Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Двоесловие/Диалог / 21.06.2010


Диакон Михаил Люкшин убежден, что когда речь идет о святой Церкви, либеральный дискурс невозможен …

Диакон Михаил Люкшин18 июня по радио «Радонеж» прозвучало разъяснение протоиерея Максима Козлова по поводу скандальной выставки в храме мученицы Татьяны, где он является настоятелем. Стратегия ответа состояла в опоре на разрешение Святейшим Патриархом проведения экспозиции, на поддержку либерального духовенства, авангардистов, либеральных СМИ. Но адресованные вопросы от огромного облака именитых священников, деятелей искусства, общественно-церковного актива к отцу Максиму остались без ответа. В университетском храме на выставке «Двоесловие/Диалог» выставлялись экспонаты содержащие сакральный смысл. Макет храма на яблочной куче, стенд с именами Божьими, симулякры с евангельскими цитатами, хоругвь с церковно-славянской вязью, изображение «Черной Троицы».

Консервативное духовенство считает экспонаты кощунственными, устроители - достаточно благочестивыми изображениями, чтобы разместить их в святом храме. Для одних - это издевательство над изображением Бога Троицы, для других - обсуждаемое изображение Троицы. Для одних Троица Пресвятая, для других - Черная. Для одних - это глумление над Святынью, для других - иной взгляд на Бога. Но тогда: одни говорят о Рае Божьем, другие - рае черном. Но рая черного не бывает, только ад. Господь говорит: «Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6, 23). «Черная Троица» - это проповедь ада с «черным богом», антибогом, дьяволом. Для одних - это иконоборчество, для других диалог Церкви и арт-искусства. Одни молятся Христу, другие «другому христу».

Но Христос один. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же (Евр. 13, 8).

Кто-то ошибается. Эта ошибка губительна не для отдельно взятого священника по образу: «Еще я видела пастуха, который, сжалившись над волком, пустил его погреться в овечий загон, а волк перегрыз все стадо, и подумала: неразумная доброта хуже жестокости» (Архимандрит Рафаил (Карелин), Притчи Суламиты), - но и для всего стада.

Здесь не обойдешься круглым столом, ибо остаются некоторые углы. Углы - это Крест Христов - мерило праведное, разделяющее всех на овец и козлов. Крест - Святой и Животворящий, впрочем, для других, например для Малевича - черный крест, «для одних запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2Кор. 2, 16). Другую свою работу «черный квадрат» Малевич назвал «иконой нашего времени», по его собственным словам, он «свел все в нуль». Малевич кремирован в супрематическом гробу, за гробом несли антиикону «черный квадрат». И вы не боитесь, малеватели «Черной Троицы»? Не боитесь последствий инкорпорирования супрематизма в богословие иконы? Вспомните, как плохо кончил автор стихов «Цветы зла» Шарль Бодлер.

Либеральный дискурс невозможен, когда речь идет о святой Церкви, где непозволительна двусмысленность или профанность. Возникла партия, где почитают, как думают, Бога «черного», и навязывают такое новое общение Церкви. Подумайте, как смотрит Матерь Света на кощунство в Божьем храме под названием «Черная Троица»? Вы хотите, чтоб мы молчали или одобряли ваш «диалог» в святой Церкви?

Здесь мало заручиться резолюцией «не против» Святейшего Патриарха, поддержкой из числа духовенства, профессоров богословия, искусствоведов, художников, мирян, ибо вызов сделан Царю царей, Господу господствующих и Владыке владеющих.

Наше общение со Христом не философическое, не научное, не эстетизированное. Общение со Христом - онтологическое. Наше поклонение восходит от образа к Первообразу, к Самому Христу, к Пресвятой Троице. Не к «Черной Троице», ибо такой нет, и это пародия на Бога, что есть кощунство. Устроившие выставку в храме - кощунники, и на это позорище шли люди как к источнику истины, а им преподали змею и скорпиона, в довершение как лейтмотив инсталлирован издевательский перифраз «спасайся, кто может». На этом инфернальном фоне все остальное только дополняет атмосферу глумления: храм на яблоках (которые здесь же можно жевать), дегенеративные изображения с цитатами из Благой Вести (ко спасению всех). Сакральный смысл формы и содержания экспонатов переставлены местами: храм и яблоки, яблоки и храм - сравнимые объекты и просто красивая картинка, вместо макета церкви можно поставить любой другой предмет, вместо яблок другой контент. Китчевый натюр из пазлов.

Далее, евангельские цитаты к картинкам. Вместо милиционера не возбраняется подставить любую другую дикость, вульгарность, непристойность (в чем преуспел автор в Перми под брэндом «Евангельский проект»), в результате экспонат ничто не теряет из своей доминанты. Эти картинки-клоны не просто бездарность (на это не обращаем внимание), они проект парадигмы мимикрированного кощунства.

Настоятель Татьянинского храма не находит ничего предосудительного (!), но возмущен сходством оценок между богохульником Тер-Оганьяном и консервативными церковными критиками. Приводим резюме Тер-Оганьяна из ЖЖ о выставке «Двоесловие/Диалог»: «Вот бы я ужасную выставку в церкви устроил, все бы вздрогнули. Да разве дождешься от этих дебилов приглашения». Какое сходство усмотрел протоиерей Максим Козлов у кощунника и православных?!

Остается дивиться метаморфозе: некогда в манеже Тер-Оганьян рубил иконы, теперь по соседству в здании храма произошла инсталляция выставки актуального искусства.

Внутри Церкви прорастает новое «черное» богословие, на церковном поле сеются «цветы зла»...

Что же в итоге? Произошел ли диалог? Изменили ли художники взгляд на Пресвятую Троицу? Отказались ли от разрушительного авангарда? Есть ли позитивные плоды? Увы. Давно ведутся эксперименты с миссионерством на рок-концертах, но так и продолжает под зверскую какофонию народ спиваться, колоться наркотиками, материться, все ниже и ниже опускаться...
Диакон Михаил Люкшин, свидетель обвинения по делу об уголовном преступлении под видом выставки «Осторожно, религия!», специально для «Русской народной линии»



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев - 6

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

6. Елена : без подробностей
2010-06-26 в 22:48

Помогите теперь найти работу и я Вам лично все расскажу.
5. Пименов : 4. Елена Потоцкая
2010-06-26 в 08:38

Уважаемая Елена!
Расскажите, пожвлуйста, подробнее. Это очень важно! С какой работы выгнали? И почему? Спаси Вас Господи!
4. Елена Потоцкая : Иконоборчество 21 века
2010-06-26 в 00:53

Отец Михаил, мой материал опубликовали на Русской линии, здесь, как комментарий у иерея Александра Шумского, но с работы выгнали за это. Почитайте
http://www.ruskline...._iskusstva/#comments
3. Ольга : Re: Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
2010-06-21 в 14:46

«Возникла партия, где почитают, как думают, Бога «черного», и навязывают такое новое общение Церкви».

Это – главное, самое горькое и тревожное. Наших сограждан усиленно затягивают под определённое влияние под разными предлогами. Никто не хочет оказаться в чёрной преисподней. Но почему же так многие и так легко попадают под это лукавое веянье?
2. АННА РАЙТ : Re: Если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
2010-06-21 в 13:04

Крест Христов - мерило праведное, разделяющее всех на овец и козлов.


Да!
1. Сергей А. : Без комментариев.
2010-06-21 в 12:29

Просто смотрите - и делайте выводы. http://dmitrivrubel....nal.com/1799047.html

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие новости этого дня

Другие новости по этой теме