Пример доброго начальствования и мужества воина

17 марта - день памяти благоверного князя Василько Ростовского

4 марта 1238 г. реке Сити объединенное войско Владимиро-Суздальской Руси приняло бой с татарами. Отряд Бурундая подошел внезапно: не со стороны Ярославля, как думали, а от Бежецкого Верха и напал на неподготовленный к сражению русский стан. Открылась кровопролитная сеча; дружины великого князя Георгия Владимирского, при всем мужестве, не устояли; сам князь был убит; почти все русское войско полегло.

Племянник Георгия князь Василько Ростовский, израненный, остался пленником в руках у татар. Две недели те безжалостно влачили его до Шеренского леса (место между Калязиным и Кашиным), а после остановились и расположились станом. Василько, несмотря на юные годы, имел величественный вид, а мужество и крепость руки его были известны, как на Руси, так и противникам. Пленнику, по обычаю татарского племени, повсюду вбиравшего в свои ряды лучших из представителей порабощенных народов, предложили идти в службу к Батыю, обещали великую дружбу, хвалились своим воинским счастьем. Мужественный князь на это ничего не отвечал.

Считая, что Василька, изнуренного пленом, нужно расположить к себе, татары предложили ему кумыс и конину, а заодно с этим и совершение жертвы богам. Это переполнило чашу терпения князя и он, как передает летописец, со смелостью отвечал: "Кровопийцы, враги Христа и земли Русской, не могут быть моими друзьями! О темное царство, есть на тебя Божий суд, и ты разрушишься, когда исполнится мера твоих злодеяний!" Татары разъярились и соревновались между собою в изощренных мучениях и пытках. Василько вслух молился: "Господи, Ты знаешь тайны сердца моего, знаешь все нечистоты мои; очисти меня от грехов моих". Неустрашимого князя свирепо умертвили и бросили в лесу.

Почти тотчас открылось почитание Василька, причем не как мученика, подобно его дяде, великому князю владимирскому Георгию, а как святого благоверного князя. Современникам он был известен не только как стойкий воин, который, невзирая на молодые годы, успел уже прославиться на поле брани, но и как мудрый правитель своего княжества и строитель Северо-восточной Руси.

Отцом Василька был великий владимирский князь Константин. В истории он известен умиротворением усобицы в среде братьев, сыновей Всеволода Большое Гнездо. В 1216 года на речке Липице вместе с братом Мстиславом ему удалось разбить войско Георгия Всеволодовича и сесть по праву старшинства на престол во Владимире. Однако, воздавая должное брату и прощая его, победитель завещал ему, а не сыну своему Васильку Константиновичу, великокняжеский Владимиро-Суздальский стол.

Это был тот краткий период, в который, как пишет граф М.В.Толстой в "Рассказах из истории русской церкви", Русь наслаждалась спокойствием и единством. Правление Константина продолжалось только три года, с 1216 по 1219 гг. На месте прежней соборной церкви в Ростове, которая по неопытности зодчих обрушилась, он заложил великолепный храм Успения Богородицы; оказывал любовь к просвещению, необыкновенную в его время. "Когда еще вся Европа коснела в глубоком невежестве, - замечает историк, - у Константина были писцы, которые списывали для него множество рукописей, и просвещенный князь часто и прилежно читал их. Он был благочестив, любил раздавать милостыню, не оскорблял ни одного человека, но словом и делом утешал всякого".

При нем во Владимире служил епископ Симон, ныне прославленный Церковью, постриженник Печерского монастыря и писатель житий подвижников Киевских. Владимир переживает расцвет. Князь и святитель являют собой редкий пример сочетания духовного и государственного разума. Святитель Симон скончается в 1226 г., приняв пред смертью великую схиму. Современники назовут его "блаженным, милостивым и учительным епископом". Житийные его повествования, наряду с текстами преподобного Нестора, составили основу Печерского патерика. В послании к Поликарпу святой Симон вспоминает обитель преподобных Антония и Феодосия, из которой вышло тогда уже до 50 епископов, и пишет о себе так: "Я рад бы был оставить епископию и служить игумену в Печерском монастыре. Но тебе известно, что удерживает меня. Кто знает, что у меня, грешного Симона-епископа, соборная церковь во Владимире - красота города, а другая - в Суздале, которую сам я построил? Сколько они имеют городов и сел! И десятину собирают со всей земли той. И всем тем владеет худость наша. Но пред Богом говорю тебе: всю эту славу и власть сочел бы я за ничто, если бы мне хоть колом торчать за воротами Печерского монастыря и быть попираему людьми. Один день в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести. В нем хотел бы я жить лучше, чем в селениях грешников".

Ко всеобщей горести, Константин скончался в цветущих летах (на 33 году). К Васильку, старшему сыну, которому в то время было всего 10 лет, отошел Ростов. Во Владимир, на великокняжеское место, перешел брат Георгий. Всем же сыновьям великий князь завещал жить согласно, делать добро и чтить дядю, Георгия, как второго отца.

В Ростове юный Василько скоро стал показывать делами, что достоин княжения. Вот как описывает его летопись: "Он был красавец лицом, с очами светлыми и грозными; он был храбр, добр сердцем, ласков с боярами. Кто из бояр служил ему, кто ел хлеб его и пил из его чаши, тот не мог забыть его, не мог быть слугою другого князя. В нем мужество соединено было с умом и правдивость - со знанием. Он был во всем сведущ, на все способен. Это был отец и кормитель сирот, великое утешение печальным. Очи сердца его отверсты были Богом на весь церковный чин, и он был отцом для всех бедных". Большую роль сыграл Василько в отвоевании на исходе 1220 г. у булгар места слияния Волги с Окою и основании Нижнего Новгорода: привел местное население к присяге на верность и развернул работы по насыпке укреплений. При первом появлении татар по воле дяди своего, великого князя Георгия, ходил он с ратью на подмогу к южным князьям и дошел уже до Чернигова, когда узнал о жестоком поражении русского войска на берегах Калки.

При вступлении монголо-татар в Русские земли Георгий Всеволодович поначалу надеялся, что беда обойдет Владимир стороной. Поэтому, когда рязанский князь Юрий Ингварович обратился к нему за помощью против Батыя, тот отказал ему, заявив, что "особ сотворити с ним (Батыем) брань". Но сначала Рязань, а затем и Владимир подверглись ужасающему разорению. В Рязани после пятидневной кровавой битвы были вырезаны почти все, включая князя Юрия с семейством. Пленников распинали, храмы оскверняли насилием женщин и девиц, обагряли алтари кровью священников. То же самое повторилось и во Владимире, оказавшемся беззащитным, ибо Георгий из желания собрать силы и сохранить их до лучшего времени, удалился в глушь лесов на берега реки Сити, где болота простирались на огромные пространства. Во время короткого штурма столицы погибло множество владимирцев, включая великокняжескую супругу с детьми. Получив известие об этом, Георгий, как повествуют, горестно восклицал словами Иова: "Так ли, Господи, угодно милосердию Твоему? Зачем я остался один?" Спустя краткое время он был разбит Бурундаем и сам пал в бою, а племянник Василько, невзирая на стойкость, достался татарам.

Тело умученного юного князя Василька, брошенное в Шеренском лесу, нашла местная жительница и сказала о том поповскому сыну Адриану, который взял тело и по прошествии некоторого времени перенес на вотчину в Ростов. Там его погребли в княжеской усыпальнице под сводами алтаря Ростовского соборного храма, в средине ее, под самым престолом, куда приходило множество люда, не только ростовского, но и приезжего. Примечательно, что своих сыновей князь назвал в честь святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Сам же Василько явил сходный подвиг принятия лютых страданий за чужие грехи - оскудения любви и взаимовыручки, разъединения в Русских землях, по причине чего почитается покровителем Руси и молитвенником о единстве и добром начальствовании в ней.

Место страдальческой смерти князя Василька неподалеку от Кашина также стало местом паломничества. Позднее, в память подвигов князя-мученика здесь устроили Шеренский монастырь, а после возникло село Шеренское, при реке Шеренке. В церковных святцах память святого благоверного князя Василька (Василия) Ростовского отмечается в день его мученической кончины 4/17 марта.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Андрей Рогозянский:
Концепция четвертая: «Альфа-родительство»
О четырех популярных системах воспитания
26.11.2019
Концепция третья: «Маленькие профи»
О четырех популярных системах воспитания
25.11.2019
Концепция вторая: «Развивалки»
О четырех популярных системах воспитания
22.11.2019
Концепция первая: «Сам с усам»
О четырех популярных системах воспитания
19.11.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Народ доверяет Президенту!
Новый комментарий от Kiram
2020-07-08 10:03
Будем жить в Руси Великой!
Новый комментарий от
2020-07-08 09:43
Почему победил Путин
Новый комментарий от
2020-07-08 09:16
Прошу защиты
Новый комментарий от Валерий
2020-07-08 08:53
Обрезание горизонтов
Новый комментарий от учитель
2020-07-08 07:49