Во вторник, 13 апреля, на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви состоялось обсуждение предварительных результатов дискуссии относительно проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения», подготовленного комиссией Межсоборного присутствия по богословию и богословскому образованию (журнал №15), сообщает Патриархия.ru.
По результатам обсуждения синодалы отметили, что некоторые вопросы, выдвинутые в ходе дискуссии относительно документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» и касающиеся возможных условий применения данного метода, требуют дальнейшего обсуждения на высоком богословском и научном уровне.
При этом подчеркнута важность изучения биоэтических проблем с точки зрения православного вероучения при участии специалистов разных специальностей и взглядов.
Принято решение учредить с этой целью Синодальную комиссию по биоэтике, председателем которой назначен ректор Санкт-Петербургской духовной академии епископ Петергофский Силуан. Архипастырю поручено сформировать на базе СПбДА центр исследований в области биоэтики, в том числе для развития взаимодействия в этой области со светским научным миром. Владыка Силуан должен представить на утверждение Синода к следующему его заседанию предложения по составу Комиссии, а также проект Положения о ней.
Материалы дискуссии относительно документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения» будут направлены в Синодальную комиссию по биоэтике для дальнейшего обстоятельного изучения.
В связи с учреждением Синодальной комиссии по биоэтике упраздняется Церковно-общественный совет по биомедицинской этике с выражением благодарности его председателю и членам за понесенные труды.
Напомним, 26 марта состоялось первое в 2021 году и, как уже видим, последнее в своей истории заседание Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике (ЦОС) под председательством кандидата медицинских наук, председателя Синодальной богослужебной комиссии, митрополита Петрозаводского и Карельского Константина.
Эксперты Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике заявили, что «позиция Церкви о репродуктивных технологиях, выраженная в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском соборе 2000 г., и её понимание, должны быть оставлены без изменений».
Другую позицию озвучил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, который в рамках передачи «Церковь и мир» рассказал о подготовленном в недрах Межсоборного присутствия и предложенном к общецерковному обсуждению проекте документа «Этические проблемы, связанные с методом экстракорпорального оплодотворения».
«Это документ для дискуссии, причём в нем констатируется, что внутри Русской Православной Церкви существуют разные точки зрения на этот вопрос. Имеется мнение, что ЭКО недопустимо вообще ни в каких формах. Есть точка зрения (она нашла отражение в этом документе), согласно которой, при определенных условиях экстракорпоральное оплодотворение возможно», - сказал митрополит Иларион.
Вместе с тем, у этой позиции есть много противников как среди духовенства, так и среди мирян. Так о недопустимости принятия проекта документа «Этические проблемы, связанные с методом Экстракорпорального оплодотворения», предложенного Межсоборным Присутствием говорил в интервью «Русской народной линии» руководитель православного медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов.
«Есть не только богословская оценка и определённые теоретические схемы, а есть простой биологический, медицинский факт, который является общепризнанным, что при ЭКО всегда запланирована массовая гибель эмбрионов. Сегодня и в ближайшем будущем не появятся технологии, способные обойти эту проблему», - подчеркнул отец Максим.
Пастырь заявил, что «защитники жизни убеждены, что благословение на ЭКО создаёт лазейку для отмены принципов защиты жизни до рождения».
Документ также раскритиковал в интервью «Русской народной линии» детский врач, реаниматолог-анестезиолог, исполнительный директор Православного благотворительного фонда поддержки материнства и детства Владимир Петрович Карасев.
Доктор видит главную опасность в том, что, «уступая в отдельных вопросах, мы потом не сможем не уступить в других вопросах, иначе нас будут упрекать в непоследовательности. Допустив ЭКО, мы сделаем полшага в сторону ада! Нас будет ожидать сильный напор, страшный своей логичностью – если вы признаёте ЭКО даже с оговорками, (которые потом начнут таять, как снежный ком после дождя), то и признайте суррогатное материнство. Начнутся те же разговоры, что и сейчас про ЭКО. Закончив с суррогатным материнством, продолжится эскалация процесса».
По его мнению, существует две группы: те, кто умышленно продвигает ЭКО и идеологию, что вера ничем не ограничивает человека, и те, кто за ними идут неосознанно.
Означает ли синодальное решение о расформировании Церковно-Общественного совета по биомедицинской этике и учреждение новой Синодальной комиссии по биоэтике уступку Церкви сторонникам легализации ЭКО? Об этом пока трудно судить. Понятно одно: это решение смещает акценты в обсуждении проблематики ЭКО из сферы конкретной - биомедицинской в сферу абстрактную - философскую.
Символом этого является и назначение руководителя синодальной структуры: митрополит Константин (Горянов) является медиком по базовому образованию, кандидатом медицинских наук, а епископ Силуан (Никитин) по базовому образованию философ.
Остаётся надеяться, что дальнейшее церковное обсуждение проблемы ЭКО не пойдёт по пути приспособления позиции Церкви к требованиям мира и бизнеса биомедицинских технологий.
Редакция Русской народной линии
2. Церковь меняет политику в отношенииЭКО?
1. Как это понимать?