Я вот всё думаю, может и мне взять какой-нибудь псевдоним, например, «Майк Тайсон»? Тут на форуме один смельчак выказал желание набить мне лицо. Приезжай, братишка, в наш храм, поговорим о жизни нашей скорбной. Не бойся, бить тебя никто не будет, просто интересно посмотреть в глаза такому храбрецу.
А если без юмора, то, конечно, человек имеет право не открывать своего имени, однако в тех случаях, когда он решается откровенно оскорблять своего оппонента, клеветать на него, хамить ему, его анонимность начинает издавать дурной запах. Для человека порядочного естественно скрывать своё имя в тех случаях, когда он другому делает добро, хвалит его или корректно, в духе братской любви, возражает. Это вполне по-евангельски. Но если он переходит к жестким, некорректным и, тем более, лживым обвинениям, но при этом продолжает скрывать своё имя, то он автоматически исключается из числа порядочных людей и попадает в число непорядочных и трусов. С такими людьми мне говорить неинтересно, и я им принципиально не отвечаю. Злобный аноним не может претендовать на то, чтобы транслировать мнение народа. Такой аноним похож на маленькую злобную собачонку, которая выскакивает из темноты, кусает за лодыжку и быстро убегает. Выходите на честный бой с открытым забралом, назвав своё имя, отчество и фамилию, адрес и тогда говорите всё, что хотите.
Я хотел бы посоветовать руководству «Русской народной линии» серьезно рассмотреть этот вопрос. Тем более, что создается впечатление (и не только у меня), что в ряде случаев под разными псевдонимами и кличками выступает один и тот же человек, который таким образом создает массив мнений определенной направленности. Это хорошо видно по совпадающей стилистике разных сообщений. Теперь представьте, что я поставил бы себе задачу сформировать на форуме нужное мне соотношение мнений. Уверяю вас, что в течение одного-двух дней мне не составило бы труда призвать своих многочисленных сторонников и друзей и буквально завалить форум выгодными для меня постами. Но как священник заявляю, что я ни разу не прибегал к таким дешевым приемам.
Следует также обратить внимание на соотношение читающих тот или иной материал и числа отзывов на него. В лучшем случае, число отзывов составит 1% от количества прочитавших. Например, мою статью на РНЛ «Конец японского чуда» прочитали 35 тысяч человек, в то время как количество отзывов не составило и тысячи. Процент не сложно подсчитать. Всё это свидетельствует лишь о том, что отзывы на форумах не могут претендовать на объективное отражение общественного мнения и голос народа. Большинство людей не имеют времени и желания участвовать в форумных баталиях. А если учесть, что в обсуждения врываются так называемые «тролли», а так же то, что на разных форумах участвуют одни и те же люди, то шансы на звание «голос народа» у форумчан уменьшаются ещё на порядок. Поэтому удивительно, когда некоторые авторы РНЛ, претендующие на звание аналитиков, кладут в основу своих рассуждений такую, мягко говоря, ненадежную статистику. Соответственно и выводы таких аналитиков зачастую оказываются весьма далекими от истины.
Теперь по поводу ижевских «ревнителей». Многие форумчане готовы согласиться с тем, что ижевские батюшки не правы в том, что прекратили поминать Святейшего Патриарха Кирилла. Но при этом они настаивают на правильности выдвинутых ими претензий к священноначалию. Хочу категорически возразить. Во-первых, отказ поминать Патриарха изначально делает всякий разговор, всякое обсуждение бессмысленным. Удивительно, что некоторые форумчане, заявляющие себя церковными людьми, не хотят этого понимать, считая отказ поминать Патриарха всего лишь небольшой ошибкой удмуртских клириков. Это не ошибка, а суть дела. Это бунт, это раскол.
Во-вторых, в чем правота ижевских ревнителей в содержательном плане? В том, что они рассматривают советский период как однозначно темный? Это ложь, советский период был сложным и неоднозначным, как для всего общества, так и для Церкви. Полное отрицание советского периода, рассматривание его с позиции «70-летнего большевистского пленения», это путь в тупик, путь к маргинализации Церкви, отделение её от своего народа и своей истории. Это путь к гибели России. Следует подчеркнуть, что мысль о пагубности советского периода красной нитью проходит сквозь всё письмо, обращенное к Патриарху. То есть, это сущность обращения удмуртских клириков. Обвинение священнослужителей в сотрудничестве в годы советской власти с КГБ привязаны к генеральной мысли письма. Нелепость данного обвинения очевидна, об этом очень хорошо написал диакон Владимир Василик.
И наконец, третье. Ижевские раскольники настаивают на отказе от линии Святейшего Патриарха Сергия, которая заключалась в мудром и рассудительном отношении к реальной власти. При этом они не упоминают о том, что такую линию первым предложил Святейший Патриарх Тихон, причисленный к лику святых. Патриарх Сергий был продолжателем Патриарха Тихона. Таким образом, отрицая Патриарха Сергия, ижевские священники отрицают и Патриарха Тихона. Если это не подрыв самих основ нашей Церкви, то что? Обвинения нынешнего священноначалия в том, что оно проводит конструктивную реалистическую линию во взаимоотношениях с государственной властью, следует рассматривать исключительно в контексте общей антисергиевской линии удмуртских раскольников. Поэтому, когда ведущий аналитик РНЛ Владимир Петрович Семенко пытается доказать, что тема сергианства в письме не главная, то он либо чего-то не понимает, либо сознательно хочет отвести разговор от сути дела.
Совершенно очевидно, что если продолжить линию удмуртских раскольников до логического завершения, то заканчивается она подпольем, полным отказом от участия в жизни своего народа, своей страны. По большому счету такую позицию можно назвать церковным толстовством. Кстати, такие же взгляды в своё время проповедовал и А.И.Солженицын. Хочется церковным диссидентам замутить очередную свару. Некоторые из них неустанно призывают нас идти в катакомбы. А посмотришь на них и видишь, что они себе даже яичницы приготовить не в состоянии, какие уж там катакомбы. Безответственность и глупость, больше ничего.
Церковные диссиденты обвиняют некоторых авторов РНЛ, в частности меня, в том, что мы вбиваем клин между "Русской народной линией" и ревнителями ещё более жесткими, чем ижевские священники. Воспринимаю это как комплимент. Удивляюсь только тому, что наши церковные диссиденты абсолютно уверены, что позицию ижевских раскольников поддерживает большинство православного народа. Объясните, пожалуйста, господа, почему в таком случае оказался без поддержки бывший епископ Диомид? Где он, ау! И никакой массовой поддержки удмуртских раскольников я тоже что-то пока не могу обнаружить, хотя они активно рассылают своё письмо по всем сайтам.
Некоторые обвиняют меня в том, что я очень жестко не по-братски критикую ижевских священников. А как я должен реагировать, если откровенно хамят Святейшему Патриарху? Почему я должен относиться к этому спокойно? У нас с давних пор среди диссидентствующей интеллигенции повелось клеймить позором тех, кто отказывается от радикализма, кто считает своим долгом помогать власти, а не наносить ей удары ножом в спину. Об этом говорил ещё Ф.М.Достоевский. Конечно, я понимаю расстройство церковных диссидентов, они с нетерпением ждали, что вот-вот начнутся радикальные реформы в Церкви, а они все никак не начинаются. Занервничали ребята. Они ведь уже, образно говоря, выдернули чеку из гранаты. А время-то идет, рука устала, бросать гранату пора. А бросать куда? Вот она и взорвалась в руках и поотрывала всё что можно и нельзя. И все же по-братски призываю удмуртских клириков: откажитесь отцы от своего заблуждения, покайтесь. Честное слово, кроме радости, никаких других чувств в нашем сердце это не вызовет.
Иерей Александр Шумский, специально для «Русской народной линии»
7. 166. Nemo
6. 158. Сельскiй бригадиръ
5. 155. Nemo
4. 92. Лесничий А.Л
3. 92. Лесничий А.Л.
2. 59. Natalie
1. Аноним