Ревнитель просвещения и самый известный гонитель старообрядцев в ХVIII веке

Заметки о Нижегородском архиепископе Питириме

0
171
Время на чтение 4 минуты
Фото: из личного архива автора

Нижегородский край, пожалуй, второй после Москвы центр старообрядчества. Старообрядцы Нижнего Новгорода, принадлежащие к РПСЦ, молятся в большом Успенском храме на Бугровском кладбище (кстати, здесь похоронен Мельников-Печерский, автор знаменитых книг о старообрядцах «На горах» и «В лесах»). Успенский храм ранее принадлежал тем, кто был в оппозиции митрополиту Сергию (Страгородскому). Собственно старообрядческий храм в центральной части города был разрушен в хрущевское время. Выходцами из Нижегородской старообрядческой общины были митрополит Алимпий (Гусев) (+2003 г.) и, пожалуй, самый эрудированный старообрядческий священник протоиерей Леонтий Пименов (+2020 г.). Ныне настоятелем Успенской церкви является один из самых авторитетных старообрядческих священников о. Михаил Шашков.

Будущий гонитель старообрядцев был уроженцем этого края. Он подвизался здесь в одном из старообрядческих монастырей в качестве уставщика. Доподлинно неизвестно, что именно подвигло его порвать со старообрядчеством и стать ярым гонителем старообрядцев. Есть предположение, что активное изучение им разных письменных источников удостоверило его в том, что для отделения старообрядцев от официальной Церкви не было достаточных оснований. Известно, что ему покровительствовали сёстры царя Петра и сам Петр. На Нижегородчине, особенно после того, как он здесь стал епископом, Питирим развил бурную деятельность по возвращению старообрядцев в лоно Синодальной Церкви. Согласно официальным отчётам (не всегда достоверным), были обращены тысячи старообрядцев. В своей деятельности Питирим активно прибегал к помощи светских властей, приходил на диспуты со старообрядцами в сопровождение солдат.

На Нижегородской кафедре Питирим пробыл 19 лет. Был очень деятельным с самого начала: проверял у духовенства ставленические грамоты, следил за опрятным видом священников, до самой кончины активно посещал приходы. Проявлял интерес к науке (в Петербурге побывал в Академии Наук и Кунсткамере), хотя сам не был особо образованным. В его библиотеке насчитывалось около 200 книг, треть из которых были светскими. После смерти Питирима в его резиденции были обнаружены два глобуса. В своей епархии он открыл несколько школ, инициировал миссионерскую деятельность среди народов Поволжья (Нижегородский край находится на стыке славянского, тюркского и финно-угорского миров).

В 1722 году Нижегородская епархия была расширена – в её состав вошла Владимирская земля и некоторые другие территории. Количество храмов доходило до тысячи. Организаторские способности и вообще деятельная натура Питирима опровергают утверждение об инертности и безынициативности великороссийского духовенства. Питирим становится членом Святейшего Синода наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем). С Феофаном их связывали тесные дружеские отношения (однажды даже Феофан попросил Питирима приобрести ему лошадь на Нижегородской ярмарке).

Ещё пара штрихов к портрету Питирима: долгое время в его резиденции жил пленный швед. Однажды архиепископ приютил болящего бездомного. Как-то у этого бездомного случился приступ, и он ранил монаха; самого Питирима спас от этого буйства келейник.

В отношении старообрядцев Питирим занимал жёсткую позицию – известны сто тридцать вопросов, которые он им направил. На все эти вопросы старообрядцы ему ответили и в свою очередь направили ему двести сорок своих вопросов. Ответы на них составили самую известную книгу, принадлежащую Питириму – «Пращицу». Одним из самых главных аргументов в этой книге является «Соборное деяние на Мартина еретика» – якобы документ Собора в Киеве в 12 веке, осудившего двоеперсие. Старообрядцы провели большую исследовательскую работу и доказали, что это «Деяние» является подлогом.

В своей деятельности Питирим не гнушался насилия. Так, керженский диакон Александр силой был принуждён отказаться от своих «Ответов» (характерная черта этих «Ответов» – сдержанность тона из-за опасения репрессий). Доставленный к царю, он заявил, что силой был принуждён. Несмотря на это, его снова подвергли пыткам и отправили обратно. В 1720 году Александр был казнён. До сих пор на Керженце густые леса. Мне приходилось на пути в Макариево-Желтоводский монастырь проезжать через эту мрачноватую местность.

Когда начинаешь рассуждать о недопустимости насилия в делах совести и религии, часто слышишь: «Такое было время, такие были нравы». Это, конечно, не согласно с евангельским духом. Кстати, свою «Пращицу» Питирим в обязательном порядке заставлял приобретать всем священникам, причём не задёшево, а по солидной по тем временам сумме – за три рубля. Двойной налог на старообрядцев – это тоже изобретение Питирима. Для старообрядцев он был довольно разорительным – с этого времени Керженец стал пустеть – его обитатели начали переезжать на Урал и в Сибирь, где было более спокойно.

Действительно, время правления Петра было очень непростым. Основная масса архиереев в это время старалась не засвечиваться, отмалчивалась. Когда пытали епископа Досифея, проходившего по делу царевича Алексея, то он говорил: «Пострадал я один, но мыслит так большинство» (то есть критически по поводу Петра). Даже в среде малороссийского духовенства не всё было однозначно (известны критические высказывания в адрес Петра со стороны местоблюстителя Патриаршего престола митрополита Стефана (Яворского).

Когда известный историк Н. Устрялов описывал царствование Петра (в Исторической библиотеке в годы учёбы на истфаке МГПИ я читал эту работу), он столкнулся с большим количеством материалов, где в отношении Петра и его действий содержался негатив. Так, о новой Синодальной системе церковного управления с самого начала её функционирования стали звучать отрицательные высказывания, уже на следующий год после её введения заговорили о восстановлении Патриаршества. Некоторые реформы Петра, например, Губернская, не были доведены до конца. Приказы, несмотря на то, что они показали свою эффективность, стали заменять на Коллегии. Появляются элементы параллелизма в управлении – например, наряду с Посольским Приказом действовала Коллегия по иностранным делам.

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
«Было необычно видеть такое большое количество людей»
На престольном празднике Данилова монастыря
20.03.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 08:02
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
27.04.2024 08:01
Иван Ильин как идеологическая мишень
Новый комментарий от Человек
27.04.2024 07:54
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
27.04.2024 07:22
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
27.04.2024 06:38
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Русский Сталинист
27.04.2024 05:31
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
27.04.2024 04:01