Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Сила святого духа

Кирилл  Василенко, Время новостей

05.02.2004


Московская патриархия предложила воссоздать православную бизнес-цивилизацию …

Русская православная церковь сделала беспрецедентно серьезную заявку на участие во внешней и внутренней государственной политике. Предложения, прозвучавшие из уст высокопоставленных духовных лиц, общественных деятелей, политиков и министров на завершившемся вчера двухдневном VIII всемирном русском народном соборе, вышли далеко за границы узких церковных вопросов. С одной стороны РПЦ предложила создать международную всеправославную организацию, не менее, а то и более влиятельную, чем ОИК (Организация исламская конференция). А с другой, представила вниманию общества и власти рецепты праведной экономической жизни в виде "Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании", которые в первый же день работы форума окрестили десятью заповедями коммерсанта. Последняя новация, по задумке авторов документа, будет способствовать экономическому росту и тем самым укреплению позиций России на международной арене.

На Соборе очень ждали появления Владимира Путина, церковные иерархи прикладывали к этому серьезные усилия. Однако президент в Лавру не поехал. И, в общем, поступил дальновидно: на этом мероприятии он рисковал столкнуться лицом к лицу не только со своим конкурентом на выборах Сергеем Глазьевым, но и с предвыборной платформой одного из лидеров блока "Родина". Именно так в Кремле расценили принятый на Соборе "Свод". Встреча могла оказаться тем неприятней, что риторика документа базируется на лозунгах сторонников Путина, но в целом выглядит политической абракадаброй. Сам г-н Глазьев после посещения Собора сказал журналистам: "Без восстановления нравственных принципов в экономике мы не сможем обеспечить экономическое могущество страны, а именно здесь самое узкое место в нашем развитии".

Между прочим, трудно исключить, что "Свод православных принципов и правил в хозяйствовании" готовился "под Путина", ведь разработка документа шла больше года. Решение о необходимости такого документа принял предыдущий народный собор РПЦ, который был посвящен экономическим вопросам. Основными разработчиками документа, по неофициальным, но вполне достоверным версиям, стали г-н Глазьев, экономист Владимир Мау и зампред отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Авторам православной экономической этики удалось составить некий аналог "Протестантской этике" Макса Вебера, в которой рассказывается, как следование религиозным идеалам повлияло на зарождение капитализма в Западной Европе. С той только разницей, что Вебер описывал процесс накопления капиталов, а создателей русской этики больше волновал вопрос, как следует использовать уже накопленное богатство. Бедному человеку рекомендовано "достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышать профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния". Зато взаимоотношения богатых описаны подробно и со знанием дела.

Предпринимателям предлагается честно вести свой бизнес, не забывать о том, что богатство - это испытание, справедливо делить прибыль и платить налоги, не воровать у государства, не пользоваться "нравственно ущербными приемами" в пылу конкурентной борьбы и т.д. (избранные места из "Свода" приведены на стр. 2). Пассажи об уважении права частной собственности и "нравственно оправданной" приватизации вызывают изумление своим либерализмом. Церковь не призывает пересматривать право собственности и оправдывает передачу общественного имущества в частные руки, следствием чего должно стать "укрепление экономики, построение динамичного, справедливого и гармонично развивающегося общества". Авторы десяти заповедей бизнесмена ссылаются на то, что приведенные в своде правила "основываются на десяти заповедях, данных Богом". Однако приписали к их числу принцип разделения политической и экономической власти, столь настойчиво пропагандирующийся последнее время светской властью в России. Седьмой параграф документа, в котором говорится, что "участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым", может рассматриваться как очередное предупреждение олигархам.

При этом стоит отметить, что "Свод" составлен универсально и отвечает настроениям очень широких слоев населения. Однако его политическое измерение настолько неясно, что представители бизнеса вчера комментировали документ либо хорошо, либо никак. К последним, в частности, относится Российский союз промышленников и предпринимателей, а также профессиональный изобретатель правил корпоративного поведения - Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.

Зато руководители "Деловой России" и ОПОРЫ признались газете "Время новостей", что их организации участвовали в подготовке "Свода". "Мы принимали участие в разработке свода нравственных принципов и правил, и надеемся, что с Божьей помощью они распространятся повсеместно, - говорит исполнительный директор ассоциации "Деловая Россия" Алена Николаева. - Среди бизнесменов много верующих людей, для которых действительно важна позиция церкви по вопросам хозяйственной деятельности. Свод правил, кстати, адресован не только предпринимателям. Любой человек, вовлеченный в хозяйственную деятельность, даже бабушка, торгующая на рынке семечками, должен осознавать свою нравственную ответственность".

"Такую идею надо приветствовать. Одно дело, когда сам бизнес трактует правила поведения, и совсем другое, узнать как его воспринимает общество, и чего от него ожидает. Церковь является выразителем мыслей значительной части общества. Мы принимали участие в его подготовке, так как считаем, что эти правила, способны достучаться до сердца каждого, - говорит президент ОПОРЫ Сергей Борисов. - Однако нельзя забывать, что существует не только бизнес, но и чиновники, которым не менее важно соблюдать моральные нормы. Существует ведь две стороны - бизнесмен, который дает взятку, и чиновник, который ее берет. Свод правил обязательно должен распространяться и на них".

А глава ассоциации участников фондового рынка Алексей Саватюгин высказывает и некоторые сомнения: "Конечно, все правильно, и основная идея принципов понятна - надо жить хорошо и не надо жить плохо. Но теологический антураж всего этого мне кажется излишним. В России, где число истинных православных верующих незначительно по сравнению с общим населением, принимать подобные документы со ссылкой на религиозные догматы и библейские заповеди было бы излишне. Хорошо, если правила эти будут светскими, без религиозного подтекста. Мы, в свою очередь, готовы под ними подписаться, если их поддержат крупные профобъединения - к примеру, РСПП или ТПП".

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России Борух Горин сообщил корреспонденту газеты "Время новостей", что ФЕОР готова "подписаться под каждой строкой", и если бы зашел разговор о выходе свода за границы РПЦ и он стал бы межконфессиональным сводом, еврейская община приняла бы такой документ. "Большая часть этих норм коренится в общей иудео-христианской традиции, в библейских нормах, - пояснил г-н Горин. - Очень хорошо, что в Россию пришло понимание, что никакой страх перед полицейскими методами или общественным мнением не может уберечь человека от того, от чего его удерживает четкая нравственная позиция, традиционно основанная на богобоязни". При этом собеседник "Время новостей" отметил, что не очень представляет себе, как даже православные по происхождению люди должны принимать этот документ. Это совершенно добровольное нравственная позиция, - сказал он. - И вряд ли ситуацию изменит сам только факт принятия. Тут важнее проповедь на более личном частном уровне".

С этой точкой зрения согласились и в РПЦ. В выступлениях на соборе не раз звучали высказывания, что вряд ли в ближайшее время отечественные бизнесмены решатся следовать новому своду. Однако, по мнению церковных иерархов, такой закон необходим. "Народ России все настойчивее и яснее демонстрирует свою тягу к обретению ценностных ориентиров в своей жизни на основе православной традиции, - сказал глава отдела внешних церковных связей митрополит Калининградский и Смоленский Кирилл. - Кроме того, динамика самой политической жизни в последние месяцы также недвусмысленно свидетельствует о возрастании приверженности нашего народа к традиционным духовным ценностям".

Усиление роли России на международной политической арене стало главной заявленной темой VIII Всемирного собора. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II призвал переосмыслить роль православия в мировой истории и в начертании судьбы человечества. "Вызовы времени естественным образом заставляют объединяться страны и нации, близкие по культуре, мировоззрению, духовной традиции, - пояснил он. - Набирают силу интеграционные процессы в Европе. Мусульманские государства стремятся консолидировать свои усилия на мировой арене. Могут ли в таких условиях оставаться разобщенными страны с многовековой православной культурой?"

Наравне с предложенными в своде методами по оздоровлению российской экономики, митрополит Кирилл высказал пожелание о скорейшем появлении политических, общественных и культурных проектов в рамках православного мира, которые бы послужили тесному сближению православных народов и их плодотворному и взаимовыгодному сотрудничеству с другими нациями. Накануне владыка пояснил журналистам, что в качестве образца для подобных проектов вполне может подойти и модель Организации исламская конференция. Хотя с его точки зрения более уместно говорить о воссоздании существовавшей некогда православной цивилизации. По оценкам РПЦ, численность православных христиан составляет сегодня около 300 миллионов, больше половины из которых является паствой русской церкви. По словам участников форума, эта мощная сила до сих пор была не задействована при решении многих общественных и политических вопросов. "Для России русский мир - это не этническое понятие, - оговорился владыка Кирилл. - Русский мир включает в себя и все народы, принадлежащие к другим религиям, но разделяющие одни ценности общественной жизни вместе с русским народом".

Свод нравственных принципов и правил в хозяйствовании

Настоящий свод нравственных принципов и правил предлагается для добровольного принятия руководителям предприятий и коммерческих структур, предпринимателям и их сообществам, работникам, профсоюзам и всем другим участникам экономических процессов, в том числе государственным органам и общественным объединениям, вовлеченным в хозяйствование.

Этот документ не повторяет положений законодательства. (...) Сформулированные ниже нравственные принципы и правила основываются на десяти заповедях, данных Богом, а также на опыте их усвоения христианством и другими традиционными религиями России. Впрочем, эти принципы и правила не следует воспринимать как буквальное толкование библейского текста. Скорее речь идет о положениях, вытекающих из Божиих заповедей в их широком понимании, а также из многовекового религиозно-нравственного наследия, в том числе российского.

Свод (...) описывает идеальную модель хозяйствования, которая не существует сейчас, но к воплощению которой можно и должно стремиться в повседневности. Возможно, реальность еще долго не будет соответствовать данному документу. Но нельзя заранее говорить, что цель следования ему недостижима, ибо в стремлении к чистой совести и достойной жизни человек с помощью Божией может пройти сколь угодно трудными путями, даже если дело касается столь непростой сферы человеческого бытия, как экономика.

I. Не забывая о хлебе насущном, нужно помнить о духовном смысле жизни. Не забывая о личном благе, нужно заботиться о благе ближнего, благе общества.

(...) Исторически российская духовно-нравственная традиция по преимуществу склонялась к приоритету духовного над материальным, к идеалу самоотвержения личности ради блага народа. Впрочем, крайности такого выбора приводили к страшным трагедиям.

Помня это, мы должны создавать такой экономический уклад, который поможет гармонично реализовывать как духовные устремления, так и материальные интересы личности и общества. Этой гармонизации, как показывает исторический опыт, содействуют правила, основанные на библейских принципах.

П. Богатство - не самоцель. Оно должно служить созиданию достойной жизни человека и народа.

Культ богатства и нравственность в человеке несовместимы. Отношение к богатству как к кумиру неизбежно разрушает экономическую и правовую культуру, порождает несправедливость в распределении плодов труда, социальную "войну всех против всех". (...)

Богатство - само по себе не благословение и не наказание. Это прежде всего испытание и ответственность. (...)

Благосостояние добросовестных предпринимателей и тружеников должно соответствовать их трудовому вкладу, быть следствием создания, рачительного использования и приумножения ими общественно полезных благ.

Долг состоятельного человека - творить людям добро, не обязательно рассчитывая при этом на общественное признание. И предприниматель, и государство должны исходить из принципа справедливости при принятии экономических решений. (...)

Бедность или богатство человека сами по себе не говорят о его нравственности или аморальности. Бедный, растрачивающий свои способности без пользы или употребляющий их только в корыстных целях, не менее безнравственен, чем богатый, который отказывается жертвовать часть дохода на общественные нужды.

Бедность - это испытание, как и богатство. Бедный человек обязан достойно вести себя, стремиться к эффективному труду, повышая свой профессиональный уровень, чтобы выйти из бедственного состояния. Государство, общество и бизнес должны помогать ему в этом.

III. Культура деловых отношений, верность данному слову помогает стать лучше и человеку, и экономике.

Деловые отношения должны строиться на уважении прав и законных интересов их участников. В экономике нужно сочетать принципы справедливости и эффективности.

(...) Честность и профессионализм в отношениях с клиентом и деловым партнером завоевывают доверие и закрепляют экономическое положение предприятия, в то время как "нечестная игра" обрекает его на неизбежный крах.

Соблюдение устных и письменных договоренностей служит основой гармоничных отношений в экономике. Напротив, невыполнение обязательств приводит к снижению авторитета делового сословия, да и авторитета всей страны.

Общество должно порицать подобное поведение. Формы порицания могут быть разнообразными (отказ в личном общении, публичный бойкот, исключение из профессиональных сообществ).

Те же правила применимы к недобросовестным работникам, не исполняющим определенное трудовым договором. (...) Недопустимы на рабочем месте и в деловых отношениях такие пороки, как сквернословие, непристойное поведение в отношении лиц другого пола, рукоприкладство, пьянство, фамильярностъ.

Государство призвано принимать законы, поддерживающие и развивающие культуру исполнения обязательств. При этом оно само должно быть примером такой культуры, особенно в сфере экономики и управления, в области выполнения политических обещаний. (...)

IV. Человек - не "постоянно работающий механизм". Ему нужно время для отдыха, духовной жизни, творческого развития.

Постоянная однообразная работа, даже интеллектуальная, духовно обедняет личность и приводит к ее деградации. Ничто не может оправдать отказа человека от законного времени отдыха, выходных дней и полноценного отпуска. (...)

Дальновидный работодатель будет заботиться и о развивающем досуге работников. Ведь личность, потенциал и таланты которой всесторонне раскрылись, принесет максимальную пользу и обществу в целом, и конкретному делу в экономике.

V. Государство, общество, бизнес должны вместе заботиться о достойной жизни тружеников, а тем более о тех, кто не может заработать себе на хлеб. Экономика - это социально ответственный вид деятельности.

Национальное хозяйство саморазрушается без эффективных мер социальной защиты. Работник, который не имеет перспективы заработать на достойную пенсию, лишен доступа к образованию, медицинскому обслуживанию, социальному страхованию, - никогда не будет трудиться с радостью и удовлетворением. (...)

Работникам предприятия должны быть открыты возможности для ответственного участия в управлении им в соответствии с их профессиональным уровнем и образованием, дабы люди могли почувствовать себя партнерами, сопричастными судьбе общего дела.

Работодатель, в том числе государство, должен нести публичную ответственность за свое участие в программах социального и пенсионного страхования. (...)

VI. Работа не должна убивать и калечить человека.

Создание достойных условий труда, строгое соблюдение техники безопасности на производстве - сфера повышенной ответственности работодателя, в том числе государства.

Впрочем, и работник должен ответственно относиться к требованиям безопасности, не допускать халатности, пьянства, особенно при обращении с опасной техникой. Он должен помнить, что своей безответственностью подчас ставит под угрозу жизнь и здоровье других людей. (...)

Предпринимательское сообщество должно отказаться от противозаконных методов ведения дел с употреблением насилия и угрозы силой. (...)

VII. Политическая власть и власть экономическая должны быть разделены. Участие бизнеса в политике, его воздействие на общественное мнение может быть только прозрачным и открытым.

Всю материальную помощь, оказываемую бизнесом политическим партиям, общественным организациям, средствам массовой информации, необходимо делать общеизвестной и проверяемой. Тайная помощь такого рода подлежит публичному осуждению как безнравственная.

Производственные и предпринимательские структуры, полностью или частично принадлежащие государству, не должны делать политических предпочтений.

В экономике нет места коррупционерам и другим преступникам.

Недопустимо нелегитимное вовлечение органов государственной власти в конкурентную борьбу и в разрешение хозяйственных споров. Отстаивание бизнесом своих интересов перед властью должно быть законным и открытым для общественного контроля.

Лица и структуры, виновные в совершении тяжких преступлений, особенно связанных с коррупцией, должны быть неприемлемы как деловые партнеры и участники предпринимательского сообщества.

Нравственно ответственный бизнес не может иметь ничего общего с такими явлениями, как торговля людьми, проституция, порнография, медицинское и духовное шарлатанство, незаконный оборот оружия и наркотиков, политический и религиозный экстремизм.

VIII. Присваивая чужое имущество, пренебрегая имуществом общим, не воздавая работнику за труд, обманывая партнера, человек преступает нравственный закон, вредит обществу и себе.

Государство, предприниматель, работник, любой гражданин должны бережно относиться к общему и любому другому имуществу. Привычка с легкостью воровать у государства, соседа или коллектива, портить их собственность должна быть осуждена и изгнана из нашей жизни. Тот, кто берет из общего или чужого кармана неположенное, подлежит публичному позору.

Хищение у партнера по бизнесу, лишение его оговоренной части общей прибыли должно становиться общеизвестным и непременно вести к санкциям со стороны предпринимательского сообщества.

Одной из форм хищения является несправедливое распределение плодов труда среди партнеров и работников. Общество не должно делиться на сверхбогатых и сверхбедных. (...)

Те природные ресурсы, которые сегодня необходимы человеку, но в будущем не могут быть восстановлены, следует расходовать с расчетом на много веков вперед и по возможности заменять восполнимыми ресурсами. (...)

Предприниматель должен помнить, что неуплата налогов, положенных по закону, - это хищение у сирот, стариков, инвалидов, других самых незащищенных людей. Передача в виде налогов части своего дохода на нужды общества должна превратиться из тягостной обязанности, исполняемой подневольно, а иногда и вовсе не исполняемой, в почетное дело, достойное благодарности общества.

Сокрытие доходов, незаконный увод капиталов за рубеж равнозначны обкрадыванию своих соотечественников. (...)

Оплата труда не может быть ниже прожиточного минимума. Она должна позволять человеку не только полноценно питаться, но и приобретать необходимые для быта товары, растить детей, обеспечивать себя жильем.

Те, кто не выплачивают людям зарплату, систематически задерживают ее, допускают ее уровень ниже прожиточного минимума, достойны общественного порицания.

Государство, существующее на средства народа, должно быть ограничено в своих претензиях на долю в общественном богатстве. Необременительные налоги - одна из основ эффективного и нравственного хозяйствования, при котором граждане могут без излишних тягот оплачивать государственные расходы.

IX. В конкурентной борьбе нельзя употреблять ложь и оскорбления, эксплуатировать порок и инстинкты.

Конкуренция - один из двигателей экономики. Монополизм равнозначен консервации и отсталости. Результаты добросовестной конкуренции служат интересам общества, она ставит его членов в равные условия, предоставляет им право выбора. (...)

При ведении конкурентной борьбы нельзя пользоваться нравственно ущербными приемами. Так, предприниматель не должен допускать публичного оскорбления конкурентов, распространять заведомо ложную или непроверенную информацию о своих деловых партнерах. (...)

X. Нужно уважать институт собственности, право владеть и распоряжаться имуществом. Безнравственно завидовать благополучию ближнего, посягать на его собственность.

Необоснованное изъятие собственности подрывает экономическую стабильность, разрушает веру людей в справедливость.

Национализация частной собственности нравственно оправдана только тогда, когда ее использование заведомо противоречит интересам общества, угрожает безопасности и жизни людей. В любом случае изъятие собственности должно проводиться строго по закону и при условии справедливой компенсации.

Это в равной степени относится к процессам отчуждения государственной и общественной собственности. Ее незаконный захват почти всегда сопровождается разрушением национальной экономики и страданием миллионов людей.

Приватизация - не самоцель. Нравственно оправдана законная передача общественной собственности в частные руки, следствием чего должно быть реальное улучшение качества товаров и услуг, снижение цен, укрепление экономики, построение динамичного, справедливого и гармонично развивающегося общества.

Незаконное перераспределение собственности - всегда преступление перед обществом, нарушение нравственного закона. Частное лицо, завладевшее имуществом путем обмана, не имеет морального и юридического права называться собственником. В подобном случае государство призвано восстановить справедливость, следуя закону и нравственному долгу.
(Публикуется с сокращениями)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Наверх

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме