Поразительная слепота Кони

Ещё раз о деле Веры Засулич к 180-летию выдающегося русского юриста

0
368
Время на чтение 9 минут
Фото: из личного архива автора

В Санкт-Петербурге широко отмечается 180-летие выдающегося русского юриста Анатолия Федоровича Кони. План мероприятий празднования юбилея А.Ф.Кони обширен. 9 февраля сего года в Церкви Воскресения Словущего на Волковском кладбище Санкт-Петербурга прошла панихида по Кони. У здания Российской национальной библиотеки состоялась церемония закладки камня в основание памятника Кони, который, как планируется, будет открыт в июне 2024 года, в даты проведения XII Петербургского международного юридического форума.

Об этом поистине великом человеке уже приходилось писать в заметке «Невыученные уроки Кони», посвященной уголовному преследованию «Русской народной линии» за её мнимый экстремизм. Урок Кони касался судебного красноречия и права (обязанности) государственного обвинителя отказаться от обвинения в случае его необоснованности. Урок крайне важный, но, как я тогда отмечал, не вполне усвоенный нашими прокурорами.

В многолетней юридической практике Кони есть судебное дело, до сих пор вызывающее споры и выявляющее и поныне нерешённые проблемы.

Речь о деле Веры Засулич…

Вот и в нынешнюю годовщину вспомнилось именно это дело.

Аудитор Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга, председатель Экспертного совета Фонда поддержки и развития исторического наследия А.Ф.Кони Егор Бушев в интервью рассказал «Петербургскому дневнику», в чём истинный государственный интерес процесса Веры Засулич: «Все мы читали в учебниках истории, что дело Веры Засулич было крайне резонансным. С одной стороны – представители власти, отстаивавшие недопустимость самосуда и незыблемость государственного строя. В этой парадигме покушение на жизнь градоначальника Петербурга представляло собой неприемлемый акт противления власти. С другой стороны – широкая общественность, симпатизировавшая Засулич, выступившей против несправедливости Трепова.

В таких обстоятельствах Кони вынужден был думать в первую очередь об авторитете судебной власти. Он призвал присяжных к тому, чтобы при вынесении вердикта они смотрели не только не только на сухие факты, но и на «внутреннюю» (субъективную) сторону произошедшего: "Вы судите не отвлечённый предмет, а живого человека, настоящее которого всегда прямо или косвенно слагается под влиянием его прошлого".

Вердикт присяжных, утверждённый Кони, вызвал бурю негодования со стороны императора Александра Третьего и всего государственного аппарата. Но Анатолий Фёдорович в силу своей мудрости и врождённой дальновидности смотрел гораздо глубже: он видел истинный государственный интерес именно в отстаивании справедливости и сохранении независимости судебной власти».

В репортаже «Первого канала» также значительное внимание обращается на это резонансное дело, и указывается на то, что «именно он (А. Кони. – А.Т.) сформировал основные принципы российской правовой системы». Журналистка отмечает, что великий юрист считал слово величайшим оружием. В сюжете верно подчёркивается решающее влияние напутственного слова Кони на принятие присяжными оправдательного вердикта.

Слово, особенно сказанное весомо и убедительно, — действительно оружие страшное, мощное, а порой и смертельное. О силе слова сложено множество поговорок: Слово пуще стрелы ранит или Пулей попадешь в одного, а словом в тысячу.

Консервативные публицисты, откликнувшиеся на этот процесс, горячо осудили оправдательный вердикт, обращая внимание на то, что в деле были установлены событие и состав преступления, мотив и вина Засулич. И тем не менее, революционерка была оправдана. И виной тому, убеждали консерваторы, — напутственное слово судьи Кони, которое и подтолкнуло присяжных к вынесению оправдательного вердикта. Эта убеждённость прослеживается и в репортаже «Первого канала», и в публикациях современных юристов. В частности, в статье «Почему присяжные оправдали террористку Веру Засулич», размещённой на ведущем российском юридическом портале «Право.ру», прямо говорится, что «А.Ф.Кони напутствовал присяжных и, по сути, подсказал им оправдательный вердикт».

Сам Кони вынужден был неоднократно оправдываться, тщетно пытаясь убедить своих оппонентов в том, что он в своём напутственном слове был беспристрастен, не уклонялся ни в сторону обвинения, ни в сторону защиты. Более того, Кони полагал, что его слово более содействовало обвинению, нежели защите. В «Воспоминаниях о деле Веры Засулич» великий юрист вспоминал: «Меня упрекают за оправдательное резюме… Оно напечатано во всех газетах, со всею подробностью… Те, кто упрекает, не читали его или злобно извращают его смысл. Я старался быть совершенно объективен, но, читая его сам в печати, я подметил в нем скорее некоторый обвинительный оттенок: "Следует признать виновность в нанесении раны и дать снисхождение", — вот что, мне кажется, сквозит из этого резюме…»

Пререкаемое напутственное слово Кони — блестящий образец ораторского мастерства. Искусно составленный текст, сложный, глубокий, пронзительный, проникновенный. Анализу этого текста посвящено множество других текстов, гораздо более объёмных. И по сей день слово это вызывает противоречивые отклики, ему даются многоразличные оценки, бесконечные и бесплодные попытки всецело понять этот текст могут привести к унынию.

Кони владел словом, устным и письменным, в совершенстве, зная его великую силу. Свои взгляды о влиянии судебной речи он высказывал во множестве своих работ, наиболее полно высказавшись на эту тему в рецензии на книгу П. Сергеича (П. С. Пороховщикова) «Искусство речи на суде». Кони отмечал, что сила устной речи зависит не только от её содержания и формы, но и от личности оратора и от обстановки, в которой произносится речь. Высказался он и о значении напутственного слова судьи (которое к его неудовольствию тогдашним законом называлось иностранным словом резюме): «Руководящее напутствие председателя присяжным относится тоже к области судебной речи, и умелое его изложение всегда имеет важное, а иногда решающее значение».

Замечание верное… Однако сам Кони при произнесении напутственного слова по делу Засулич как будто бы забыл о нём. Его гениальная речь оказалась обоюдоострым орудием, которое и привело к оправданию преступницы. Это и неуместное разъяснение значение юридических терминов, в частности таких как покушение, убийство, что, несомненно, запутало присяжных и сбило их с толку (кстати, современный Верховный Суд РФ предостерегает судей от совершения подобной ошибки. В профильном постановлении Пленума прямо указывается, что «не могут ставиться отдельно либо в составе других вопросы, требующие от присяжных заседателей юридической квалификации статуса подсудимого (о его судимости), а также другие вопросы, требующие собственно юридической оценки при вынесении присяжными заседателями своего вердикта.

Исходя из этого недопустима постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями, с использованием таких юридических терминов, как убийство, убийство с особой жестокостью, убийство из хулиганских или корыстных побуждений, убийство в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения, убийство при превышении пределов необходимой обороны, изнасилование, разбой и т.п.».

Кони, похоже, забыл, что наилучшим образом запечатлевается, особенно в сознании обывателя, начало и завершение речи. Как иначе присяжные могли откликнуться на окончание напутственной речи самого Кони: «Обсуждая основания для снисхождения, вы припомните раскрытую перед вами жизнь Засулич. Быть может, ее скорбная, скитальческая молодость объяснит нам ту накопившуюся в ней горечь, которая сделала ее менее спокойною, более впечатлительною и более болезненною по отношению к окружающей жизни, и вы найдете основания для снисхождения.

Получите вопросный лист. Обсудите дело спокойно и внимательно, и пусть в приговоре вашем скажется тот "дух правды", которым должны быть проникнуты все действия людей, исполняющих священные обязанности судьи»?

А ведь слово Кони последовало вслед за защитительной речью адвоката П.А. Александрова, защищавшего Засулич, в которой красочно говорится о страдальческой жизни подсудимой.

Удивительно ли, что присяжные, наслушавшись подобных речей, причём произнесённых горячо, талантливо, артистично, посчитали приемлемым не снисхождение, о котором поведал им великий судья, а оправдание?

Ораторский дар Кони и Александрова, крайне симпатичный нравственный облик обоих витий, а также обстановка, при которой протекал судебный процесс, оказались теми решающими факторами, которые и настроили присяжных на вынесение именно оправдательного вердикта.

На такой исход дела косвенно повлияла чрезвычайная по нынешним меркам мягкость действовавшего тогда уголовного закона. Деяние Засулич было квалифицировано по статьям 9 и 1454 Уложения о наказаниях — покушение на убийство, что предусматривало лишение всех прав состояния и ссылку в каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Действующий УК РФ предусматривает за совершения указанного преступления более суровую санкцию — пожизненное лишение свободы либо смертную казнь. При этом, как отмечается в комментарии Верховного Суда, «конструкция объективной стороны данного состава преступления (ст. 277 УК РФ — посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля. – А.Т.) является усеченной, т.е. момент окончания преступления перенесен на стадию покушения. Преступление признается оконченным при совершении виновным лицом любых действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны данного деяния. Последствия в виде смерти или причинения вреда здоровью, при наличии признаков посягательства на жизнь, не влияют на квалификацию и не являются обязательными».

Иными словами, обстоятельные пояснения Кони присяжным относительно значения покушения, с учётом положения современного уголовного закона, в настоящее время лишены всякого смысла, так как данное преступление считается оконченным уже в момент покушения.

Автора настоящей статьи озадачивает один вопрос: как так получилось, что Кони, величайший оратор и теоретик, прекрасно осознававший огромную силу слова, допустил столь непростительную небрежность при произнесении напутственного слова?! И на старуху бывает проруха… Идёт ли речь об ошибке и в настоящем случае? На этот вопрос пусть ответят более проницательные публицисты.

Александр Валентинович Тимофеев, магистр права

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Самоходный самокат и его враги
Потребность в нормативном регулировании дорожного движения с участием электросамокатов перезрела
16.04.2024
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 03:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
27.04.2024 00:09
Страх и подвиг
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 23:09
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от РомКа
26.04.2024 23:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 22:25
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 22:06