В белых, белых горах...

Поездка в Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь

0
177
Время на чтение 6 минут

"Редкий путешественник по Крыму
не посещал сей скалы и ея древнего храма..."



Для православного жителя средней полосы или северной части России события Евангелия давным-давно словно вписались в родной пейзаж. Будто бы и вправду по этой земле, среди этих тонких берез и осин, по болотистым тропам, а не по горячим камням далекой Палестины ходил Христос. Вот на картине Нестерова "Святая Русь" стоит Он на талом снегу, среди по-зимнему обнаженных деревьев и елей, и так естественно и словно бы даже узнаваемо это, что не сразу и удивишься.

И когда ему, этому человеку северной части России, доведется попасть в края, куда больше похожие на те места, где разворачивались события Священного Писания, он словно не узнает их, словно не может внутренне согласиться с этим. Вот и море, и горы, и каменистые тропы в горах, и оливы, и виноградники... Вот и пещеры в горах, пещеры, вспомни, это же Рождество, это же Воскресение...

Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырьВ белых, белых горах возносится он над землей - Бахчисарайский Свято-Успенский пещерный мужской монастырь, который называют еще крымским Афоном. Автору этих строк, на этот раз, увы, не паломнику, а туристу, довелось побывать в сей древней обители в знаменательный для нее день - канун престольного праздника, Успения Пресвятой Богородицы. Праздника, двойного для обители, потому что именно в этот день произошло событие, после которого и был основан монастырь - обретение чудотворной Бахчисарайской иконы Божией Матери. Вот как рассказывает об этом событии древнее предание.

"Бысть в онех каменных горах (где ныне скит) некогда змий великий, людей и скоты пожирающий, и того ради людие от места того отбежавши, пусто оставиша; но яко тамо в то время жили греки и генуэзсцы, молишася Пресвятой Богородице, дабы их от онаго змия свободила, и тако единаго времени нощью узреша в горе той свещу горящу, идеже не могущи крутыя ради горы взыти, вытесавши ступени из камени, и приидоша тамо, идеже свеща горяще, и обретоша образ Пресвятой Богородицы и свещу пред ним горящу; тамо близко того образа и змия того обретоша мертва разседшася. И тако радостни будучи, велие благодарение Богови воздаша, избавителю от таковаго змия, его же изсекши в части, сожгоша огнем, и от того времени жителие тамошние часто начата ходити тамо и молитися Пресвятой Богородице"" [1].

А вот иное предание об основании монастыря, предание, которое роднит икону Божией Матери Бахчисарайскую с Ее чудотворной иконой "Вратарница".

"В давно минувшия времена пастух одного князька Топарха, по имени Михаил, загнал однажды для пастьбы стадо свое в нынешний Успенский овраг и увидел здесь на скале, в 10 саженях от земли, икону Богоматери и пред нею свечу. Пораженный чудесным явлением, он тотчас дал знать об этом своим начальникам, и, когда весть эта дошла до слуха князька, он приказал взять икону с высоты и перенести в его дом, находившийся в окрестных горах. Несмотря на благоговение, с каким принята была св. икона домохозяином, на другой день ея не оказалось в доме: она опять стояла на прежнем месте, на скале. То же самое повторилось и в другой раз, когда вздумали снова взять ее со скалы. Тогда все поняли, что Богоматери не угодно, чтобы св. лик Ея находился в другом каком месте, кроме той скалы, где он явился: не медля решились устроить малый храм в самой скале, против того места, где явилась св. икона. Изсекли внутри скалы пещеру, а снаружи лестницу к ней и в сей пещере-храме поместили новоявленную икону. Явление св. иконы произошло 15 августа, посему новый храм посвящен Успению Богоматери" [2].

Бахчисарайская икона Божией МатериКогда же именно был основан монастырь? По одной версии, он зародился в этих скалах в глубокой древности, в VIII-IX веках, когда византийские христиане скрывались здесь от ереси иконоборчества. По второй версии, обитель была перенесена сюда в XIV-XV веке c противоположной стороны ущелья, где и сейчас находятся живописные развалины древнего города Чуфут-Кале.

Рассказывают, что находившийся в монастыре образ Божией Матери обладал такой благодатной силой, что был почитаем даже среди татар, хотя они и были настроены враждебно к христианам и особенно к духовенству. Тем не менее, православный монастырь они ласково называли "Майрим-Анай" - Матушка Мария, а глубокое ущелье, отделяющее обитель от города - Марьям-дере (ущелье Марии). К концу XVII века монастырь стал центром Православия в Крыму.

В 1778 году, с соизволения Императрицы Екатерины II, русский главнокомандующий Румянцев предложил местному правящему архиерею, митрополиту Игнатию, вместе со всеми крымскими христианами переселиться в Россию. Паства, уставшая от постоянных притеснений мусульманами, согласилась, и в этом же году крымские христиане переселились в Азовскую губернию. Там выходцами из поселения Марианополь, находившегося у подножия Успенского монастыря, был основан город Мариуполь. В его окрестностях с тех пор находилась и чудотворная икона Богородицы, перенесенная сюда из обители.

С уходом из Крыма христиан жизнь монастыря приостановилась. Одно время в монастыре жил и совершал богослужения греческий священник, затем монастырь превратился в кладбищенскую церковь. Но даже в это время в святое место, избранное Божией Матерью, продолжали приходить паломники. От иконы Успения Божией Матери происходили чудеса - до нас дошли сведения об исцелении скорченного юноши и об избавлении от злого духа офицера Анастасия Дуси. В числе паломников в разные годы бывали здесь и члены Дома Романовых. Так, в 1818 году в святом месте побывал Император Александр I. Велев подать себе свечу и лестницу, он поднялся к тому месту на скале, где была обретена чудотворная икона Пресвятой Богородицы, приложился к образу Божией Матери, написанному на каменной стене, и поставил перед ним зажженную свечу.

Звонница Бахчисарайского монастыряВ 1850 году состоялось торжественное открытие Бахчисарайского Успенского скита, а последующие десятилетия стали для монастыря временем расцвета. В обители было пять действующих храмов. Три из них были устроены в пещерах: Успенская церковь, храм во имя святого апостола и евангелиста Марка и церковь в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Две другие церкви были построены на земле - храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца и церковь в честь святителя Иннокентия Иркутского. Монастырю принадлежал великолепный фруктовый сад; на вершине горы, там, куда по сей день подымаются древние каменные ступени, был разбит виноградник...

Нетрудно догадаться, когда завершилось это благодатное время...

В 1921 году монастырь был признан "гнездом контрреволюционного подполья" и закрыт, а на его территории стала действовать колония инвалидов. Через несколько лет постройки обители были проданы трудовой колонии и затем разобраны на строительные материалы. Но пришел конец и этому запустению - в 1993 году в обители была возобновлена монашеская жизнь.

Когда наша группа оказалась в обители, было только три часа дня, но на монастырской звоннице уже звонили колокола, приглашая паломников на всенощное бдение. Паломников... А я нынче туристка. И моя получасовая экскурсия по монастырю подходит к концу. Ведь Успенская обитель - только небольшой участок нашего путешествия, между дворцом хана Гирея и средневековым городом Чуфут-Кале.

Средневековый высокогорный город Чуфут-Кале, я тоже очень хотела бы встретиться с тобой, но ведь я совсем не успела познакомиться с монастырем. А потому, когда группа стала спускаться на дно ущелья, чтобы затем взойти на головокружительную высоту, я повернулась и пошла в обратную сторону.

Что успею понять я, что смогу узнать о монастыре за то короткое время, пока туристическая группа совершит подъем на противоположный склон и вернется назад? Ничего. Но я успею зайти в храм, успею выйти из него и хоть немного оглядеться по сторонам.

Поднимаюсь на скалу по каменной лестнице, прохожу сквозь белую звонницу, и вот я у входа в пещерный Успенский храм. Он очень небольшой, но праздничная всенощная только-только началась, и сюда еще вмещаются все богомольцы, еще можно даже приложиться к иконе Успения Божией Матери... Здесь вся братия, здесь богомольцы со всех концов Крыма, Украины, здесь наверняка есть паломники и из России. Говорят, ежегодно сюда приезжают более 120 тысяч паломников.

Но где же чудотворная Бахчисарайская икона, много веков назад таинственным образом появившаяся на этой скале? До 1918 года она находилась в Успенском храме неподалеку от Мариуполя, а о том, что стало с ней потом, знает сейчас, может быть, один только Господь. Как говорят некоторые, икона будет обретена тогда, когда отстроится древний Успенский монастырь... А он, с Божией помощью, отстраивается. Восстанавливаются пещерные храмы, в двух из них - Успенском и церкви святого апостола и евангелиста Марка - совершаются богослужения. Уже собралось четырнадцать человек братии, живут в монастыре и около сорока послушников.

Монашествующие и послушники трудятся в мастерских по пошиву одежды, по изготовлению свечей, в иконописных и ювелирных мастерских. Обитель держит небольшое стадо коз - они живут в помещениях, устроенных в пещерах на противоположной стороне ущелья. В маленьких пещерках на том же склоне находятся и ульи.

Пока паломники молятся в храме, туристы прохаживаются за его дверьми. Вот белокурая красавица в коротких шортах позирует фотографу на лестнице, ведущей к звоннице. Вот, весело журча, проходит через монастырь вереница иностранцев. А вот, уже вернувшись из Чуфут-Кале, покупает маленький Бахчисарайский образок Божией Матери кто-то из моей группы.

Мы спускаемся вниз, туда, где ждет нас кафе, в котором мы неминуемо должны пообедать, и автобус, который увезет нас обратно, в маленький поселок под Феодосией. Поздно вечером я буду дома. А дней через десять увижу из окна поезда родные тонкие березы и осины, так и не поняв для себя, что это такое - жизнь в монастыре среди скал, литургия в пещерной церкви, крестный ход по горной дороге.

Покидая монастырь, услышала напоследок слова паломницы, тянущей за руку вверх по горе больного мальчика лет шести.

- Одеяло теплое взяла с собой... Если в монастыре не получится разместиться, поспим на улице, ничего!

Вот как надо приезжать в монастырь... Господи, помоги им!

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 - Бахчисарайский Успенский скит. Исторический очерк. Одесса, 1908. (Репринт.) С. 5-6.
2 - Там же. С. 6-7.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 14:50
Терпение и спокойствие
Новый комментарий от C. Гальперин
25.04.2024 14:38
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
25.04.2024 13:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:23
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 13:21