Молчать нельзя осаживать

Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей

1 наталья чистякова 
1196
Время на чтение 9 минут
Фото: Коллаж РНЛ

Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей. Выявились две диаметрально противоположные позиции относительно того, какой надлежит быть православной оценке того обстоятельства, что столь большое число людей оказалось на сомнительной мероприятии в строжайшую первую неделю Великого поста. Разноречивое толкование этого обстоятельства разделило православное сообщество. Своим мнением по поднятой проблеме делятся помощник главного редактора «Русской народной линии» Павел Вячеславович Тихомиров и магистр права Александр Валентинович Тимофеев.

Александр Тимофеев: В последнее время слишком часто приходится вспоминать знаменитое изречение, приписываемое Аристотелю: «Plato amicus sed magis amica veritas» («Платон мне друг, но истина дороже»).

Вслед за великим древнегреческим философом вынужден признаться тебе, Павел: отношусь к тебе с величайшим уважением и почтением, но согласиться с твоей оценкой не могу.

Ближе мне позиция редакции РНЛ, изложенная в редакционной статье «Как нам, православным, относиться к трагедии в "Крокусе"?».

Бесспорной в данном споре является моральная оценка неприемлемости нахождения в строжайшую первую неделю Великого поста в «Крокусе» на весьма сомнительном и недушеполезном мероприятии.

Но возникает вопрос, уместно ли, с учётом трагических обстоятельств, усердствовать в обличении тех людей, которые оказались в том месте на столь неприглядном мероприятии? Способны ли мы, в настоящих условиях, увидеть грань между рассуждением и осуждением? Станут ли наши обличительные слова, тем более сказанные публично и грозно, спасительны и душеполезны?

На все выше поставленные вопросы дерзну дать отрицательный ответ. Сформулирую свою позицию тезисно, чтобы не впасть в обстоятельные рассуждения. Прежде чем обличать, необходимо ответить на следующие вопросы:

1) Действительно ли те люди грешнее своих обличителей, а также тех, кто в то время находился в храме либо иным образом соблюдал пост?

Вопрос может показаться риторическим. Но это не так. РНЛ к месту вспоминает историю о Силоамской башне. Уместно постоянно иметь в виду притчу о мытаре и фарисее, преодолевая непреодолимое желание вслед за фарисеем самодовольно воскликнуть: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю» (Лк. 18:11-12).

Святитель Иоанн Златоуст в своём толковании притчи восклицает: «О, какое зло – недуг гордости!» и призывает: «Постараемся же приобрести смирение мытаря и облегчим себе бремя тяготеющих на нас грехов; возненавидим гордость, которою фарисей погубил богатство добродетелей».

На Руси говорят: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. В Евангелии содержится предостережение для неразумных, горделивых постников: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф. 6:16).

Итак, ответом на первый вопрос может стать призыв задуматься о своей греховности, смирить свою гордыню и навсегда отказаться от навязчивого поиска сучка в глазу ближнего (Мф. 7:5).

2) Уместны ли слова обличения при сложившихся обстоятельствах?

Сторонники обличения оправдывают свои грозные слова заботой о ближнем и об обществе, необходимостью озвучить нравственную оценку поведения тех несчастных, оказавшихся в тот страшный час в «Крокусе».

Однако обличители не задаются вопросом о цели такого обличения. Какую цель они преследуют? Исправить общество, улучшить нравы? Но достигнут ли они эту цель таким образом и при наличных обстоятельствах? Сомнительно, особенно учитывая контекст (как бы то ни было, но произошла трагедия, обездолено огромное число семей, остались сироты, иждивенцы, разрушены семьи)… Уместны ли при такой ситуации слова обличения? Душеспасительны ли?

Уместно вспомнить притчу о сеятеле, указывающую на важность не только семени, но и почвы. Архиепископ Никон (Рождественский), толкуя эту притчу, пишет: «Различие в людях зависит не от природы их, а от их воли. И здесь открывается великое человеколюбие Божие в том, что Господь не от всех в одинаковой степени требует добродетели, но и первых приемлет, и вторых не отвергает, и третьим дает место».

Нынешние обличители, обрушившие свой «праведный» гнев на несчастных, позабыли и притчу о сеятеле, и тот очевидный факт, что люди в разной степени подготовлены к восприятию Истины. Общество, в их наивном представлении, представляет собой однородную массу, некое вещество, расплавленное в «плавильном котле» в их фантазирующем воображении. А ведь это не так, любой чуткий проповедник, просветитель хорошо знают, как различны люди и как бесполезны псевдоуниверсальные инструменты воздействия на их умы.

3) Как православному человеку реагировать на этот вызов?

Обличение, грозные окрики, как показано выше, неуместны и душевредны. В действительности ответ на сей вопрос для русского человека естественен и закономерен: замолчать и углубиться в молитву. Русский человек издавна заметил, что ценность молчания выше ценности слова. Вспомним знаменитое: Доброе молчанье лучше худого ворчанья; Слово — серебро, молчание — золото; Кто молчит, тот двоих научит; Лучше молчать, чем пустое врать и т.д. и т.п.

Культурологи и философы пишут о том, что на Руси сложилась культура молчания. Вероятно, большинство православных русских людей слышали о подвиге молчания. Справедливости ради, стоит отметить величайшую трудность несения сего подвига, замечательно о нём сказано в заметке игумена Нектария (Морозова) «Научиться молчать». Люди, освоившие эту сложнейшую науку, молчальники, — редкостное явление в наш век суеты, многословия, пустословия и гордыни…

Как православному реагировать на этот вызов? Углубиться в молитву, принять на себя подвиг молчания, который посилен русскому человеку, взращённому (пусть и не вербализованно, и не осознанно) на культуре молчания. А наиболее деятельные и социально активные из нас могут оказать помощь несчастным реальными делами: гуманитарной помощью, донорством, утешением… А наипаче — безмолвной (непрестанной) молитвой об этих несчастных, об Отечестве нашем и о наших правоохранителях.

Слова же обличения сейчас безполезны для общества и вредны для души обличителя…

Павел Тихомиров: Ну, а кто с этим спорит! Уважаемый Александр, готов подписаться под каждым твоим словом, несмотря на то, что наши позиции по существу рассматриваемого вопроса несколько разнятся.

Но, всё-таки, озвучу несколько замечаний.

Ты обозначаешь проблематику следующим образом: «уместно ли, с учётом трагических обстоятельств, усердствовать в обличении тех людей, которые оказались в том месте на столь неприглядном мероприятии? Способны ли мы, в настоящих условиях, увидеть грань между рассуждением и осуждением? Станут ли наши обличительные слова, тем более сказанные публично и грозно, спасительны и душеполезны?»

Во-первых, никто не усердствует. Точнее, не усердствовал, т.к. рот закрыли весьма оперативно всем тем, кто пытался хотя бы то пискнуть о том, что притча о Силоамской башне – немного о другом.

Вспомним, что говорится в Евангелии (Лук.13:1-5):

«1. В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

2. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

3. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

4. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

5. Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».

Никто из тех, кого эмоциональные пользователи соцсетями записали в «бородатое зло» не высказывали ничего в духе пуритан, дескать процветание – это явный знак Божьего благоволения, а страдание – это проявление неправедности.

Акцент был на другом.

«Если не покаетесь – все так же погибнете».

Слова Спасителя означают, что если говорить о конкретном человеке, то грех и страдание не обязательно взаимосвязаны; но если говорить о целом сообществе, то накапливающаяся «критическая масса» грехов непременно приводит к страданиям и гибели.

Это – прописные истины не только для православного человека, но для любого американского баптиста.

Однако, в многоконфессиональной России об этом говорить сегодня нельзя.

Это мы уже поняли.

Да, не ко времени, не к месту. Не теми словами, не для той аудитории.

Ты абсолютно прав.

Нельзя всё это говорить, чтобы не ранить пострадавших, и не нервировать тех, кто знать не желает ничего такого, что подтолкнуло бы к перемене ума.

И поверь, я бы молчал и пытался бы худо-бедно безмолвствовать. Если бы не улюлюкание и травля тех, кого гуманнейшие наши соотечественники уже назначили «бородатым злом».

Кстати, если помнишь, сразу после разговора о падении Силоамской башни, Спаситель говорит притчу о смоковнице.

Долготерпение Божие может создать иллюзию того, что Он потерпит ещё и ещё.

Но это не так. Количество переходит в качество: и допотопная цивилизация погибает, Содом сгорает, бесплодную смоковницу вырубают.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

21. оценочное мнение

Законы военных действий для победы требуют мобилизационных мероприятий для численного перевеса над противником.
Между тем, известные силы боятся вооружённого народа. В 1917 г. солдатская масса сделала свой выбор в пользу большевиков.

20. Ответ на 13, Русский Сталинист:

Соглашусь с Вашим трезвомыслием. Еще раз процитирую святителя Иоанна Златоуста: «О, какое зло – недуг гордости!»

И в самом деле, гордость, проявляемое в грехе осуждения, в обличительстве, есть недуг, болезнь. И реакция на этот теракт показала, что многие, очень многие, в том числе "говорящие головы", страдают этим тяжким недугом, даже не осознавая о своём духовном заболевании. Теракт стал лакмусовой бумагой, которая выявила болезнь, имеющую распространение более широкое, чем предполагалось.

19. Ответ на 7, Человек:

А меня удивляет Ваше удивление. Вы, действительно, полагаете, что российское общество состоит исключительно из героев и святых? А как же тогда объяснить то обстоятельство, что наша страна входит в список лидеров по уровню преступности, числу абортов, самоубийств и разводов? Как объяснить стремительное увеличением количества мошеннических преступлений? Известно изречение: Церковь - это не собрание святых, а толпа кающихся грешников. А также слова Христа: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. Если Церковь не есть собрание святых, то тем более российское общество, большая часть членов которого не воцерковлены, вряд ли может состоять только из идеальных людей. Похоже, Вы не учитываете последствия грехопадения и главного из них - удобопреклонность ко греху.

18. Ответ на 17, Валерий: Царство ему Небесное!

15. Нельзя ли пояснить подробнее?

Сегодня мы отпевали в соборе убиенного 22.03.24, р.Б. Алексия.

Подробностей, как погиб, не знаю, но на отпевании было много народа, были и представители областной администрации. С НАМИ БОГ! (Ис.8)

С. Югов / 28.03.2024, 20:07

17. Ответ на 15, С. Югов:

15. Нельзя ли пояснить подробнее?

Сегодня мы отпевали в соборе убиенного 22.03.24, р.Б. Алексия.

Подробностей, как погиб, не знаю, но на отпевании было много народа, были и представители областной администрации. С НАМИ БОГ! (Ис.8)
Валерий / 28.03.2024, 10:25

16. Ответ на 14, Русский Сталинист:Это справедливо.

Тезис "Сама/сами виновата/ты!" применительно к жертве, всегда дурно пахнет. Так при желании можно любого преступника оправдать- от убийцы, насильника и педофила до террористов. Неужели это кому-то непонятно?

С. Югов / 28.03.2024, 08:34

15. Нельзя ли пояснить подробнее?

Сегодня мы отпевали в соборе убиенного 22.03.24, р.Б. Алексия.

Подробнее:
https://ruskline.ru/opp/2024/03/27/molchat_nelzya_osazhivat
С. Югов / 28.03.2024, 08:30

14. И вообще

Тезис "Сама/сами виновата/ты!" применительно к жертве, всегда дурно пахнет. Так при желании можно любого преступника оправдать- от убийцы, насильника и педофила до террористов. Неужели это кому-то непонятно?

13. Интересно

А если бы теракт произошёл не в "Крокус Сити Холле" на концерте "Пикника", а, например, в Храме Христа Спасителя на Патриаршей службе, интересно, что бы тогда писали на своих форумах неверующие и воинствующие атеисты? Наверное, что-то наподобие "Эти веруны-ПГМщики доходились по своим церквям!", "Ну что, домолились?!" и т.д. Так вот нынешнее недостойное поведение ревнителей не по разуму ничем не отличается от поведения воинствующих атеистов, глумящихся над верующими. "Тезисы" они выдвигают, делят граждан России на хороших и плохих, на достойных и недостойных, на уберменшей и унтерменшей...

Жертвы теракта в КСХ- трижды жертвы. Они жертвы убивших их террористов, они жертвы атеизма и они жертвы политики "умиротворения народа", о чём я уже писал. Они действительно в пятницу первой седмицы Великого Поста пошли на концерт сатанинской рок-группы, и они действительно вместо помощи фронту тратили немалые деньги на покупку билетов на этот концерт. Но это не их вина, а их беда. В том, что они стали такими, виновато государство и общество, в том числе и мы с вами.

Ещё не прошло и девяти дней с момента чудовищной трагедии, боль свежа, рана кровоточит, все нормальные люди выражают сочувствие и разделяют горе родственников погибших. Но, как известно, в семье не без урода. Нашлись те, кто сокрушается по поводу "отрезанного ушка" нелюдя, называет этих выродков рода человеческого "ребятами", просит прощения у таджиков за, якобы, чрезмерную жестокость правоохранительных органов, проявленную при задержании этих мразей. И вот в этой компании отщепенцев раздаются и голоса наших записных ревнителей не по разуму, которые, предвосхищая Суд Божий, уже начали развешивать ярлыки и походя решать, кому в Рай, кому в ад, кто достойный, а кто не достойный. Вы это серьёзно? У вас что, ключи апостола Петра в кармане лежат? Или вы все поголовно пресвятые и преподобные? Хотя нет, настоящие преподобные никогда себя так не вели. Как я уже писал, лучшее, что могут сделать в этой ситуации НАСТОЯЩИЕ ПРАВОСЛАВНЫЕ- это помолиться об упокоении душ погибших и умолкнуть, оставив всё остальное на Суд Божий. И, конечно, удивляет, что к материалам про Ленина, Сталина, Николая Второго и прочих деятелей прошлого оставлять комментарии запрещено, а вот чесать языками про трагедию наших дней и устраивать псевдоправославные пляски на ещё не остывших телях и костях погибших- можно.

12.

А я бы выдвинул следующие тезисы.

1. Разумеется, прав Павел, когда указывает на то, что Христос-то в ответ на весть о падении Силоамской башни не пролил слёзы, как по Лазарю, а как раз стал грозно обличать - и тех, кому говорил, но и тех, кто погиб под башней. Невинными жертвами он их точно не обличал, напротив, назвал нераскаянными.

2. Культура молчания. Да, нынешнее время - время многословия и пустословия. Словоблудия там, где эти слова или вообще слова неуместны.
Но в не меньшей степени нынешнее время - время теплохладности, равнодушия, хатаскрайности, человекоугодливости и...молчания. Только смиренного молчания не во славу Божию, а эгоистического молчания, которым предается Бог.

3. Говорить о духовной сущности произошедшего в Крокусе нужно. Другое дело, что нужно выверить слова. Соединить сострадание и назидание. В чем-то выждать некоторую паузу, в ином - сразу сказать.

4. Главный акцент нужно сделать не на вине посетителей концерта: в любом случае всегда найдутся жертвы своего невежества. Главную ответственность несет за это, конечно, власть. За упорный отказ прибегания к голосу Церкви, за игнорирование его, когда он звучит. За упорное держание за "хлеба и зрелища", этим нанося колоссальный вред и Отечеству, и душам людей. Если у сонма простых граждан, жертв бездуховной общественной среды, погруженных в работу и быт, зачастую нет возможности разобраться в допустимом и недопустимом, то у власти этой возможности с избытком. Особенно если поменьше тратить время на свой пиар, рейтинг, выслуживание.

Да, об этом нужно говорить без истерики. Но без истерики об этом говорить нужно. А также без излишних заискиваний. Тем более что данная власть сама не признает свой источник и ответственность перед Богом, а заявляет, что подотчетна народа: так пусть и слушает народ - и именно народ, а не толпу и штатных лизоблюдов.
Дмитрий_белорус / 27.03.2024, 20:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Самоходный самокат и его враги
Потребность в нормативном регулировании дорожного движения с участием электросамокатов перезрела
16.04.2024
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Поразительная слепота Кони
Ещё раз о деле Веры Засулич к 180-летию выдающегося русского юриста
26.02.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Павел Тихомиров
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Размышления об исихазме и иконописи
26.04.2024
О чём говорят американские конспирологи
Такер Карлсон об НЛО, демонах, ядерном оружии и другом
24.04.2024
«Рассерженный правдоруб» Илон Маск против «ответственных» государственников Австралии
Правда о нападении на епископа Ассирийской Церкви не должна «раскачивать лодку»
23.04.2024
«Падение империи» – фильм пустой, профанация проблемы
«Хороших» в картине нет, зато есть «плохие»
22.04.2024
Сто лет назад началась чеканка легендарного «полтинника с молотобойцем»
Советские медальеры не увлеклись модерном, но продолжили дореволюционные традиции
20.04.2024
Все статьи Павел Тихомиров
Последние комментарии
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:15
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06