Институционализация православных СМИ и ее критики

Очерки православной журналистики. Часть вторая

0
882
Время на чтение 18 минут

Эмблема СИНФОНи Священное писание, ни Священное предание ничего конкретного не говорят о православной журналистике. Поэтому как такового православного учения о православной журналистике не существует. Тем не менее, за более чем двадцатилетнее существование православной журналистики в постсоветское время священноначалие и официальные представители Русской Православной Церкви неоднократно высказывались по данной проблеме.

Сама православная журналистика начала формироваться сразу после отмены государственной цензуры, однако ее институционализация со стороны Церкви последовала, пожалуй, только после интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, которая состоялась 1 февраля 2009 года. В этом отношении особо плодотворными оказались первые годы Патриаршества Патриарха Кирилла.

История институционализации православных СМИ


31 марта 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви образовывает Синодальный информационный отдел (СИНФО), председателем которого назначается уже довольно известный к тому времени православный журналист Владимир Легойда, главный редактор журнала «Фома». Основной задачей СИНФО является формирование единой информационной политики Русской Православной Церкви, координация работы информационных подразделений епархий и синодальных учреждений, а также взаимодействие с православными и светскими СМИ.

16 сентября 2009 года состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с главными и ответственными редакторами ведущих православных печатных СМИ. На встрече обсуждался широкий круг проблем, связанных с деятельностью и развитием православных печатных СМИ. В частности, были затронуты проблемы распространения печатной продукции и повышения ее качества. Затрагивались и творческие вопросы: о том, как следует писать для молодежи, как говорить с неверующими людьми, как привлекать новых читателей, как вывести православные СМИ на новые профессиональные рубежи. Выразив удовлетворение активным развитием большого количества православных средств массовой информации и медиапроектов, участники одновременно подчеркнули, что качественный уровень содержания этих изданий и профессионализм работающих в них журналистов зачастую оставляет желать лучшего. Было отмечено, что в сети церковной книготорговли порой можно встретить периодические издания сомнительного содержания, не имеющие отношения к Русской Православной Церкви.

По итогам встречи Святейший Патриарх отметил важность присутствия максимально полного набора православной периодики во всех приходских магазинах, библиотеках и духовно-просветительских центрах. Он выразил также надежду на то, что руководители православных средств массовой информации будут более тесно сотрудничать друг с другом, оказывая взаимную поддержку, что в свою очередь позволит православным СМИ подняться на качественно новый уровень.

23 декабря 2009 года Предстоятель Русской Церкви, выступая с основным докладом на ежегодном Епархиальном собрании духовенства Московской епархии, заявил, что «Информационный отдел также призван поддерживать православные периодические издания и другие медиа-проекты; он имеет право присваивать гриф "рекомендовано к печати". Только с таким грифом могут продаваться газеты и журналы в церковных лавках».

25 декабря 2009 года в ходе заседания Священного Синода было отмечено, что на СИНФО «возложены обязанности по обеспечению, координации и развитию информационной деятельности Русской Православной Церкви, ее диалога и сотрудничества со средствами массовой информации, а также по поддержке и повышению качества православных средств массовой информации». Также сообщалось, что распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла была создана Коллегия СИНФО — консультативный орган, в задачи которого входит рассмотрение наиболее важных вопросов информационной деятельности Московского Патриархата и подготовка соответствующих предложений для Святейшего Патриарха и Священного Синода. За 2009 год состоялось два заседания Коллегии, на которых обсуждались подходы к формированию основных направлений развития церковной информационной деятельности. Также были рассмотрены возможности экспертной оценки средств массовой информации и массовой коммуникации. Во исполнение благословения Его Святейшества Коллегия СИНФО начала подготовку проекта документа об информационной стратегии РПЦ. Синод поручил СИНФО подготовить открытый список средств массовой информации, рекомендованных к распространению через систему церковной (епархиальной, приходской, монастырской) книготорговли; рекомендовал церковным и церковно-общественным средствам массовой информации предоставлять подготовленные к выпуску медиа-проекты в СИНФО для проведения экспертизы и присвоения грифа «Рекомендовано к изданию/производству Синодальным информационным отделом», а также включения в список рекомендованных к распространению средств массовой информации. Епархиальным архиереям и наместникам (настоятельницам) ставропигиальных монастырей было поручено обеспечить распространение через систему церковной книготорговли только тех средств массовой информации (их печатной, кино-, видео- и аудиопродукции), которым присвоен гриф СИНФО и которые включены в рекомендуемый отделом список.

2 февраля 2010 года Святейший Патриарх Кирилл, выступая на Архиерейском совещании, отметил, что «одна задача Информационного отдела — это помощь православным СМИ».

19 мая 2010 года состоялось заседание коллегии СИНФО. На мероприятии был рассмотрен проект регламента присвоения грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Участники встречи обсудили текст разработанного специалистами Отдела проекта регламента и высказали ряд замечаний в отношении структуры документа, формулировок некоторых специальных понятий, сроков и процедуры рассмотрения заявок от СМИ. С учетом поправок проект регламента был одобрен.

1 сентября 2010 года Святейший Патриарх Кирилл утвердил Регламент присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». Документ определяет порядок получения грифа, а также содержит информацию о том, каким СМИ и с какой целью необходимо пройти данную процедуру. Также принято решение, что с 1 сентября 2011 года в церковной системе распространения должна присутствовать лишь та продукция СМИ (печатная, кино-, видео-, аудио- и др.), которой присвоен гриф СИНФО. В регламенте говорится, что «гриф допускает присутствие продукции СМИ (периодических печатных изданий, радио-, теле-видеопрограмм, кинохроникальных программ и иных форм периодического распространения массовой информации) в системе церковного распространения». В документе также отмечается, что «гриф присваивается лишь в том случае, если продукция СМИ не искажает православное вероучение, не противоречит официальной позиции Русской Православной Церкви, не содержит недостоверных и этически недопустимых сведений». В случае распространения информации, искажающей православное вероучение, противоречащей официальной позиции РПЦ, распространения недостоверных и этически недопустимых сведений, председатель СИНФО в письменной форме предупреждает руководителя СМИ и лиц, подписавших заявление, (правящего архиерея, попечителя, учредителя) и предлагает дать разъяснения по существу опубликованной информации. Одновременно председатель СИНФО предупреждает, что в случае повторного нарушения условий, изложенных в пункте 1.3., гриф будет отозван, а данное СМИ исключено из реестра. В исключительных случаях, определяемых СИНФО, а также в случаях совершения повторных нарушений, изложенных в пункте 2.8., СИНФО оставляет за собой право незамедлительного отзыва Грифа с объяснением причин, о чем председатель СИНФО официально уведомляет руководителя СМИ и лиц, подписавших заявление (правящего архиерея, учредителя, попечителя). Для восстановления грифа необходимо повторно пройти всю процедуру его присвоения в соответствии с настоящим регламентом.

К регламенту прилагалось информационное письмо председателя СИНФО В.Легойды, в котором отмечалось, что «наличие Грифа на продукции СМИ не является основанием для обязательного распространения данной продукции в церковной сети». В письме содержится ссылка на постановление Священного Синода от 16 июля 2005 года и говорится, что «официальная позиция Русской Православной Церкви основывается на официальной информации Русской Православной Церкви, статусом которой могут обладать только документы церковного Священноначалия, либо иные официальные информационные материалы о его деятельности, о других важнейших событиях, происходящих в Церкви, или о занятой ее Священноначалием позиции по тем или иным вопросам. Данная информация может излагаться в форме документов, информационных сообщений или комментариев, данных по благословению Священноначалия и доступных в форме текста. Официальной информацией не могут считаться авторские статьи, интервью, дискуссионные выступления, публицистические тексты, устные комментарии». В этом документе Синод, отметив «значительные достижения последних 15 лет в сфере информирования широкой общественности о жизни Церкви и взаимодействия со светскими СМИ», посчитал «полезным развитие системы официальных печатных и электронных изданий, излагающих позицию Церкви для широкого круга читателей».

Определение Синода о способах выражения официальной позиции Русской Православной Церкви крайне актуально, особенно в связи с дурной привычкой светских СМИ выдавать личное мнение отдельных клириков, пусть даже популярных, за общецерковную точку зрения.

6 сентября 2010 года председатель СИНФО Владимир Легойда дал некоторые разъяснения по поводу введения грифа СИНФО для православных печатных СМИ. По его словам, основной смысл нововведения заключается в том, чтобы «упорядочить и сделать более качественной систему церковного распространения СМИ». «Когда человек приобретает в храме газету или журнал, - продолжил он, - он вряд ли ждет, что в этом издании будет высказано что-то противоречащее христианскому вероучению или позиции Церкви. Но, увы, сегодня за свечным ящиком можно порой приобрести периодику, искажающую основы православного вероучения, распространяющую недостоверную информацию, игнорирующую существующие в Церкви оценки тех или иных современных явлений, нарушающую все возможные представления о журналистской этике. Во многом это связано с отсутствием единого критерия, по которому не только прихожане, но и представители духовенства могли бы ориентироваться на рынке современных СМИ».

Владимир Легойда тогда отметил, что «среди православных СМИ есть выразители разных позиций по дискутируемым вопросам церковной и церковно-общественной жизни. Мы не собираемся ограничивать эти дискуссии. Нам меньше всего хотелось бы уничтожать живой диалог, то самое христианское "разномыслие во второстепенном", которому сегодня только учатся православные СМИ. Очень важно, чтобы эти дискуссии шли в рамках уважительного и христианского отношения к оппонентам. Вот этому постараемся поспособствовать. Иными словами, если издание предложит читателям дискуссию о языке богослужения, с изложением разных точек зрения, это не отразится на его праве иметь гриф. Важно только, чтобы в подобных случаях были отражены те моменты, которые зафиксированы в официальных церковных документах. Если же издание вдруг напишет, что Церковь одобряет гороскопы или ворожбу бабушек-"целительниц ", то оно не получит гриф. Конечно, я беру крайний случай, есть и более тонкие моменты. Но пока не хотелось бы говорить абстрактно: давайте рассматривать проблемы по мере их поступления».

Говоря об интернет-изданиях, председатель СИНФО заявил, что «поскольку гриф вводится для распространения печатной, а также кино- и видеопродукции (то есть средств массовой коммуникации), интернет-изданий он не касается. Не исключаю, что для них в ближайшее время будет выработано отдельное положение. Но никаких драконовских мер и сюрпризов там не будет».

22 декабря 2010 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с основным докладом на ежегодном Епархиальном собрании духовенства Московской епархии, подчеркнул, что «распространение в храмах книг и СМИ, не имеющих соответствующих грифов, не допускается».

2 февраля 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с докладом перед членами Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, отметил, что «один из аспектов работы СИНФО - исполнение решения Священного Синода о присвоении СМИ грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом». Напомню, что с 1 сентября 2011 года лишь обладатели этого грифа могут претендовать на доступ в церковную систему распространения. Такое решение создает дополнительную преграду на пути проникновения в наши храмы лжехристианской и антицерковной периодики, повышает требования к изданиям, претендующим на то, чтобы называться православными. В лице Информационного отдела Священноначалием была создана структура, призванная, в том числе, помочь развитию информационных проектов на местах. СИНФО регулярно взаимодействует с православными СМИ, и редакция любого из них может смело обращаться в отдел за поддержкой или советом. Это особенно важно теперь, когда людей, занятых в православной журналистике, уже достаточно много, но силы их разрозненны. Определенную роль призваны сегодня играть неофициальные информационные и просветительские проекты. Ведь всем нам известно, что зачастую отдельным группам энтузиастов удается создавать СМИ высокого качества, подчас превосходящие официальные. Таким проектам нужна особая поддержка. Не следует непременно пытаться включать их в административно-бюрократические процессы епархиальных структур. Напротив, нужно давать им максимальную свободу, но в то же время сотрудничать с ними, совместно решая многочисленные общие задачи. В таком случае между светской прессой и Церковью возникнет надежная прослойка независимой, но православно ориентированной журналистики, способной стать важным подспорьем в деле церковного служения».

Заявление Патриарха о необходимости возникновения между светской прессой и Церковью надежной прослойки независимой, но православно ориентированной журналистики, способной стать важным подспорьем в деле церковного служения, концептуально. Оно поднимает давнюю проблему соотношения церковных и православных СМИ. Если исходить из того, что Церковь – это сообщество верующих, то любое православное СМИ является церковным. Если же под Церковью подразумевать религиозное объединение, некую организацию, структуру, то православные и церковные СМИ суть разные явления. В данное время, пожалуй, господствует второй подход.

4 февраля 2011 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял определение «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», в котором, в частности, говорится: «Освященный Архиерейский Собор одобряет решения Священного Синода, касающиеся введения грифов Издательского совета и Синодального информационного отдела, и подтверждает, что распространение изданий в системе церковного (епархиального, приходского, монастырского) книгораспространения возможно только после получения ими одобрительного грифа соответствующего Синодального учреждения. Епархиальным управлениям совместно с Издательским советом и Синодальным информационным отделом надлежит в течение 2011 года создать механизмы, обеспечивающие реализацию данного решения».

23 марта 2011 года в Синодальном информационном отделе состоялось очередное заседание коллегии СИНФО. Одним из пунктов повестки дня заседания стал формат одобрения Синодальным информационным отделом деятельности православных электронных СМИ. В ходе состоявшейся дискуссии члены коллегии пришли к выводу о необходимости создания каталога электронных СМИ (интернет-изданий, ТВ, радиостанций). Каждое электронное СМИ, желающее получить одобрение своей деятельности со стороны СИНФО, должно будет прислать свои данные в Отдел по специально разработанной форме для включения в каталог. Тогда же было заявлено, что в ближайшее время сотрудниками СИНФО будет разработан план создания каталога электронных СМИ и формы для заполнения данных.

5 февраля 2013 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял постановление, в котором говорится: «Архиерейский Собор напоминает сотрудникам средств массовой информации, именующихся православными, о высокой ответственности за свою профессиональную деятельность перед Богом и людьми, о губительности распрей и вражды, а также о недопустимости для православных СМИ игнорировать общецерковные решения. Собор поручает Синодальному информационному отделу иметь более тщательное попечение о православной печатной и электронной периодике. Клирикам и чадам церковным следует помнить о необходимости с осторожностью избирать формы присутствия в медийной среде. Конечной целью подобной деятельности должно быть убедительное свидетельство об истине Христовой. Отмечая рост влияния социальных медиа как средства формирования общественного мнения, их образовательный и воспитательный потенциал, Собор считает важной разработку новых подходов к ведению церковной миссии в интернет-пространстве. В связи с этим Синодальным миссионерскому, информационному и молодежному отделам поручается совместно разработать и реализовать комплекс мер по обеспечению эффективного церковного присутствия в социальных медиа».

Критика процесса институционализации православных СМИ


Процесс институционализации православной журналистики вызвал как широкую поддержку в самых разных слоях общества, так и критику, не всегда справедливую. Первые случаи применения грифа СИНФО оказались скандальными. 22 июля 2013 года председатель СИНФО Владимир Легойда направил главному редактору газеты «Кифа» А.В.Колымагиной предупреждение о нарушении Регламента присвоения специального грифа: «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви». В результате СИНФО запретил распространять в церковных лавках январский выпуск кочетковской газеты «Кифа». Это решение, возмутившее последователей о.Кочеткова, встретило воодушевление среди православных и вселило надежду на то, что следующим шагом СИНФО станет запрет на распространение в церковных магазинах газеты «Кифа».

Другой случай применения грифа СИНФО оказался не так однозначен, как вышеприведенный. 13 сентября 2011 года СИНФО отказал журналу «Благодатный Огонь» в получении грифа СИНФО. «Такие меры СИНФО, - говорилось в открытом письме редакции журнала, - нельзя расценивать иначе как карательные по отношению к свободе обсуждения актуальных проблем нашей церковной жизни. Тем не менее, они были вполне предсказуемы - наш журнал, базовым принципом информационной политики которого была и остается верность церковному Преданию, служил серьезным препятствием для осуществления "Перестройки" в Русской Православной Церкви».

Далее приводятся основания, которые позволили СИНФО принять такое решение: «Претензии к журналу "Благодатный Огонь", на основании которых "экспертный совет" СИНФО вынес отрицательное решение, сводятся к тому, что в каждом его номере есть материалы, содержащие критику явлений, квалифицируемых редакцией и авторами журнала как модернистские, обновленческие или экуменические, соответственно критикуются и лица, проповедующие эти заблуждения. Кроме того, по мнению "экспертного совета", материалам журнала присуща "излишняя политизированность". Эта последняя претензия привела нашу редакцию в некоторое недоумение, поскольку до сих пор мы получали обвинения как раз в крайней "неполитизированности" и даже в "безыдеологичности"». Обращает внимание то, что перечисленные основания не содержатся в Регламенте присвоения и отзыва специального грифа «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви», о котором речь велась выше. «Решение СИНФО по журналу "Благодатный Огонь" было принято с нарушением норм, записанных в Регламенте присвоения и отзыва специального грифа "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви", составленным самим СИНФО», - отмечается в послании.

«Подобным решением Синодальный информационный отдел доказывает, что в новую церковную доктрину не вписывается свободное обсуждение насущных церковных проблем, ибо теперь уже становится абсолютно ясным, что идеологами " новой версии Православия " был выбран курс на окончательное искоренение остатков соборности в нашей Церкви, - считает редакция журнала. - Это решение Синодального информационного отдела никак не красит идеологов новой церковной политики, вводящей цензуру по худшим образцам советского периода».

Позже секретарь Коллегии СИНФО, и.о. руководителя организационно-методического управления СИНФО Николай Шапорев в интервью порталу «Богослов.Ru» сообщил, что редакции журнала «Благодатный огонь» было официально предложено предоставить на экспертизу в СИНФО «два последующих номера издания – для того чтобы, в случае отсутствия в этих номерах вышеуказанных недостатков, Коллегией СИНФО вновь был бы рассмотрен вопрос о предоставлении "Благодатному огню" грифа СИНФО. Более того, главному редактору журнала Сергею Ивановичу Носенко было предложено даже представить в СИНФО материалы следующего номера, который на тот момент готовился к печати. То есть, если бы выявленные в результате экспертизы замечания были бы учтены редакцией "Благодатного огня" уже в следующем номере, издание могло бы вновь подать заявку на гриф и ожидать решения Коллегии. Однако эти материалы так и не были переданы редакцией в Синодальный информационный отдел».

По его словам, «отказ Коллегии СИНФО в выдаче грифа "Благодатному огню" не является "запретом" данного издания и тем более не может быть уподоблен введению "цензуры по худшим образцам советского периода", как говорится об этом в письме редакции журнала, опубликованном на сайте "Благодатного огня". Эта ситуация должна восприниматься как рабочая – теми участниками информационного поля Церкви, которые готовы и расположены именно к совместной работе, а не к безапелляционному навешиванию ярлыков о "тотальной зачистке" и репрессиях в отношении православных журналистов. Синодальный информационный отдел готов к дальнейшему диалогу и взаимодействию с редакцией "Благодатного огня". Однако этот диалог должен быть именно диалогом, с выражением готовности обеих сторон выслушивать аргументы друг друга, а не выдвижением ультимативных требований "выдать гриф и оставить нас в покое"».

Николай Шапорев отметил, что «"Благодатный огонь" – отнюдь не первое издание, которому было отказано в выдаче грифа "Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви". Некоторым изданиям, регулярно публикующим информацию о Церкви и подавшим заявки на получение грифа, также было отказано в возможности реализации через систему церковного распространения. Коллегия СИНФО в своих решениях вовсе не исходит из презумпции "обязательности" грифа для всех, кто выразил желание его получить, - ведь в таком случае вся процедура коллегиального обсуждения допустимости выдачи грифа теряет всякий смысл. Поэтому ситуацию с "Благодатным огнем" неправильно трактовать как некий особенный прецедент, свидетельствующий о кардинальных переменах в церковной информационной политике, введении ужесточающих цензурных мер».

В свою очередь член коллегии СИНФО протоиерей Владимир Вигилянский в интервью порталу «Религия и СМИ» заверил, что «темы, обсуждаемые журналом "Благодатный огонь", не являются запретными и мы вовсе не стремились к тому, чтобы они перестали обсуждаться в церковной среде». По его словам, «авторы и редакторы "Благодатного огня" вместо обсуждения проблем и отстаивания своей позиции предлагают совершенно другой жанр – составление обвинительных заключений против тех, кто имеет иные взгляды, то есть борьбу с инакомыслящими». «Проблема в том, что журнал оказался (вольно или невольно) проводником непроверенных слухов и искаженной информации», - заявил тогда отец Владимир.

«Решение коллегии СИНФО, - продолжил он, - не означает отказа от сотрудничества с "Благодатным огнем" или требования как-то изменить свою позицию по главным вопросам. Но чтобы получить одобрение журналу следует отказаться от пафоса обличительства, более внимательно подходить к распространяемой им информации, и перейти к спокойному и конструктивному обсуждению церковных вопросов, воздерживаясь от некорректных обобщений, навешивания ярлыков, поисков церковных врагов, от излишней политизации проблем».

В то время со словами поддержки журналу «Благодатный огонь» выступили известные православные публицисты, экспертные организации и священнослужители.

И хотя первые случаи применения грифа СИНФО не оказались бесспорными и однозначными, все же остается надежда на то, что институционализация православной журналистики в целом принесет добрые плоды.

Очерки православной журналистики:

Часть первая «Православные читатели».

Александр Тимофеев, заместитель главного редактора «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. Re: Институционализация православных СМИ и ее критики

И хотя первые случаи применения грифа СИНФО не оказались бесспорными и однозначными, все же остается надежда на то, что институционализация православной журналистики в целом принесет добрые плоды.

Что ж, коль древо познается по плодам, рассмотрим "плоды" правомерного сопоставления автора статьи: газетенка "Кифа" и ныне, за исключением пары номеров, продолжает распространять в православных киосках извращение ума адептов кочетковской секты, а епархиальный журнал Московской Патриархии прекратил свое существование как печатный орган православной журналистики... Замечательный итог примечательной статьи... СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!
Ёжик / 02.10.2013, 16:36

9. СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ!

И хотя первые случаи применения грифа СИНФО не оказались бесспорными и однозначными, все же остается надежда на то, что институционализация православной журналистики в целом принесет добрые плоды.

"Таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; дополняйте же меру отцов ваших." (Мф.23,31-32) БЛАГОСЛОВЕН ГРЯДЫЙ ВО ИМЯ ГОСПОДНЕ!
Ёжик / 17.09.2013, 15:22

8. Re: Институционализация православных СМИ и ее критики

Александр Валентинович, Вы наверное помните мои слова: слепое "...объединение инструмента и цели ведет к непредсказуемым последствиям. Например, два батюшки на РНЛ высказывают диаметрально противоположные взгляды. Значит, один из батюшек не православный читатель?" Молотком можно бить по шляпке гвоздя или по шляпе на чьей либо голове. Молоток так молотком и останется. Церковь - это не только то, о чём мы говорим в "Символе веры". Это ещё очень "сладкий пирог" для аферистов и негодяев всех мастей. Профессиональные попрошайки. Священники, создающие так называемые малые общины и братства. СМИ под грифом СИНФО. Пишу так жестко, потому что знаю, о чём. Никто не видел у храмов побитых детей? Побитых за то, что собирают мало денег. Со священниками сложнее. Доказать их преступную деятельность почти невозможно. Они собирают в свои общины адвокатов, врачей, журналистов, педагогов, судий, полицейских, экспертов. Кто то ведает, что творит, а кто то нет. В любом суде ваши шансы на победу против такой общины будут равны нулю. Упаси Господь попасть им в лапы. Почему так дорог для СМИ гриф СИНФО? Думаю, и объяснять излишне. А нужно ли церковным лавкам вообще торговать литературой, имеющей к Церкви весьма отдалённое отношение, даже если это православная литература? Книга Тихона (Шевкунова) "Несвятые святые" - православная литература? Да, в этом мало кто будет сомневаться. Но это - внутрицерковная литература? Без сомнения думаю, что нет. Нужны ли друг другу церковная лавка и книга Шевкунова? Наврядли. Я думаю, институционализация СМИ (отличи их ещё от не православных) ни к чему хорошему не приведёт. Наша Церковь отделена от государства, и слава Богу. Это единственное хорошее, что по своим силёнкам сделал Ленин (наверняка хотелось уничтожить). В храмах зачастую во время Литургии некоторые прихожане ведут себя будто на шопинге. Что же делать? Ничего. Наверное, время не пришло. Также и с прессой. Не положено (известно, Кем) торговать церковным лавкам теми вещами, которые не являются необходимыми для Церкви, так пусть и не торгуют без всякой институционализации. Если же процесс будет нежелательным для Церкви, институционализация не поможет.
Соболев / 14.09.2013, 14:27

7. Re: Институционализация православных СМИ и ее критики

"В свою очередь член коллегии СИНФО протоиерей Владимир Вигилянский в интервью порталу «Религия и СМИ» ...." Это тот, который ранее был с Виталием Коротичем в "Огоньке", а затем пресс-секретарем Патриархии? Не знаю, не внушает ....
Лебяткин / 12.09.2013, 11:42

6. Ответ на 4., Александр Тимофеев:

Кто так считает?

Ваш покорный слуга. Имею некоторые основания - резултаты тестирований. Публика плохо разводит понятия "церковь" "вера" религия", в головах у людей они "слипаются".
Лебяткин / 12.09.2013, 11:33

5. Ответ на 3., Лебяткин:

Кто так считает?

4. Re: Институционализация православных СМИ и ее критики

Вот незадача - мы тут в России (прям по Сепиру-Уорфу) в простодушии своём считаем, сто правочлавная журналистика = церковная журналистика РПЦ МП. Так ли это, адекватно ли это?
Лебяткин / 12.09.2013, 10:44

3. Ответ на 1., Православный Антивирус:

Естественно, иначе не было бы истории, которую я вспоминаю.

2. Re: Институционализация православных СМИ и ее критики

Газета «Кифа», издаваемая «Сретенско-Преображенским братством» священника-обновленца Георгия Кочеткова, получила гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви» (№ 81 от 3 мая 2011 года).
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Тимофеев
Самоходный самокат и его враги
Потребность в нормативном регулировании дорожного движения с участием электросамокатов перезрела
16.04.2024
Академик К.Я.Кондратьев: наука и любовь
Беседа со С.И.Кондратьевой, вдовой ученого
10.04.2024
Смертная казнь: опровержение вздора и обывательские доводы против
Спор о применении высшей меры наказания неизменно сочетает в себе здравый смысл и нелепые суждения
04.04.2024
«Крокус» – проверка на вшивость
Об инициативе возвести храм на месте теракта и необходимости предотвратить роковую ошибку, которая может быть допущена обществом и государством
02.04.2024
Молчать нельзя осаживать
Трагедия в «Крокусе» вызвала настоящую смуту в головах православных людей
27.03.2024
Все статьи Александр Тимофеев
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28