Гомер и Давид: пересечение параллельных

Окончание

0
916
Время на чтение 15 минут

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Таинственный автор трактата «О возвышенном» в I веке по Р.Х. соотнёс «Илиаду», открывающую бога в разных местах текста непорочным, великим и непобедимым, с Ветхим заветом, сказав: Точно так же и иудейский законодатель, человек необычный, до глубины души проникся сознанием могущества божества и перед всеми раскрыл это могущество[1].

Об этой параллели, отмеченной в древности, тоже нужно было сказать. Но продолжим.

9. Богоборческая наглость

Исключительно редки в речах и действиях героев «Илиады» богоборческие выбрыки. Мы уже упоминали Менелая, по-босяцки ругающего самого Зевса: Нет никого средь бессмертных зловредней тебя, о Кронион! (3:365+). Однако богоборчество наглеца Диомеда (как назвал героя бог войны Арес) – исполнение высшей воли. С позволения могущественной девы Афины Паллады Диомед ранит в руку богиню Афродиту, спасавшую своего сына Энея. Афродита-Киприда, выбравшись с поля боя, жалуется матери, обобщая, обвиняя всех людей в богоборчестве, преувеличивая по-женски: «Нынче уже не троян и ахейцев свирепствует битва, нынче уже и с богами бессмертными бьются данайцы!» (Ил.5:380). Вслед за Афиной Энея от Диомеда защищает Аполлон, отбивая атаки героя… Бессмертные боги Гомера ранимы в буквальном смысле: они чувствуют физическую боль, раны их кровоточат, они страдают от ран. Страдают как люди, или, заметим, как совесть в человеке, или как в человеке оскорблённая честь [2]. Аполлон натравливает на Диомеда буйного бога Ареса: «Не сгонишь ли с поля ты этого мужа… который готов и с Зевесом сразиться? Прежде богине Киприде он руку поранил у кисти, после и против меня устремился…» (5:455). Могучий Диомед, ободрённый Афиной Палладой, атакует и Ареса, втыкает ему пику в низ живота, прекрасную плоть растерзавши, выдернул пику обратно (5:855). Арес бежит, жалуется… Оказывается, на дерзкий бой лихого душой Диомеда есть высшая воля. Зевс, услышав жалобы Ареса, своего сына, отрезает: «Будет сидеть и скулить! Душа перемётная, смолкни! Всех ненавистней ты мне из богов, на Олимпе живущих!» (5:890).

О некоторых богонеугодных делах израильских царей мы упоминали: о непослушности царя Саула, о грехе пресыщенного роскошью царя Давида. В Священном писании можно видеть немало и другого богопротивного, вплоть до полного забвения некоторыми царями Завета. Но за рамки существенного для нас здесь выходить не будем.

10. О богопослушности

Ахиллес – личность трагическая, отмечали многие, сложная. Скажем здесь о его учтивости и богопослушливовости.

Знаменитый эпизод: Ахиллес хватается за меч, готовый обрушиться на Агамемнона, появляется дева Афина, видимая только ему, предлагает: Бурный твой гнев укротить я сошла, если будешь послушен, с неба; послала меня белорукая Гера богиня… Ахиллес делает выбор, вразумляется: Вашего с Герою слова, богиня, я слушаться должен, как бы духом гнев ни владел, ибо так оно лучше. Тем, кто послушен богам, и боги охотно внимают. (1:205+).

О горестном плаче Ахиллеса, обращённом к матери-богине на Илионском побережье («Мать моя!»), а через неё и к Зевсу, мы поминали. Ахиллесу кажется, что Зевс лишает его, и без того обречённого смерти молодым, чести малой, заставив сносить оскорбление от гордого могуществом царя. Смирившись, Ахиллес выказывает полное послушание высшей воле.

Бежав от восстания Авессалома, своего сына, Давид забирает с собой ковчег Божий, потом возвращает, решив смиренно: Если я обрету милость пред очами Господа, то Он возвратит меня и даст мне видеть его и жилище его. А если Он скажет так: «нет Моего благоволения к тебе», то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно. (2Цар15:25, 26). Давид кроток пред Богом. Скорбел душой он на Елеонской горе.

Давид записывает псалмы

Странным образом в истории цивилизации перекликаются топонимы Илион и Елеонская гора, происхождение которых принципиально различно [3].

Через многие столетия Иисус Христос на Елеонской горе, в Гефсимнском саду будет молиться, по человечески переживая смертельный ужас: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. (Мф 26:39) И в другом месте: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. (Лук 22:42).

Ужасные страдания Иисуса Христа, Распятого же за нас, Который берёт на Себя грех мира [4], ни с чьим иным сопоставлять не приходится. Однако некая параллель с плачем Давида на Елеонской горе несомненна. Соотношение же страданий царя Давида с муками царя Ахиллеса в иных уже плоскостях вряд ли в истории цивилизации случайна, в отличие от случайной созвучности топонимов Илионский холм и Елионская гора (если не допустить отражения в этом неких сокровенных реалий, пока неведомых нашей науке, заметим в скобках).

11.

Гибель Ахиллеса предопределена с момента его вступления в войну под стенами Илиона. Ему об этом известно. Прежде, за годы войны, он взял 23 троянских города: На кораблях я двенадцать забрал городов многолюдных, пеший одиннадцать их разорил. Когда к нему в ставку пришли герои, послы Агамемнона, он, отвечая на очередной их посул, заговорил вдруг о ценности жизни: Можно, что хочешь, добыть, - и коров, и овец густорунных, можно купить золотые треноги, коней златогривых, - жизнь же назад получить невозможно; её не добудешь и не поймаешь, когда чрез ограду зубов улетела». (9:405).

Чрез ограду зубов!

Ему, молодому человеку, ведом ужас смерти. Очередная ситуация, когда кажется, что выбор есть.

Замечание А. Ф. Лосева, который в сложной натуре Ахиллеса обнаруживает «капризную и эгоистическую психологию уже выходящего за пределы эпоса героя» [5], представляется устаревшим. Отнятая Гектором жизнь Патрокла разрушает все чувства – и горделивые, и тайные, «стыдные», если таковыми считать страхи неизбежной скорой смерти. Теряет смысл неучастие в войне за оскорбленную честь, а ужас смерти переходит в иное качество, в ненависть. Он готов к бою.

Прекрасная мать его Фетида, заливаясь слезами, напоминает: «Близок же, сын мой, твой смертный конец, если так говоришь ты! Тотчас за Гектором вслед и тебе ведь конец уготован!». Ахиллес готов, он казнит себя: «Рад умереть я сейчас же, когда от опасности смертной друга не мог защитить я!» Ахиллес клянёт себя за то, что допустил гибель героев: И ни Патроклу я светом не стал, ни товарищам прочим, - всем тем многим, которых избил шлемоблещущий Гектор. Праздный, сижу у судов я, земли бесполезное бремя…» (18:95+).

Он пребывает между морем, сушей и небом – в самом неустойчивом состоянии. Осознание себя бременем земли – крайняя точка уныния.

Ахиллес громит троянцев; река полна их трупами, уцелевшие разбегаются, уносят ноги, прячутся за крепкими воротами высоких стен. Гектор остаётся один. Он готов к новой схватке с Ахиллесом, но лишь до момента, пока не появляется сам Ахиллес. Появляется в блеске. Страшный; и медь на доспехах сиянием ярким блистала, словно горящий костер иль лучи восходящего солнца. Гектора трепет объял, как увидел его. Не решился ждать он; пустился бежать, назади оставляя ворота. (22:135+,-.)

Если вспомнить о нашей схеме «Давид–Голиаф», то принятый вызов здесь сразу же переходит к пункту разгрома и бегства, а далее все ноты перемешиваются. Герои бегут. Приз - не жертвенный бык и не шкура бычачья (как в обычном состязании), - за душу Гектора оба бежали. (22:160+). Тонок Гомер.

Судьба поединка предрешена жребием Зевса. Догонялки кончились.

И через нежную шею насквозь острие пробежало. Гектор при смерти, но ненависть Ахиллеса не погашена. Он обещает (Гектору это страшнее всего): «Собаки и птицы труп твой растащут с позором». (22:325+). Оказывается, Ахиллес сдерживает себя: «Если бы гневу и сердцу свободу я дал, то сырым бы мясо срезал я с тебя и съедал его, - вот что ты сделал! Нет, никому от собак не спасти головы твоей, Гектор!»

Ежедневно Ахиллес таскает труп Гектора по земле, привязав за ноги к колеснице, трижды объезжая могильный холм Патрокла. Ахиллес знает: это и его холм, ему в нём лежать пеплом и костьми. Поругание тела Гектора ужасно его отцу, царю Трои Приаму.

Приам является в ставку Ахиллеса, он привёз выкуп за тело сына. На этой войне он потерял пятьдесят сыновей. Приам умоляет люто ненавидимого врага: Сжалься, Пелид, надо мною… Делаю то я, на что ни один не решился бы смертный: руки убийцы моих сыновей я к губам прижимаю! …

Ахиллесу вновь внятна высшая воля. И ему жаль старика. Он тронут белой его бородой и седой головою. Плакали оба они. Припавши к ногам Ахиллеса, плакал о сыне Приам, о Гекторе мужеубийце. Плакал Пелид об отце о своем, и ещё о Патрокле. (Ил. 24:500+).

В этот момент Ахиллес перестал быть машиной смерти, он – человек. И он исполняет всё, о чём просит царь Приам, и более того. Он отдаёт тело Гектора для погребения, а на дни траура в Трое объявляет перемирие. Завершается великая поэма погребением Гектора и блистательным пиром троянцев в доме Приама. Гомер не показывает нам смерть Ахиллеса, вероятно, не только потому, что современникам подробности гибели известны. Герой в поэме остаётся жив. Он снискал бессмертие. В этом высокий авторский изыск.

12.

Цивилизации греков и евреев веками существовали параллельно. Жизнестойкость греков и евреев была предопределена распахнутостью в мир одних и углублённой сосредоточенностью в себе других. Разумеется, не без парадоксов. Распахнутость сопровождалась проникновением в тайны мира на атомном уровне. Сосредоточенность (благодаря рассеянию начиная даже со времён Вавилонского пленения, а затем при Македонском при устранении границ) – распространяем по ойкумене тайны существования единого Бога, но и закладкой гнёзд для будущих ересей и самых мрачных тайных учений.

Соприкосновение цивилизаций случилось в царствование Александра Македонского. В IV веке до РХ Палестина стала частью эллинистического мира, как и многие другие земли ойкумены – от Египта до границ Индии. После смерти Александра (323 год) империя распалась на несколько государств. В эллинистическом Египте при Птолемеях в III-I веках был осуществлён перевод древнееврейского канона Танах (Ветхого Завета) на древнегреческий (койне), создана Септуагинта. Там же, в Александрии, поэмы Гомера на койне были очищены от позднейших вставок. Койне – диалект («общий греческий»), первоначально утвердившийся в армии Македонского, распространился на завоёванных эллинами землям. Концом эллинистической эпохи принято считать 30-й год до РХ, год установления римского господства над Египтом – последним эллинистическим царством. Разобщённые эллинистические государства были впитаны в себя Римской империей. Мир, не ведая того, предуготовлялся к Рождеству Иисуса Христа. В Иерусалиме в то время уже несколько лет правил Ирод Великий, утверждённый на царство Римом в 36 году до РХ, который в свой час возжелает убить Богомладенца [8]. Внешне воцарение Рима выглядело как создание огромного единого рынка капиталов, рабов и прочих стратегических и нестратегических товаров. В Римской империи греческий язык стал вторым государственным. Незнание его считалось признаком слабоумия. Собственно, признаков было два: неумение плавать и незнание языка Гомера, языка великой культуры.

Многие учёные сейчас сходятся на том, что первое по времени Евангелие от Матфея было изначально написано на койне, как и весь Новый Завет. Адресованное евреям – иудеохристианам, Евангелие от Матфея, как показывают исследователи, имеет очень сложную и тщательно продуманную до мелочей композиционную структуру [6]. Текст, очевидно, был создан боговдохновенным интеллектуалом, искушённым в тайнах высокой литературы… Здесь же, не отрываясь от темы, заметим, что Евангелие от Луки, самое большое по объёму и обращённое, как известно, к язычникам, несомненно, знатокам Гомера, состоит из 24 глав. Возможно по совпадению, но это число литер в древнегреческом алфавите, то число, на которое александрийские филологи для удобства хранения разбили поэмы Гомера. В этом можно видеть некую культурную преемственность. Судя по тонкости описанных характеров и сюжетов в целом, апостол Лука, ученик апостола Павла (он же автор Деяний), был и по светским меркам величайшим писателем своего времени.

На светоносном луче, векторе, если угодно, обозначенном Гомером, расцвела великая культура греков, героическая и сочувствующая человеку, жаждущая бессмертия и спасения человеческой души. При пересечении с лучом, отражённым жизнью Давида, произошла вспышка. Векторы, как велит аналитическая геометрия, при пересечении перемножаются, образуя третий вектор; явилось христианство. Проиллюстрировать не менее ярко и неожиданно хочется ещё так…

Греки, здороваясь, произносили: радуйся, будь радостен (хейл(р)е, chaire, χαίρε). Приветствие это звучало и в том случае, если им самим и тем, кого они приветствуют, было совершенно не до радости. «Радуйтесь!» - восклицает Ахиллес, встречая посланцев царя в момент надвигающейся катастрофы (9:195+). Он же приветствует и своего мёртвого друга: Радуйся, храбрый Патрокл! и в Аидовом радуйся доме! (23:20-).

Евреи говорят: Мир всем! Мир вам! (шалом ль-хуль, שלום לכול). В книге Царств Давид повелевает посланцам: и скажите так: «[здравствуй,] мир тебе, мир дому твоему, мир всему твоему… (1Цар 25:5,6). Или: Ради братьев моих и ближних моих говорю я: «мир тебе!» (Пс. 121:8).

Православие на славянском языке приняло в свои молитвы приветствия греков и евреев [7]. Пожелание радости, мира (а на Руси исстари – здоровья) – всё это из области земного. Но вертикальным лучом, возносящим радость мира к небу – явился луч из пересечения древних – пасхальный возглас: Христос воскресе!

От Пасхи до Вознесения Русь оглашалась этим приветствием. Саровский чудотворец Серафим приветствовал так людей круглый год, прибавляя: Радость моя. В его слове «радость» слышится, конечно, эхо светоносного греческого приветствия.

«Илиада» Гомера о том, как человек из безжалостной, но вполне чувственной машины смерти превращается в человека сострадательного, собственно в человека человечного. Ради этого, судя по всему, поэма и была дана людям. Ветхий Завет и Давид в нём о том, как богоизбранный человек сосредотачивается на этом уникальном своём даре и из безжалостной, но чувственной машины смерти, превращается в человека богопослушного, богобоязненного.

Кто-то уверенно сейчас судит по зримым признакам и полагает, что живём мы в последние времена, мол, учение Христа для огромнейшего большинства – пепел таинственной сказки, тем более Давид и Гомер – пепел, что человечество, забравшись в постхристианский цифровой будильник, разлагаясь, бурно превращается на финальной черте в земли бесполезное бремя. Возможно. Но можно предположить и иное. Человечество переживает сейчас очередное искушение, а христианство в православной своей ипостаси лишь только предуготовляется к исполнению высшего замысла, пережив своё трудное детство, войдя ныне в свою метущуюся юность.

Жан-Батист де Шампань. Царь Птолемей Филадельф повелевает 72 старцам перевести Библию в Александрийском мусейоне.1672

Сноски

1. «О возвышенном». Перевод, статьи и примечания Н.А. Чистяковой. Москва-Ленинград: Издательство «Наука», 1966. http://ancientrome.ru/antlitr/anon-greek/de-sub-transl-f.htm. Цитата целиком: «Точно так же и иудейский законодатель, человек необычный, до глубины души проникся сознанием могущества божества и перед всеми раскрыл это могущество, написав в начале своей книги о законах: «Сказал бог». — А что сказал он? — «Да будет свет!» И он возник. «Да будет земля!» И она возникла».

2. Можно соотнести с Г. Гегелем: «боги оказываются собственными силами человеческой души и благодаря этому человек не теряет в них своей самостоятельности». https://esthetiks.ru/category/gegel-lektsii-po-estetike/page/3

3. Популярная версия: топоним «Илион» от имени основателя города – Ила, сына Троса, от имени которого «Троя».

Топоним Елеонская гора прозрачен – от елей, оливковое масло, она же Масличная гора.

4. Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Мф 26:28). На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. (Ин 1:29).

5. А. Ф. Лосев. Гомер. Гос. Уч.-пед. издание МП РСФСР, М. 1960. https://historylib.org/historybooks/A--F--Losev_Gomer/17

6. Павел Лебедев. Святой евангелист Матфей и его Евангелие. Седмица.Ru: https://www.sedmitza.ru/text/403905.html

7. «Мир всем» передаётся по-гречески как Ειρήνη πάσι. Из греческого возглас попал в текст славянской Божественной литургии. При начале чтения Апостола иерей возглашает: Мир всем (Ειρήνη πάσι, шалом ль-хуль).

Приветствие греков «радуйся» – в наших молитвах: Богородице Дево, радуйся», Вышняго освященное Божественное селение, радуйся! (Пасхальные часы.) … радостию (εν χαρά) друг друга обымем (в стихирах Пасхи).

У латинян-католиков аналогичная нашей «Богородице Дево, радуйся» молитва начинается словами «Ave, Maria» - буквально «Здравствуй, Мария!». Подобное приветствие (Ave) засвидетельствовано у римских гладиаторов, использовавших при императоре Клавдии тот же глагол: Ave, Caesar (Imperator), morituri te salutant («Здравствуй, Цезарь (император), идущие на смерть (досл. «умерщвляемые») тебя приветствуют»). Интересно, здесь видим два разных приветствия – в начале и конце фразы.

8. Исследователи, которые указывают на то, что наследники Ирода начали править в 5-4 годах до РХ, – тем самым показывая, что избиение Вифлеемских младенцев выдумка, а в дате Рождества ошибка, – кажется, намеренно забывают о существовании еврейской традиции передачи власти наследникам при жизни дряхлеющего правителя – дабы избегнуть наследственного кризиса. Впрочем, мудрость человеческая не всегда приводит к ожидаемым результатам.

+++

Благодарю за консультативную помощь о. диакона Николая Шаблевского – старшего преподавателя кафедры библеистики Московской духовной академии и Харийса Туманса – антиковеда, доктора исторических наук, профессора Латвийского университета.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Олег Слепынин
Жители города, но не люди
Два рассказа
20.01.2022
Тайна исповеди
Заявка на сценарий
24.11.2021
Все статьи Олег Слепынин
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир С.М.
28.04.2024 15:43
«С 1964 года население нашей страны вымирает»
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:23
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
28.04.2024 15:20
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Новый комментарий от Клавдия
28.04.2024 14:55
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Андрей Х.
28.04.2024 13:53
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
28.04.2024 13:48