День Церкви

В составе годового богослужебного круга праздник Пятидесятницы, Святой Троицы, имеет значение полноты и конца. Это "седьмой день", завершение Евангелия. Как поется о том в стихире на праздничной утрени: "Конечный праздник празднуем светло, сей есть Пятдесятница, обещания исполнение и предложения..."

Вся череда духовных торжеств, открываемая в сентябре с началом индикта, церковного года, - праздники Рождества Богородицы и Христова, Крещения, Пасхи и Вознесения - каждый по-своему, в словах пророков и обещаниях Учителя, органически включены в события этого дня. Дух Святый зримым образом, в виде огненных языков сходит на апостолов и еще больше сверхъестественных свойств являет во внутреннем изменении человеческого существа.

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих? И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит? А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна - в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется
(Деян. 2, 1-21).

Необходимую полноту получает как откровение о Троичном Боге, так и жизнь Церкви. Всякий праздник, посвящаемый памяти угодников, чудотворных икон или значимых церковных событий, является поэтому прямым продолжением и повторением Сошествия, того грандиозного духовного переворота, свидетелем которого человечество в первый раз стало на пятидесятый день по Воскресению Христову. И только Преображению Иисуса Христа на горе Фавор, отмечаемому ежегодно православными 6/19 августа, принадлежит самостоятельное место словно бы за пределами годового круга, как празднику, по выражению святых отцов, "восьмого дня", "таинству будущего века".

Так что же происходит с человеком и миром в Пятидесятнице, и была ли вся предшествующая история, до бурного вихря над Сионской горницей, бездуховной? Утешитель еще не пришел, а день Святаго Духа промыслительным образом уже отмечался как праздник. За столетия до Сошествия, по истечении "семи седмиц" со дня первой Пасхи евреи на Синае обретают Закон. В предзнаменование будущего новозаветного просвещения, хотя и не зная того, они будут ежегодно почитать Моисееву Пятидесятницу.

Ожиданию Духа подчинено многое в Ветхом Завете, Его действием движется и направляется Священная история Израиля. Духовные дары и откровения Троицы подаются и здесь: "Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Тройческим Единством..." Из Символа веры мы прямо и ясно видим, что это Святой Дух давал возвещать истину Божию пророкам. Прежде Пришествия Христа имели место и другие дары Духа. Они подавались ветхозаветным праведникам, а также апостолам до Вознесения: "дунул, и говорит им: примите Духа Святаго; кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся" (Ин. 20, 23).

Однако, в новозаветную Пятидесятницу происходит нечто принципиально иное и новое: человеческой природе усваивается иное и благородное основание; подобно ростку, она прививается с ветхого Адамова корня на корень Христов. Не отдельное и механическое следование за велениями Духа, но постоянная и полноценная жизнь, напитанная Его токами, - такая перспектива становится доступна для каждого последователя Христова, чем на земле оказывается открыта история "второго человечества", Богочеловечества, ведущего свою родословную уже не от земли, но от Неба, по слову Писания: "Первый человек - из земли, перстный; второй человек - Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные" (1 Кор. 15, 47-48).

Содержание церковной службы святого дня сосредоточено в этом. На первом месте стоит здесь глубокое переживание встречи с Ипостасью Святого Духа, а не просто с отдельными Его дарами (особое, личное молитвенное обращение: "Царю Небесный, Утешителю, Душе истины...). Второй важной темой становится исполнение пророчеств и исправление течения истории, обретение ею своего прямого духовного смысла ("Егда снисшед языки слия, разделяше (в Вавилонском столпотворении - А.Р.) языки Вышний..." и "Да исцелит убо смыслы от греха..."). И, наконец, третье - это непрерывное и упоительное сопоставление прежнего, ветхого состояния человечества с обретенными им в Пятидесятнице духовными качествами ("некнижные мудрости научи, рыбари богословцы показа...", "невежди бо умудришася и языки в веру уловивша, Божественная витийствоваху...").

В иконографии Сошествия Святого Духа, в отличие от устремленной ввысь, полной динамики и эмоций композиции Вознесения, первична идея полноты, завершенности, удовлетворения и покоя. Традиционный сюжет представляет сидящих в статичных позах, полукругом апостолов, на которых в виде языков пламени нисходит Святой Дух. В руке каждого - свиток как символ Учения. Апостол же Павел, хотя и не бывший здесь во время Сошествия, изображен среди всех с книгой, как сводом принадлежащих ему писаний.

"Вселенскость" события подчеркивает бездна, раскрывшаяся между апостолами, на середине Сионской горницы. В черном проеме ее проступает фигура мужчины в короне. Это т.н. Царь-Космос, олицетворяющий собой мироздание. Присутствие его на иконе Сошествия глубоко символично и подробно исследовано, в частности, Н.Лосским в работе "Характер русского народа". Царь-Космос, по толкованию автора, принимает в свою очередь через апостолов благодать Святого Духа - букв. воцерковляется, так как день Пятидесятницы это еще и день рождения христианской Церкви.

Именно этой идее воцерковления космоса, вообще, характерной для православного миросозерцания, мы многим обязаны в обычае украшать храм на Троицу зеленью и считать всю природу праздничных дней обновленной, соучаствующей в торжестве. В церковном календаре Пятидесятница открывается днем поминовения усопших, Троицкой родительской субботой, и продолжается в течение недели. Епископ Иннокентий Херсонский по данному поводу замечает: "Троица - не одно какое-либо торжество, а целое собрание торжеств. Празднует ныне Новый Завет, ибо ныне день сошествия на апостолов Св. Духа, вместе с чем положено основание и начало Церкви благодатной. Празднует и "колено преисподнее", мир усопших, так как в этот день возносятся молитвы о милости даже и ко "иже во аде содержимым". Празднует мир природы, ибо, "убирая храмы зеленью", Церковь припоминает состояние человека и всего творения в Эдеме и провидит его в Небесном Иерусалиме, когда "все будет храмом". Все вместе и образует праздник веры; а венчает все любовь, объемля молитвенным расположением своим видимое и невидимое, небо, землю и преисподнюю".

Практика празднования Троицкого дня является очень древней. Уже в исторических источниках III в. Пятидесятница упоминается как общераспространенное торжество. У Тертуллиана в его книге "О крещении" говорится о пасхальном периоде в 50 дней и о празднике по его завершении. Как на отдельный праздник на Пятидесятницу указывают "Апостольские Постановления" и Ориген ("Против Цельса"). С IV в. свидетельства о Пятидесятнице становятся общими у церковных писателей: блж. Августина, свв. Иоанна Златоуста и Григория Богослова. Иоанн Златоуст первый упоминает также обычай украшать в этот день дома зеленью; Григорий же обращает внимание на обычай крещения в этот день.

Официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV в., когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 г.) Церковь приняла догмат о Троице. От IV в. до нас также дошло описание того, как именно было обставлено празднование в день Пятидесятницы в Иерусалимской Церкви. Принадлежит оно некоей паломнице Сильвии и повествует о богослужении, которое почти непрерывно продолжалось в течение суток, включая в себя совершение Всенощного бдения в церкви Воскресения, двух Литургий в Мартириуме и на Сионе, литии на Елеоне, в церкви пещеры, в Мартириуме, в храме Воскресения и на Сионе. Все торжества завершались около полуночи.

От VII в. сохранилось описание древнейшего чина богослужения Пятидесятницы в Иерусалимском Уставе, на грузинском языке. Этот чин имеет сходные литии с теми, какие описаны у Сильвии. В них легко угадываются прообразы современных коленопреклоненных молитв, читаемых на праздничной вечерне. В Устав Великой Константинопольской церкви IX в. также включен полный чин богослужения на день Пятидесятницы для Восточной Церкви. Это одно из самых торжественных богослужений в году, не менее впечатляющее и масштабное, чем богослужения Пасхи и Рождества Христова.

Интересное преломление и развитие получила на Руси традиция в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами. Соблюдаемая еще с ветхозаветных времен (Лев. 23, 10-17), для христиан она стала напоминанием о священной Мамврийской дубраве, под сенью которой патриарха Авраама некогда посетил Триединый Бог под видом трех странников (Быт. 18, 1-16). В православном же русском сердце, всегда желавшем полнее раскрыть связь между Божиим миром и Божиим храмом, зеленое убранство Троицына дня рождало особые, трепетные чувства.

Иван Шмелев пишет: "Это что-то... совсем не в церкви! Другое совсем, веселое!.. Это не наша церковь. Это совсем другое, какой-то священный сад. И пришли не молиться, а на праздник, несем цветы, и будет теперь другое, совсем другое, и навсегда. И там, в алтаре тоже совсем другое. Там в березах невидимо смотрит на нас Господь, во святой Троице, таинственные Три Лика, с посошками. И ничего не страшно. С нами пришли березки, цветы и травки, и все мы, грешные, и сама земля, которая теперь другая... Которая именинница сегодня".

Земля-именинница - этот образ освящения за человечеством и природных стихий достоин того, чтоб наряду с остальной народной метафизикой "Святой Руси", "мiра", "соборности", богоугодного и искупительного труда на земле и угодников-покровителей большинства занятий, занять место в характерной палитре русского Православия. Никаким не язычеством, а самым учтивым и благоговейным чувством к творению веет от рассказа плотника Горкина маленькому Ване: "Прабабушка Устинья одну молитовку мне доверила, а отец Виктор серчает... нет, говорит, такой. Есть, по старой книге. Как с цветочками (во время вечерни - А.Р.) встанем на коленки, ты и пошопчи в травку: "И тебе, мати-сыра земля, согрешил, мол, душою и телом". Она те и услышит, и спокаешься во грехах. Все мы грешим. Вырастешь - узнаешь, как грешим. А то бы рай на земле был. Вот Господь завтра и посетит ее, благословит. А и на Духов день может и дожжок пошлет... Божью благодать".

И не является ли это лучшим свидетельством святости Руси в ее целом, подтверждением жившего в нашем народе живого, самобытного и творческого христианского опыта? Того самого опыта, который соответствует самым высоким мистическим видениям "небесных и земных сфер" отцов-аскетов Египта, Ближнего Востока и Греции и является прямым продолжением духовного восхищения Пятидесятницы, как о том говорится в праздничной службе: "От Духа Твоего на плоть всякую, якоже рекл еси, богатно излиял еси, и исполнишася всяческая Твоего ведения, Господи"?
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Рогозянский:
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
22.11.2019
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
19.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Кто скрывается под маской?
Новый комментарий от Александр Уфаев
2020-08-06 03:16
Гонка вакцинаций
Новый комментарий от Брат
2020-08-05 22:35
Меняется повестка дня сергие-романовской фронды
Новый комментарий от Анатолий Степанов
2020-08-05 22:25
Предвыборный ход или прозападный поворот Лукашенко?
Новый комментарий от р.Б. Алексий
2020-08-05 21:52
Лукашенко открыто обвинил Путина во вранье
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-05 21:11
Раздвоение главной белорусской личности
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-05 21:09
«К нам запускают прямую цензуру»
Новый комментарий от Русский Иван
2020-08-05 18:54