Кишиневский скандал

Зачем о. Андрей Кураев его организовал и каковы могут быть его последствия

Андрей Кураев  Новости Москвы 
0
4372
Время на чтение 5 минут

На минувшей неделе мне пришлось быть в длительной командировке в Москве, где я принимал участие в нескольких конференциях, в том числе в IV Международном фестивале православных СМИ «Вера и слово», в Международной научно-практической конференции «1100 лет под Покровом Божией Матери», которую организовал Союз Православных Женщин. Поэтому о скандале, который устроил отец Андрей Кураев в Кишиневском теологическом институте, я узнал с некоторым опозданием. А с подробностями этой провокации мне удалось ознакомиться, к сожалению, только спустя несколько дней.

Сразу после печального скандала редакция «Русской народной линии» обратилась за комментарием к одному из участников инцидента - протоиерею Анатолию Чибрику. Примечательно, что этот факт дал основание некоторым давним недругам РНЛ обвинять нас чуть ли не в заговоре против отца Андрея Кураева. Эти обвинения, конечно, являются примитивной и грубой ложью. Тот факт, что редакция обратилась за комментарием к законному священнослужителю Русской Православной Церкви, который был очевидцем и даже участником событий, - элементарное правило журналистской деятельности.

Тем не менее, стоит сказать несколько слов по поводу произошедшего в Кишиневе. Любому непредвзятому человеку ясно, что отец Андрей Кураев организовал провокацию. Провокацию сознательную и грубую. Это приходится констатировать с большим сожалением, потому что в этом скандале, который явно не пойдет на пользу Церкви, оказались замешаны священнослужители Русской Православной Церкви - протодиакон Андрей Кураев и протоиерей Анатолий Чибрик.

То, что отец Андрей действовал сознательно и расчетливо, видно из того, как развивались события. Накануне своего выступления в Кишиневском теологическом институте он дал публичное интервью одному из ведущих телеканалов Молдавии, в котором обозвал сектантами своих собратьев - православных мирян и священнослужителей, которые не состоят ни в какой секте, а являются верными чадами Русской Православной Церкви. Сама лекция протодиакона-профессора тоже носила провокационный характер, он не мог не видеть в зале протоиерея Анатолия Чибрика (наверняка видел его фото), других людей, которые явно были не похожи на студентов-теологов, а потому его наигранное удивление, когда слово попросил отец Чибрик («о, Боже») - дешевое лицедейство. 

Как иначе если не провокацией назвать те эпитеты, которыми в ходе спора протодиакон наградил клирика Русской Православной Церкви - «товарищ в рясе», «фюрер», а уж тем паче, «подонок»?! Очень странно теперь слышать заявления отца Андрея о том, что он таким образом разоблачил протоиерея Анатолия Чибрика, и что всем тем студентам, которые стали невольными участниками этого непотребства - скандальной перепалки двух священнослужителей Русской Православной Церкви, это пойдет на пользу. Это напоминает ситуацию, как если бы человек, раздевшись донага, пришел в публичное место и, встретив там другого человека, заявил бы, что он разоблачил пришедшего позже. На самом деле разоблачил он, прежде всего, самого себя, свою наготу. Так же поступил и отец Андрей Кураев, потому что всем виден провокационный характер его выходки.

В связи с этим встает закономерный вопрос: зачем отцу Андрею это понадобилось? Сейчас в интернете можно встретить много спекуляций на тему, что якобы он выполнял задание Патриарха Кирилла. К сожалению, эти провокационные глупости повторяют отец Анатолий Чибрик и его сторонники. Думаю, что эта провокация связана в первую очередь с личными проблемами протодиакона Андрея Кураева. Когда Святейший Патриарх Кирилл вскоре после своей интронизации наградил отца Андрея Кураева саном протодиакона, мы писали о том, что эта награда отцу Андрею является тонким намеком на то, чтобы он чаще служил, чаще литургисал. Тогда отец Андрей отреагировал в том духе, что мол «откуда им знать, что думал Святейший Патриарх, подписывая указ о его награждении». И продолжил вести прежний «богемный» образ жизни, - выступления на телевидении, бесконечные лекции и активность в Интернете.

В последнее время, насколько нам известно, Святейший Патриарх Кирилл и прямо, и косвенно выражал своё недовольство деятельностью отца Андрея Кураева. О прямых способах выражения неудовольствия умолчим, поскольку это конфиденциальная информация, а косвенным выражением, например, стало заявление Святейшего Патриарха на встрече с православными журналистами о том, что Православная Церковь не благословляет проповеди на рок-концертах, а это собственно одна из «изюминок» деятельности нашего протодиакона. Да и командировка в тревожную Абхазию, где, действительно, время от времени стреляют, является некоей попыткой вразумления чрезмерно активного «интернет-протодиакона».

Думаю, цель кураевской провокации - демонстрация лояльности Предстоятелю Русской Православной Церкви. Понятно, что Патриарх, мягко говоря, не в восторге от «письма молдаван». Понятно, что в Чистом думают, как поступить. И вот отец Андрей как бы говорит: «Вот посмотрите, Ваше Святейшество, я, как верный цепной пес, готов назвать подонком любого, кто осмеливается хулить Ваши речи. Я достоин большего, чем командировка в Абхазию». Рвение конечно похвальное, но выглядит это крайне неприлично. К тому же легко быть смелым, когда тебя защищают сотрудники МВД в штатском.

Что касается другой стороны скандала - протоиерея Анатолия Чибрика и его сторонников, то и их действия в этой ситуации нельзя признать удачными, их тоже нельзя признать только страдательной стороной. Отец Анатолий явно поддался на провокацию отца Андрея, устроил с ним публичную перепалку, которую его помощники сняли на видеокамеру и выложили в интернет. Отец Анатолий позвонил мне, чтобы поблагодарить «Русскую народную линию» за объективное освещение событий. Я ответил отцу Анатолию, что это - наша прямая обязанность, а отнюдь не выражение симпатий к тому, что делает он и его единомышленники. Я сказал также отцу Анатолию, что, конечно, не моё дело давать советы священнослужителю, но, на мой взгляд, он повел себя не вполне правильно и поддался на провокацию отца Андрея, и некоторыми своими заявлениями поставил себя в двусмысленное положение.

Как знают читатели, некоторое время назад я выступил со статьей «Молдавский соблазн», посвященной критике обращения клириков и мирян Молдавской епархии к Святейшему Патриарху Кириллу, в котором они обличали Предстоятеля нашей Церкви в еретических высказываниях. Сторонники этого письма не раз потом на форуме РНЛ и в письмах в редакцию заявляли, что я не прав в том, что подозреваю их в стремлении уйти из Русской Православной Церкви, что они ни в какой раскол не собираются. Действительно, пока они твердо стоят на позиции отвержения раскола. И, слава Богу. Однако их заявления (например, интервью отца Анатолия Чибрика «Порталу-Кредо.Ру») свидетельствуют, что трезвомыслия у молдавских ревнителей не прибавилось. А это значит, что они пока стоят на опасном пути, хоть и говорят, что в раскол не собираются. Мало того, что к Предстоятелю Церкви надо обращаться подобающим образом. Если вы рассчитываете на диалог, то должны выражать свои мысли языком диалога, а не языком ультиматума. В противном случае стоит ожидать, что и с вами будут говорить языком ультиматумов и прещений.

Анатолий Степанов, главный редактор «Русской народной линии»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Дмитриевич Степанов
Россия – идейный центр незападного мира
Новый манифест Владимира Путина
08.11.2024
С идеологией не только у «Царьграда», но и у России, – пока дела неважно
Пристрастные заметки об Идеологической секции съезда Союза русского народа
29.10.2024
Анатолий Степанов: Казань – один из важнейших центров русской цивилизации
Беседа с председателем Общества русской культуры Республики Татарстан Михаилом Щегловым в канун праздника Дня народного единства и участия в заседании дискуссионного клуба «Третья столица» Казанского отделения «Русского собрания»
28.10.2024
Все статьи Анатолий Дмитриевич Степанов
Андрей Кураев
Все статьи темы
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
14.11.2024 11:07
Главное – «народный порыв» к появлению монумента вождю?
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.11.2024 09:35
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
14.11.2024 09:19
«Фактически это раскол»
Новый комментарий от Владимир Николаев
14.11.2024 08:33
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от Сергей из НН
14.11.2024 07:29
Израиль и Трамп ждут машиаха
Новый комментарий от Jovana
14.11.2024 06:53
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Наблюдатель
14.11.2024 01:43