Плач на церковном пепелище

Сгорел храм в честь свт. Николы, построенный в 80-е годы XIX века

0
218
Время на чтение 4 минуты

Этот случай останется кровавым рубцом на сердце на всю оставшуюся жизнь. В ночь после Вербного воскресения в половине пятого раздался стук в дверь: «Батюшка, в деревне N горит церковь». Этот момент стал водоразделом в наших трудах в глубинке – до и после. Мы выбрали эту деревню не только по причине её уединенного расположения, но и по причине наличия в ней разрушающейся церкви, чтобы сочетать приятное (отдых) с полезным (восстановлением святыни).

Первым делом мы обустроили притвор храма – единственную сохранившуюся его часть. В довольно пространном притворе были расставлены иконы, возжено множество лампад. Таинственная, благодатная, умиротворяющая обстановка. Местные жители (всего их в деревне 13) вернули в храм две большие иконы – Новозаветную Троицу и Преображение Господне, Плащаницу и Ангела в деревянном исполнении, характерном для карел. Начались службы – когда я приезжал в ежедневном режиме, а без меня мирским чином по субботам, воскресеньям и праздникам. Установили печь – службы стали проходить и в зимнее время. Воистину, храм стал отрадой и утешением для меня и членов нашей общины. Регулярно раздавался колокольный звон, напоминая о вечности. Трапезничая на веранде общинного дома, мы любовались печальным и в тоже время изящным видом руинированного храма.

Начались восстановительные работы: перекрыли крышу притвора и алтаря, водрузили крест. Трапезную часть храма я ещё застал в первые приезды сюда. Вскоре она рухнула. Ещё раньше рухнул верх четверика. Много усилий было предпринято для того, чтобы извлечь всё, что рухнуло. Алтарная часть была перегорожена, устроен иконостас, оборудован алтарь. Начались первые Литургии. К сожалению, все эти изменения не вызвали у местных жителей никакого особого отклика. Причины были разными: «Какая церковь?! При нас там был только клуб, где показывали кино».

Приезжие, то есть мы – мужчины в косоворотках с поясами, а женщины в сарафанах с платками под булавку – «не нашей веры, к тому же еще и крестятся не так (двуперстно)». У кого-то были рецидивы коммунистических заблуждений, другие просто ленились прийти в храм. Пронеслась лживая волна, что, якобы, нам выделили невероятно большую сумму на восстановление храма, что на эти деньги его давно можно было бы восстановить под ключ. На напряженные отношения с местными повлияло ещё и следующее обстоятельство. Придя в ужас от повального пьянства и катастрофического вымирания, я написал статью обо всём увиденном для приходского издания. Недолго думая, не стал заменять подлинные названия населенных пунктов и упомянутых лиц на вымышленные – мол, до жителей этого медвежьего угла статья не дойдет. Произошло искушение. Во время очередного приезда, не просмотрев содержание нового номера приходского листка, мои помощники в большом количестве раздали его местным жителям. После этого напряжение ещё больше усилилось. Когда же на Пасху никто из местных жителей не пришел на службу, я окончательно осознал, что наша миссия потерпела фиаско. В лучшем случае, храм, а точнее то, что от него осталось, продолжит быть молитвенным прибежищем только для нас. В последние годы я стал приезжать сюда только в теплое время, начиная с Пасхальной недели или после Радоницы. В этом году на Пасхальной неделе была намечена Литургия, следующая - на престольный праздник…

Но вот, пришла страшная беда, причём, в первый день Страстной седмицы. Первая мысль – поджог. Сделать это элементарно – например, разбить окно в алтарной части и бросить туда огниво. Храм ведь не охраняется. Ни ограды, ни сигнализации нет. Случаев поджогов храмов было немало. Но, скорее всего, причиной был недосмотр пожилой супружеской пары. Живя в общинном доме, они регулярно проводили молитву в храме. По их словам, кадило с разожжённым угольком висело на неказистом деревянном подсвечнике. Вдруг, в конце службы подсвечник опрокидывается (впервые!) и всё содержимое кадила высыпается на пол и на лежащий на нём ковер. Часть уголька просыпается в подпол через большие щели в полу храма. Все вроде бы тщательно затушили, протоптали, в щели залили воду. А что ещё нужно было сделать – взламывать широкие массивные доски изначального пола храма? Такая мысль даже не возникала. По-видимому, часть уголька тлела под полом и очаг возгорания постепенно расширялся. Ночью жители дома напротив проснулись от громких щелчков. Выглянув в окно, они ужаснулись от огненного столпа. Через час приехала пожарная машина, затем вторая. Прибыла полиция, следователи. К сожалению, спасти удалось только притвор. Утром приехала глава администрации. Храм в честь свт. Николы, построенный в 80-е годы XIX века на три четверти был руинирован, нигде не числился – тем не менее, наше горе безмерно.

Когда-то эта семейная пара приобрела в деревне домик на окраине. После ремонта занесли в него все свои вещи, в том числе, документы. Около дома приезжая молодежь звонила по сотовым телефонам – это была самая удобная точка. На следующий день предполагалось освящение дома, а ночью он полностью сгорел. Накануне пожара в храме они также перенесли в алтарную часть богослужебные книги и вообще все необходимое для служб.

В 90-е годы, будучи в Румынии, меня поразила скорбь одного русского старообрядческого священника, у которого сгорел храм. Не так давно в деревне Рытово Владимирской области сгорел деревянный храм – я бывал в нём. Обратил внимание на множество старинных икон в нём. Никогда не думал, что и меня постигнет такая беда. Поразительно – храм пережил, пусть и не полностью, безбожные десятилетия, войну, постперестроечный развал. А в сравнительно благоприятное время неожиданно погиб. Через несколько дней я буду в этой деревне и, сидя на пепелище храма, подобно Иову, сидящему на гноище, посыпая пеплом свою бедную голову, буду оплакивать погибшую святыню. Удар колоссальный, скорбь безмерна…

В значительной степени произошедшее обесценило наши 20-летние труды. Пожары идут по всей России – горят леса, дома, гибнут люди от обстрелов в прифронтовой зоне – в значительной степени причина этих бедствий рукотворна. Потерянное очень жаль, но, когда мы сами по недосмотру или халатности являемся причиной беды – переживания от этого многократно сильнее.

В первый день Страстной совершал Преждеосвященную Литургию. Никогда ещё не было так трудно служить после того, что произошло. Придя в келью после пятичасовой службы, я буквально рухнул. Какой смысл произошедшего? Понятно, что это тайна Промысла Божия. Но одну причину могу предположить определенно – выбить седока из седла, чтобы опустились руки, чтобы мы оставили попечение более чем о 20 деревнях этого региона с шестью храмами, четырьмя часовнями, монастырем, десятком Поклонных крестов и сельской школой, чтобы деградация и морок здесь дальше продолжились. После некоторых колебаний решил все-таки ехать с программой, составленной за месяц, где почасово зафиксированы все службы и мероприятия, в частности, выступление на митинге в день Победы. В утешение приснился чудный сон – будто бы еще до холодов почти порушенный и сгоревший храм был восстановлен во всей своей красоте и благолепии. Будет ли этот сон пророческим?

Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Отче, укрепления Вам силы духа!

Отче Кирилл! Укрепления Вам силы духа! Не впасть в уныние и отчаянье.
Очевидно, что тут и Промысел и Наука. Вчера был день пожарной охраны.
ross-Kazan / 01.05.2024, 08:40
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игумен Кирилл (Сахаров)
Взгляд из столицы
Впечатления от пребывания в глубинке на Пасхальной неделе
13.05.2024
«Богатство обязывает»
К 100-летию кончины П.П.Рябушинского
26.04.2024
Терпение и спокойствие
Записки пациента НИИ урологии
25.04.2024
Как меня развели на «наместника Троице-Сергиевой Лавры»
Об одном из проявлений мошенничества
20.04.2024
Три дня в гостях у Григория Распутина
Как я жил на квартире Григория Ефимовича
01.04.2024
Все статьи Игумен Кирилл (Сахаров)
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29