История для Солженицына - это, наоборот, всегда человеческая драма, история характеров и судеб, начиная с могущественных властителей огромной страны до простых людей, угодивших в водоворот лжи и наветов. Однако, повсюду, невзирая на тяжелейшие обстоятельства герои Александра Исаевича сохраняют силы для выбора, дающего ценность человеческому существованию. Правда и жизнь торжествуют вопреки трагическим изломам - разрушению привычного уклада, отношений, стереотипов. Такой экзистенциальный оптимизм пронизывает собою все творчество выдающегося русского писателя.
Неудивительно, что книги А.Солженицына продолжают оставаться под негласным запретом и теперь. В обществе демократических свобод официальная цензура на публикации и обсуждение отсутствует, устранена как будто и опасность массовых преследований. Однако, всесилие ГПУ и жестокость ГУЛАГа - это только одна из возможных исторических мизансцен, на которой развертывается основная сюжетная драма "всех времен и народов". Личностные коллизии персонажей "Круга первого", как и остальных произведений автора, оказываются предельно близки и созвучны в т.ч. и нашему времени, в которое проблема сохранения добра и человечности стоит, может быть, еще более остро. Вот почему "перестройка" и десятилетие реформ в нашей стране предпочли обойти молчанием истинный и наиболее глубокий пафос духовного самопреодоления в творчестве Солженицына, а ограничились разбором его "диссидентства" и противостояния с властями.
На этом фоне экранизация романа "В круге первом" становится настоящим откровением. Уже одним своим фактом, безотносительно к будущей судьбе картины и ее художественным достоинством, она пронизывает острым недоуменным вопросом: ПОЧЕМУ ЖЕ ТАК ПОЗДНО? Почему все пятнадцать лет, прошедшие с момента обрушения цензурного занавеса, отечественный кинематограф, публицистика, критика топчутся, по существу, вокруг мелочных и претенциозно-бездарных потуг на создание чего-то особенного, КОГДА У НАС ЕСТЬ СОЛЖЕНИЦЫН?..
В интервью "Российской газете" Глеб Панфилов говорит: "...к этому автору не обращались по понятным причинам. Сначала была другая идеология, а потом, видимо, просто боялись браться за воплощение такого мощного писателя, как Солженицын. Ведь его имя ко многому обязывает, нельзя делать фильм по нему халтурно, абы как. А когда в нашей стране стало многое дозволено, когда можно было ставить все что угодно, взгляд кинематографистов падал на какие-то незначительные произведения, и они забывали о том, что принадлежит нам давно и уважаемо в мире. Так вот и получилось, что я на этой ниве - первый".
Кинокомпания "Вера", созданная Г.Панфиловым, приступила к съемкам в декабре 2004 г. Как сообщается, результатом работы станут кинофильм и телесериал. Телевизионная часть снималась по заказу РТР. "Это не полная экранизация,- поясняет кинорежиссер, - это называется "по мотивам", потому что формат кинофильма не позволяет сделать полную экранизацию и втиснуть ее в 2 часа экранного времени. Дело в том, что там очень Јмкий и объемный материал, при всей суженности места действия. Но я бы сейчас не хотел распространяться, просто потому что боюсь все свести к словам. О чем-то хочется умолчать".
Зека Глеба Нержина, образ которого для автора во многом автобиографичен, сыграл блестящий актер Евгений Миронов. В роли Иннокентия Володина, молодого успешного дипломата, снялся Дмитрий Певцов. Пятнадцать лет назад свою первую роль он сыграл в "Матери" Глеба Панфилова, это был успешный дебют, за который певцов получил французскую премию "Сезар", аналог европейского "Оскара". В других ролях заняты Игорь Скляр, Андрей Смирнов, Евгений Стычкин, Михаил Кононов, Галина Тюнина, Ксения Качалина. В небольшой роли жены Герасимовича снялась Инна Чурикова. Жену Володина сыграла Ольга Дроздова, дядю - Альберт Филозов, свояка Володина, писателя Галахова - Евгений Гришковец, шефа МВД Абакумова - Роман Мадянов, Сталина - Игорь Кваша. Всего в фильме 90 персонажей.
Эпизоды сцен в "шарашке" снимали в дальнем Подмосковье. Все сцены со Сталиным - на Валдае, на настоящей сталинской даче, точной копии знаменитой дачи в Кунцево (кунцевская дача позже перестраивалась). В павильонах "Мосфильма" были построены две декорации - "шарашки" и "Лубянской тюрьмы". Летнюю натуру снимали в Звенигороде, зимнюю - в Москве.
Ожидается, что телевизионная часть проекта будет готова к показу в конце нынешнего года, кинематографическая - к весне 2006-го. Заметим также, что постановка первого романа А.Солженицына "В круге первом" осуществлена кинокомпанией "Вера" почти на собственные средства. Даже ввиду уже начатого проекта у агентства по кинематографии денег не нашлось - видимо, имя Солженицына и идеи его книг и теперь пугают чиновников наверху не меньше, чем прежде, а ассигнования на культуру целиком отдаются на разного рода кривляния "элитарного искусства" и дешевые поделки массовой культуры.
Будем же верить, что новая работа найдет отклик у рядовых зрителей, в аудитории думающих и ищущих соотечественников, - отклик такой же, какой в свое время имели другие замечательные фильмы Глеба Панфилова: "Начало", "Мать" и "Романовы - венценосная семья".