободен несть мужеский пол, ни женский: вси бо едино есте о Христе Иисусе (Гал. 3: 26-28)
Кстати, Исмаил Гаспринский написал замечательные слова об отношениях татар к России:
"Я не пожертвовал бы одной капли чернила для этих заметок, если бы одну минуту сомневался в блестящем будущем своего отечества и живущего в нем мусульманства. Я верю, что рано или поздно РУССКОЕ МУСУЛЬМАНСТВО, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства" (И.Гаспринкий, "Русское мусульманство" Симферополь, 1881 г.)
5. Кроме того, я предлагаю один раз в неделю вести службу в монастыре на крымско-татарском языке. Но этот вопрос возможно придется решить не здесь.
Считаю, что таким образом мы начнем восстановление того мира, спокойствия и лада, который существовал между монастырем, его наместниками и ханами до 1917 г., когда ни у кого из них не было друг к другу претензий ни по какому поводу, а были мир, совет да любовь".
Через несколько недель на очередной встрече при Бахчисарайской райгосадминистрации муфтием мусульман Крыма Эмир-Али эфенди предложения наместника Успенского монастыря было отвергнуто напрочь. Даже наоборот прозвучали слова: "На самом деле он не желает сделать шаг навстречу представителям нашей конфессии.... Строительство ворот и тем более забора чревато возникновением конфликта. А мы этого не хотим".
Беря во внимание тот факт, что городские власти во главе с мэром г.Бахчисарай Кретовым Д.С. всячески пытаются противодействовать монастырю, оправдывая это, якобы недопущением межнационального конфликта, 29.03. 2007г., большинством депутатов городского Совета на предварительном заседании было принято решение о вынесении 30.03.2007 г, на рассмотрение сессии следующих вопросов:
1. О разрешении производства проектно-изыскательских работ по строительству Святых Врат и примыкающего к ним каменного ограждения протяженностью до 200м., в границах Успенского монастыря Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви при въезде с улицы Басенко в г.Бахчисарай;
2. О разрешении производства проектно-изыскательских работ по установке твердых границ северо-западного участка ограждения протяженностью до 130 м., на северо-восточном склоне ущелья Мариамполь в границах Успенского монастыря Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви в г.Бахчисарай.
3. О разрешении оформления выстроенных зданий на территории Успенского монастыря Симферопольской и Крымской епархии Украинской православной церкви в г.Бахчисарай.
Со стороны властных структур города, района, автономии о.Силуану последовали телефонные обращения со слезной просьбой не выносить на сессию городского Совета монастырские вопросы. Взамен звучали обещания мирно решить все проблемы через Исполком в течение ближайшего времени. Учитывая сложившуюся ситуацию, монастырь пошел на уступку - вышеупомянутые вопросы депутатами не рассматривались.
Однако по состоянию на 16.04.2007 года так и не наблюдается того, чтобы кто-либо из власть имущих прилагал усилия к решению возникших проблем. Все пущено на самотек, и учитывая тенденции и высказывания татар в прессе, закончится кровопролитием.
КАКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ?
1. Построить для мусульман 2 отдельных въезда на территорию медресе с улицы Басенко, так как это было несколько десятилетий назад (монастырь предлагает сделать это за свой счет).
ЭТО СРАЗУ СНИМАЕТ НАПРЯЖЕННОСТЬ СИТУАЦИИ НА 50 % ТАК КАК НЕ ДАЕТ ТАТАРАМ СПИКУЛИРОВАТЬ НА ТОМ, ЧТО МОЛ МОНАСТЫРЬ постройкой Святых Врат ЗАКРЫВАЕ ДОСТУП В МЕДРЕСЕ.
2. Разрешить монастырю полностью оградить свою территорию, чтобы тем самым в дальнейшем исключить возможность притязаний на земли и возникновение вокруг этого каких-либо конфликтов.
3. Открыть для посещения Чуфут-Кале восточные врата. Для этого необходимо построить объездную асфальтированную дорогу длиной около 5 км, что дает возможность мусульманам беспрепятственно посещать кладбище Газы-Мансур (минуя территорию монастыря).
4. Прекращение частными предпринимателями незаконной торговли на территории монастыря при въезде с ул.Басенко, так как это подталкивает на скорейшее строительство Святых Врат и изоляцию территории от мирской суеты.