itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Малая свеча к иконе великого русского святого

0
245
Время на чтение 6 минут
2 июля - день памяти святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, прославленного в лике святых Русской Зарубежной Церковью 12 лет назад. В нынешнем году исполняется 110 лет со дня рождения и 40 лет со времени блаженной кончины святого .

Архиепископ Иоанн (Максимович) Шанхайский и Сан-Францисский Двадцатый век в историю России и Русской Церкви вписан кровью российских Новомучеников и Исповедников. Числа им никто не знает, кроме одного Бога. И те имена, которыми украсились ныне Русские Святцы, - это всё еще малая часть имён, составляющих славу нашей Родины и нашей Церкви.

Двадцатый век расколол Россию, разорвал русский народ так, что огромная его часть оказалась на долгие, долгие годы вдали от родной земли и от родного неба. Даже и Церковь Русская в эти страшные годы не сумела сохранить единство, и это, быть может, самое горькое и обидное из всего, что случилось с русскими в ушедшем столетии.

Времена медленно, но всё же меняются. Русских православных людей, оказавшихся в этом трагическом разобщении, теперь всё крепче соединяют они, наши Новомученики и Исповедники, наши молитвенники и небесные ходатаи, наши свидетели перед Богом о том, что Россия жива, и что залогом её дальнейшей жизни в Боге может и должно стать так давно чаемое всеми нами единство. Единство разобщённых некогда родных братьев.

Русская Православная Церковь Заграницей не только положила начало прославлению Новых Мучеников российских в лике святых. Она и сама озарилась именем святого, который разделил с этой частью Единой (да будет так!) Русской Церкви все её неисчислимые мытарства, невзгоды и скорби на чужбине. Это имя теперь - не только драгоценная жемчужина Русского Зарубежья; оно всё более и ярче начинает светить самой России, которая некогда подарила мiру этот дивный светильник духа.

Владыка Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский, а впоследствии Сан-Францисский, возвращается в Россию - к русскому верующему сердцу, к тем, кто в течение многих лет узнавал об этом святом Божием угоднике по малым крупицам, доходившим сюда из далёкого Зарубежья. Он возвращается в Россию всё большим числом книг о его удивительном подвижническом житии, всё прибывающими свидетельствами множества людей во всём православном мiре, в жизнь которых святитель Иоанн входит своими поразительными чудесами. Многие верующие в России не только имеют у себя дома иконки св.Иоанна Чудотворца и благоговейно молятся ему. Доподлинно известно, что на всём огромном русском пространстве православные люди с надеждой ожидают общецерковного прославления святителя Иоанна, чтобы и храмы наши украсились изображениями так горячо любимого и почитаемого народом святого. Чтобы соборным голосом всей Русской Церкви возносилось величание этому "Чудотворцу последних времён", как называл владыку Иоанна его ученик - приснопамятный иеромонах Серафим (Роуз).

Много удивительного вместила в себе личность владыки Иоанна Максимовича. Перечитывая его жизнеописание, поражаешься тому, как этот вечно бодрствующий пастырь Христова стада (неусыпающий в буквальном смысле слова, ибо с момента монашеского пострига и всю жизнь этот человек уже не позволял себе отдыхать лёжа!), как находил он в себе силы успевать везде, где его ждали, где в нём была сиюминутная и крайняя нужда, где от его участия и помощи часто зависела чья-то жизнь. Для него не существовало никаких препятствий, если они вставали на пути его неизмеримой любви к человеку, его сострадания и потребности кому-то немедленно оказать помощь. В 1940 году, когда Шанхай разделён был на три зоны, контролировавшиеся китайскими, английскими и японскими войсками, когда в городе постоянно происходили ожесточённые перестрелки, а жители боялись выходить на улицы, епископ Иоанн Максимович бесстрашно отправлялся в самые опасные места Шанхая в поиске детей-сирот, среди которых зачастую были и китайские дети.

Он возвращался в подряснике, изодранном колючей проволокой заграждений, каждый раз ведя за собой хотя бы одного вырванного у смерти ребёнка. Созданный им в Шанхае детский приют во имя Свт.Тихона Задонского спас от неминуемой гибели сотни несчастных детей. Жизнь владыки Иоанна проходила не только в молитве и богослужении, что в первую очередь должно составлять жизнь монаха и епископа. Вся его жизнь целиком и в любое время принадлежала тем, кому она так или иначе была нужна. И очень часто в его помощи нуждались те, кто уже ни от кого не ждал помощи или не рассчитывал на простое человеческое сочувствие. Находить несчастных и помогать им было такой же неотъемлемой частью жизни владыки Иоанна, как и молитвенный монашеский труд. О нём, ещё молодом иеромонахе, говорил святитель Николай Велимирович: "Хотите увидеть живого святого - идите к отцу Иоанну". Повсюду, куда вела его рука Господня, - в Китае, на Филиппинах, в Западной Европе, в Америке - он всегда был среди русского рассеяния, рядом с русской болью, с русской трагедией, но и с русской надеждой. Исчислить всё, что сумел сделать для русского сердца на чужбине этот с виду такой не слишком уж представительный и полный сил человек, не сможет, наверное, никто. Потому что многое, сделанное этим добрым пастырем, сделано было при свидетельстве одного только Бога.

Есть одна удивительная черта в облике владыки Иоанна, которая прямо наводит на мысль о том, что этот угодник Божий нёс на своих плечах ещё и крестный подвиг добровольного юродства ради Христа. На многих сохранившихся фотографиях можно видеть святителя, который самым своим видом изрядно "выпадает" из привычно важного или строгого облика православного архиерея: эта маленькая и непременно какая-то угловатая фигура владыки Иоанна в торжественном и чинном ряду прочих архиереев. Или его смеющееся совершенно детским смехом лицо, и это же лицо, но уже запечатлённое суровостью и строгостью, в искренность которых как-то не особенно верится. Или вот этот архиепископский чёрный клобук с белым крестом, - клобук, который так вдруг несуразно сбился куда-то на сторону. Даже на иных иконописных изображениях владыка Иоанн остаётся в этом покривившемся клобуке! Словно из вечности подаёт нам знак: "И об одежде что заботитесь?.." (Мф. 6;28). Будто бы и в самом деле - много нам пользы от внешнего благообразия, когда внутри у нас может скрываться кромешный ад. Как тут не упомянуть один эпизод из жизни св.Иоанна, который приключился ещё в его молодости. Будучи священником одной из русских церквей в Париже, отец Иоанн Максимович вызвал однажды негодование в среде некоторых прихожан-аристократов, которые пожаловались митрополиту Евлогию, что архимандрит Иоанн ходит по Елисейским Полям босиком! Архипастырь направил о.Иоанну письменное распоряжение, чтобы тот отныне "непременно носил башмаки". На следующий день в городе видели серьёзного о.Иоанна Максимовича, спешащего, как всегда, по делам, по-прежнему босого, но... с башмаками подмышкой.

Владыка Иоанн был неутомимым проповедником, и книги с его проповедями сейчас находят читателя и в России. Но, быть может, мало кто знает, что этот проповедник не только не отличался красноречием, но был, подобно Пророку Моисею, косноязычен. Когда я не так давно впервые в жизни услышал голос владыки Иоанна в записи, то, каюсь, в первые минуты ужасно смутился от того, что не мог разобрать почти ни единого слова проповеди. Нет, это не был дефект записи. По мере того, как продолжал слушать, я вдруг стал не только понимать всё, о чем говорил проповедник, но и нечто другое - ту тяжесть креста внешнего уничижения и (куда ж без этого!) поругания среди человеков, которые святителю Иоанну сполна довелось испить в своей жизни, отдаваемой безраздельно людям. Он проповедовал слово Господне ("Горе мне, если не проповедую!"), веря и зная, что это слово обязательно дойдёт до человеческого сердца, и, не заботясь о внешнем благозвучии и красоте речи. Его слово было, быть может, безыскусно, но это было слово со властью!

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-ФранцисскийОчевидцы свидетельствуют, что первые случаи необыкновенной прозорливости святителя Иоанна Максимовича и чудесные исцеления по его молитвам замечены были ещё в Шанхае, где владыка находился в самом сердце большой русской беженской среды. Для этих, по большей части, несчастных людей, выброшенных обстоятельствами жизни из Родины на чужбину, русский епископ явился в одном лице Аароном и Моисеем, священником и вождём в горьких скитаниях народа, который был поручен ему Самим Богом. Сегодня написаны уже целые книги живых свидетельств о том, что для сотен и тысяч людей делала и продолжает делать молитва дивного Чудотворца Иоанна.

Семьдесят лет земной жизни святителя - обычный возраст человеческого пути до того порога, за которым венчается путь каждой человеческой жизни. Душа праведника вернулась в объятия Отчи, а своими нетленными святыми мощами святитель Иоанн Максимович освящает далёкую от России землю Калифорнии. Русские паломники, всё чаще сегодня прибывающие в Сан-Франциско, едут туда именно к святому Иоанну, которого знают, любят и почитают. От его священной гробницы привозят они благодатный целебный елей, как знак неоскудевающей милости владыки Иоанна ко всем, ради кого продолжает он свой неусыпный подвиг любви и предстательства у Господа.

Святитель Иоанн много говорил о грядущем единстве Русской Православной Церкви, свято веруя в то, что придёт благословенный и радостный день, когда, по милости Божией, это свершится. Этому единству, этой грядущей радости противятся сегодня иные слепотствующие умы и глухие сердца, - и в России, и в Зарубежье, но таковых становится всё меньше, и словеса их делаются бесплодными и пустыми как ветер.

Быть может, нам, недостойным, суждено стать очевидцами и причастниками этой радости, о которой владыка Иоанн мечтал и горячо молился. Мы веруем, что и теперь молится он об этом, веруем, что свершившееся, наконец, единство станет и его радостью. Мы и сегодня уже - повсюду, где молитва собирает русских православных людей - живём в радостном молитвенном общении со святым, который всю свою жизнь положил в основание Русского Единства во Христе. Этому великому угоднику Божию мы восклицаем словами акафиста, ему посвящённого:

РАДУЙСЯ, СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НАШ ИОАННЕ,
ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕН ЧУДОТВОРЧЕ!


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Семенов)
"От Восток солнца до Запад..."
Линдисфарн - английский Афон. Часть III
05.10.2007
"От Восток солнца до Запад..."
Остров Айона - исток православной Шотландии. Часть II
28.09.2007
"От Восток солнца до Запад..."
Терновник из Гластонбери. Часть I
20.09.2007
Все статьи Игумен Кирилл (Семенов)
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 10:46
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 10:25
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 08:25
Почему ушёл Малофеев?
Новый комментарий от С. Югов
27.03.2024 22:34
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:55
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Русский Иван
27.03.2024 21:44
Отмените шабаш!
Новый комментарий от Русский танкист
27.03.2024 20:59