Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Иеромонах Никон (Белавенец): Господин Семенов сам попирает евангельские принципы

14.04.2011


Известный пастырь подверг критике демарш журналиста против протоиерея Всеволода Чаплина …

Протоиерей Всеволод ЧаплинОбозреватель ВГТРК Иван Семенов выступил с открытым письмом к протоиерею Всеволоду Чаплину, в котором подвергает критике недавние слова священника о том, что наличие дорогих вещей у духовенства следует воспринимать как отражение общественного престижа Церкви.

«Я не допускаю мысли, что Вы действительно искренне считаете, будто Господь Иисус Христос позволил помазать себя драгоценным миром, потому что хотел бы - цитирую Ваши слова - "выглядеть достойно в том числе и перед лицом всех сильных мира сего". Не мне, мирянину, недополучившему богословское образование, напоминать Вам, выпускнику Академии, Евангельское чтение минувшего воскресного дня: "вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом"», - говорится в письме И.Семенова, опубликованном на сайте «Православие и мир».

«Конечно, мы, православные верующие, стараемся не допускать, чтобы священники ходили в рубище, хотя многим из них в провинции - увы! - и не на что купить себе новый подрясник, - пишет И.Семенов. - Но сообщу Вам честно (да, уверен, Вы и сам это понимаете), ни один из сотен моих православных знакомых не хочет, чтобы, как Вы выразились, "иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти". А уж тем более дико такое притязание звучит из уст представителя церковного истэблишмента, кем Вас справедливо воспринимают во внешнем мире. Потому что выглядит все это очень некрасиво: тот, кто с амвона учит смирению, умеренности и посту, предстает перед людьми эдаким Тартюфом».

Иван СеменовДопуская, что выступая перед молодежью, отец Всеволод «просто неловко выразился», сказал не то, что хотел в действительности сказать, автор открытого письма резюмирует: «Но вот проблема: слова прозвучали, были услышаны, распространены множеством СМИ и сетевых записей и сильно повредили представлению о Церкви во внешнем мире».

В заключение своего письма И.Семенов призывает отца Всеволода принести извинения, а не считать случившуюся оплошность «аки не бывшей». По его словам, «если набрать, например, в поисковой системе Яндекс запрос "Католическая церковь извинилась" - знаете, сколько будет найдено адекватных документов? 456 тысяч. Следующий этап эксперимента, "Православная Церковь извинилась". Знаете, что находится таким образом, отец Всеволод? Либо "кто-то извинился перед Церковью", либо "Патриарх Грузии извинился перед мусульманами" (!), и вот наконец! - "в Русской Церкви позитивно оценили прозвучавшие ранее публичные извинения муфтия Нафигуллы…" или "заставили извиниться"».

«Дело, конечно, не в том, что католики такие совестливые. И не в том, что в нашей Церкви не делается ошибок, за которые стоит попросить у общества - в том числе и у внешнего - прощения. Ввиду таких результатов многие русские православные люди, видимо, чувствуют удовлетворение: "Вот, наша догматическая неповрежденность даже в Интернете видна! Нам извиняться не за что!" Но мы-то с Вами, дорогой о.Всеволод, понимаем, что католики извиняются отнюдь не за то, что исказили что-то в вероучении, а за личные грехи и ошибки представителей церкви, которые вредят ей в глазах паствы. (…) Но личные ошибки, которые могут повредить Церкви, согласитесь, совершают не только католики. Все мы - современные православные верующие - являемся носителями тяжкого наследия советской системы общественного дискурса, когда "просить прощения не у своих" воспринималось унижением дела строительства коммунизма. Как будет прекрасно, дорогой батюшка, начать ломать эту традицию! И повод такой прекрасный! (…) Извинитесь, Христа ради, дорогой батюшка! Восстановите правду, разъясните свое видение. Для служителя Престола Божия - я уверен! - это совсем не стыдно. И совсем не трудно», - заключает Иван Семенов.

иеромонах Никон (Белавенец)Прокомментировать демарш журналиста и сайта «Православие и мир» против председателя Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества мы попросили духовника движения «За Веру и Отечество» иеромонаха Никона (Белавенца).

«Меня печалит такое поверхностное отношение к одному из самых активных и талантливых клириков нашей Церкви. Господин Семенов утверждает, что давно лично знает отца Всеволода и при этом демонстрирует полное незнание того, как он живет. Фактически, он сравнивает его с Тартюфом, как бы намекая, что, говоря о смирении и умеренности в посту, он сам живет "на широкую ногу". Но я должен разочаровать Семенова. Имея честь быть одним из близких друзей отца Всеволода на протяжении почти 30 лет, я могу сказать, что он на самом деле является нестяжателем. Он продолжает жить вместе с мамой и братом в трехкомнатной "хрущевской" квартире, в которой жил еще в школьные годы. У него нет личного автомобиля, а в качестве служебного он долгое время пользовался отечественной "Волгой", и только уступая мольбам своего водителя, который замучался ее ремонтировать, он пересел на иномарку.  

Поэтому отец Всеволод вступался не за себя, а за определенную тенденцию. В ответ на поиск в Церкви всевозможных недостатков, он был вынужден совершенно справедливо ответить, что дело не в том, насколько богато выглядит тот или иной представитель православного духовенства, а все-таки в том, как человек относится к своему служению.

И я эту его мысль полностью разделяю. Если у священника есть хороший автомобиль, то мне важно не это, а как он его использует, то есть будет ли он максимально доступен для своих прихожан. Неужели хорошо, что священник в сельской местности, получив сообщение о том, что умирает человек, должен ехать его причащать на велосипеде 10 километров? Это совершенно неразумно.

Что касается призывов к извинению, мне странно слышать, когда приводят в пример Католическую церковь. Тенденция католического духовенства извиняться по поводу и без повода перед каждым встречным вызывает раздражение у все большего числа людей. Тяга к политкорректности привела уже к тому, что папа Римский извинялся перед евреями за то, что Церковь обвиняла их в призывах к распятию Христа. Следующим шагом таких извинений уже может стать редактирование Евангелия. Эта попытка подстроиться под дух мира сего и привела Католическую церковь к сильнейшему духовному кризису. Храмы в Европе стоят уже практически пустые. Мой друг недавно видел воскресную мессу в соборе св.Петра, который был заполнен всего на четверть.

Поэтому надо смотреть не на внешнюю канву церковного служения, а на внутреннюю, - как священник тратит свое время - на себя или на свою паству. Отец Всеволод как раз практически и не имеет свободного времени. Мне приходилось наблюдать, что даже когда он находится в компании с друзьями, он не перестает отвечать на звонки журналистов, общественных деятелей. А это очень нелегкий труд.

И еще об одном. Жанр открытого обращения входит в противоречие с духом Евангелия. Господин Семенов, цитируя одно место из Писания, совершенно игнорирует другое: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:15-17)».  



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 23

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

23. Сергий Агапов : 22. священник Алексей Ширяев
2011-04-26 в 10:08

Батюшка, благословите. Согласен с вами, в том, что мы должны молиться «… за тех пастырей, которые попали в сложную ситуацию и своим примером подают повод к искушениям и осуждениям».
Но как быть, к примеру, с теми, кто через интернет несут ахинею, что Великим постом можно и не поститься? Не имею в виду здесь только уважаемого отца Всеволода. Промолчать? Не будет ли это молчаливым согласием с все набирающим в нашей Церкви силу необновленчеством? А как же дискуссии? Я лично в обращении Ивана Семенова к отцу Всеволоду не нашел, кажущегося вам, личного осуждения. Только справедливое предупреждение об ошибках уважаемого протоиерея. Прошу молитв и обо мне грешном.
22. священник Алексей Ширяев : мое мнение
2011-04-26 в 09:19

отцы братия и сестры Христос Воскресе!Почитав полемику опечалился тем что много пустой болтовни и мало дельных предложений. Да есть отступления он норм бытия для священников и это не всегда наша вина, но чаще беда и конечно же неправильное понимание сути вещей,но пытаться оперировать канонами я бы не стал хотя и имею высшее богословское образование. Полностью согласен с мнением что надо убранство церковное возводить на должною высоту, при этом самим оставаться скромными, хотя это не всегда получается так как когда тебе какой-нибудь благодетель делает дорогой подарок от чистого сердца (в меру его понятий о сути вещей)то очень трудно повести правильо что-бы не обидеть дарителя и при этом остаться скромным с точки зрнния людского. В связи со всеми этими разговорами мне вспоминается стихотворение которое учил мой сын в школе а суть его ..если Господь посылает хорошего царя, то надо благодарить за такую оказанную милость, а если плохого то надо молиться об этом царе что-бы Господь простил ему его прегрешения..в связи с этим братья призываю вас в место осуждения перейти к молитве за тех пастырей, которые попали в сложную ситуацию и своим примером подают повод к искушениям и осуждениям ..помоги нам всем Господи достойно нести свой Крест!!!
21. Илья : Не надо смешивать духовные традиции церкви с дорогими мерседесами!
2011-04-26 в 08:53

мне стыдно за ответы представителей православной церкви
(про дорогие часы на руке иерарха, про фактическую непогрешимость суждений православных клириков).

чувство стыда за других сродни той неловкости момента, когда как ребенку хочется закрыть глаза и уши.
это чувство основано на интуитивном понимании правды и справедливости.

я не против сильной церкви!
я против чрезмерного ВНЕШНЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ благосостояния церкви (в особенности ее представителями) также как и против рваных подрясников!
я за СКРОМНОСТЬ!
20. Алексей78 : Re: Иеромонах Никон (Белавенец): Господин Семенов сам попирает евангельские принципы
2011-04-15 в 18:05

Я полность согласен с претензиями Ивана Семенова к словам отца-протоиерея. И при чём здесь иеромонах Никон приводят личное нестяжание о.Всеволода? Речь не об этом, а о том, что о.Всеволод недвусмысленно сказал о том, чтобы священники богатели в себя, чтобы потом были принимаемы сильными мира сего. Если иеромонах таким способом защищает протоиерея, хорошо, почему Христос тогда не родился в сеье какого-нибудь могущественного царя, чтобы тем самым максимально распространить свою веру? Почему Христос говорит апостолом, что блаженнее давать, чем принимать? Почему Христос не призывает богатеть апостолам, чтобы тем самым двери сильных мира сего распахивались пред апостолами? Почему Христос говорит апостолам не брать с собой вещи? И почему тогда, в таком случае, протоиерей противопостовляет всему тому к чему призывал Христос и апостолы, свое видение, мол богатейте и ещё раз богатейте. Наверное отец Всеволод заговорился.
19. Сергий Агапов : "...Но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите?"
2011-04-15 в 17:56

И еще об одном. Жанр открытого обращения входит в противоречие с духом Евангелия. Господин Семенов, цитируя одно место из Писания, совершенно игнорирует другое: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Мф. 18:15-17)».



Дорогой отец Никон, позвольте мне не согласиться с вашим мнением о том, что обращение господина Семенова к уважаемому отцу Всеволоду игнорирует дух Евангелия и слова Его о согрешившем против брата брата. Отец Всеволод ничего личного против Ивана Семенова не имел, когда обосновывал, на мой взгляд, совершенно ложный тезис о необходимости верующему человеку уподобляться погрязшему в кичливой роскоши мiру. Нет желания нести подвиг нестяжательства – никто тебя не осуждает. Живи достойно своему званию и положению. Машина, личный шофер, хорошая кухня, приличная одежда – пожалуйста. Народ любит и чтит своих пастырей совсем не по одежде. В этом я полностью согласен с отцом Всеволодом – главное, «как человек относится к своему служению». Но оправдывать роскошь отдельных представителей священства, приравнивая их к храмам, на которых золотом сверкают купола это слишком большой перебор. Если бы отец Всеволод высказал все это наедине Ивану Семенову, то, конечно, со стороны Ивана было бы непозволительно отвечать через интернет. Но раз батюшка решил высказать свои мысли публично, то и какой ответ ему еще ожидать? Вот, пожалуйста. Мысли отца Всеволода о допустимости вкушения рыбы Великим постом выложенные в интернете. Это как понимать? Человек вводит в искушение миллионы православных людей, а мы ему келейно, на ушко, как теперь поучает нас один владыка, должны выразить свое недоумение. Единственное оправдание отцу Всеволоду я вижу лишь в том, что православный народ, услышав подобные слова, попросту с презрением отвернется от них. Но уж извините, уважаемый отец Никон, бегать за отцом Всеволодом, чтобы шепнуть ему на ушко о нашем несогласии мы не будем. Времена изменились. Интернет, это страшное обоюдоострое оружие, в корне изменил ситуацию наших последних времен. Хотя кто спорит о послаблении поста для больных людей. Болен семинарист – отчего не дать послабление ему в пост. Но когда бугаи, гоняющие футбольный мяч во дворе семинарии просят о послаблении в пище, тут надо бы подумать. Мне кажется, лучше во время поста освободить их от грызни учений католических, да от концертов, даваемых католикам, а святоотеческое предание поста сохранить.

Спасибо вам, отец Никон, за то, что вы рассказали о скромности отца Всеволода. Это вызывает уважение к батюшке. Тут, я думаю, никто из прочитавших вашу статью, не стал бы возражать, если бы ему удалось улучшить свои жилищные условия. Дай Бог ему в этом помощи. Понятно, какие немысленные духовные и моральные нагрузки и перегрузки несет отец Всеволод в своем служении. Но тем недопустимо в этом служении, совершать ляпы, подобные этим. Я признаю правоту ваших слов: «отец Всеволод вступался не за себя, а за определенную тенденцию». Но тенденция эта, все более и более вызывает недоумение у православного народа. Вот приглашение Ксюши Собчак на Всемирный Русский собор. Понятна тенденция и желание привлечь к Собору «представителей светской власти», которые некогда дружили с отцов этой девицы. Но не таким же способом?
18. Nemo : 16. Южноуралец
2011-04-15 в 15:20

И вообще, поддерживать критику в адрес Церкви нельзя ни при каких обстоятельствах.


Церковь не расположена по адресу гаражей крутых иномарок и личных особняков. Так что это не критика в адрес Церкви.
17. Nemo : посты 13, 14
2011-04-15 в 15:15

..мне кажется, что церковная "пышность" (в общем смысле, т.е. храмы, благосостояние священников и т.п.) хорошо должны влиять на тех, кого в первую очередь нужно спасать..

Я даже могу согласиться, что "благосостоявшихся" священников нужно спасать "во-вторую" очередь (раз уж Вы там по очередям на спасение нас расставили). Но вот Ваше определение: "Церковной пышностью в "общем смысле" называются храмы, благосостояния священников и т.д" сразу вызывает бессмертное гайдаевское "А ты не путай свою личную шерсть с государственной!".
А уж православных, которые принципиально за убожество Церкви нам не надо.


Ну, здесь как раз полная взаимность.

16. Южноуралец : @Funt
2011-04-15 в 14:18

Абсолютно согласен. Вот когда попы наденут итальянские костюмы, тогда будем бить тревогу. Тогда будем возмущаться роскошью церковников. А до той поры имеем не возмущения в обществе, но желчь и брюзжание отдельных графоманов. Очень сомневаюсь, что это соборный голос общественности или даже православного народа. В настоящее время приличный автор должен ставить слова "церковная роскошь" в кавычки.
И вообще, поддерживать критику в адрес Церкви нельзя ни при каких обстоятельствах. То как следует поступать сказано не раз и говорится на протяжении всей церковной истории.
15. Сельскiй бригадиръ : Игорю Друзю
2011-04-15 в 10:13

обратите внимание, где появилась статья "обличителя". На ультралиберальном "Православии и мир"

Правмир просто перепостил замечательное Открытое письмо Ивана Семенова, которое ПЕРВОНАЧАЛЬНО Иван опубликовал в своем ЖЖ.
14. Funt : Re: Иеромонах Никон (Белавенец): Господин Семенов сам попирает евангельские принципы
2011-04-15 в 10:06

1.Таким образом, выходит, что священнику нужна (ведь действительно нужна!) крепкая надёжная машина, не требующая частого ремонта, НО при этом некрасивая, несоблазнительная. Кто-нибудь может предложить вариант? Может быть, по примеру гоголевского казака (который вымазывал новые штаны дёгтем в знак полного к ним презрения), священник должен поцарапать там-сям новую иномарку, стукнуть фару или поворот, стекло боковое? Или как быть?
2. Поиск "Православная Церковь извинилась" не даёт результатов, даже исторических? Стало быть, Церковь за всю свою историю ни разу ни перед кем не извинялась? Очень интересно! )) И правильно.
3. "епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются" - а это к чему? Разве наши священники носят такие одежды? Ничего похожего никогда не видел, не считая облачений. Кстати, почему в Правилах нет ничего (или есть?) о жилищах и колесницах?
А вообще, мне кажется, что церковная "пышность" (в общем смысле, т.е. храмы, благосостояние священников и т.п.) хорошо должны влиять на тех, кого в первую очередь нужно спасать - тех, кто бесконечно далёк от горнего, уповая лишь на земное. Такие не отвернутся брезгливо от "бедноты", а хотя бы всмотрятся и вслушаются с любопытством. Для начала.
13. Южноуралец : Re: Иеромонах Никон (Белавенец): Господин Семенов сам попирает евангельские принципы
2011-04-15 в 09:28

Во-первых, попы ни у кого не крадут то, что они на себе носят и чем они пользуются. А то что их одаривают совершенно традиционное явление. Филарет Московский (Дроздов) получал множество дорогих подарков. Но он же делал крупные пожертвования, в том числе чисто светского характера. Может просто никто не хотел поддержать своего батюшку материально и в следствие этого не понимает что тут к чему? Не нужно в этих вопросах советоваться ни с пресловутой "общественностью", ни с мнимыми православными, которые если им поднять зарплату забудут как в храм ходить. Они тут совершенно не при деле.
Во-вторых, в начале покажите попа с мифическими часами за $1000 или их дворцы за городом, а потом уже обсудим степень вульгарности данного имущества на конкретных примерах. Хотя это и не наше дело, но если так неймется, ничего не поделать.
В-третьих, о.Всеволод указал на несостоятельность мнения об убогом духовенстве самом по себе, а не на то что у нас сейчас все рясы носят "от кутюр". Отдельные люди помогают отдельным батюшкам и дай им Бог здоровья. Очень редкое явление на самом деле. Блогосфера же растеклась словесным поносом. Совершенно не по делу, но у нее работа такая. Призывы каяться опять совершенно не по делу. А уж православных, которые принципиально за убожество Церкви нам не надо. Убожество нередко является убежищем лентяев. Такое мое сугубо личное мнение.
12. Андрей Х. : 7. Игорь Друзь
2011-04-15 в 08:49

В последнее время обновленцы начали применять новую тактику - ругать Церковь более хитро, смешивая правду с ложью, так, что это цитируют и консервативные сайты. Проблема "богатства духовенства" сильно преувеличена, мягко говоря.
--------------------------------------------
Ну и где тут правда, а где ложь? Церковное правило (приведено ниже) прямо и недвусмысленно предписывает священнослужителям воздерживаться от роскоши, а о. Чаплин заявляет, что дорогие вещи у них отражают общественный престиж Церкви. Престиж где? В мире, "лежащим во зле" (1 Ин.5:19)? Я не готов оценивать благосостояние наших батюшек, но некоторые моменты слегка напрягают. Например, строительство духовного центра в курортной зоне. В какие деньги оно выльется, откуда эти деньги и для кого конкретно этот центр? У нас что, все храмы восстановлены и отремонтированы, что можно подумать и о духовном отдыхе на берегу Черного моря?
11. Михаил : Оправдание греха
2011-04-15 в 07:59

К сожалению, набирает силу тенденция оправдания греха. Владение дорогим автомобилем искушает паству, а значит есть грех. Поэтому его оправдание - это фарисейство.
Здесь работают фрейдистские механизмы психологической самозащиты. Вместо того, чтобы честно признаться в неправде, начинаем юлить и изворачиваться, придумывать аргументы. Понятно, каким духом это делается.
Все это, думается, совершается для создания поводов для пустых дискуссий, отвлечения от главного - анализа грозных событий, которые накатывают на Святую Русь.
10. Ф.Ф. Воронов : Согласен с Иваном Семеновым.
2011-04-15 в 02:10

Спасибо Сельскому Бригадиру, приведшему каноны. А о. Всеволода жалко: ему по положению приходится защищать незащищаемое. Лукавство такой защиты состоит в том, что вопрос был поднят не о богатстве убранства храмов, украшениях на иконах и драгоценных сосудах (то, на что позарились в свое время большевики и что они повымели из церквей), как и не на богослужебных ризах архиереев. А о другом: о личной роскоши отдельных священников и о том, что архиереи начинают сами походить на олигархов, которых они награждают церковными наградами. Лукавство и в том, что священнику нужна машина для успешного выполнения своего долга. Никто не спорит. Но машина машине рознь. Люди тонко чувствуют разницу. (Вообще, не только об иереях и архиереях: материальное богатство не греховно как таковое, но грань с грехом тут близка, ближе, чем у бедного.) Архиереи, кроме того, монахи, поэтому должны чуждаться богатства. Да, архиеерй не должен ехать на скверной машине, но лучше было бы, чтобы имеющий машину мирянин послужил ему и подвез, когда нужно. Сербский Патриарх Павел ходил пешком по улицам Белграда (нетрудно найти даже фотографию), а святитель Иоанн Шанхайский ходил босиком. (Архиерйский Синод Зарубежной Церкви приказал ему носить ботинки, но он, юродствуя, носил их за связанные шнурки на плече, так как ему, дескать, Синод не указал носить их *на ногах*.) Как далеко это от езды на горных лыжах, часов за 10 или 20 тысяч долларов или "духовного центра" под Геленджиком... (В нашей Сурожской епархии архиерей разъезжает на "Ягуаре"; ему, может быть, простительно не понимать, что для любого обычного англичанина такая машина как плевок в лицо: на них ездят сверхбогатые, во всяком случае, с "обычными" людьми дела не имеющие; не требуется ездить на развалюхе, но на обычной нормальной приличной машине, не сверхроскошной. Вспоминаю еще такого знаменитого датского карикатуриста Бидструпа; он как друг Совесткого Союза посетил СССР в 1960-е годы и потом у нас издали мягко-юмористический и в целом просоветкий альбом "Что увидел Херлуф Бидструп в Совестком Союзе". Там были картинки про тогдашних попов: как они подъезжают на черных "Волгах" и как им кланяются старушки в платочках. Боюсь, реалистическая картинка. Всё осталось так же, с соответствующими поправками: уже не "Волги"... )
9. Nemo : 7. Игорь Друзь
2011-04-15 в 01:49

Да мы тут разве о Семенове, правмире или либералах? Кто их читает, кроме своих таких же. От слов о.Всеволода вся блогосфера гудит и никакого разумного объяснения им нет, разве что одно, предложенное блоггерами (см. ниже). Конечно хочется услышать что-нибудь оттуда, из верхов, но только уверил себя, что вот оно - уже слышится, не вспугнуть бы, как грубо врывается все та же мелодия - "вписаться", "быть успешным" и т.д.
8. Сельскiй бригадиръ : 7. Игорь Друзь
2011-04-15 в 01:25

О. Всеволод в последние годы все более твердо становится на здоровые консервативные позиции.

Ха-ха.

Протоиерей Всеволод Чаплин выступает за послабление поприща Великого поста

«Монашеские правила поста не обязательны для всех православных, отмечают в Русской церкви» — так заявляется в сообщении информационного агентства «Интерфакс» от 11 апреля.
«Практика употребления рыбы в Великий пост достаточно распространена среди церковных работающих людей», — сказал глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин на международной церковно-общественной конференции в Москве.
По его словам, все об этом прекрасно знают, «но боятся об этом сказать в условиях, когда некоторые СМИ, телеканалы предлагают людям строжайшие монастырские уставы, которые очень редко употреблялись для работающих людей, в том числе для людей, работающих в Церкви. Тем не менее они подаются некоторыми СМИ как общеобязательная норма», — констатировал священник.
Он напомнил, что в свое время патриарх Алексий I дал благословение студентам духовных школ в Великий пост как работающим людям употреблять рыбу, за исключением самых строгих дней постного периода.

От редакции сайта "Благодатный Огонь":
То, что некоторые люди, работающие в Церкви, систематически нарушают, или, как раньше говорили на Руси, «разоряют» пост, вовсе не является положительным примером для остальной паствы, даже если на это они получали благословение от епископа. Благословение – не есть нарушение обязанности, а лишь дарование возможности людям, занятым чрезмерным трудом, делать себе послабление в посте, если сил не будет хватать. Если сил хватает, то они могут эти послабления не делать.
Наш Типикон – единый, как для монахов, так и для мирян: и те и другие в нем упоминаются. Единственное, по всей видимости, отличие сводится к установлению поста по времени дня. Так, в Типиконе ясно указано, что монах (а значит и архиерей) должен разрешать пост не раньше девятого часа, т.е. нашего 3-го по полудни. Для мирян такая норма Типикона отчетливо не установлена, но многие благочестивые миряне вполне несут этот подвиг и ощущают на себе его благотворность.
Что касается вкушения рыбы Великим постом, то Типикон предусматривает для этого только два дня: Вход Господень в Иерусалим и Благовещение Пресвятой Богородицы (если оно не попадает на Страстную седмицу). Исключение делается лишь для обителей и скитов крайнего Севера, да и там монахи следуют скорее сложившейся традиции. Для остальных широт России воздержание от рыбы Великим постом никак нельзя назвать строжайшим «монашеским правилом». В качестве альтернативы книга «Новая Скрижаль» дает разрешение на вкушение Великим постом в субботу и воскресение (кроме Вел. Субботы) ракообразных (как «озлобляющих желудок»). Поэтому в ряде мест среди духовенства и паствы распространена практика потребления в эти дни кальмаров, устриц, мидий и прочих простейших в умеренном количестве. Лучше бы глубокоуважаемому о. Всеволоду, ответственному за взаимоотношение Церкви и общества, заняться разъяснением обществу этой практики, а не выдумывать несуществующие послабы, не ссылаясь при этом ни на один из канонических, признанных Церковью, документов, а только на частное благословение архиерея.
http://www.blagogon.ru/news/118/
7. Игорь Друзь : о. Всеволод совершенно прав
2011-04-15 в 01:18

Прежде чем ругать о.Всеволода, братья и сестры, обратите внимание, где появилась статья "обличителя". На ультралиберальном "Православии и мир". Это нехороший сайт, где регулярно плюет на православных мирян скандально известный игумен Петр (Мещеринов).
http://www.ruskline...._metod_manipulyacii/
Там еще и хвалят ювеналку, даже секспросвет в германских школах.
При этом поливают грязью наших подвижниц - Медведеву и Шишову, которые сделали очень много, чтобы в России и на Украине этой грязи не было. И много материалов в этом же духе, в совсем неправославном духе.

В последнее время обновленцы начали применять новую тактику - ругать Церковь более хитро, смешивая правду с ложью, так, что это цитируют и консервативные сайты. Проблема "богатства духовенства" сильно преувеличена, мягко говоря.
http://www.ruskline....rovavshihsya_v_vere/

Большая часть духовенства просто конкретно бедна. Богатых епископов и священников совсем немного. А мне лично было бы просто стыдно, если бы, например, Патриарх ездил бы на жигуленке. Статус обязывает, и это полезно для всей Церкви, если иерархи имеют соблюдают дресс-код, общаясь с властями, дипломатами, СМИ. Либералы все равно всегда будут ругать Церковь: станут архиереи ездить на метро, скажут, Церковь уже загибается, все плюют на иерархов и не хотят их обеспечивать, ура.

Меня куда больше напрягает другое: многие из них, как паписты, начинают склоняться к мерзким веяниям духа мира сего, поддерживают электронные системы контроля над личностью, презирают Святого Царя, хотят ломать богослужение в угоду "легкости восприятия", и т.д.

Когда либеральный обозреватель Семенов довольно таки либерального ВГТРК ставит нам в пример фарисействующих в своих извинениях мерзавцев из Ватикана, то мне с ним все становится ясно. У нас на Украине есть много вопросов к папистам, которые только за 90-е годы погромили нам 600 храмов, и извиняться перед нами не собираются.
Православные, на кого вы все повелись?! На либеральных манипуляторов, на этот раз сработавших более тонко, чем обычно!
О. Всеволод в последние годы все более твердо становится на здоровые консервативные позиции. Это вызвало вой обновленцев и внецерковных либералов. Я не всегда в восторге от того, что он делает, но эта его тенденция мне нравится. Например, как он резко сказал о необходимости женщинам скромно одеваться. Нет, чтобы поддержать о.Всеволода в этом хорошем начинании, так вы вместе с обновленческим сайтом прицепились к маловажному его пассажу, который, к тому же, в целом верен!
6. Николай Петров-Павлов : Re: Иеромонах Никон (Белавенец): Господин Семенов сам попирает евангельские принципы
2011-04-15 в 01:07

В данном случае скорее соглашусь с Иваном Семеновым.

О.Всеволод:"Чтобы их иерархи выглядели не хуже, чем представители светской власти, чтобы храмы выглядели лучше, чем резиденции светских властителей".

А зачем вообще нужно равняться на светскую власть, гнаться за ней, за властью, которая часто присваивала себе богатство незаконно или лукаво, лукавыми способами?

О.Всеволод: "Люди хотят, чтобы и храмы Божии, и облачения духовенства, и элементы, связанные с общественным престижем духовенства, были бы максимально видимыми и отражали бы то место Церкви в жизни общества"

Принципиальный вопрос в том, у какой части общества искать престиж. Может, все-таки у простых людей искать "престиж"?

Или вообще уж лучше искать "престиж" у Бога, а тогда все ровным счетом наоборот. Надо служить Богу, служить обществу и в первую очередь простым людям, которым нужна помощь, нужна Церковь, а не элите, которая в своей массе обокрала и продолжает обкрадывать народ, несмотря ни на какую-то призрачную "борьбу с коррупцией", элите, которая Церковь не нужна и которая борется с ней всеми способами с телевизионного экрана, с помощью растления населения и так далее.

// И еще об одном. Жанр открытого обращения входит в противоречие с духом Евангелия. Господин Семенов, цитируя одно место из Писания, совершенно игнорирует другое: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним;

Отче, но мир сейчас ОТКРЫТ, "прозрачен", и каждое слово сильно разносится в интернете. И если к слову есть в чем прицепиться, лукавый уж сразу позаботиться об этом...

И на многих сайтах, форумах, в живых журналах поднялась волна негодования на Церковь из-за слов, как мне думается, сказанных экспромтом, без продумывания последствий.

Это уж специфика нашего времени. Специфика "живого слова", "прямого эфира"..
5. lisander : Re: Иеромонах Никон (Белавенец): Господин Семенов сам попирает евангельские принципы
2011-04-14 в 23:43

К великому сожалению, есть у нас такие люди, зачастую из "захожан", а чаще "нехожан", которые читают Евангелие лишь для того, чтобы плюнуть в брата своего. Чтобы обличить не как брата, тихо и с любовью,а напоказ(какой я правдолюбец), примкнув к поливающим Церковь грязью. Обвинить в тех поступках, которые для себя считают позволительными и даже нормальными.

Повторюсь. Трубят о грехах других, потому что чихать они хотели на Евангелие, считая, наверно, что оно написано не для них.
4. Nemo : Re: Иеромонах Никон (Белавенец): Господин Семенов сам попирает евангельские принципы
2011-04-14 в 23:27

Поэтому отец Всеволод вступался не за себя, а за определенную тенденцию.


Лучше б за себя, хоть понятно было бы.
дело не в том, насколько богато выглядит тот или иной представитель православного духовенства, а все-таки в том, как человек относится к своему служению.


Так вот, думают люди, что отношение к богатству как раз и есть один из главных признаков того, как человек относится к своему служению. Ну не дотягивают. Может их не раздражать пока? Развить до состояния, когда бы они видели мерседесы пастырей, проезжающие мимо нищих, и проникались самоотверженностью их служения. Ну там примеры приводить (св. Иоанна Кронштадского, других) и т.д. А уже когда народ доразовьется, подвести теоретическую базу под это. Так что я думаю, о.Всеволод просто поторопился.
А недовоцерковленный народ самое мягкое, что мог сказать, так это "чтобы не предполагать худшего, будем считать, что о.Всеволод был пьян". Ну в какие это ворота.
Так что правильная статья.
3. Борис : Это агония?
2011-04-14 в 23:27

Отк. 3:14-22. "И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, Верный и Истинный Свидетель, Начало Творения Божьего;

Я знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден или горяч!

Но как ты тёпл, а не холоден и не горяч, то извергну тебя из уст Моих.

Потому что ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чём не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг"....
2. Сельскiй бригадиръ : Поддерживаю Ивана Семенова!
2011-04-14 в 22:30

Иван Семенов полностью прав.
Вот комментарий на слова прот. Всеволода Чаплина редакции журнала "Благодатный огонь":

На обратной стороне наперсного священнического креста, получаемого иереем при рукоположении, имеется надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим.4:12).
Приведем реальную историю из нашей жизни. На уроке в школе ученик старшего класса стал рассказывать, что у проживающего в его доме священника самая крутая во всем районе иномарка. Верующая преподавательница заметила, что священники — такие же люди и поэтому имеют право ездить на дорогих автомобилях и вообще, иметь дорогие вещи.
На что этот ученик ответил: — Да я очень даже рад, что у нашего священника такая классная иномарка. Пусть все так живут. Но только пусть он меня тогда не учит, как жить.

Также высказывание глубокоуважаемого о. Всеволода о дорогих вещах духовенства, как якобы связанных с общественным престижем Церкви, противоречит 16 правилу VII Вселенского Собора:
«Всякая роскошь и украшения тела чужды священнического чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергать их епитимии; такожде и употребляющих благовонные масти. Поелику же корень горести выспрь прозябаяй, ересь христианохульников, соделалась нечистым пятном для Кафолической Церкви, и приявшие оную не только иконами возгнушались, но и всякое благоговение отвергли, ненавидя людей честно и благоговейно живущих, и исполнилось в них написанное: мерзость грешникам благочестие; то, аще обрящутся некие, посмеивающиеся носящим простое и скромное одеяние, епитимиею да исправляются. Понеже, от древних времен, всякий священный муж довольствовался нероскошным и скромным одеянием: ибо все, что не для потребности, но для убранства приемлется, подлежит обвинению в суетности, якоже глаголет Василий Великий. Но и разноцветные из шелковых тканей одежды не были носимы, и на края одежд не налагались воскрилия инаго цвета; ибо слышали от Богоноснаго гласа: яко в мягкие одежды одевающиеся в домах царских суть».
Вальсамон в толковании этого правила отмечает: «...это правило всеобщее и предписания его должны иметь силу и действие во веки веков; а живущие вопреки ему справедливо должны быть подвергнуты епитимиям, если не исправятся».
http://www.blagogon.ru/news/119/
1. Н : Вера ,терпение и мощь
2011-04-14 в 20:28

Выстоит наша Православная вера,будет жить и Россия.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме