Пиотровский тогда фактически обвинил Церковь в продаже «экспонатов», то есть, святых для нас вещей. Директор Эрмитажа открыто заявил в прессе, что в музеях экспонаты находятся в целости и сохранности, в то время как многие частные коллекции нередко «происходят» из церквей.
«Музейный фонд едва ли не единственная часть национального достояния, которая не подверглась приватизации или разграблению. Попыток было много, они продолжаются. Это усугубляется тем, что люди, привыкшие слышать о музейных сокровищах, представляют их в виде конкретных ценностей - золота, бриллиантов, то есть того, что ценно для продажи или обогащения. Им невдомек, что истинную ценность вещи создает музейный и научный контекст», - писал Пиотровский в газете «Время новостей».
Напомним, что сам Пиотровский оказывался в центре скандала, связанного с гигантским воровством в подведомственном ему учреждении. Эрмитаж обвинили ровно в том, в чем походя обвинил Пиотровский Церковь. Только обвинили не с потолка, а с фактами. Выяснилось, что именно при директорстве Михаила Пиотровского, как выявила Счетная палата, проверявшая Эрмитаж, разворовывались музейные ценности и денежные средства. Из 50 выбранных наугад единиц хранения отсутствовали 47, от выставочной деятельности Эрмитажа государство недополучило якобы сотни миллионов рублей, порядка двухсот тысяч экспонатов оказались не закреплены за материально ответственными лицами, сотни были переданы в другие учреждения и не вернулись обратно.
Как удалось выяснить «Известиям», ревизоры недосчитались в запасниках нескольких десятков икон в позолоченных и серебряных окладах, лампад, чаш и другой церковной утвари; кубков, ковшей, рюмок, солонок, вилок - все из серебра и по большей части с эмалью; часов, портсигаров, брошей, рамочек для фотографий?- всего 221 предмет.
Тогда Пиотровский красиво «перевёл стрелки»: «Это взрыв, это болезнь общества, - говорил он о кражах в Эрмитаже. - Я до сих пор в шоке и не могу понять, как это произошло».
А произошло всё очень просто. Экспонаты были украдены и проданы не как материальные ценности – «золото, бриллианты», а как экспонаты с музейным и научным контекстом. Именно так как и учил директор Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Директор Эрмитажа тогда отделался выговорами от министра культуры Швыдкого за кражи из музея экспонатов на сумму около 3-х миллиардов рублей. Мягкое наказание для руководителя, у которого под носом на протяжении шести лет разворовывали культурное достояние нашей страны.
И вот теперь очередной скандал вокруг Пиотровского. В Эрмитаже работают сотрудники прокуратуры. Они отреагировали на претензии к выставке братьев-англичан Джейка и Диноса Чепменов. Современные художники представляют в миниатюре ужасы нацизма, охотно используют свастику, трупы, кровавое месиво из пластиковых фигурок, героев западной культуры и религиозные символы. К христианским крестам Чепмены приколотили плюшевых мишек. Петербуржцы на волне обсуждаемого закона об оскорблении чувств верующих подали жалобы.
- Поступили 117 заявлений от недовольных посетителей, - сказала «Комсомолке» помощник прокурора Петербурга Марина Николаева. - Проверяем экспонаты выставки «Конец веселью», действительно ли могут задеть христиан. По мнению заявителей, выставка оскорбляет чувства православных верующих, содержит действия, направленные на унижение достоинства граждан, исповедующих христианство, и тем самым направлена на возбуждение ненависти либо вражды и унижение достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к социальной группе.
Центральный проект выставки братьев Чепмен «Конец веселья» представляет собой 9 витрин-аквариумов, в которых находятся небольшие человеческие фигурки, сделанные из пластика. Большинство из них одеты в нацистскую форму и вовлечены в фантасмагорическое насилие: они повально уничтожают друг друга. Кроме того в работах братьев Чепменов имеются христианские символы, распятый Рональд Макдональд, «босховские» уродцы.
Михаил Пиотровский срочно созвал пресс-конференцию, на которой имел пламенную и беспрецедентную по дерзости речь.
- Потрясающий пример культурной деградации общества и высокие рассуждения о кресте, за которыми нет сути религиозной, - заявил он. - Только идиоты могут считать, что выставка оскорбляет крест. Речь идет о страшном суде в наше время. Что искусство, а что нет, определяет только музей, а не уличная публика.
Ещё Пиотровский заявил, что проводимые прокуратурой по письмам проверки «существенно затрудняют работу Эрмитажа». При этом гендиректор Эрмитажа не исключил, что «многие письма могут быть написаны душевнобольными».
Пиотровский считает письма противников выставки «примером потрясающей культурной деградации нашего общества, которая прикрывается начетничеством». По мнению главы Эрмитажа, это не только волна бескультурья, но и «доносное использование общественного мнения». «С этого начинаются все репрессии в России, от Радищева до Иосифа Бродского», - подчеркнул Пиотровский.
При этом он настаивает, что музей вправе сам решать, что является искусством, а что - кощунством. И диктовать свое мнение Эрмитажу «уличными способами» недопустимо.
Ну что ж. Раньше Михаил Борисович был аккуратнее в высказываниях, а теперь он сорвал с себя маску культурного человека и перед нами предстал в виде либерального толераста и махрового русофоба. Не иначе Марат Гельман укусил Михаила Борисовича, расставаясь. И теперь Пиотровский будет с пеной у рта доказывать нам и прокуратуре, что тошнотворная выставка в залах Эрмитажа – это «высокое искусство», а мы жлобы, идиоты и быдло, в этом ничего не понимаем.
В «Комсомолке» написали, что инициировало кляузную атаку на Эрмитаж некое общество «казаки Санкт-Петербурга». Пиотровский предложил провести научную конференцию, и на ней рассмотреть вопрос о кощунстве и искусстве. Более того, он предложил пригласить для охраны конференции «настоящих казаков, а не сектантов».
Я знаю много казаков в Петербурге и других городах России. Среди них есть разные люди. Есть маловерующие, есть неверующие, но есть и настоящие. Это истинные Воины Христовы живущие в лоне Святой Соборной и Апостольской Церкви. И я уверен, что если бы кто-нибудь из них увидел подобную мерзость как эта выставка братьев Чепменов, в Эрмитаже или в другом месте, то Пиотровского ждала бы участь Гельмана, - в лицо бы плюнули и не раз.
Хотя, заместитель атамана Северо-Западного казачества Игорь Риммер поясняя эту ситуацию корреспонденту «Комсомолки» заявил: «Скорее всего, самозванцы. Мы всех опрашивали, искали доносчиков - не нашли. Да, казаков считают поборниками духовности и православия, но оценивать выставки - не наше дело, а искусствоведов».
То есть, по мнению Риммера и Пиотровского мы имеем право ходить в Эрмитаж, но оценивать экспозицию у нас ума не хватит. Ведь «идиоты» же… Мы это, по их мнению, должны доверить новой либеральной «элите»: Гельманам, Толоконниковым, Собчакам и Пиотровским…
Нет, господа! Если вы, по ошибке, были удостоены чести охранять наше настоящее искусство, то это совсем не значит, что вы имеете право подменять шедевры эпатажным суррогатом и выступать в качестве неоспоримых экспертов культурных, нравственных и духовных устоев России. Дай вам волю, вы на месте церквей построите бассейны и воздвигнете музеи фекалий.
И дело даже не в оскорблении чувств верующих. Подобные гадости противно видеть любому настоящему казаку или слесарю, мусульманину или коммунисту. Всем кто ещё не разучился отличать ночь ото дня, добро от зла и надпись на заборе от романа Достоевского «Идиот». А вот, насколько мы соответствуем критериям главного персонажа этого произведения, теперь, всё же, будет решать прокуратура.
Анатолий Артюх, руководитель Санкт-Петербургского отделения движения «Народный Собор»
40. Ответ на 32., Кирилл Мелихов:
39. Ответ на 38., Кирилл Мелихов:
38. Ответ на 37., Анатолий Артюх:
37. Ответ на 35., Кирилл Мелихов:
36. Re: Прокуратура разберется с кощунством в Эрмитаже
35. Ответ на 33., Анатолий Артюх:
34. 32. Кирилл Мелихов :
33. Ответ на 32., Кирилл Мелихов:
32. Ответ на 30., Анатолий Артюх:
31. Ответ на 29., Кирилл Мелихов: