Матушка Нина Дьяконова: "Никогда не хотелось родиться в другой семье..."

0
313
Время на чтение 5 минут
Однажды моя однокурсница Таня спросила: "Как узнать, не святой ли мой дедушка? Он был священником, служил в Коми и в тридцать седьмом году был расстрелян. В деревне, где дедушка служил, его почитают как святого". Через несколько месяцев Таня рассказала мне, что, действительно, ее дедушка был канонизирован на Архиерейском Соборе 2000 года. Этот случай поразил меня: впервые я встретилась со святостью не на страницах жития и не в храме, а так неправдоподобно буднично.

В XX столетии было так много исповедников веры, что в истории почти каждой семьи есть теперь если не святые, то свои "местночтимые" подвижники. Об одной такой семье мне рассказала матушка Нина Дьяконова, регент хора петербургского храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

- Моя бабушка по маминой линии прожила с дедушкой всю жизнь. У них был только один ребенок - моя мама. Больше детей бабушка иметь не могла, и по согласию с дедушкой еще в молодые годы приняла монашество. В миру бабушку звали Софией, в монашестве - схимонахиней Михаилой. Жили они недалеко от Красноярска, в Ачинске, там у них был свой дом. Жили в достатке, имели свое хозяйство, трудились... Но пришла советская власть, всех стали раскулачивать, под общую гребенку попали и дедушка с бабушкой. Оставшуюся жизнь они прожили довольно скромно, но никогда я не слышала, чтобы они с какой-то горечью вспоминали о том, как их всего лишили. Ну, лишили и лишили.

Жизнь они вели духовную, много молились, вычитывали монашеское правило. Сколько я помню - вся их жизнь в молитве проходила. Между молитвами что-то приготовят, сделают какие-то дела по дому, и опять: "Ой, надо уже читать!" С ними жила и сестра моего папы - монахиня Мария.

Игумен Софроний, епископ Ачинский Антоний (Миловидов), игумен Михаил (Попов)Под Красноярском находился женский Ново-Дивеевский монастырь. С сестрами этого монастыря у бабушки были очень близкие отношения. Особенно близка ей была матушка Антония, иконописец, много икон она написала и для нашей семьи. Когда монастырь закрыли, матушка Антония и сестры поздними вечерами часто собирались у бабушки с дедушкой. Они подолгу молились, а иногда, когда приходил батюшка, совершали богослужение. В городе был большой кафедральный собор, но он был захвачен обновленцами, и ни наша семья, ни сестры туда не ходили. Принимала бабушка у себя и епископов. Очень близок был нашей семье епископ Ачинский Антоний (Миловидов), он окормлял и нас, и сестер, которые после закрытия монастыря жили небольшой общинкой. Потом владыка Антоний умер в ссылке.

Окормлял нашу семью и схиепископ Петр, прозорливый старец, сосланный в Сибирь. Он предсказал своим духовным детям, в том числе и моей маме, многие события их жизни. Его фамилия была Федосихин-Сурский, он был дворянского происхождения. Говорили, что одно время он был духовником царской семьи, но этого я с уверенностью сказать не могу. А крестил всех детей в нашей семье, в том числе и меня, иеромонах Феоктист. Бабушка часто вязала теплые вещи и носила их заключенным священникам, знакомым и незнакомым.

Помню рассказы бабушки о том, что у ее родителей было пять дочерей и сын Александр - самый младший в семье. Однажды к ним в дом пришли большевики и стали требовать, чтобы Александр работал на них, но он ответил, что останется верным царю и Отечеству. Большевики пришли в ярость и расстреляли его прямо на глазах у родителей. А отца забрали - и все, больше они ничего о нем не слышали. Скорее всего, он был расстрелян, или, может быть, умер где-нибудь в ссылке...

В молитвенных собраниях в бабушкином доме принимала участие и моя вторая бабушка, Анна. Дедушка, ее муж, всю жизнь был псаломщиком в храме. У них была дочь Мария и трое сыновей, самым младшим был мой папа. Дедушка был репрессирован и оказался с большой семьей совершенно без денег, без всяких средств к существованию. Однажды он был вынужден поехать куда-то за продуктами, в дороге получил крупозное воспаление легких и очень быстро скончался. Папе моему было тогда шесть лет. Его мама впоследствии тоже приняла монашество.

Два папиных старших брата после смерти отца были вынуждены пойти работать. Они были совсем юные, и советская власть их так обработала, что на духовный путь они так и не встали. Оба погибли на войне. А вот сестра Мария смолоду приняла монашество и всю жизнь была псаломщицей в храме.

Мой папа, Геннадий Потепкин, прошел всю Отечественную войну, он был тогда совсем молоденьким, неженатым. Он даже имел награды, но никто на эти награды никогда не обращал внимания. Может, только в самые-самые последние годы официально его как-то поздравили пару раз. Хотя заслуги у него были очень даже большие! Папа имел очень тонкий слух и был разведчиком. Ценные сведения мог на огромном расстоянии слышать. Ему даже говорили, что, мол, военная карьера тебе обеспечена, только ты от религии отойди - и мы тебя продвинем. Но папа на это не согласился: он с детства был в храме, пел там, его всегда туда тянуло. Поэтому, проработав какое-то время инженером, папа решил принять священство. Мне было тогда лет пять-шесть.

Протоиерей Геннадий ПотепкинПапа служил в Красноярске, в большом соборе. Он был Богородичный, но точного названия я не помню. Помню, что над входом в храм была икона, которую как ни закрашивали, как ни замазывали - она всегда проявлялась. Когда мы проезжали мимо этого храма, всегда смотрели на нее. Потом собор закрыли, оставили в городе две маленькие кладбищенские церквушки. Папа служил там, а потом мы переехали в Томск, и он стал служить в Петропавловском соборе.

Потом мои родители переехали из Сибири на Кавказ, и какое-то время мы жили там, знакомы были со старцами. Вы, наверное, слышали, что в Грузии жил схиархимандрит Виталий, потом о нем даже книжечка вышла с воспоминаниями его духовных чад. Я и сама к батюшке ездила...

На Кавказе папе в разных храмах служить приходилось. Какое-то время пришлось просто регентом работать - не было места священника. У него был очень хороший слух и голос, можно сказать, дар Божий.

В советское время, конечно, и нам, детям, пришлось в какой-то степени испытать притеснения. Особенно сильно - в Красноярске, в школе. Нас было у папы с мамой шесть человек, но мне и брату Саше досталось почему-то больше всех. Могли, например, в классе, при всех, поднять, начать позорить: вот, у нас, мол, такая-то ходит в церковь, какой стыд! Ну, естественно, и дети, с подачи учителей, тоже начинали нас "перевоспитывать". Кто ударит, кто еще какую-то пакость сделает. Меня попихой обзывали постоянно. А папа улыбался и говорил: "Ну, будешь, наверное, попадьей". Родители нас, естественно, предупреждали, что такие явления будут, и я достаточно осознанно все это воспринимала. И Господь миловал - никогда не хотелось родиться в другой семье, жить как-то по-другому.

Мои дети не так давно школу закончили, старший сейчас на четвертом курсе института, младший второй год учится. В школе они учились совсем в другое время. Многие учителя, наоборот, с пониманием, с уважением относились к тому, что папа у них священник. Батюшку даже вызывали освящать класс, в котором учился младший сын. И у одноклассников в целом нормальное к ним отношение было. Но некоторые почему-то все-таки относились к ним агрессивно, хотя, конечно, никто при этом не говорил, что им именно за веру достается. Особенно эта агрессия обострялась в Великий пост. Это было так заметно: какие-то гадости начинали строить, постоянно как-то терроризировать...

Молитвенная помощь родных, и живых, и усопших, очень ощущается. Особенно - молитва родителей. Папа у меня уже покойный, мама жива. Думаю, что без их помощи все было бы совсем по-другому.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
Христос Воскресе!
Новый комментарий от Человек
04.05.2024 11:43
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
04.05.2024 01:32
Россию превращают в пародию…
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 16:48
Зачем ждать неминуемого финансового краха?
Новый комментарий от kudesnik
03.05.2024 15:40
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 15:31
Подвиг священника о. Стефана Щербаковского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
03.05.2024 09:08