О превратном толковании поведения дочерей Лота по отношению к своему отцу

Во время Великого поста весьма полезно читать Священное писание, которое всегда актуально, злободневно. Тем более, что многие места достаточно сложны, а некоторые места вызывают у неподготовленных читателей даже возмущение и непонимание.

Одно из таких мест стихи 30-38 главы 19 Книги Бытия, в которой повествуется о Лоте и его дочерях. Это место прямо-таки вызов для многих и, к сожалению, встречаются люди, которые говорят, приводя в пример указанные стихи: «Вот ВАША Библия: один разврат!».

Тем не менее, необходим внимательно читать этот эпизод. Что ему предшествовало?

Лот, его жена и дочери выводятся из Содома, после чего, Содом и Гоморра испытывают на себе гнев Господний и погибают. Превращается в соляной столб и жена Лота, которая оборачивается на Содом, при том, что было сказано: «...спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей» (Быт 19:17).

Лот и его дочери живут в пещере (Быт 19:30) и тут происходит нечто. Старшая дочь говорит младшей «...итак, напоим отца нашего вином, и переспим с ним...» (Быт 19:32).

Худшее, что можно сделать, это остановиться на этом и не читать дальше. Так собственно говоря, многие и делают. Вместе с тем, если прочитать ещё раз целиком, то становиться ясно, что в 19 главе не содержится каких-либо указаний на то, что сделанное сёстрами осуждается Господом и в его глазах является пороком. Очевидно, что указанное место является затруднением. В Священном писании часто используется такой приём. Это делается для того, чтобы читающий остановился и подумал, чтобы решить затруднение.

Казалось бы, грех, кровосмешение, как часто об этом говорят совершенно необдуманно. Однако, если мы посмотрим на дальнейшие события, то увидим, что дети дочерей Лота образовали нации моавитян и аммонитян, которые то и дело воевали с сынами Израиля. При этом, однако, Руфь Моавитянка была прабабкой Давида, то есть и дочери Лота участвовали в родословии Иисуса Христа (Мф 1:5). Таким образом, мы видим, что в действиях дочерей Лота был какой-то непреходящий смысл.

И снова нужно обратиться к Священному писанию. «И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошёл бы к нам по обычаю всей земли» (Быт 19: 31). Очень коротко написано, правда? Писание не говорит, что сёстрами двигала похоть, извращение. Отнюдь, сёстры говорят об обычае всей земли. Очевидно, под этим понимается святая обязанность женщины рожать. При этом, сёстры приходят к выводу о том, что а) у них есть обязанность рожать; б) некому быть им мужем; в) есть отец, который стар. То есть мыслимо только от отца родить ребёнка и то лишь малое время на то, поскольку он стар и не известно, будет ли жив завтра. Вот перед какой дилеммой сёстры. И для них долг не пустое слово, они своими глазами видели, что такое грех невыполнения долга и к чему это приводит. Что они знали? Они знали, что их отец ушёл из Ура Халдейского, так как там Вавилон, разврат, ужас, они видели, что там, где они жили, тоже разврат и ужас. Везде смерть и погибель. При этом Господь же спасает их. Значит, Господь благоволит к ним, значит на них лежит эта миссия по продолжению жизни на земле.

Дочери Лота были религиозны и мораль для них не была пустым звуком. И они сделали то, что сделали, не для себя, и не для удовлетворения своих желаний и, горько было принимать такое решение и старшая сестра тут повела себя, как и подобает старшей, она дерзновение имела, имела решимость.

Лот же в данном случае не ведал, что произошло, ибо был пьян. И в главе 19 дважды говорится об этом. Когда Писание повторяет дважды, это очень важно. Два раз написано: не ведал, не знал.

Можно размышлять о том, что само по себе акт опьянения не очень позитивен. Однако, например Иоанн Златоуст говорит: «а что это случилось не просто и не без причины, но чрезмерная скорбь души, посредством употребления вина, довела его до совершенной бесчувственности».

И ведь не случайно, тот же Иоанн Златоуст говорит: «Итак, никто да не дерзает, осуждать праведника, или дочерей его. Да и не крайнее ли безрассудство и неразумие было бы – тех, кого божественное Писание освобождает от всякого осуждения, и даже предлагает такое для них оправдание, осуждать нам, обремененным неизмеримою тяжестию прегрешений, не слушая слов ап. Павла, который говорит: "Бог оправдаяй, кто осуждаяй" (Рим.8:33-34)?» 

Подытоживая сказанное, необходимо помнить, что Лот и его дочери оказались в ситуации, которая не является обычной, ординарной. Таких затруднительные ситуации не каждый, наверное, и преодолеть сможет. Они тем не менее, преодолели; не нам говорить, что в сложной ситуации они повели себя неправильно, и уж мы то поступили бы лучше. Если бы не было дочерей Лота, их детей, был бы Давид, был бы Иисус Христос?
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

2. Re: О превратном толковании поведения дочерей Лота по отношению к своему отцу

И, тем не менее, это был грех. За который, согласно Преданию, праведный Лот понес епитимью, которую наложил на него св. Авраам: поливал три веточки, из которых после выросло Древо Креста. В монастыре Св. Креста в Иерусалиме сие запечатлено на фресках храма.

М.Яблоков / 20.04.2017

1. Re: О превратном толковании поведения дочерей Лота по отношению к своему отцу

Чтобы нравственное не выхолостить до эмоционального, надо опираться, в объяснении, на твердое рациональное ; логическое. Например, здесь, в истории с дочерьми Лота, подходит решение с парадоксом кучи зерна. Одно зерно - не куча. Два - не куча. Три - не куча. А когда - куча? В данном парадоксе куча определяется не количеством, а качеством , к которому приводит количество. Куча начинается тогда, когда за зерном зерна не видно. В остальных случаях - это строй, порядок, но не куча. То есть дочери Лота не изменили качества. Каждый остался зерном своего порядка. Кучи не получилось. Ибо зерно осталось , каждое, само собой.