"Егда грешная, - воспевает в этот день святая Церковь, - приношаше миро, тогда ученика, соглашашеся пребеззаконным; овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное: сей же тщашеся продати Безценнаго; сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся; сия свобождашася, а Туда раб бываше врагу;" "о Иудина окаянства, от негоже избави, Боже, души наша."
Настольная книга священнослужителя. 2004
Тропарь, гл. 8.
Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа; блюди убо душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас.
Кондак, гл. 4.
Паче блудницы, Блаже, беззаконновав, слез тучи никакоже Тебе принесох: но молчанием моляся припадаю ти, любовию облобызан пречистии Твои нози, як о да оставление мне яко Владыка подаси долгов, зовущу Ти: Спасе, от скверных дел моих избави мя.
СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФАН ЗАТВОРНИК
СЛОВО В ВЕЛИКУЮ СРЕДУ

С этим же, братие, выхожу и к вам. Я предполагал изобразить пред вами черноту Иудина предательства. А теперь говорю: оставим Иуду. Пересмотрим лучше свои дела, чтоб вычистить из жизни своей все, что носит какую-либо черту характера Иудина, и тем избежать падшей на него кары небесной. Что особенно поразительно в Иуде - это то, что ведь во время пребывания своего с Господом он был по жизни точь-в-точь то же, что и все Апостолы. С ними ел, пил, ходил, проводил ночи, с ними слышал поучения и видел чудеса Господа, с ними терпел все нужды, ходил даже на проповедь Евангелия, и может быть творил чудеса именем Господа; ни Апостолы, ни другие, никакой от себя особенности в нем не видели. А между тем, под конец, видите, что вышло? Откуда же этот плод? Конечно, изнутри, из души. И вот, видите, внутри души зрело то, чему во все время не было никаких признаков снаружи. Знал ли даже сам Иуда, что у сердца своего он лелеял такую змею, которая сгубит его наконец? По обычаю врага нашего скрывать узы, коими опутывает он грешника, главную страсть всегда закрывает он разными сторонними благовидностями от сознания и даже совести, и только тогда, как рассчитывает на верную погибель человека, выпускает ее - напасть - на него со всею неудержимою яростию. Можно, судя по сему, думать, что Иуда не видел всего безобразия своей страсти и сам себя сознавал не худшим других Апостолов. И пал, как бы не предвидя того.
Имея сие в мысли, братие, обратимся к себе и строгое учиним исследование самых сокровеннейших движений сердца своего, не останавливаясь на своей незазорной внешности. По внешности, посмотрите, чем мы худы? А между тем, кто знает, может быть вокруг сердца увивается такой змей, который готов погубить нас, - и погубит, только представься случай. Припомню вам мысль св. Макария Египетского, который говорит: "не хвались никакими делами и никакими подвигами. Но если ты сошел в самую глубь сердца своего и убил гнездящегося там змея, отравляющего ядом своим все проявления жизни твоей, тогда воздай благодарение Господу.
Это разумел он или живущий в нас грех, или главную страсть каждого, в которую преобразуется тот грех. И вот на что паче всего обратите внимание при предлежащем вам самоиспытании и исповеди. Ищите главную свою страсть. Ее обличите, ее выбросьте вон, Не требует от тебя Господь, - говорит другой старец, - поста, когда страдаешь своекорыстием. Дай ему простоту милостынноподаяния. Не требует от тебя Господь знатных и славных дел, когда ты заражен тщеславием. Дай ему смирение и самоуничижение. Так и во всем другом. Господь хочет, чтоб мы ту особенно страсть обличили в себе и победить пообещались, которая нас паче одолевает, и в той особенно добродетели отличались, которая противоположна одолевающей нас страсти. Когда это сделаешь, тогда и все другие добродетели придут в строй и силу, а страсти ослабеют, ибо оне держатся обычно около господствующей нашей страсти.
Но обратимся опять к Иуде. Так носил он занозу в сердце своем. Представился случай, страсть закипела. Враг взял его бедного за сию страсть, отуманил его ум и совесть, и повел как слепого, или связанного невольника, сначала на злодеяние, а потом и в пагубу отчаяния. А ведь этого не было бы, если б он Господу открыл свою страсть. Врач душ тотчас бы уврачевал болезнь души его. И Иуда был бы спасен. То же и с нами будет, если не откроем духовному отцу своей страсти. Теперь она притихнет; но после, лишь только случай, сейчас падение. Если же откроемся, сокрушимся, положим намерение не поддаваться, и попросим у Господа помощи на то, тогда верно устоим: ибо болий есть Иже в нас, нежели иже в мире (1 Иоан. 4, 4). Господь благодатию Своею, в час разрешения, убьет страсть И ж положит семя противоположной ей добродетели. И тогда приложи только труд небольшой, и, при помощи Божией, не будешь уже более валяться в страстях безчестия, и открытым лицем начнешь взирать и ко Господу, и ко Святым, и ко всем христианам.
Еще немного времени, и Господь приидет к вам, и сотворит у вас вечерю Себе с вами. Готовьтесь! Выбросьте из сердца все противное Господу, сметите всякую пыль сердечными воздыханиями, отмойте всякое пятно слезами сокрушения, чтоб, вошедши к вам, Господь нашел храмину сердца вашего убрану, постлану, вычищену. Да не будет между вами похожих на Иуду. И Иуда, как и прочие Апостолы, равно слышал: "по двою дню Пасха будет". Но Апостолы подошли ко Господу и говорили: "где хощеши, уготоваем Ти ясти Пасху?" А Иуда что? Пошел и продал Господа. А на вечерю все же таки пришел на ряду с другими. Неужели и между вами завтра будут такие? О, да не будет! Еще есть время. Подите, и всякий по мере сил своих, поусердствуйте достойными явиться принятия Господа в святых Его Тайнах" Сознайтесь, в чем виноваты, поплачьте и скажите: не будем, Господи! Помоги нам устоять в предняя! Это главное, чего хощет Господь. Безпечных же между вами да же будет. Да не будет и таких, кои приступают к Тайнам, как пришлось, без мысли и чувства и без всякой заботы о приготовлении. Особенно же да не будет таких, кои, не отвергшись своей страсти, не только намерения не имеют воздерживаться от дел ея, но тут же нечужды соуслаждения ими и склонения на них. Такой точь-в-точь Иуда: телом на вечере, а сердцем в предательских замыслах. И такому, когда по причащении Христовых Таин будет он лобзать чашу, не скажет ли ему в совести его Господь: лобзанием ли Сына Человеческаго предаеши?
Господь и Спаситель наш, Матерь Божия Пречистая, и все Святые да помогут вам причаститься в оставление грехов и жизнь вечную! Аминь.
31-го марта 1865 г.