С чем Россия обращается к Азии?

Беседа редакции журнала «Берег России» с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями

0
328
Время на чтение 11 минут
Фото: Предоставлено редакцией журнала «Берег России»

Россия идет на восток. Об этом не первый год говорят первые лица нашего государства, ведущие политики и руководители. На высшем уровне государственной власти заявлено о повороте на восток, об отказе от западных ценностей и даже о полном разрыве с Западом.

В связи с нарастающей актуальностью темы, редакция церковно-политического журнала «Берег России» побеседовала с известными русскими мыслителями, учеными, церковными и общественными деятелями, чьи труды соприкасаются с вопросами церковной и государственной политики России на восточном направлении. В ходе беседы был задан ключевой вопрос: «С чем, с какими идеями и смыслами, с какой стратегической идеей могла бы сегодня обратиться Россия к Азии в своем новом движении на восток?».

В беседе участвовали:

- известный архиерей Русской Церкви митрополит Вениамин (Пушкарь), с 1992 года по 2018 год возглавлявший Владивостокскую и Приморскую епархию, автор фундаментального труда «Священная Библейская история», кандидат богословия;

- русский мыслитель, директор Института русской цивилизации, главный редактор газеты «Русский Вестник», доктор экономических наук Олег Анатольевич Платонов (размышления О.А. Платонова будут опубликованы в печатном виде в журнале «Берег России»);

- российский историк, специалист по вопросам русской консервативной мысли, главный редактор информационно-аналитического портала «Русская народная линия» Анатолий Дмитриевич Степанов, выпускник Дальневосточного государственного университета, около двадцати лет проживший на Дальнем Востоке;

- российский историк, писатель, председатель Юбилейного комитета Восточного путешествия Наследника Цесаревича Николая Александровича Андрей Юрьевич Хвалин, уроженец Приморского края, долгое время жил и трудился на Дальнем Востоке;

- директор Центра церковно-государственных отношений «Берег Рус», главный редактор журнала «Берег России», доктор социологических наук Игорь Анатольевич Романов, коренной дальневосточник, занимал должность начальника департамента по внутренней политике аппарата Полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе.

***

Анатолий Дмитриевич СТЕПАНОВ: Россия могла бы обратиться к Азии с теми смыслами, с которыми веками шла на Восток Русская цивилизация. Смыслы эти кроются в нашей культуре, основанной на Православии, ими пропитаны сердца русского народа.

Тут уместно вспомнить, что наше освоение Дальнего Востока происходило совершенно не так, как происходила колонизация европейцами Америки: мы присоединяли территории с населением, сохраняя традиционный уклад жизни, европейцы присоединяли территории без населения (по крайней мере, в Северной Америке, которую колонизировали в основном англосаксы).

Россия шла на восток с идеями просвещения народов светом Христовой Истины и миротворчества, которые на протяжении веков являлись основой внешней политики Российского государства. С этим наше государство должно идти на Восток и сегодня.

Миротворчество (а это одна из заповедей блаженства) может и сегодня быть воспринята на Востоке, где мы видим много противоречий между народами и государствами. Именно Россия с ее многовековым опытом миротворчества, честного посредничества могла бы играть ключевую роль в недопущении войн, в умиротворении конфликтов.

Ну а следом вполне уместна и ненарочитая проповедь Слова Божьего, т.е. апостольское служение.

Пока в нашей восточной политике преобладают экономические, торговые интересы. Те смыслы, которые у нас самих доминировали на протяжении последних тридцати лет, когда мы были в идейном плену у западной цивилизации нетрадиционных ценностей, пока не выветрились из голов властьпредержащих. Тут нет ничего удивительного, ведь эти смыслы имеют глубинную основу – они заложены не только в либерализме, но и в социализме, основной философский постулат которого звучит как «бытие определяет сознание».

Но есть надежда, что конфликт с Западом на Украине поменяет сознание нашей элиты. Один из важнейших уроков нашей провальной политики на Украине заключается в том, что РФ с экономикоцентричным подходом проиграла США, которые вложили на порядок меньше средств в Украину, но вкладывали их преимущественно в идеологическую сферу и получили полный контроль над территорией.

Надеюсь, что в движении на Восток у нас начнут доминировать другие подходы. Трудность, конечно, заключается в том, что сегодня мы идём на Восток не размеренно с готовым планом, но на марше, сами вынужденные меняться.

Главным политическим и экономическим субъектом на Востоке является, конечно, Китай. Сегодня в России нередко задаются вопросом, как расположить Китай к Православию, к православным ценностям, чтобы наше единство было не сиюминутным, а опирающимся на глубинные основы. По этому поводу я слышал от экспертов разные оценки, порой взаимоисключающие. Одни говорят, что самосознание китайцев (да и японцев) таково, что они в принципе не способны воспринять православное учение. Другие обращают внимание на то, что восточные народы, китайцы прежде всего, испытывают тоску по идеалу, находятся в поиске религиозных смыслов. Не случайно среди них довольно широко распространяется (пусть в неполноценных формах) христианское католическо-протестантское учение.

Я думаю, что наступает эпоха, когда все лучшие представители человечества будут испытывать религиозный голод. Сейчас мы наблюдаем попытку Запада уничтожить не просто христианскую культуру, но сами основы богоустановленной жизни. Западная цивилизация фактически становится цивилизацией смерти, легализуя эвтаназию (самоубийство) и пропагандируя те извращенные формы человеческих отношений, которые препятствуют размножению человека. Запад, который был почти 500 лет флагманом развития человечества, ведёт теперь все народы к смерти.

На этом фоне наверняка обострится поиск смыслов бытия. Возможно, в этих условиях и Восток, особенно Китай, повернётся к тем православным ценностям, носителем которых является русская цивилизация.

Словом Россия, опираясь на свои корневые идеалы и ценности, окажется нужна Востоку, нужна взыскующим правды народам Азии.

Вот только мы сами должны быть готовы к этой миссии. Сами должны вернуться к нашим корням и истокам…

Игорь Анатольевич РОМАНОВ: В чем выражается идея разворота России на восток? Конечно, далеко не только в экономических потугах, в попытках привлекать иностранные инвестиции и устраивать международные территории опережающего развития в приграничных регионах Дальнего Востока. Реальный и стратегический разворот, продолжение нашего многовекового движения к Великому Океану должны проявляться в укреплении в дальневосточных и сибирских землях опорных столпов, на которых держалась и по сей день держится Россия. Наша вера, наша родная русская культура, наши тысячелетние традиции и наш русский дух – вот истинные ценности и главные опоры державного строительства Руси на далеких тихоокеанских берегах, у пределов Азии.

Главным знамением нового обращения Руси на восток, ярким символом начала новой эры духовного и цивилизационного возвышения нашей страны на огромном пространстве, омываемом водами Океана Великого, является возведение во Владивостоке долгожданного Спасо-Преображенского кафедрального собора. Собор на берегу бухты Золотой Рог, строительство которого завершилось в августе минувшего года, – это символ великого духовного преображения всех народов и торжества Православия на востоке.

Как бы порой ни казалось сегодня, что в мире торжествует зло и власть денег, будущее – за Православием. Ведь Православие – единственно верный путь, ведущий нас ко спасению. По этому пути веками шла Россия. Православием жил и по сей день живет наш русский народ, который донес Крест и Евангелие до тихоокеанских волн. С Православием, с идеей спасения во Христе и жизни со Христом должна обратиться Россия к Азии.

Много сегодня прикладывается усилий мировыми мошенниками, откровенными врагами России, желающими исказить нашу историю, выдумать какие-то мифы о дальневосточных краях нашего Отечества. Мифы, в которых просто нет места Самому Богу, приведшему наших героических предков на берега Тихого океана. Зачем и для кого дальневосточникам навязывают какие-то легенды о давно сгинувших с нашей дальневосточной земли бохайцах и чжурчженях, а при этом вычеркивают или умаляют многовековую историческую миссию русского народа, великую историю России и всей Русской цивилизации, распространившейся до берегов Тихого океана?

Поколения наших предков преобразили дикие пространства на востоке, утвердили здесь великую Русскую цивилизацию. Цивилизацию, которая открыла Христа большим и малым народам Азии, Сибири и Дальнего Востока. Сегодня мировые дельцы и их пособники в России, жаждущие больших денег, стремятся продать то, что не принадлежит им, то, что они не строили и не открывали. И при этом пытаются внушить всем, будто и не было тут никакой Руси, никакого Православия, а сплошь драконы и шаманы, тигры и их поклонники. Но вся эта суета тщетна. Наши Сибирь и Дальний Восток, наше Русское Приморье будут форпостом Православия в Азии. Очевидно, что такова воля Божия. Свою волю Господь открыл многим и многим людям, строившим церкви и монастыри от Урала и до Тихого океана. Бог указал русским царям и простому русскому народу путь на восток. Он щедро одарил Россию благодатными землями, тайгой, реками и морями, чтобы Русь Православная славила Христа и проповедовала Его среди многочисленных азиатских народов. Посмотрите, как широко сегодня разливается проповедь Православия на востоке. И даже в юго-восточной Азии, на Сингапуре, Филиппинах и во Вьетнаме трудятся священники Русской Церкви, славят Христа азиатские народы. Истинные разворот на восток и миссия России на востоке заключаются в том, чтобы нам, нашему народу духовно преобразиться самим и просветить Светом Христовым все народы Азии.

Вид на Спасо-Преображенский собор Владивостока

Андрей Юрьевич ХВАЛИН: Россия сейчас, изживая «погром» конца ХХ века, начинает выходить на тот путь, по которому шла Православная Русь со времен Крещения. Для России движение на восток, ближний и дальний, никогда не прекращалось. Оно было и до монгольского периода. У нас ходили в Константинополь, в Византию, которая для нас была образцом. Потом «всходили» в Иерусалим… Мощный поворот на восток начался с Царя Иоанна Васильевича Грозного, когда Ермак присоединил Сибирь к России. Потом эпоха Династии Романовых, при которых Русь прочно встала на берегу Тихого океана. При Российском Императоре Александре III Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем был заложен Транссиб. Уже при Императоре Николае II создан Фонд им. Государя Александра III, на средства которого вдоль Транссиба строились церкви и школы.

После февральско-октябрьского переворота Россия была значительно отброшена назад. Сократилась территория, был нанесен колоссальный урон экономике, культуре, обороноспособности страны. Но потом потихоньку мы начали опять возвращаться на прежний исторический путь развития.

Сейчас движение на восток продолжается. Даже расширение БАМа, – это всё то же движение на восток, как это было со строительством Транссиба.

Однако, в нашем движении на восток сегодня нельзя ограничиваться лишь узкими прагматическими целями. Построить земной рай, утопический «город солнца» вообще невозможно, будь то на западе или востоке. Процесс взаимного сотрудничества стран Азиатско-Тихоокеанского региона должен строиться на уважении к духовным и культурным особенностям народов всех государств. В нашем случае – к традиционным ценностям Российской империи, в том числе получившим развитие в советский период русской истории.

Если сегодня выйти на центральную площадь Владивостока у бухты Золотой Рог, то перед взором гостей, приезжающих в Приморье, предстаёт великолепный Спасо-Преображенский собор как образ Константинопольской Софии.

К Азии мы обращаемся с нашей православной культурой, духовными ценностями, которые проистекают из нашего православного исторического развития, с передовыми технологиями, нашими сельскохозяйственными достижениями. Китай и другие азиатские страны тянутся к нашей культуре, литературе. Это видно даже на небольших примерах. Моя супруга, профессор одного из московских вузов, осенью прошлого года оппонировала кандидатскую диссертацию, посвящённую творчеству святителя Феофана Затворника, подготовленную китайским аспирантом. Посмотрите, в Харбине сейчас уже проводятся православные богослужения. В Китае растёт интерес к предметам православной культуры.

Какие бы проблемы, препятствия ни возникали на нашем пути на восток, Россия будет расширяться и идти «встречь солнцу». И обязательно будет нести Свет Христов азиатским народам.

Митрополит ВЕНИАМИН (Пушкарь): Приняв от Византии духовное сокровище, истинную веру, Русь полюбила Христа и свято хранила свое Православие от всех ересей и, особенно, от западного влияния. Ведь с Запада шло католичество, протестантизм. Россия своей Православной верой вызывала вражду католиков и протестантов и вынуждена была защищаться от Запада. Еще святой князь Александр Невский боролся с амбициями Запада и показал нам, как нужно крепко стоять за веру Православную. На Чудском озере он дал чёткий ответ западной ереси. Защищая от Запада Православие, Русь устремилась на восток. И она через Урал, через горы и тайгу пошла к далеким азиатским пределам, ведь она и сама часть Азии.

Дикие необжитые зауральские просторы расцветали, облагораживались под благодатным духовным влиянием всего русского народа, пришедшего на восток с Крестом и Евангелием. Русская Церковь строила храмы и монастыри, открывала новые епархии на восточных землях, просвещала народы, населяющие Сибирь и Дальний Восток. В лоне Православия местные народы обретали путь ко спасению, приобщались великой православной культуре России, меняли свой образ жизни, возвышаясь духовно и нравственно.

Православные миссионеры двинулись в Азию. Были образованы Русские православные миссии в Китае, Японии, Корее. Однако и здесь Запад стремился помешать нам. Политика Запада была направлена против расширения Православной Руси на восток, что вылилось в открытое военное противостояние на Тихом океане.

Если бы не противостояние дьявола, который зачастую действовал через западные силы, то многих-многих результатов миссионерских достигла бы Россия во всей Восточной Азии.

Однако самый мощный удар в своем движении на восток Православная Русь получила в XX веке, когда власть в стране захватили безбожники. Всё, что было создано на Востоке, наши православные духовные миссии в Азии, церкви и монастыри, духовные и образованные подвижники-миссионеры – всё было разрушено и уничтожено богоборческой властью.

С Божией помощью, сейчас мы восстанавливаем утраченное. Русская Церковь возвращается на свой миссионерский путь, по которому шла до революции. В Азии вновь развивается наша православная миссия, создана Японская Автономная Церковь, действует экзархат Юго-Восточной Азии с центром в Сингапуре, чего не было даже во времена Православной Российской Империи.

Ярким символом нашего нового обращения к Востоку с проповедью Евангелия является недавно достроенный с большими усилиями Спасо-Преображенский кафедральный собор во Владивостоке. Собор как Святая София в Константинополе стоит на берегу бухты Золотой Рог, встречая корабли, прибывающие с Океана, возвещая всей Азии, что русский народ, как и прежде, устремлен к своим православным идеалам, исполнен любовью ко Христу.

Есть и сегодня немалые трудности в нашем миссионерском движении на восток. Пока слабо откликается на проповедь Православия наш могучий азиатский сосед Китай.

Нам надо помнить, что сила России, ее могущество и мировое положение не только в ее великих просторах и природных богатствах. Россия сильна и глубока своей духовностью. Этим безценным сокровищем мы можем и должны поделиться со многими азиатскими народами. Только делать это надо с миром, не так, как «делились» и «миссионерствовали» испанские завоеватели в Южной Америке. Нужно идти на восток с любовью. Восток - это судьба России. Востоку нужно посвятить наши миссионерские труды и приложить к этому большие не только церковные, но и государственные усилия, как это и было до революции.

Россия Азией должна владеть, но только не военной силой. А во Христе и для Христа, Его Любовью вечной! Так дай же, Бог, нам благодатных сил и мудрости Христовой! Нам просветить и покорить Христу все азиатские народы!

Опубликовано на портале «Берег России» (Beregrus.ru). Печатная версия беседы «С чем Россия обращается к Азии?» выйдет в предстоящем выпуске журнала «Берег России»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5.

Митрополит ВЕНИАМИН (Пушкарь):
"Есть и сегодня немалые трудности в нашем миссионерском движении на восток. Пока слабо откликается на проповедь Православия наш могучий азиатский сосед Китай."
////////////////////
Да какой "отклик" может быть ревизионистам-фанеровщикам мавзолея основателю Советского Государства, судя по многочисленным "лицам" на Красной площади, почитаемым в нынешнем Китае?
Так что причина "черепашьего" духовного просвещения "могучего соседа" не кроется ли в самих церковниках и целом - в "симфонии" явно не спешащих "вписать" в "контексте" ВЕРЫ Советскую Эпоху в целостно-духовную мировоззренческую картину?

4.

А. Д. Степанов:
"Я думаю, что наступает эпоха, когда все лучшие представители человечества будут испытывать религиозный голод."
////////////////
Строго говоря, "лучшего представителя человечества" довольно сложно представить вне "контекста" его религиозности, так что речь "вероятнее" всего надо вести все же не о "голоде", а объективно "созревших -подошедших" "обстоятельствах?

3.

А. Ю. Хвалин:
"К Азии мы обращаемся с нашей православной культурой, духовными ценностями, которые проистекают из нашего православного исторического развития, с передовыми технологиями, нашими сельскохозяйственными достижениями. Китай и другие азиатские страны тянутся к нашей культуре, литературе. Это видно даже на небольших примерах. Моя супруга, профессор одного из московских вузов, осенью прошлого года оппонировала кандидатскую диссертацию, посвящённую творчеству святителя Феофана Затворника, подготовленную китайским аспирантом."
/////////////////

В который раз - культура ВТОРИЧНА в отношении ДУХОВНОГО и в этом смысле "подходить" к святителю Феофану Затворнику как к литератору в возможной надежде, что те же китайцы "однажды" "нырнут" в труды святителя "поглубже" - в ВЕРУ, представляется "затеей" как минимум сомнительной: - при "кому-то", может быть, кажущейся простоте, без обстоятельной "вводной" (!) тексты его "в лоб" "не поднять"… И это еще вопрос как "отыграет" и во что действительно (!) кандидатская, подготовленная в "одном из московских вузов" (?)….

2.

А. Д. Степанов:
"Россия шла на восток с идеями просвещения народов светом Христовой Истины и миротворчества, которые на протяжении веков являлись основой внешней политики Российского государства. С этим наше государство должно идти на Восток и сегодня."
//////////////////
А разве есть сегодня у России "идеи просвещения" кроме как идеологичных "традиционных ценностей"? Увы, но это пока потолок и "выше - глубже" при нынешних подходах не предвидится? Как там, у Высоцкого: - "если правда оно - ну хотя бы на треть, остается одно - только лечь…."
"Вон", здесь на сайте недавно "прошел" материал об "исследованиях" ВЦИОМ «Общественное восприятие Пасхи претерпело изменения»… Читаем:
"Например, ещё в 2011 году сохранялись признаки возрождения интереса к Пасхе как истинно религиозному празднику – тогда ещё каждый пятый видел в ней прежде всего священный обряд, т.е. непосредственно связывал его с таинством воскрешения. Сегодня же сакральность в Пасхе видит лишь каждый девятый. И за это же время подросла доля тех, кто выводит на первый план культурно-исторический контекст этого события. Таким образом, за последнее десятилетие мы наблюдаем рост смысловой секуляризации этого праздника. Как и 6-7 лет назад, примерно каждый третий относит Пасху к числу главных праздников, тогда как число декларирующих приверженность Православию за последние 7 лет заметно снизилось. Так или иначе, Пасха становится в значительной степени светским праздником, смысл которого – в воспроизводстве российской культурной идентичности», - заключил Степан Львов.
И с "этим" "идти" на Восток?

1.

Из фильма "про Шурика":
— Вот что мы имеем на сегодняшний день…
— Не мы, а вы!
— Что нас может спасти от ревизии?
— Простите, не нас, а вас!
— От ревизии нас может спасти только кража!"


А. Д. Степанов:
"С чем Россия идёт на Восток?"
////////////////////
Не идет, а "гонится" Творцом, но прямо-таки ли на Восток - если подходить к вопросу с позиции целостно духовной?
С чем?
Ну, коли "навскидку" - то… с "фанерой" в основном, и… обретенными в "перестройку" "навыками" разорения Советской Державы?
Главный редактор, в принципе, и сам разве не говорит об "отягощении", но несколько иными словами - без "цинизмУ":
"Вот только мы сами должны быть готовы к этой миссии. Сами должны вернуться к нашим корням и истокам…"?
Истокам? Есть такой советский фильм 1947 года - "Поезд идет на восток"….
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анатолий Степанов
Люди, будьте бдительны!
Как я едва не стал жертвой мошенников из Укрорейха
16.05.2024
Подвижница и молитвенница наших дней
10 лет со дня блаженной кончины схимонахини Феодосии Скопинской
15.05.2024
Конференция о царе Федоре Иоанновиче: доклады
Часть 4. Реплики и обсуждения
14.05.2024
Андрей Белоусов преемник?
Назначение нового министра обороны – курс на победу
13.05.2024
Все статьи Анатолий Степанов
Митрополит Вениамин (Пушкарь)
Нам надо стать поближе к Богу
Пасхальное послание к духовным чадам
03.05.2024
Как жить людям среди всех этих бедствий?
О духовном понимании происходящих в России и мире событий
20.04.2024
«Тихоокеанский флот. Дело всей жизни»
Отзыв митрополита Вениамина (Пушкаря) на книгу адмирала В.Д. Федорова
03.04.2024
Все статьи Митрополит Вениамин (Пушкарь)
Андрей Хвалин
Под скипетродержавие Русского Царя
Поздравляем известного богослова и почётного гражданина города Владивостока митрополита Вениамина (Пушкаря) с 85-летием
07.11.2023
100-летие Приамурского Земского Собора, часть 1
Монархическое собрание в Союзе писателей России
26.10.2022
Монархист со стажем
Известному писателю Андрею Юрьевичу Хвалину — 60 лет
15.11.2019
«Русская дипломатия как прямое отражение желаний и забот государя»
Как МИД Российской Империи обеспечивал восточное путешествие Наследника Цесаревича Николая Александровича 1890-91 годов
07.08.2018
Ложь из недр большевистского агитпропа
История Цесаревича Николая Александровича и балерины М. Кшесинской
06.02.2018
Все статьи Андрей Хвалин
Игорь Романов
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
К 150-летию со Дня рождения Правителя Приамурского Земского края
27.04.2024
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Арестовали замминистра обороны за взятку
24.04.2024
Просим помочь Центру «Берег Рус»!
Вновь обращаемся за Вашей молитвенной и материальной помощью
23.04.2024
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Как сохранить Россию, укрепить Государственность и Церковь, необходимо обсуждать на всенародном уровне
18.04.2024
«Успешные люди» гробят Россию
Будь мы нравственными и любящими Бога, разве попустил бы Господь беды, нахлынувшие на Россию сегодня?
15.04.2024
Все статьи Игорь Романов
Последние комментарии
«Я убеждён, что место Стрелкова не в тюрьме, а на фронте»
Новый комментарий от Константин В.
16.05.2024 21:21
Люди, будьте бдительны!
Новый комментарий от Владимир С.М.
16.05.2024 20:02
Очередная мировая
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:15
Рассерженные патриоты
Новый комментарий от Победа45
16.05.2024 19:12
Помазание на Царство Владимира Путина?
Новый комментарий от Советский недобиток
16.05.2024 18:15
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
16.05.2024 17:29