Сумерки манифестаций

Русский марш 
0
83
Время на чтение 5 минут
Патриотическая общественность в Сети жужжит как встревоженный улей. Обсуждают пресловутый "Русский марш" - запрет и все возможные "провокации". Настоящий шок вызвали призывы неких "мудрецов" собираться в метро. Все представили себе - что тогда произойдет и ужаснулись. От мероприятия стало попахивать тем самым "русским бунтом" - "бессмысленным и беспощадным"

Надо сказать, что Пушкин выразился совершенно точно. Любой бунт не имеет никакого смысла, причем для самих же бунтарей. Он вовсе не приводит к смене общественного строя, что сразу же обесценивает (если только здесь вообще можно говорить о цене) его громадные жертвы. Ни разинщина, ни пугачевщина не изменили лик России - что бы там ни писали советские историки. Зато они принесли очень много смертей, страданий и разрушений.

Иное дело революция. Вот тут уже имеет место быть слом прежнего общественного строя. Революцию можно проклинать, можно ею ужасаться, но нельзя не признать того, что в ней заложен великий смысл. И важнейшим "атрибутом" революции является манифестация - собрание или шествие масс, выдвигающих политические требования.

Тут, правда, нужно разобраться с тем, какую революцию мы имеем ввиду. Манифестации были порождены эпохой буржуазных революций, они стали реакцией фабрично-заводского пролетариата на ужасы раннего капитализма. Митинги и шествия рабочих свидетельствовали о новой, уже антибуржуазной революции. Ее должны были осуществить фабрично-заводские коллективы, которые покидали свои предприятия и выходили на улицу. Манифестация (manifestatio) с латинского переводится как "проявление". И точно - политические манифестации буржуазной эпохи были настоящим проявлением Фабрики, ее эманацией в уличное пространство. Целью пролетарской революции было преобразовать буржуазный порядок. И каждая страна рассматривалась в качестве капиталистической Фирмы, которую планировать перестроить в самоуправляемую Фабрику. Не случайно Ленин в свое время определил новый строй следующим образом - "общество, построенное как единая фабрика".

В России энергетика пролетарских шествий и митингов достигла такой концентрации, что фонтанировала Октябрьской революцией. И стараниями "инженеров", которые и взяли власть, из интернационально-рабочей партии государство стало огромной красной Фабрикой (правда, ее работники, бывшие крестьяне, во многом сохранили свое крестьянское мировоззрение).

А на Западе произошло нечто иное. Здесь уже победили иные манифестации, основу которых составили бывшие рабочие, потерявшие работу и желавшие снова стать фабрично-заводским коллективом - еще боле сплоченным. В большинстве своем эти безработные сплотились вокруг националистической рабочей партии (НСДАП), в результате Германия стала коричневой Фабрикой.

Обе революции, так или иначе, совершили общественный переворот. В России буржуазия была экспроприирована, в Германии - поставлена под жесточайший партийно-государственный контроль. И там, и там строй стал предельно индустриальным. Вся идеология и мифология, вся культура пролетарских империй оказались пронизана воинствующим индустриализмом, культом "стали и огня".

Альтернатива была налицо, но она оказалась недостаточно радикальной. Пролетарская революция смогла осуществить переворот в области отношений собственности, передав управление индустриальным гигантом из одних рук в другие. Но сама индустриальная природа общества осталась без изменения, более того, она даже усилилась. Во многом, именно это и предопределило крах двух проектов. Буржуазное общество оказалось гибче, оно сумело избежать многих крайностей индустриального механицизма, изрядно смазав и усилив машину фабричной эксплуатации. Но как бы то ни было, а фабрично-заводские, по сущности своей, манифестации сыграли огромную роль. Они существенно переформатировали индустриальное общество, и в этом был их смысл. И даже там, где "пролетарские" революционеры так и не победили, правящие элиты испытывали огромный страх перед разными формами манифестаций, что заставляло их постоянно смягчать прессинг индустриализма.

Но сегодня и сам индустриализм подошел к завершению. Возникает новое общество - постиндустриальное, информационное. В новом формате производство вещей все более сменяется производством информации. Эпоха заводов и офисов сменяется эрой индивидуальных компьютерных гнезд. Труд становится все менее фабричным, коллективным, он более уже напоминает надомный труд ремесленника. Или даже труд крестьянина, занятого на своем индивидуальном участке. Складываются предпосылки для новой, уже стопроцентно альтернативной революции - информационной. Она затронет уже не столько отношения собственности, сколько сам тип человеческой деятельности. Правда, эту революции правильнее было бы назвать консервативной революцией. Ведь преодолевая эпоху Модерна она, так или иначе, возрождает тот строй, который был до Модерна, во времена Традиции. (подр. см. Новое средневековье: каким ему быть? ; Постиндустриальная монархия ).

Очевидно, что вместе с индустриальной эпохой в прошлое уходит и эпоха манифестаций. Они становятся все менее осмысленными и действенными. Ранее сами марширующие массы предлагали обществу свой образ, свои смыслы. Теперь этот образ перехватывается электронными СМИ, которые могут как угодно искажать смыслы манифестантов. Тот, кто контролирует СМИ способен обесценить любое мероприятие, ибо массы поверят именно что средствам массовой информации. Таковы обстоятельства раннего этапа информационного общества.

Дальше, конечно же, произойдут существенные изменения. Компьютеризация и интернетизация общества позволят ограничить, а затем и ликвидировать диктатуру СМИ. И главные массовые акции будут проходить именно в пресловутом "виртуальном пространстве". (Что не обязательно предполагает виртуализацию самого человека, как индустриальный труд вовсе не обязательно предполагал его механизацию.) Какие они примут формы - сегодня можно только гадать. Может быть, действенным орудием станет какая-нибудь Интернет-стачка или же массовое голосование в Сети. Все еще только начинается, и любой прогноз будет более чем туманен.

Но одно можно сказать с полной уверенностью - уличные манифестации свою роль утратили. И это особенно видно на примере России (на Западе кое-что еще продолжается по инерции). У нас был период всплеска уличной активности, который занял несколько лет - с 1989 по 1993 годы. Судя по всему, тогда общество просто-напросто выпустило пар, который десятилетиями сдерживали коммунисты. Далее начался перманентный "застой", который не нарушали даже разнообразные политико-экономические кризисы (1996, 1998, 1999 гг.). Многие радикалы скорбят по этому поводу, сваливая все или на "коварство властей", или на "апатичность масс".

На самом же деле все эти массовые улично-площадные мероприятия элементарно устарели. Поэтому от них и несет таким абсурдом, отсюда все эти склоки, а также нелепости с идеей "манифестировать в метро". Националисты, которые грезят о разных маршах, просто не понимают того, что индустриальная эпоха прошла. Поэтому, кстати, у нас до сих пор и нет сильного национального движения. Вместо того, чтобы сосредотачивать свои усилия по развитию Интернет-проектов, готовясь к завтрашней сетевой консервативной революции, русские маршевики тратят бездну времени и сил для раскрутки бесперспективных уличных шествий.

Впрочем, "бесперспективных" - это еще в лучшем случае. Существует опасность того, что уличные выступления могут принять характер бунта. И это очень вероятно, если учесть, что постиндустриальная эпоха воспроизводит многие реалии того традиционного общества, которое было до Модерна. А значит, она может воспроизвести и средневековые разрушительные бунты. (Кстати, в Европе сейчас как раз и начинается эпоха бунтов, которые приходят на смену манифестациям. Яркий пример - выступления мигрантов во Франции. Это весьма показательно, если учесть, что "афро-азиатские" бунтари принадлежат к тем архаичным общинам, которые сохранили огромное количество традиционных черт.)

Бунт - "бессмысленный и беспощадный" - способен только дестабилизировать ситуацию, но никак не изменить ее к лучшему.

Многие наши радикалы надеются родить "новый порядок" из хаоса уличной "революции". Однако хаос может только раздробить старый порядок на кучу таких же порядков. Он чреват расколом страны, который приведет к образованию десятков банановых республик. В них все отрицательные черты нынешнего строя только усилятся. Сейчас есть определенная система сдержек, когда центр вынужден (хотя бы в интересах самосохранения) сдерживать аппетиты многих региональных элит. Но когда этот противовес исчезнет, тогда мы получим самую настоящую вакханалию хищнических и компрадорских сепаратизмов.

С игрой в митинги пора заканчивать. Играть в нее так же опасно, как есть просроченные консервы. Опасно - и не вкусно.

http://www.pravaya.ru/look/9592
==
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Елисеев
Кошмар победителей
Как начался «большой террор»
30.01.2024
В ожидании Голема
О книге «Трансгуманизм: цифровой левиафан и голем-цивилизация»
25.08.2021
Империя и Зола
О новом диске Виталия Аверьянова «Империя зла»
19.01.2021
Противоречивый НЭП
Как в Советской России временно ввели капитализм
21.03.2016
Все статьи Александр Елисеев
Русский марш
Польшу населяют не одни только русофобы
Разговор о проблемах «Русского Мира» с лидером «Верных Польше Суверенной»
08.11.2022
Куда шагает «Русский марш»?
О попытках русского национализма обрести политическую субъектность
23.10.2020
Работающие на либералов язычники-«правосеки» готовят 5 ноября Майдан в Москве
«Борец за белую расу» Иван Белецкий солидаризовался с Бараком Хусейном Обамой, кумиром левых и секс-меньшинств Запада, на почве борьбы с «тиранией в России»
26.10.2017
«Русский марш» в Казани нынче переместился с улиц в дискуссионный зал
Татарстан уникален тем, что здесь вместе с русскими живут татары, большинство из которых – настоящие патриоты России, и искренне хотят ей блага, взаимодействия с соседями – с русскими
03.11.2016
«Наши русские люди вообще не очень-то любят маршировать»
Публицист Максим Соколов о том, почему россияне разлюбили уличные демонстрации
08.11.2013
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38