Есть ли у нас Русский Национальный Тост?

Протоиерей Геннадий Беловолов о праздновании Старого Нового года

Александр Сергеевич Пушкин 
0
2410
Время на чтение 7 минут

Сколько теплоты и живых воспоминаний в этих словах - Старый Новый год. Какой удивительный — чисто русский — парадокс заключен в этой непридуманной формуле. Только у нас существует Новый год, который Старый. Его глубина и обаяние состоит в том, что Он возвещает не только о наступающем новом времени, но одновременно напоминает и о прошедшем, обращает наш взор ко всему старому, доброму и дорогому, что было в нашей жизни как в прошлом, так и шире в прошедшие годы и даже века - в нашей прошлой истории. Именно этот Старый Новый год связывает нас со Старой Доброй Россией, с Россией Великих Царей и наших великих предков. Именно этот новый год встречали Пушкин и Достоевский, Ломоносов и Менделеев, Царская семья и Иоанн Кронштадтский.

Как же нам его забыть? С течением времени он становится нам все более дорогим.

Старый Новый год самобытное явление нашей культуры, часть нашей истории и нашей души.

В эту старо-новогоднюю ночь за праздничные столы сядут не миллионы наших сограждан, а в лучшем случае тысячи. В эту ночь не будут выпиты тонны литров шампанского, не взлетят в воздух миллионы фейерверков, не будет стоять безудержная ржачка на голубом экране, на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге будет тихо и торжественно. В эту ночь не будет произнесено множество однотипных тостов ни о чем.

Но каков же будет наш тост в этот Русский Новый год?

Давно уже отметил для себя, что к национальным символам, наряду с флагом, гербом и гимном, нужно отнести и самый обычный застольный тост. Тост также выражает национальный менталитет, и даже национальный идеал, как и гимн, только в более краткой форме. Но в отличие от официальных символов тост употребляется гораздо чаще, более естественно, и что важно - в неофициальной обстановке. Тост всегда выражает пожелание, то есть то, к чему мы стремимся в жизни, а значит наши идеалы и ценности. Тост — своего рода жанр светской молитвы, краткий символ народной веры.

Я глубоко задумался о значении тостов в жизни народа после того, как посетил Осетию после трагических событий в Беслане. За первым же осетинским застольем глава дома провозгласил первый тост «За Великого Бога!» Я даже вздрогнул, у нас пить за Бога как-то не принято. Решил, что этот тост связан с произошедшей трагедией. Но распорядитель пира пояснил, что этот тост осетины произносят всегда и везде за любым праздничным столом уже в течение многих веков. «Что и в советское время произносили?» - не удержался от вопроса. «Я вам говорю, я был руководителем парторганизации на крупном предприятии, но не было ни одного застолья, где бы я не произнес этот наш традиционный осетинский тост. Попробовал бы я его не произнести хотя бы раз, меня бы перестали уважать». Осетины мне рассказали, что этот тост они хранили в течение веков, во времена нашествий и оккупаций, гонений и войн, - и благодаря ему сохранили свою христианскую веру, свое национальное самосознание. Тогда-то я осознал всю силу простого тоста.

После этого, бывая в разных странах, я стал обращать внимание на национальные тосты, какие пожелания высказывают народы за праздничном столом, в семейном кругу, и стал даже их коллекционировать (буду рад пополнить эту коллекцию!).

Наши сербские братья, поднимая бокал, первым делом возглашают: «Живеле!», что буквально означает: «Живите! Да будем живы!».

В Польше за столом поднимают первый тост за здоровье: «Nazdrowie», а в Малороссии говорят: «Будьмо!», т.е. «Будем!».

Традиционный еврейский тост «Лехаим!» означает: «За жизнь!».

Англичане за столом лаконичны: междометие «Cheers!» значит «Ура!». В другом контексте это слово переводят как «аплодисменты», «одобрение».

Во Франции пьют за здоровье: «Santé!», так же как и в Германии: «Prosit!». В Италии и Испании поднимают тост со словом «Salud» – «Будьте здоровы».

В общем, можно подытожить: народы разные, но все они желают одного - прежде всего «общечеловеческих ценностей», пьют за здоровье и жизнь.

У нас за столом тоже говорят «Ваше здоровье!»

Но нам одного здоровья мало. Здоровье – великая ценность, но оно только средство, а не самоцель. На Руси есть даже поговорка о том, кто «здоровеньким помрет».

Наш Русский Тост должен быть иным.

Так за что же нам поднять тост в наступающий год? Каким должен быть наш первый тост за любым столом, где бы мы ни были? Есть ли у нас такой Национальный Русский Тост, такая краткая здравица, которая бы вмещала и выражала самое важное и самое главное для нас и вчера, и сегодня, и завтра?

Этот философский вопрос становятся совершенно практическим, когда мы садимся за праздничный стол. Мне, как священнику, после молитвы за праздничной трапезой по чину нередко приходится говорить первый тост. В этот момент, действительно, хочется сказать что-то самое главное и самое важное. Здесь я испытываю потребность в нашем русском национальном тосте. За что же мы подымем бокал?

Обратимся к нашей исторической традиции.

Прежде всего нужно вспомнить, что наш исторический гимн был ни чем иным как здравицей Царю и народу. Многие русские люди встречали Новый год именно с этими словами на устах: «БОЖЕ, ЦАРЯ ХРАНИ!»

В наступающий Русский Новый год мы должны обязательно вспомнить и исполненные великой жертвенности слова нашего Государя Императора Николая Александровича, которые должны стать нашим вечным национальным девизом: «НЕТ ТАКОЙ ЖЕРТВЫ, КОТОРУЮ Я БЫ НЕ ПРИНЕС, ЧТОБЫ СПАСТИ РОССИЮ».

Какой тост поднимала Россия в годы революции? Белый генерал Сергей Марков, встречая 1918 год на передовой Гражданской войны, первый тост поднял за Родину, за Императора, за Добровольческую армию... После того как юнкера грянули в ответ бодрое: «Братья, все в одно моленье души Русские сольем», - Марков сказал «последний тост Российской Империи»: «Сегодня для многих из нас это последняя застольная беседа. Многих из собравшихся здесь не будет между нами к следующей встрече. Вот почему НЕ БУДЕМ НИЧЕГО ЖЕЛАТЬ СЕБЕ! НАМ НИЧЕГО НЕ НАДО КРОМЕ ОДНОГО: ДА ЗДРАВСТВУЕТ РОССИЯ!»

Война, 70-летие окончания которой мы вспоминаем в наступающий год, закончилась победным историческим тостом генералиссимуса Сталина (в мае 1945 года): «Я ПЬЮ ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЗА ЗДОРОВЬЕ РУССКОГО НАРОДА ПОТОМУ ЧТО ОН ЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ВЫДАЮЩЕЙСЯ НАЦИЕЙ ИЗ ВСЕХ НАЦИЙ, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение».

А вот тост из 1960-х — эпохи хрущевских гонений и покорения космоса. Писатель и журналист Эдуард Михайлович Кондратов вспоминает: «Это было 7 ноября 1962 года. Ко мне приехал мой младший брат Сашка из Ленинграда. Я его почти тащил в гости к моим друзьям. Он одел черный свитер, черные очки. Вид его был траурный. Пришли, включились в застолье... Потом встал Александр, весь в черном, как на поминках. Он сказал, что хочет выпить «в память о загубленных Романовых, в память о последнем Царе Николае…» Все встали, молча выпили. Этот тост для меня был неожиданностью. Ни он, ни я монархистами не были. Но у Александра была какая-то космическая чувствительность… Он по-особому уловил эту ноту, эту боль. Я думаю, что он сам до конца не понимал, что делает. Это было что-то мистическое, что-то ему вдруг открылось. Ведь было седьмое ноября, день революции. Как в этот день не вспомнить убиенного Царя?» Потом всех стали вызывать. На работе было большое собрание, где их ругали и им грозили. Но история тем и хороша, что хорошо заканчивалась, ни арестов, ни увольнений.

Лучшее поздравление в наступающем 2015 году прозвучало из Крыма. Главный прокурор Крыма Наталья Поклонская сказала, наверное, самые главные слова: «ЧТОБЫ МЫ НЕ ЗАДУМАЛИ В НАСТУПАЮЩЕМ ГОДУ, ЧТОБЫ МЫ НЕ ПОЖЕЛАЛИ, МЫ ВСЕ ПРЕКРАСНО ПОНИМАЕТ, ЧТО ВСЕ НАШИ ПОЖЕЛАНИЯ СВЯЗАНЫ С УСПЕХОМ НАШЕЙ РОССИИ».

Как весь этот исторический опыт Русских Тостов воплотить в одной краткой и емкой здравице?

После размышления и поисков я не нашел лучшей формулы русского национального тоста как наш старинный возглас-клич: «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЧЕСТВО!»

В этой формуле названо все самое дорогое и самое заветное, что есть в душе русского человека. «ЗА ВЕРУ», - которая спасает наши души и устремляет сердца к вечности, соединяет нас с Богом. «ЗА ЦАРЯ», - который воплощает нашу Великую Историю и наш исконный идеал народной жизни, как в прошлом, так и в будущем. «ЗА ОТЕЧЕСТВО» – за нашу Великую Россию, необъятную нашу Родину, в которой мы имели счастье родиться и имеем счастье жить, и без которой не может быть Русский человек. Это тост за наш Великий Народ, который пережил не одну скорбь и не одну беду в своей истории, и победил. Этот тост — сохранение нашей памяти, нашего достоинства и чести как перед лицом наших предков, так и перед лицом грядущих поколений.

Предлагаю в Новогоднюю ночь поднять бокалы за праздничным столом с этим тостом, поднять его первым, и только потом желать здоровья, счастья, удачи и так далее. Ведь если у нас не будет Веры, Царя и Отечества, то все остальное может оказаться нам не нужным и не востребованным. Поэтому позвольте всех поздравить с наступающим РУССКИМ СТАРЫМ НОВЫМ ГОДОМ и поднять этот русский тост: «ЗА ВЕРУ, ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВО в Новом году! Дорогие братья и сестры!»

Пусть звучат эти слова чаще в наших домах,
пусть они открывает наши праздничные застолья,
пусть они напоминает нам о наших исторических идеалах
и зовут к будущим Русским Победам!

Протоиерей Геннадий Беловолов, настоятель храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (историческое Леушинское подворье)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

70. Ответ на 63., Наблюдатель.:

У русских всегда третий тост за родителей.

А разве не за погибших и тех кого уже нет с нами? Пьют стоя и не чокаясь бокалами.
Silvio63 / 20.01.2015, 13:46

69. Есть ли у нас Русский Национальный Тост?

"...Не для меня придет Пасха, За стол родня вся соберется, "Христос воскрес!" из уст польется – В пасхальный день не для меня..." "Не для меня придёт весна..." казачий романс, как иногда называют эту песню, исполняет аснамбль "Казачий круг". http://www.youtube.com/watch?v=lHZskOV4N7E

68. Ответ на 57., М.Яблоков:

Ничего лично, только бизнес :)

правильно.
Lucia / 19.01.2015, 22:34

67. Ответ на 62., Косьма:

Но потом заметила интересную вещь - он никогда не обижается и не заступается за себя Еще как обижается и заступается (за себя)!

Нет. Ни разу.
Lucia / 19.01.2015, 22:34

66. 61 - Сергей Владимирович

Кто бы спорил...
Анна де Бейль / 19.01.2015, 20:39

65. третий - самый русский

Похоже, что за русским столом мало кому из участников обсуждения приходилось бывать... У русских всегда третий тост за родителей. Это и есть самый национальный наш тост.
Наблюдатель. / 19.01.2015, 20:28

64. Ответ на 31, 42. Lucia:

Но потом заметила интересную вещь - он никогда не обижается и не заступается за себя

Еще как обижается и заступается (за себя)!
Косьма / 19.01.2015, 19:05

63. Ответ на 31, 42. Lucia:

Но потом заметила интересную вещь - он никогда не обижается и не заступается за себя

Еще как обижается и заступается!
Косьма / 19.01.2015, 19:04

62. Ответ на 59., Анна де Бейль:

Через определённые искушения проходим мы все, в разные периоды своей жизни. Если взять стихи А.С. Пушкина в его лицейские годы, то там тоже часто призывы у него: нальем, мол, бокалы поднимем... Но вот Пушкин в зрелые годы - это совсем другое... "Воспоминание" Когда для смертного умолкнет шумный день И на немые стогны града Полупрозрачная наляжет ночи тень И сон, дневных трудов награда, В то время для меня влачатся в тишине Часы томительного бденья: В бездействии ночном живей горят во мне Змеи сердечной угрызенья; Мечты кипят; в уме, подавленном тоской, Теснится тяжких дум избыток; Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток; И с отвращением читая жизнь мою, Я трепещу и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю. А.С. Пушкин.

61. Ответ на 44., Алекс:

За мiр во всем мире

В данном случае Вы призываете то, что от Вас лично не зависит. Так что тост вполне приемлем... Но вот что еще меня смущает. Тост есть обращение? К кому? Когда-то язычники произносили молитву, часть вина лили на алтарь, а остаток выпивали... То есть изначально - тост есть обращение к высшим силам. Но нам уместнее обращаться к Богу. Обращение к Богу есть молитва. То есть традиционный тост занимает место молитвы. Вернее, время и силы. Мы вкладываем их в винопитие и тосты, а не в молитвенное делание... Тогда приходим к тому, что для православных тост уместен только как обращение к сидящем здесь, с нами за столом... А много ли таких тостов существует? И опять-таки, почему надо произносить слова о чем-то, а не просто пойти и сделать это нечто нужное?
Андрей Карпов / 19.01.2015, 17:59
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
В обществе преодолён страх технологической революции
О правильном отношении к новым технологиям – ИИ, нейросети, биоинженерии
18.04.2024
«Неужели всё это будет?!»
О встрече Путина со старцем о.Иоанном Крестьянкиным в 2000 году
11.04.2024
«Страдание и смерть за Христа стали её свободным выбором»
К 85-летию мученичества св.Параскевы Известковской (Кочневой)
08.04.2024
Косоворотке — быть!
Путин и Алиханов разыграли блестящий пиар-ход по презентации русского традиционного мужского одеяния
05.04.2024
«Это был символический расстрел самой России»
На месте «Крокуса» нужно воздвигнуть Храм памяти жертв теракта во имя Сорока Мучеников Севастийских
01.04.2024
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38