Вчера, 28 октября, в Санкт-Петербурге состоялась международная историко-богословская конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Конференция, организатором которой выступил исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, а информационную поддержку оказала «Русская народная линия», прошла в Петровском зале главного здания прославленного вуза (историческое здание Двенадцати коллегий). С докладами выступили ученые из Сербии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Украины, Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция была приурочена к выходу в свет русской версии книги итальянского историка Марка Аурелио Ривели «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-45 г.».
Конференцию открыл один из ее организаторов известный историк и богослов, доцент Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик, представлявший профессорско-преподавательскую корпорацию СПбГУ. В своем вступительном слове отец Владимир отметил, что тема, поднятая на конференции, непростая. «Понятно, что наш мир неоднороден и многообразен, - отметил отец Владимир. - Но, однако, это многообразие не должно приводить к конфликтам, двоению правды и лицемерию. Установка сегодняшней конференции – это установка на трезвый и честный диалог, на трезвое явление правды о Православии и католичестве, об их сложных отношениях, как мы увидим, зачастую трагичных, в которых чаще всего именно православные народы, к сожалению, становились жертвой католической экспансии и агрессии. Мы проводим эту конференцию не для того, чтобы заострять конфликты, а для того чтобы по мере сил стараться их снимать, но снимать в духе истины. Замечательно сказал в свое время великий сербский старец Иустин (Попович): любовь не может быть без правды, как и правда без любви». «Современное богословие ставит проблему Христианства после Освенцима, однако следует помнить, что был, может быть, более страшный лагерь, а именно Ясеновац, где было хладнокровно и по большей части холодным оружием уничтожено около 700 тыс. человек, из них более 500 тыс. – это наши единоверцы православные сербы. Память об этом жизненно важна», - подчеркнул диакон Владимир Василик. «Памятуя об этом, мы и должны выстраивать диалог с западным миром, с миром католическим, с твердым сознанием того, с чем мы реально имеем дело», - отметил отец Владимир.
Затем со вступительным словом выступил руководитель Санкт-Петербургского информационного аналитического центра Российского института стратегических исследований (РИСИ), доктор философских наук Андрей Вассоевич. Он напомнил, что РИСИ ранее принимал участие в международной научно-практической конференции «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?». Профессор отметил, что существуют государства «маленькие, но удаленькие». Именно к таким государствам относится Ватикан, который хотя и имеет маленькую территорию и незначительное население, но оказывает огромное влияние на ход мировых политических процессов. Это, по его мнению, свидетельствует об актуальности темы конференции. Со вступительным словом также выступил Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии», которая оказала информационную поддержку мероприятию.
После вступительных слов состоялись выступления докладчиков. Первым выступил руководитель мемориала сербского геноцида в Ясеноваце, режиссер из Боснии и Герцеговины Симо Брдар с докладом «Система лагерей смерти «Ясеновац»». С.Брдар отметил, что в концентрационном лагере Ясеновац было уничтожено более 700 тыс. человек: 500 тыс. сербов, 40 тыс. цыган, 33 тыс. евреев и 127 тыс. антифашистов. Среди этих жертв было умерщвлено более 20 тыс. детей в возрасте до 12 лет, включая нерожденных детей, которых усташи вырывали из утробы матерей, и новорожденных младенцев. В одной только Донье Градине было уничтожено 360 тыс. человек. «Мало народов в современной истории пострадали так, как сербы», - считает он. По его словам, всю свою историю сербам приходилось бороться против двух страшных сил – католицизма и ислама – защищая свою культуру, родину, веру. Одним из самых страшный периодов сербской истории, считает он, была Вторая Мировая война, когда сербы оказались на грани существования. В апреле 1941 года было провозглашено Независимое Государство Хорватии (НГХ), которое возглавили усташи – хорватские нацисты. НГХ находилось под защитой нацистской Германии и фашистской Италии.
НГХ по замыслу его создателей должно было стать этнически чистым государством хорватов, с этой целью на его территории было создано несколько концлагерей. НГХ, отметил Симо Брдар, является единственным государством во всей истории человечества, которое создало концлагеря для детей. Самым страшным лагерем на территории НГХ был Ясеновац, третий по величине концлагерь в Европе во время Второй Моровой войны сразу после Аушвица и Треблинки. Концлагеря, находящиеся на территории НГХ, отличались изощреннейшими способами мучений и ликвидации узников. Далее Симо Брдар перечислил орудия пыток и способы умерщвления страдальцев, которые использовались в хорватских концлагерях, и показал фотографии, на которых запечатлены зверства усташей. Жестокость и зверства, имевшие место в этих лагерях, по его мнению, не имеют аналогов за всю историю человечества. На территории концлагерей находились крематории, в которых сжигались живые люди, начиная от стариков заканчивая грудными младенцами.
Затем выступил академический профессор Оксфорда, доктор Срболюб Живанович с докладом «Православно-католический диалог и роль католических священников, честных сестёр, крыжаров и католиков вообще в геноциде над сербами, евреями и цыганами в Ясеновацкой системе хорватских концентрационных лагерей». «Исторические факты говорят, что папа и римо-католики при помощи стран Западной Европы веками вели борьбу против Восточной Европы, в первую очередь против Православия», - отметил профессор. «Сербская держава, - продолжил он, - как сильное православное государство, которое после ослабления Византии переняла в большой мере ее роль, стояла на пути притязания Рима и Запада расширить свою власть на Восток. Сербская Православная Церковь была и остается твердыней, которую Риму и Западу необходимо разрушить, дабы полностью открыть этот путь». Католические священнослужители на проповедях подстрекали хорватов на погромы, насилие и резню сербов и евреев. В НГХ совершалось массовое насильственное окатоличивание православных сербов. Для хорватских католиков живодерство являлось самоценностью. По словам профессора, они получали удовольствие, подвергая мучениям сербов, евреев и цыган. «На совести католических клириков не только подстрекательство к злодеяниям, - продолжил он. - Согласно американским источникам, около 1400 католических священников Хорватии, Боснии и Герцеговины в течение Второй Мировой принимали личное участие в издевательствах, убийствах сербов, евреев, цыган. Международная комиссия по Ясеновацу имеет данные по 1171 такому католическому священнику, и в это число не входят "честные" сестры-преступницы. Попросту говоря, получается так, что из каждых трех католических священников двое являются убийцами». По словам сербского ученого, Ватикан не оставляет попыток уничтожить православных сербов. Об этом, в частности, свидетельствует тот факт, что Католическая церковь не только поддержала агрессию НАТО против Югославии в 1999 году, но и активно участвовала в развале югославского государства.
«Сейчас после всех этих грозных злодеяний, совершенных католиками над сербами, евреями и цыганами, все-таки поднимается вопрос православно-католического диалога. Римо-католики надеются на то, что их злодейства забудутся, если о них не говорить и не писать», - отметил Срболюб Живанович. «Отдельные епископы Сербской Православной Церкви, - продолжил сербский ученый, - родившиеся после Второй Мировой войны, выросшие и воспитанные в коммунистическое время, отравлены экуменическими идеями, желают вступать в какой-то диалог с католиками, игнорируя тот факт, что православные веруют в господа Иисуса Христа, а католики в человека по имени «Папа», утверждающего, что он и есть Христос в этом мире. Отличны наши Символы веры. Мы верим не в одно и то же. Существуют огромные догматические различия. Католическая церковь в разброде, ежедневно появляются все новые и новые скандалы. Полно педофилов, гомосексуалистов, извращенцев. Сотни тысяч католиков оставляют католицизм. (…) И, тем не менее, находятся сербские епископы, желающие каких-то перемен или хотя бы диалога с католиками». «Из всего изложенного исходит, что к диалогу между православными и католиками нельзя приступать без признания грехов и покаяния. Римо-католикам следует отречься от своих неканонических доктрин, в первую очередь от папской "непогрешимости". Только после этого можно было бы поразмыслить о каком-то диалоге, который вновь бы водил римо-католиков под покров Святой Православной Церкви», - заключил Срболюб Живанович.
Интересным был доклад историка и публициста Павла Тихомирова «Почему в массовом сознании хорватские усташи не стали синонимом нацистов?» Он обратил внимание на то, что как в СМИ, так и в учебниках истории гражданская война 1941-45 годов в Югославии традиционно преподносилась как сопротивление иностранным захватчикам, а не как сопротивление хорватскому геноциду. Целенаправленно создавался миф, согласно которому в военной Югославии страдали и гибли представители всех народов, а не только сербы, евреи и цыгане. Насилие над сербами, которое вершили хорваты, приписывалось итальянцам. Усташи преподносились не как общенародное движение хорватских нацистов, а как «кучка деклассированных маргиналов, не имеющих поддержки в народных массах». Сербские четники, боровшиеся на территории, отошедшие к Хорватии, преподносились в качестве хорватских партизан.
Обстоятельным был доклад кандидата исторических наук, научного сотрудника Института славяноведения РАН Анны Филимоновой «Католическая Акция на югославянских территориях в контексте геостратегических проектов Ватикана (1900-1941)». Эксперт отметила, что перед появлением усташеской организации Ватикан провел громадную организационную и идеологическую работу, которая началась еще в конце XIX века. В сентябре 1900 года в Хорватии был проведен Общехорватский загребский католический конгресс, который положил начало «организационного католицизма». Он стал точкой отсчета клерикализма на хорватских землях и клерикальной программы на XX век. Хорватское католическое движение, отметила эксперт, всегда следовало за стратегической линией Ватикана и выполняло его тактические задачи. В начале XX века Ватикан присваивает хорватскому народу наименование «оплота христианства». Судьба хорватского народа идеологами Католической церкви была тесно увязана с выполнением хорватами особой миссии хранителей рубежей латинской цивилизации и «золотого моста», связующего Ватикан с некатолическими балканскими народами. Католическая акция была следующим направлением деятельности Ватикана. В рамках этого направления создавались массовые католические общества, политические партии, распространялось влияние на СМИ, систему образования и искусства. Целью Католической акции было расширение влияния Католической церкви на все слои населения, консолидация общества на основе католицизма, формирование хорватского национального сознания по католическому образцу. Особое внимание уделялось работе с молодежью. Проводниками Католической акции стали молодежные спортивные общества под названием «орлы», которые стали «черной гвардией папства», которая провозгласила превращение Католической акции в «суть национальной жизни хорватского народа». К середине 30-х годов Католическая церковь приняла на себя функции по объединению хорватов в единое целое. К тому времени в Хорватии не осталось ни одного человека в возрасте от 7 до 70 лет, не вовлеченного в католические организации, тем временем хорватская Католическая акция перешла под прямое правление церковных иерархов. В НГХ идеология усташей и клерикализма соединились. С первых дней своего существование хорватское усташеское движение носило прокатолический характер. В 1941 году НГХ установило тесный контакт между католической иерархией и усташевским руководством, которое подчеркивало преемственность военных целей НГХ и крестовых походов Католической церкви.
Доктор исторических наук, профессор Харьковского национального университета им. В.Н.Каразина Александр Каплин выступил с докладом «Будущее только там, где Церковь». Ученый напомнил, что у латинян термин «диалог» официально впервые появляется в энциклике папы Павла VI «Ecclesiam Suam» 1964 года. В этом документе, в частности, говорится, что «сама Церковь становится диалогом, при этом матерью и главой Единой Святой Вселенной и Апостольской Церкви является церковь Рима». В этом формуле заключено положение, на котором католики намереваются построить православно-католический диалог. А.Каплин изложил воззрения славянофилов на латинство, которые не только не устарели, но и приобрели в настоящее время очевидную актуальность. Самым ярким представителем славянофильства был А.С.Хомяков, который выразил, как считает Каплин, подлинно православное отношение к католицизму. Особое значение в этой связи имеет его работа «Церковь одна». А.Каплин отметил, что в I разделе «Основ Социальной концепции Русской Православной Церкви» приведено определение Церкви, данное Хомяковым, - «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». Хомяков писал, что Церковь – это не авторитет, а истина. Он считал, что Церковь одна, и, как отметил профессор Каплин, никто из славянофилов не употреблял термин «католическая церковь», предпочитая использовать иные термины – «латинство» или «романизм». Хомяков говорил о неизбежности лжи в романизме, который является расколом и великой ересью. Для латинства характерно рационалистическое своеволие. Хомяков считал, что Запад утратил духовное общение молитвы. По его мнению, западное христианство совершило самоубийство, перестав быть Христианством и Церковью. По Хомякову, православные, вступая в диалог с католиками, должны понимать, что они вступают в диалог с теми, кто разработал систему лжи и подлогов, с теми, чья доля рационализм в материализме. По словам Хомякова, сближение невозможно без «полного отречения со стороны римлян от заблуждения, длившегося более десяти веков». По мнению профессора Каплина, «подлинное современное понимание православно-католического диалога невозможно без обращения к наследию славянофилов».
Кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета диакон Владимир Василик выступил с докладом «Святитель Николай (Велимирович) о католицизме и Европе». На творчество святителя Николая, по словам отца Владимира, наложил глубокий отпечаток трагический опыт сербского народа и других народов Югославии, две Балканские войны, две Мировые войны, Австро-венгерский геноцид 1915-16 гг., хорвато-немецкий геноцид 1941-1944 гг. Со своей стороны, издатель и православный публицист из Сербии Ранко Гойкович в докладе «Ватикан и геноцид сербов в свете богословской и литературной мысли Свт. Николая Сербского» отметил, что Ватикан всегда был врагом славянских народов, считая их варварами. По его словам, Католическая церковь не только принимала участие в насильственном окатоличивании православных сербов, но и оказывала покровительство усташам, которые не брезговали даже резней грудных младенцев.
Директор Межвузовского центра по религиоведению, доктор философских наук, профессор СПбГУТД Алексей Швечиков предложил собрать материалы о зверствах Католической церкви в отношении сербов и направить их в Московскую Патриархию с тем, чтобы рассмотреть вопрос о целесообразности диалога с церковью, замаравшей себя кровью православных сербов. Он также предложил издать на русском языке книгу, посвященную роли Ватикана в геноциде сербов.
Кандидат исторических наук, доцент МГИМО МИД России Ольга Четверикова в докладе «Финансовые аспекты восточной политики Ватикана: история и современность» обстоятельно изложила историю становления современной финансовой спекулятивной системы, основы которой заложил именно Ватикан. Вся история Католической церкви, по мнению эксперта, - это постепенное превращение ее в финансово-политическую структуру. И если в XI веке католики легализовали ростовщичество, то уже в XX веке Банк Ватикана превратился в крупнейшую оффшорную зону, засекреченную структуру, связанную с торговлей оружием и наркотиками, с таинственными самоубийствами, махинациями. Ольга Четверикова обратила внимание на стремление Ватикана вовлечь Православную Церковь в финансовую спекулятивную сферу, в которой он сам давно погряз. Она, в частности, отметила, что в октябре этого года в Москве прошел международный симпозиум на тему «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии». На этом форуме использовались такие нелепые понятия как «христианский банкинг», «христианские финансовые инструменты», «христианская система микрокредитования» и пр. Русская Православная Церковь постепенно втягивается в финансовую сферу, уже появились такие понятия как «православное предпринимательство» и «православный банкинг».
Доктор политических наук, руководитель Центра евроатлантических исследований Дипломатической академии МИД России, профессор РГГУ Анастасия Митрофанова в докладе «Католичество и национализм» отметила, что в современном мире так повелось, что национализм ассоциируется исключительно с Православием. По ее словам, некоторые православные иерархи говорят о том, что Православие – это такая версия Христианства, которая особенно склонна к национализму и этнизации. Согласно этой точки зрения, эта склонность, вероятно, связана с фактом существования Поместных Православных Церквей. Напротив, считается, что в католицизме как во всемирной организации национализм невозможен, и что он не может обладать этническими свойствами. Профессор Митрофанова выразила несогласие с этим мнением. По ее словам, история XX века показала множество примеров того, как католицизм использовался в качестве оправдания различных этно-националистических проектов. НГХ, по ее словам, является одним из самых ярких примеров такого использования католицизма.
Со своей стороны, директор Аналитического центра этно-религиозных исследований, известный православный публицист Владимир Семенко, выступая с докладом «О некоторых особенностях католической духовности в свете православного Предания: богословско-исторический взгляд», заявил о том, что Православие с католичеством разделяет на чисто духовном уровне метафизическая пропасть. Существующие догматические расхождения между Православием и католичеством, по его мнению, вторичны, потому что догматика отражает на дискурсивном уровне особенности Богообщения, которое несет в себе та или иная религия, ее духовный опыт.
Доклад аспиранта кафедры истории славянских и балканских стран СПбГУ Андрея Соколова «Независимое Государство Хорватия в годы Второй Мировой войны», в котором утверждалось, что роль Ватикана в усташеском движении была ничтожной, вызвал критику со стороны других участников конференции. По мнению же профессора Андрея Вассоевича, доклад Соколова является своего рода «психологическим ходом», который должен был подчеркнуть значимость проблем, которые обсуждались на конференции.
В рамках конференции «Православно-католический диалог после Ясеноваца» прошел Круглый стол на тему: «Геополитические и церковно-политические последствия беатификации Ватиканом духовного вдохновителя геноцида сербов архиепископа Алоизия Степинаца» и состоялся показ документального фильма участника конференции режиссера Симо Брдара «А Бог молчал», посвященного роли Ватикана в геноциде сербов, евреев и цыган.
Гиперссылки на аудиофайлы выступлений участников конференции 28.10.2010:
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/01Vasilik.mp3]Диакон Владимир Василик. Вступительное слово[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/02Vassoevich.mp3]Андрей Вассоевич. Вступительное слово[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/03Simo.mp3]Брдар Симо[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/04Jivanovich.mp3]Срболюб Живанович[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/05Obsujdenie.mp3]Обсуждение докладов Симо Брдара и Срболюба Живановича[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/06Tihomirov.mp3]Павел Тихомиров[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/07Filimonova.mp3]Анна Филимонова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/08Kaplin.mp3]Александр Каплин[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/09Vasilik.mp3]Диакон Владимир Василик[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/10Goikovich.mp3]Ранко Гойкович[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/11Shvechikov.mp3]Алексей Швечиков[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/12Chetverikova.mp3]Ольга Четверикова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/13Mitrofanova.mp3]Анастасия Митрофанова[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/14Semenko.mp3]Владимир Семенко и дискуссия по докладу[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/15Obsujdenie2.mp3]Обсуждение фильма "А Бог молчал"[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/16Sokolov.mp3]Андрей Соколов[/mp3]
- [mp3=/media/audio/2010-10-28/17Kruglyi_stol.mp3]Круглый стол «Геополитические и церковно-политические последствия беатификации Ватиканом духовного вдохновителя геноцида сербов архиепископа Алоизия Степинаца», заключительное слово диакона Владимира Василика и Анатолия Степанова [/mp3]