Сегодняшний рассказ - о судьбе музея, который по воле некоторых вчерашних руководителей Украины чуть было не превратился - по примеру М. Саакашвили - в «Музей оккупации», конечно же, советской.
Речь - о Национальном музее истории Великой Отечественной войны. Те, кто был в нем, подтвердит, что, расположенный в Киеве на Печерских холмах и днепровских кручах, он похож на сказочный дворец. По своей архитектуре и площади он один из наиболее значительных на просторах СНГ. Его подлинное украшение - 102-метровая статуя Родины-матери, ставшая одной из визитных карточек Киева.
Исполняется 30 лет с того дня, как на днепровских кручах был открыт этот замечательный комплекс. Киевский музей Великой Отечественной войны дважды переезжал, пока не был торжественно открыт на нынешнем месте 9 мая 1981 года Леонидом Брежневым, главой Советского государства. 21 июня 1996 года указом президента Леонида Кучмы ему был присвоен нынешний статус Национального музея Украины. Сегодня его фонды насчитывают более 300 тысяч экспонатов, за годы существования в нем побывало более 25 миллионов посетителей.
Мемориальный комплекс занимает 10 гектаров на холме правого берега Днепра и включает в себя гигантскую чашу Вечного огня, выставку военной техники времен Второй мировой войны и послевоенных лет, аллею городов-героев. А вдоль склонов Днепра проходит парадная аллея, которая идет к галерее Главного входа, ведущей к площади и зданию музея. Скульптуры галереи олицетворяют героическую оборону госграницы СССР от нападения Германии, сопротивление ужасам немецкой оккупации, партизанскую борьбу, трудовой подвиг тыла, битву за Днепр.
С любой точки Киева виден этот чудный пантеон памяти
...Как с него видны и красоты древнего Киева
Но не о природных красотах днепровских круч в первую очередь вспоминаем мы сегодня, не о чудной архитектуре мемориала, а о том, как смогли отстоять пантеон нашей памяти, сохранить его экспозицию и не дать осквернить память настоящих героев созданием «Музея оккупации» и зала «Героев УПА». Хотя вопросы еще остались, и скажем об этом тоже.
Итак, пройдя галереей Главного входа, мы невольно останавливаемся у скульптурной группы «Пограничные сражения июня 1941-го».
По сложившейся негласной традиции именно эта скульптурная композиция стала самой уважаемой киевлянами и гостями украинской столицы. Первые цветы, которые несут к мемориалу, достаются им, тем, кто встретил рассвет далекого июньского воскресенья не радостью восхода, а горем потерь и ненавистью к врагу. Вот и превратился стершийся бронзовый диск пулемета в руках пограничника в ложе для цветов павшим героям.
В первый же день Великой Отечественной Киев подвергся бомбардировке немецко-фашистской авиации и фактически стал прифронтовым. Тысячи киевлян в составе отрядов народного ополчения и истребительных батальонов вместе с частями Красной Армии сражались против превосходящих сил врага во время героической Киевской обороны, продолжавшейся 72 дня.
Экспозиция рассказывает о стойкости бойцов Киевского укрепрайона (КиУРа) и отрядов гражданской обороны в Голосеевских лесах, о дне 19 сентября, когда советские войска были вынуждены покинуть Киев со словами: «Мы еще вернемся», о массовом героизме во время прорыва кольца окружения у реки Трубеж, ставшей красной от пролитой в нее крови, о трагизме тысяч окруженцев, о гибели всего командования Юго-Западного фронта. Данная экспозиция в последние годы серьезно пополнилась за счет экспонатов, найденных поисковиками на местах тех сентябрьских боев 1941-го.
19 сентября 1941 года город оккупировали немецко-фашистские захватчики. Они установили режим кровавого террора, насилия и грабежа. Фашисты уничтожили в Бабьем яру, в концлагерях на Сырце и в Дарнице свыше 200 тысяч советских граждан, 100 тысяч человек вывезли в рабство в Германию, разрушили более 800 промышленных предприятий, половину жилой площади. Но оставшиеся жители и подпольщики Киева, как и других оккупированных украинских городов, продолжали бороться против оккупантов.
Только в одном Киеве действовало три подпольных группы, работали подпольные горкомы партии и комсомола. А практически в каждом населенном пункте была своя подпольная организация. Не обошла вниманием экспозиция музея и деятельность комсомольской организации «Молодая Гвардия» в Краснодоне и Ровеньках, хотя большая часть экспозиции данной тематики находится в зале «Сопротивление».
«Убей его»
Впервые в экспозиции выставлен плакат «Убей его». Особенность его в том, что это плакат 1942 года, распространяемый исключительно на территории Украины. Без лишних слов и пафоса, просто показаны повешенные советские граждане и украинская женщина-мать, защищающая своего ребенка. Совсем недавно таким плакатам не было места в экспозиции.
Впрочем, удивляться нечему. Поскольку, как говорил один украинский лидер: «Маемо, що маемо», т.е. «имеем, что имеем». И как противостояние этому плакату рядом расположен другой, также исполненный на украинском языке, но другими идеологами и с другой целью.
Честно говоря, мне сложно рассказывать об экспозициях музея, поскольку бываю там довольно часто, и у меня свое видение той истории с элементам «оранжевого тумана», который до сих пор там присутствует.
Главная экспозиция развернута в шестнадцати залах на двухэтажном уровне. Особенностью экспозиционного показа является подача сугубо исторического материала путем создания легко воспринимаемых символов и образов без дополнительного «идеологического содержания». Соединением всех документальных, реликвийных, художественно-символических средств достигается общее воссоздание основных событий войны. Иногда, правда, используется такая терминология, что и не поймешь, была ли она - Великая Отечественная - составной частью Второй мировой войны.
И, тем не менее. Экспозиция практически всех залов тематически и хронологически объединена акцентным стержнем, который называется «Дорога войны». Вот этой «Дорогой» мы и пойдем дальше.
Следующий зал рассказывает о героической обороне Одессы и Севастополя, о Керченско-Феодосийском десанте и трагедии, воплощенной в героизм, защитников Аджимушкая.
Достаточно богата и интересна экспозиция зала «Тыл - фронту». Этот зал очень любят детишки, ведь можно потрогать представленные пушки, минометы, снаряды, некоторые образцы стрелкового оружия.
Также очень интересна экспозиция зала, рассказывающего о партизанском движении на Украине.
Легендарный Ковпак и походы его соединения, деятельность Федорова и Сабурова, дерзкие операции черниговских отрядов Попудренко - все это есть в экспозиции, как и партизанская землянка. Все показано в немного притушенном свете, и это понятно, ведь партизаны всегда были в тени.
Но следующий зал, рассказывающий о движении сопротивления на Украине, мягко говоря, настораживает. На общем фоне сопротивления, как бы под прикрытием подвигов партизан и подпольщиков, отдельным стендом поднята тема «Общего Движения Сопротивления», куда сведены вместе и ОУН, и УПА. Судьба дивизии СС «Галичина» также нашла свое место в экспозиции. Ну и как продолжение данной тематики высветлена тематика событий на Западной Украине после ее освобождения от захватчиков. Но высветлена как-то «по-оранжевому»: без достаточного исторического анализа и документов, которые могли бы этому помочь. Освободительная миссия преподносится, как результат борьбы украинских повстанцев против двух оккупационных режимов - гитлеровского и... сталинского.
Лично я с таким подходом не согласен и считаю, что деятельность данных формирований может быть представлена в экспозиции, но лишь в самом объективном аспекте, а также и с представленными копиями решений Нюрнбергского трибунала, где нацистам и их пособникам дана должная оценка. Героизировать коллаборационистов - оскорбительно для памяти подлинных освободителей Украины.
Все это достаточно аргументировано не только мной, но и той экспозицией, которая представлена в следующем зале, рассказывающем об ужасах фашистской оккупации и судьбе наших граждан в концлагерях. В данном зале музея представлена карта Украины, на которой отмечены свыше 300 украинских сел, сгоревших в пламени карательных акций вместе с жителями. В экспозиции наглядно представлена история преступлений нацизма против человечества: ряды колючей проволоки, орудия убийств (гильотина и виселица) и утилизации трупов (костедробилка), номера узников концлагерей, детская обувь из Майданека, одежда узника Бухенвальда, кусочек мыла из человеческого жира и перчатки из человеческой кожи, изготовленные в Освенциме - и над всем этим циничный лозунг с лагерных ворот Бухенвальда «Каждому - свое».
Вот такое вот получается продолжение экскурсии. Но мы все равно ее продолжаем.
Следующие залы представлены экспозициями, рассказывающими о переломных этапах и финале войны. «Курская битва», «Форсирование Днепра», «Битва за Днепр» и освобождение Киева - героические и одновременно трагические страницы истории Украины. Уникальный экспонат данной экспозиции - знамя, водруженное советскими солдатами над берлинским аэродромом.
Кульминацией экспозиции музея и окончанием «Дороги войны» является зал Памяти с многометровым поминальным столом, на котором размещены вещи фронтового быта, вышитые рушники, извещения-«похоронки» и у каждой из них - граненный стакан. На мой взгляд - это самое эмоциональное место в нашем музее.
Нынешняя экспозиция музейного комплекса создавалась на протяжении последних лет, с 1995-го по 2005-й, т.е. в новых исторических реалиях, в условиях независимой Украинской державы. Соответственно приоритетной является украинская тематика, роль страны в достижении победы над нацизмом. Нет уже ссылок на то, что к 9 мая 1945-го все народы СССР шли вместе. Все это огорчает, как и попытки лидеров некогда братских народов перетянуть на себя одеяло «национального взноса» в нашу общую Великую Победу.
Последний зал музея, расположенный в подножье «Родины-Матери» - это зал Победы. На беломраморных пилонах золотом высечены имена Героев Советского Союза и Героев Социалистического Труда, удостоенных этих званий за подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны.
Экскурсионно-тематическая «Дорога войны» не заканчивается в стенах музея. Под открытым небом ждет еще одна достопримечательность мемориала - выставка боевой техники той поры.
22 июня вновь придут сюда фронтовики. Чтобы повидаться с боевыми друзьями, выпить фронтовые сто грамм, вспомнить не доживших до этого траурно-торжественного дня.
Пока жива наша память, пока живы наши ветераны, будет жить и пантеон нашей памяти, к которому приходили, приходят и будут приходить и стар, и млад.