Духовное сердце России

Тяжело стало жить на свете исповедническому христианству. Беды от сродников, беды от лжебратий - беда и напасти отовсюду. Самые благие, по виду, намерения обращаются во зло, и зло всех видов, всех именований железным, все теснее и теснее сдвигающимся кольцом, стремится прервать последнее дыхание правды на земле. Брат христианин, да не утушит пламени твоей веры, да не охладит пыла твоих упований видимое и только внешнее торжество преходящего мирового зла над вечным светом Божественной Истины!" (Нилус С. Великое в малом).

Эти строки, написанные более века назад замечательным человеком, писателем, мыслителем Сергеем Нилусом находят самый живой отклик в истосковавшемся по небесной чистоте, любви, целомудрию, благочинию и благолепию сердце современного христианина.

В наше смутное время, когда попираются Заповеди Божии, распродается Родина, расхищаются ее богатства, дети судятся с родителями, жены с мужьями, в телевизорах поют и пляшут содомиты, всякая нечисть, уже ничего не боясь, выставляет себя во всех видах и формах, когда все заботы мира устремлены на создание земного благополучия, царства всеобщей сытости и удовлетворения низменных желаний и потребностей, особенно требуется духовная помощь и поддержка исстрадавшейся от земной неправды христианской душе. И отправляется такая душа в путь за помощью по дорогам, которые ведут не только вдаль, но и ввысь, и внутрь самого себя, поэтому дороги эти никогда не закончатся. Это святые дороги России.

И одна из таких дорог ведет в самое сердце нашей Родины, в Свято-Введенский монастырь Оптина Пустынь.

Монастырь, по преданию основанный в XIV-XV вв. покаявшимся разбойником Оптой, располагается на берегу "тихоструйной красавицы Жиздры" неподалеку от старинного русского города Козельска, известного в истории своей героической обороной во времена нашествия татарских полчищ под предводительством хана Батыя.

Земная красота монастыря и его окрестностей воспета многими писателями, поэтами, философами. Очарование оптинской природы тихо, но властно завоевывает сердце паломника и запечатлевается в нем на многие годы. Кажется, что все, что окружает это святое место: и вековые сосны, и липовый лес у скита, и несущая свои скорые воды Жиздра, и необычайные по красоте закаты, какими-то тайными нитями неразрывно связаны со святой обителью, одушевлены силой ныне возобновленной здесь монашеской молитвы. Восстановлены и вновь воздвигнуты во всем своем великолепии храмы, разрушенные за годы безбожной власти.

Однако не красота храмов и построек, цветущих садов и труды сделали этот монастырь в XIX в. известным на всю Россию, а безбрежное и бездонное море оптинского духа, утешавшего не только простых людей, тысячами приходивших в Оптину за помощью, питавшего также и русскую православную мысль.

Про Оптину часто можно услышать, что в этом святом месте "Небо близко", потому что все, происходящее в нем, проникнуто каким-то особым глубоким духовным смыслом. Ведь здесь, несомненно, незримо присутствуют Оптинские Старцы, которые молитвенно испрашивают благоволения Господня и Матери Божией на свою земную обитель. И те, кто со смирением в сердце обращается к этим святым угодникам, прислушивается к их советам, непременно чувствуют благодатную помощь, а оступающиеся на своем духовном пути, но искренне желающие спасения, получают скорое вразумление.

На этой земле от человека нужно лишь одно: твердое намерение жить по воле Божией и неукоснительно исполнять Его святые заповеди. Оптина Пустынь "и есть духовная Родина всех нас, русских людей. И тянутся сюда души вкусить благодати, очиститься от коросты постылого повседневья. Оптина влечет намоленностью духоносных Старцев, неубывной красотой благословенного мира и целебного спокойствия" (Стрижев А. Крины благоуханные).

Преподобные Оптинские Старцы оставили нам, современным христианам, свое драгоценное наследие - духовные поучения, являющиеся путеводной звездой для путешествующих по бурным волнам житейского моря, полном скорбей и тяжелых испытаний.

Преп. Моисей: "Если хотите быть всегда мирными, ни с кем не расставайтесь в неудовольствии, но всячески старайтесь от души простить всех и даже по возможности умиротворить, чтобы разойтись в мирном духе, тогда и сами будете наслаждаться душевным спокойствием".

Преп. Антоний: "Как телу нашему приключаются различные недуги, так и душе. Есть слепота телесная, и есть слепота душевная. Кроме сего у некоторых бывает еще какая-то темная вода в глазах, которыми хотя и смотрят, но ничего не видят. Подобно сему бывает темная вода и в душевных очах, от которой тоже не видят ничего".

Преп. Лев: "Душа человеческая таит в себе много добра. Надобно его только отыскать".

"Без борьбы невозможно обойтись, в которой иногда побеждаем, а иногда и побеждаемся. Что не состоит в нашей воле, оставьте идти так, как идет, хотеть удержать или поставить на своем - более только себе вреда причинить можно и к болезни болезнь приложить".

"Если кто искренно и от всей души ищет спасения, того Бог и приведет к истинному наставнику. Не безпокойтесь - свой своего всегда найдет".

Преп. Макарий: "Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем".

"Где мир, там Бог, а где вражда, там сопротивный, от которого избавит нас Господь!"

Преп. Амвросий: "Любовь к Богу доказывается любовию и милосердием к ближнему, а милосердие, милость и снисхождение к ближнему и прощение недостатков его приобретаются чрез смирение и самоукорение, когда во всех скорбных и неприятных случаях будем возлагать вину на себя, а не на других, что мы не умели поступить как следует, оттого произошла неприятность и скорбь, и если так будем рассуждать, то менее будет огорчаться и предаваться гневу, который правды Божией не соделывает".

"Нет выше добродетели, как любовь, и нет хуже порока и страсти, как ненависть, которая не внимающим себе кажется маловажною, а по духовному значению уподобляется убийству (ср.: 1 Ин. 3, 15). Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению".

Преп. Иларион: "Ежели вы свое собственное сердце умиротворите к гневающемуся на вас, то и его сердцу Господь возвестит примириться с вами".

Преп. Анатолий (Зерцалов): "Где Бог - там и мир. И противное само себя показывает: где зависть, вражда, нетерпение, самолюбие - там и диавол. Где диавол - там и все губительное, гордое, враждебное".

"Опять падаешь духом от всякого дуновения неизбежных в мире скорбей. Да куда ж от них уйдешь? В Киев иль за Киев? Их везде обилие. А честь и слава вечная не тому, кто от них быстро убегает, а кто встречает безтрепетно".
Преп. Иосиф: "Скорби ведут на небо: так устроено Богом для очищения грехов, и недопущения до больших проступков и для получения вечнорадостной блаженной жизни на небе".

"Царствие Небесное не дается лежащим на боку, а только трудящимся и скорби терпящим".

Преп. Варсонофий: "Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо, - ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру - великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры".

Преп. Никон: "Теперь пришло время испытания, в вере ли мы? Веру может соблюсти тот, кто горячо и искренне верит, кому Бог дороже всего. Сохранить веру может только тот, кто хранит себя от всякого греха по Евагельскому слову: Свет прииде в мир, и возлюбиша человецы паче тьму, неже свет: беша их дела зла... (Ин. 3, 19)".

"На жизненном пути неизбежно встречаются скорби и искушения. К ним нужно быть готовым. Наша немощь человеческая не хочет их, часто забывает о неизбежности их и желает лишь земного счастья".

Преп. Анатолий (Потапов): "Не бойтесь скорбей, а бойтесь наглостей еретиков, стремящихся разлучить человека со Христом, почему и повелел Христос считать их за язычников и мытарей".

Особенную заботу старцы проявляли о простых людях, простом русском народе, о его окормлении и просвещении. Это широкая благотворительность обители в тяжелые, голодные годы, времена неурожаев и эпидемий, особенная забота и попечительство в тяжелые для нашего Отечества годы и стремление оказать деятельное участие и помощь молитвами и бла-готворениями.

Пришло страшное богоборческое время. В годы безбожной власти святая Церковь претерпевала гонения, поругания, преследования. Разрушались храмы, монастыри превращались в светские заведения, священников, монахов, простых верующих христиан сажали в тюрьмы, мучили, расстреливали, отправляли в ссылку. В эти тяжелые годы православным людям особенно требовалась духовная помощь и поддержка, и поток паломников в Оптину не ослабевал. И Оптинские старцы, как истинные пастыри, делатели нивы духовной, не оставляли своих верных чад в скорбях, утешая их молитвой и укрепляя мудрым, назидательным словом.

"Наша святая обитель привлекает к себе многих богомольцев, и часто слышится такое мнение, что, побывав раз в Оптиной, стремятся туда всей душой. Не имеет наша обитель ни чудотворных икон, ни прославленных мощей, но вся земля здесь как бы полита кровью святых старцев, и молитвами их низводит благодать на души верующих. Нигде в другом месте этого нет" - писал преп. старец Варсонофий за шесть лет до кровавого мятежа 1917 г., обагрившего русскую землю, а с нею и Оптину пустынь кровью и страданиями православных.

Оптинская земля, по образному выражению преп. старца Варсонофия, как бы политая кровью святых Старцев и низводящая их молитвами благодать на души верующих, в годы большевистских гонений принесла обильный плод "спасительного Божиего сеяния" - целый сонм новомучеников и исповедников. Одним из них стал духовный сын старца Варсонофия, - преподобноисповедник Никон (Беляев). Иеромонах Никон был последним духовником и Старцем Оптиной Пустыни вплоть до закрытия обители в 1923 г.

Прославились в лике святых, бывшие насельниками монастыря, преподобномученики: Евфимий, Лаврентий, Иоанникий, Серафим, Пантелеймон, Рафаил (Тюпин), Пафнутий, расстрелянные большевиками и преподобноисповедники: Севастиан и Рафаил (Шейченко), долгие годы проведшие в тюрьмах и подвергавшиеся непрестанному гонению от безбожных властей. Но что для праведника, любящего Господа Иисуса Христа паче собственной жизни, земные скорби? "Аще хощеши спастися - возлюби страдания!" - писал своей духовной дочери из заточения преподобноисповедник Рафаил (Шейченко). То, что для мира кажется трагедией, для праведника - Божиим испытанием, которое он с радостью принимает, как возможность проявить свою верность Господу. Так открывается любовь Божия к избранным Своим, про которых сказано в Евангелии, что их награда многа на Небеси (Мф. 5, 12). "Страдаем, да радуемся, ибо содевается наше спасение, - писал прп. исповедник Никон Оптинский, - и избранный Богом человек познается по тому, что ему постоянно посылаются скорби и печали". Поэтому убийство сатанистом трех оптинских монахов на Пасху 1993 г., случившееся вскоре после открытия монастыря и всколыхнувшее весь Православный мир, только укрепило небесное Оптинское воинство. Множество исцелений и других чудес, происходящих по молитвам еще не прославленных мучеников - убиенных иеромонаха Василия, иноков Ферапонта и Трофима - свидетельствуют о Божией благодати, почивающей в этом святом месте и поныне.

Благодатный покров молитв Оптинских старцев, а также новомучеников и исповедников оптинских - просиявших в лике святых и еще не прославленных земной Церковью - привлекает сюда тысячи паломников. Люди едут за многие сотни километров, только чтобы приложиться к ракам великих русских святых, испросить их помощи на дела и житейские, и духовные. Из городов и деревень, богатые и убогие, зачастую на последние копейки (ведь многие сейчас и у нас, и в Малороссии, и в других, отторгнутых от многострадальной России областей, живут за чертой бедности) - тянутся православные люди к неиссякаемому источнику святости. И, по слову Евангелия "по вере вашей да будет вам", Господь не оставляет их без утешения и помощи.

http://www.christian-spirit.ru/v55/55.(1).htm
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Морозов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Виктор Васильевич
09.12.2019
«Слова "ад", "смерть без покаяния" нас не прошибают»
Новый комментарий от Советский недобиток
11.12.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от Наталия 2016
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019