Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Архиепископ геноцида

Русская цивилизация и Ватикан / 27.10.2010


Диакон Владимир Ваcилик о русском издании книги, посвященной усташско-католическому геноциду сербов …

Завтра, 28 октября, в Петербурге состоится международная историко-богословская конференция «Православно-католический диалог после Ясеноваца». Конференция, организатором которой выступает исторический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, а информационную поддержку оказывает «Русская народная линия», будет проходить в Петровском зале главного здания прославленного вуза страны (историческое здание Двенадцати коллегий) с 10.00. С докладами выступят ученые из Сербии, Боснии и Герцеговины, Великобритании, Украины, Москвы и Санкт-Петербурга. Конференция приурочена к выходу в свет русской версии книги итальянского историка Марка Аурелио Ривели «Архиепископ геноцида: монсеньор Степинац, Ватикан и усташская диктатура в Хорватии 1941-45 г.». Книга издана Фондом единства православных народов имени святителя Марка Эфесского. Сегодня мы публикуем рецензию на эту книгу известного историка и богослова, доцента СПбГУ диакона Владимира Василика.

Выход этой книги является заметным событием в культурной и научной жизни России. В то время как число монографий и статей, посвященных усташскому геноциду на сербском, итальянском, английском языках исчисляется десятками, на русском языке они весьма и весьма немногочисленны. Причин тому много, но одна из главных в последнее время - политкорректность по отношению к Ватикану. Автор - зрелый и компетентный исследователь, прекрасно знающий источники и свободно ориентирующийся как в западно-европейской, так и в югославской историографии. Марк Ривели стремится быть предельно объективным и честным. То, что он - итальянец и католик, лишний раз гарантирует его беспристрастность, поскольку избавляет его от нареканий в возможной национальной и конфессиональной предвзятости.

Читать эту книгу тяжело. Не потому, что она написана тяжелым языком, напротив, стиль автора ясен и понятен… Страшны те факты, которые излагает автор. 700 000 умерщвленных хорватами только в Ясеноваце. Из них 500 000 - православные сербы. Остальные - евреи, цыгане.

Ясеновац - не единственный лагерь. Был еще лагерь в Жадовно, где по различным подсчетам было убито от тридцати пяти до семидесяти пяти тысяч человек. Около семидесяти тысяч человек (в основном женщины) было уничтожено в Старой Градишке, отметим, что в числе охранниц там служили католические монахини. Нельзя упомянуть и о лагере в Слано на о.Паго, где усташи уничтожили около десяти тысяч сербов. И это лишь несколько из десятков хорватских лагерей, где сербы подвергались планомерному истреблению.

И как их убивали! Кто-то умирал от голода, непосильного труда, эпидемий. Кого-то расстреливали. Но значительную часть умертвили холодным оружием - взрезали горло специальными ножами - «серборезами», разбивали головы молотами, отрезали руки, ноги, пальцы, уши, губы, выкалывали глаза, женщинам отрезали груди.

Алоис СтепинацАнте Павелич однажды показал итальянскому корреспонденту целую корзину, наполненную чем-то слизистым. «Это устрицы?» - спросил его корреспондент? «Нет, - с доброй улыбкой ответил Павелич, - это сербские глаза, двадцать килограмм, дар моих верных усташей» (Ривели. Архиепископ геноцида. С.66). Упоминания о таких корзинах встречаются неоднократно. Например, рассказы о том, как один усташ носил бусы из сербских глаз, а другой - ремень, с которого свисали сербские языки (Там же. С. 103). Некоторых сербов принуждали пить еще теплую кровь их зарезанных родственников, а затем резали и их.

В двадцатом веке повторились зверства Тридцатилетней войны (1618-1648), когда хорватские солдаты Валленштейна отрубали чешским детям руки и накалывали их на свои шляпы. Но можно ли объяснить эти бесчеловечные, людоедские поступки лишь балканской дикостью хорватов, их архаическим фанатизмом? НЕТ.

Солженицын в свое время справедливо отметил: «Идеология. Это она дает искомую твердость убийце». Идеологию усташей (буквально повстанцев) и их главы (позднее - поглавника, или президента марионеточного Независимого Государства Хорватия) лучше всего охарактеризовать как клерикальный фашизм. Усташи экстремистскими способами стремились к полной независимости Хорватии, а достигнув ее, объявили гражданами только арийцев - хорватов и немцев, а всех прочих (сербов, евреев, цыган) - только собственностью государства, как скот. Павелич был категоричен: для окончательного решения хорватской проблемы требовалось одну треть сербов истребить, другую - окатоличить, третью - изгнать. «Или за Дрину, или в Дрину» - вот был его лозунг. А вот как его осуществляли: по Дрине плыли тела с табличками - «В Белград. Королю Петру». Или плыли отрезанные детские головы с надписями: «Мясо для Белградского рынка». Отметим, что Павелич был благочестивым католиком, даже в изгнании в Аргентине он каждый день слушал мессу. Хорватское государство он мыслил как католический бастион, противостоящий Православию, исламу и коммунизму. Он неуклонно боролся за традиционные католические ценности и именно апеллируя ими призывал своих сподвижников к безжалостности. «Мы не имеем права быть гуманными».

Алоизий Степинац, 1941 годПервый удар направлялся против православных священнослужителей. Можно вспомнить целый собор новомучеников сербских, прославленных Сербской Православной Церковью в последней четверти ХХ века, например, священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский (память в третье воскресенье сентября), исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский (память 13 января) и т.д. Вот хотя бы несколько биографий сербских новомучеников. «С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались ужасные страдания православных сербов в Боснии. Больного епископа Баня Лучского Платона хорватские усташи схватили в ночь с 4 на 5 мая 1941 года, убили, а тело бросили в реку Врбанью» (Цит. по материалам интернет-журнала Сретенского монастыря). А вот свидетельство об о. Бранко Добросавлевиче: «Шестого мая 1941 года, в день своих именин - святого великомученика Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и еще около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына. Утром 7 мая 1941 года все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946 году их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле» (Там же). А вот свидетельство о мученической кончине митрополита Дабробосанского Петра (Зимонича): «В начале немецкой оккупации Югославии в 1941 году митрополиту Петру советовали покинуть на несколько дней Сараево и переждать первую волну хорватского террора, но он решил остаться со своим народом. После объяснений с немецкими и хорватскими властями, а также с католическим епископом Божидаром Брале, который запретил православным пользоваться кириллицей, 12 мая 1941 года митрополит был схвачен и посажен в сараевскую тюрьму. После мытарств в Загребе и Госпиче митрополит Петр был убит в концлагере Ясеновац и сожжен в крематории» (Там же).

Геноцид был ВСЕНАРОДНЫМ. И в уничтожении православных активнейшее участие принимали католические священники, католические монахи и монахини. Вторым комендантом страшного Ясеноваца был францисканский священник Мирослав Филипович. «Каждую ночь он выходил из дома, чтобы руководить бойнями и возвращался на рассвете в одежде, испачканной кровью... Однажды, когда он обедал, к нему подвели пленника. Филиппович встал и убил его. Потом сел и спокойно закончил есть, сказав: «Позовите могильщика». И таких были десятки, если не сотни. Вот призыв священника Дионисия Юричевича к жителям г. Стаза, куда он прибыл для насильственного крещения православных: «Мы все прекрасно знаем, куда будут высланы те, кто откажется от крещения. Эти южные области я уже очистил от всех, от младенцев до стариков. И, если будет необходимо, я сделаю это и здесь, потому что сегодня не грех убить даже семилетнего ребенка, если он мешает нашему усташскому режиму... Не обращайте внимания на мое священническое облачение. Знайте, что я, при необходимости, возьму в руки автомат и истреблю всех, кто будет противостоять государству и усташским властям (с. 123). Всего насильственно было перекрещено 2 400 000 человек. Но и перекрещивание не всегда спасало от гибели. Часто усташи убивали новообращенных, объясняя им: «Нам нужны не ваши тела, а ваши души».

Алоис СтепинацКаково же было отношение главного героя книги Алоизия Степинаца, архиепископа Загребского к преступлениям подведомственного ему духовенства и паствы? В основном - нейтрально-благожелательное. Он приветствовал «поглавника» и его программу, принимал его милости и награды, всеми средствами укреплял новую власть и добивался дипломатического признания Ватиканом Независимого Государства Хорватии, которое и было получено de facto. Он раздавал палачам иконки и кресты, вместо того, чтобы отлучать от Церкви, публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. Как глава военного духовенства, он не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений. Правда, приватно он посылал Павеличу письма с некоторыми протестами, главным образом после Сталинграда, но от них жертвам геноцида было ни жарко, ни холодно. Степинац интриговал против Павелича в 1944 г., но, в отличие от других, не пострадал. Перед бегством, Павелич доверил Степинацу часть награбленного у жертв золота.

Поэтому осуждение Степинаца на процессе 1946 г. было более чем обоснованным. Потом его сделали «мучеником коммунизма», хотя просидел он всего 5 лет. В 1998 г. папа Иоанн-Павел II беатифицировал его, причислил к лику святых. Это - плевок в лицо сотням тысяч жертв усташского геноцида. И признание сопричастности Ватикана к этим преступлениям. Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все. Не отлучил палачей от Церкви, хотя в 1949 отлучил всех коммунистов. Более того, принимал делегации усташей в Ватикане.

А после войны Католическая церковь по т.н. «крысиной тропе» обеспечила бегство многих хорватских палачей, в т.ч. и самого Анте Павелича в Испанию, Аргентину и другие приятные места.

Об этом надо знать и помнить. Что значит коллаборационизм, который так любят у нас воспевать некоторые «церковные власовцы». И кого взрастила Католическая церковь в Хорватии.

Диакон Владимир Василик, специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 19

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

19. lucia : Re: Архиепископ геноцида
2010-11-04 в 21:37

http://news.yandex.r...url=www.rian.ru%;2Fworld%2F20101104%2F292586606.html&cat=0&lang=ru
18. Елена : Re: Архиепископ геноцида
2010-10-29 в 12:44

Удивительно, что для многих эта статья является откровением. Эти факты достаточно хорошо доступны в интернете. О зверствах усташей в период ВОВ еще в дозастойные времена были показаны документальные фильмы по ЦТВ. К сожалению экуменизм как раз и развивается на почве нашей безграмотности. А ведь история очень хорошо свидетельствует, что католики представляются "высоконраственными и любвеобильными" только когда они не имеют полной власти над людьми им подчиненными. Но как только преграды убираются, католичество показывает свое истинное сугубо антихристианское "лицо". (Как и свидетельствовал об этом в свое время свт. Филарет). Начиная от средневековых зверств над монахами Афона и кончая нынешними педофильными скандалами. Какие ЕЩЕ свидетельства нужны?
17. Ю.Серб : Идеология геноцида
2010-10-28 в 18:22

Людмиле (15)
Правильно писать: "апеллируя к ним". В моей копии текста я так и исправил.

Лидии Александровой-Чуковой
Спасибо Вам за понимание.
Помощи Вам Божией!
16. Дмитрий В.Ч. : 14. Арбузов Вятский :
2010-10-28 в 15:28

Так оно все и есть, Олег, как Вы пишете: недостаточная собственная духовность. А "почему никто не напишет" - так кому же, кроме Вас, писать? Мало вас - русских православных, живущих на Западе и видящих все это вживую, да еще и умеющих писать. Так что Вам уж и нести этот крест, а?
15. Людмила : Re: Архиепископ геноцида
2010-10-28 в 13:28

Хоть и страшно читать, но каждый православный должен знать правду о католиках-усташах.
(Вот только режет слух "апеллируя ими", может быть, "оперируя ими"?)
14. Арбузов Вятский : Арбузов Вятский
2010-10-28 в 09:08

Помимо прошлой истории и политики о которых еще можно спорить - есть еще духовный аспект католицизма, который у всех перед глазами здесь и сейчас.

Наше НЕвидение явных пробелов католической духовности обусловлено недостаточной духовностью собственной - то есть Православной. Начать бы с того чтоб узнать свою веру. Узнав её наконец, увидев себя в зеркале - сразу же узрим все отличия себя и от запада и от католиков.

Про "идеологию" - вовремя сказано. КАтолицизм - это больше идеология, чем вера, которая кстати подготовила все последующие "измы" включая коммунизм.

Почему никто не напишет того что происходит СЕЙЧАС на Западе - у нас у всех перед носом на почве католицизма и протестантизма цветет и пахнут ядовитые цветочки как например - полная и абсолютная безграмотность в вопросах духовной жизни, полная и окончательная оставленность людей без духовной помощи, массовая наркотизация населения всеми средствами и любыми наркотиками - лишь бы "не волновались", создание скотской псевдокультуры - зомбирование людей, закрытость власти и элитарность церкви при полной фактической безответственности перед собственным народом и безнаказаннности и так далее и т.п.

Я понимаю конечно, что всем хочется жить и не создавать себе проблем. Я в своём "Визите Папы в Британию" тоже только слегка затронул тему и сказал тысячную долю. Против коммунизма можно было еще говорить, а уж против "свободы слова" если вякнешь - мало не покажется. Мой начальник - католик, кстати. Ух как не любит несогласных - так что молчим в тряпочку. Надеемся что между строк оно тоже читаемо.

Отцу диакону - респект. По русски - спаси Господи отца диакона.

АВ
13. lucia : Re: Архиепископ геноцида
2010-10-28 в 02:15

12. Православный : Re: Архиепископ геноцида
2010-10-28 в 01:03

Отец Владимир! Низкий вам поклон за статью!
Вот тебе бабушка и Юрьев день! Вот те, единый Всевышний и единые нравственные ценности с католиками!
11. Лидия Александрова - Чукова : Ю.Сербу
2010-10-27 в 23:19

Я чувствую, что Вы настоящий русский, и все правильно поняли касательно того, что я чувсивую и хотела сказать. Да, конечно - туманный Альбион... он конечно - вообще шарман...какой-то. Альбион этот
он был, есть, и будет.
Но, пардон, Государю Императору Николаю Александровичу не пригорозили, а очевидно настойчиво посоветовало (параллельно) его же окружение, т.е., аппарат управления при государе.
И Юрий, в Вашем лице (Слава Богу!), впервые здесь на РНЛ слышу речи не мальчика, но мужа. Спаси Вас Господь!
10. Бибиков Н.Г. : Ю.Сербу
2010-10-27 в 22:50

"Судьбы власовцев лучше не ворошить поверхностными суждениями." Не понял, "злой рок" над ними витал ,что ли? Не своей ли волей присягали они Гитлеру?Надеюсь что это просто неловкая фраза.
9. Аноним : Re: Архиепископ геноцида
2010-10-27 в 22:49

Экуменистам-филокатоликам надо читать этиматериалы,про своих "друзей" надо знать правду
8. И.А. Палатник : Для Лидии Александровой
2010-10-27 в 22:47

Помешал конкретный человек. Дизраэли.
7. Ю.Серб : Архиепископ геноцида
2010-10-27 в 21:23

Лидии Александровой
Уважаемая Лидия, Государю Императору, в случае вступления русских войск в Константинополь, Великобритания пригрозила войной и уже выслала флот. Хотя турки уже приготовились к триумфальному вступлению русских войск и застелили улицы коврами.
Но пришлось нашим офицерам знакомиться с городом только в штатской одежде и небольшими группами. А войска, стоящие в лагерях, терпели лишения и болезни из-за бездействия и упадка духа.
6. Ю.Серб : Архиепископ геноцида
2010-10-27 в 21:17

Говоря о архиепископе душегубов Степинаце, следует помнить о лагерях смерти католической Австро-Венгрии (1914 г.) - Талергофе и Березине, где истребляли православное население австро-венгерские единоверцы усташей. Как и недавние зверства католиков и мусульман в Боснии и Косове под покровительством очень "религиозного" Ватикана и безбожного НАТО.
5. Ю.Серб : Архиепископ геноцида
2010-10-27 в 21:00

Статья очень важная, необходимая. Но "власовцев" отец диакон притянул сюда за уши. Судьбы власовцев лучше не ворошить поверхностными суждениями.
4. Лидия Александрова : Автору : Очень страшно ...
2010-10-27 в 20:58

И очень правильно, и очень страшно... Ф.М.Достоевкий, описал и оставил для потомков память о подобных звествах турок по отношению к болгаром и сербам, которые, как Вы знаете, еще и перессорились, после освобождения их Россией от Турецкого ига. Генерал Скобелевев, как думаю, Вы знаете, хотел войти в Константинополь, а Государь этот город называл не иначе, как Царьград. А как Вы как думаете, о.Владимир, - кто Государю Императору в этом помешал - ?
3. Владимир : Палачи и изуверы просвещенной Европы
2010-10-27 в 20:34

От какой нечести и какой трагедии избавила нас победа в Великой отечественной войне- уж поисгалялись бы гады над побежденными славянами.И как-то неслышно было воплей международной общественности по такому изуверству, родные свои выродки- кто ж их выпестовал? и опекал? и кто их папа?
2. Галина Борсуковская : "Архиепископ геноцида"
2010-10-27 в 20:33

Жуткие вещи творились, просто трудно поверить, что это действительно было. И не только зверства усташей поражают, но больше всего шокирует позиция католической Церкви. Как-будто это волк в овечьей шкуре.
Я бывала на побережье Хорватии, но впечатления у меня остались очень контрастные. Наряду с восхищением перед красотой природы, было и неприятное удивление низким моральным обликом населения. При всем том, что люди разные, но общие моральные установки показались мне неправдоподобно снижеными. Поэтому было какое-то нехорошее предчувствие.
А однажды, сидя на теплых камнях у берега моря, я наблюдала такую картину:
На плоской поверхности большого камня крупные муравьи вели между собой молчаливый бой. Действовали они слаженно и очень жестоко. Нападали целой группой на одного, челюстями хватали его за ножки, на шесть ножек - шесть муравьев, и растягивали в стороны. Через несколько минут отпускали его уже неподвижного... Мне было очень не по себе - такая красота вокруг, камней сколько угодно, их хватит на всех муравьев. Но тут, под голубым небом и теплым солнцем творилась самая настоящая война. Я такого никогда не видела ни до, ни после. Осадок после этого зрелища остался очень нехороший и предчувствие беды. Это был 1990 год.
Вскоре там началась настоящая война.
Только потом я узнала от сербов, что раньше это была их земля, а хорваты отняли ее при помощи Ватикана.
1. герман : Re: Архиепископ геноцида
2010-10-27 в 20:21

и сказано :твой папа - волк

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме