Довоенный Краснодон. На заднем плане, на горе, видна городская баня. Это на ней 7 ноября 1942 года молодогвардейцы вывесили красный флаг, взбесивший фашистов и полицаев
13 февраля 1943-го Красной Армией был освобожден Ворошиловград. 14 февраля 1943 года был освобожден Краснодон. 18 февраля в армейской газете «Сын Отечества» Юго-Западного фронта появилась небольшая заметка «Герои Молодой гвардии», посвященная подвигу и трагедии молодогвардейцев. С тех пор прошло 70 лет...
До сих пор на постсоветском пространстве не утихают споры и политические спекуляции по целому ряду вопросов - что же представляло собой комсомольско-молодежное объединение под именем «Молодая гвардия», что они совершили, кто были их руководители?
Видимо, спустя семь десятилетий стоит еще раз обратиться к истории подвига и постараться расставить все на свои места, чтобы не давать пищу «шакалам от истории» порочить имя настоящим патриотов.
* * *
Советский народ впервые узнал о «Молодой гвардии» именно из фронтовой газеты в номере от 18 февраля (не апреля, как считалось ранее), а не из одноименного романа А.А. Фадеева. А учитывая, что территория восточной части Украины была первой территорией, освобожденной от долговременной фашистской оккупации, то и отношение к террору на временно оккупированной советской территории, формировалось в общественном сознании именно на Донбассе.
Лишь позднее, осенью 1943 года, стали известны кошмары тирании Бабьего Яра, Бердичевского и Ялтинского гетто, пытки советских подпольщиков в Киеве, Малине, Чернигове, Житомире...
Все это было, но потом. Первой весточкой страшной правды стал Краснодон и комсомольско-молодежная организация «Молодая гвардия».
Я никоим образом не призываю перечитывать (хотя, для более полного восприятия и не помешает) первую или вторую редакцию одноименного романа Александра Александровича Фадеева, как и не призываю пересмотреть одноименный фильм Сергея Апполинариевича Герасимова (хотя, тоже не помешает), а призываю к тому, чтобы на основании исторических фактов еще и еще раз прикоснуться к правде «Молодой гвардии», и самим убедиться, в чем проявилось новое принципиальное наполнение, а где просочилось «националистическое напыление», активно всплывшее в годы «оранжевой революции».
* * *
Первый миф, поддержанный рядом «провидных» изданий Украины, за который, хватаются историки из некоторых западных областей Украины, территориально и духовно далеких от Краснодона и Ровеньков, состоит в том, что, мол, «Молодой гвардии» как таковой не было, а если и было что-то подобное, то ничем она и не занималась, кроме вывешивания листовок. В отличие, как они говорят, от хлопцев и девчат из «схронов».
Ошибаются те «паны» и «панянки», которые так считают. Были в боевой летописи «Молодой гвардии» и листовки со сводками «От Советского Информбюро», было и вывешивание красных флагов 7 ноября 1942 года, было и вооруженное нападение в декабре 1942 года на колонну с рождественскими подарками для немецких и итальянских вояк, был и поджог «биржы труда», было и освобождение 73 советских военнопленных на хуторе Волченском. Правда, «ценители» и «хранители» деятельности молодогвардейцев хватаются за то, что хутор Волченский находится на территории Каменского района Ростовской области, за пределами Украины, забывая, при этом, что он практически на российско-украинской границе, как и то, что тогда это была единая и неделимая страна.
Картина художника А. И. Резниченко «Освобождение молодогвардейцами советских военнопленных на хуторе Волченском»
И все боевые подвиги «Молодой гвардии» в хронологическом порядке выверены и перепроверены, а главное - документально закреплены в музее «Молодой гвардии» в Украине. Причем самая последняя экспертиза деятельности молодогвардейцев была проведена в 2003 году, как было указано «по настоятельной просьбе некоторых российских и украинских историко-аналитических организаций». А кто не верит этому, пожалуйста, приезжайте в Краснодон и изучайте весь боевой путь юных советских патриотов.
* * *
Второй миф состоит в том, что, мол, у «Молодой гвардии» и не было необходимости бороться с «временной администрацией», ибо «культурная немецкая нация», исходя из условий экономической целесообразности, всячески поддерживала на Донбассе мирный образ жизни, обеспечивала безопасность и оплачиваемый труд шахтеров и металлургов, ибо Германскому Третьему Рейху, нужен был уголь и металл, а не подпольно-партизанское противостояние.
Такие объявления на украинском языке вывешивались во всех шахтерских городах и поселках Донбасса
Фашистской Германии действительно очень даже нужны были высококвалифицированные шахтеры, добывающие донбасский уголь для сталелитейных концернов Круппа. И когда выяснилось, что угольные шахты Луганской (Ворошиловградской) области затоплены, в отличие от шахт Сталинской (Донецкой) области, началась активное «добровольно-принудительное» вовлечение горняков в добычу угля в шахтах. И в эту категорию попадали все юноши и мужчины, чей возрастной диапазон был от 14 до 64 лет. Но «культурного равенства», о чем кричат «национал-патриоты» и в помине не было.
Было четкое разделение на три группы: истинных арийцев, «украинских патриотов» и ... русских. И это отношение выражалось в самом страшном разделении по кастам и правам, даже в праве ... на воду.
Но когда стало понятно, что оставшиеся на оккупированной территории ветераны угольной промышленности и молодежь не рвутся на помощь фашистской военно-промышленной машине, начался тотальный террор. И «Молодая гвардия» также брала самое активное участие в разъяснении правды о работе на угольных шахтах во имя третьего Рейха, в разъяснении того, что каждая добытая тонна донбасского угля - это гибель сотни советских солдат на фронте от оружия, произведенного фашистами. Листовки и плакаты, развешиваемые молодогвардейцами, бесили гестаповцев, ибо Донбасс Гитлером был объявлен жизненно важным районом экономики Рейха, и за все, что стопорило работу шахт, была страшная кара и для новых хозяев, и для «саботажников», для тех, кто призывал не работать на укрепление Рейха. А призывы к саботажу работы на фашистов в шахтах распространяли не кто-нибудь, а молодогвардейцы.
* * *
Третий миф, постоянно присутствующий на страницах газет и в эфирном пространстве, основывается на том, что, мол, «Молодая гвардия» - это лишь маленькая ячейка пятерки отважных комсомольцев, а не мощная подпольная организация, руководимая коммунистическим подпольным центром. И примеры приводятся в том ракурсе, что кроме Олега Кошевого, Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Любови Шевцовой и Сергея Тюленина больше и нет героев, что, мол, только их одних выделила страна, поскольку других и не было.
Увы, увы, и еще раз, увы. Когда историки говорят о численности комсомольско-молодежной подпольной организации «Молодая гвардия», обычно используют расплывчатую формулировку - «в районе 100 человек». Но уже точно установлено участие в деятельности краснодонского подполья 109 активных членов. Деятельность еще восьми оценивается, как вспомогательной группы. Сама организация была создана сразу же после начала фашистской оккупации Краснодона - 20 июля 1942 года, но тогда еще не было «Молодой гвардии», ни как единого движения, ни как боевой подпольной организации. Это так. Сразу же после оккупации в трех рабочих поселках Краснодона возникли стихийные подпольные молодежные группы «Звезда», «Серп» и «Молот».
И только в октябре, благодаря усилиям Виктора Третьякевича и молодежному задору Олега Кошевого, все три группы были соединены в «Молодую гвардию».
К 9 мая 1993 года в Луганске завершила работу специальная комиссия по исследованию истории «Молодой гвардии», которая однозначно подтвердила наличие в организации большого числа юношей и девушек, как и то, что никакого организованного руководства по партийной линии не было. В заключительной части отчета, опубликованного 12 мая 1993-го, было указано: «Воевали ребята, возраст которых был от 14 до 18 лет, по-партизански, рискованно, неся большие потери, и это, в конечном счете, привело к провалу организации».
А они иначе и не могли, ибо ненависть была сильнее разума. Арестовывать их фашисты и полицаи начали 1 января 1943 года. А 15, 16 и 31 января в шурф шахты № 5 были сброшены 72 подпольщика. Сбрасывали кого живого, а кого расстрелянного.
9 февраля, за четыре дня до освобождения, в городе Ровеньки в Гремучем лесу были расстреляны Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Семен Остапенко, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Всех молодогвардейцев перед смертью страшно пытали и истязали.
Фронт приближался к Донбассу, и оккупанты бросали все силы на уничтожение боевого подполья в своем тылу, особо расправившись с молодогвардейцами.
(Продолжение следует)
http://odnarodyna.com.ua/node/12777