Хлеб насущныйАполлон Коринфский, Русская народная линия Консервативная классика / 13.01.2017
![]() Ко дню памяти (12 января) русского бытописателя, поэта, журналиста, переводчика Аполлона Аполлоновича Коринфского (1868-1937) ниже мы публикуем одну из глав самого крупного его сочинения - «Народная Русь». Публикацию (в сокращении, приближенную к современной
орфографии) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию:
Коринфский А.А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и
пословиц русского народа. - М.: Изд. книгопродавца М.В. Клюкина, 1901) подготовил
профессор А. Д. Каплин. Разбивка на части - редакции РНЛ. *** В одной свадебной песне еще более ласковыми словами ублажается каравай хлеба: «Свети, свети, месяц, нашему короваю! Проглянь, проглянь, солнце, нашему короваю! Вы, добрые люди, посмотрите, вы нашего коровая отведайте, вы, князь с княгиней, покушайте!»
![]()
Другая - так и зовется, коровайною: «Коровай катается, коровай валяется, коровай на лопату сел, коровай на ножки встал, коровай гряды достал. Уж наш-то коровай для всей семьи годен, для всей семьи - чужой родни: чужому батюшке заесть, чужой матушке закушать, молодой княгине нашей утричком прикушать; молодому-то князю нашему сыто-насыто наесться!».
![]()
Красно говорит охочая до крылатого словца деревня о хлебе-батюшке, послушать любо. «Хлеб за брюхом не ходит!» - молвит народ, всю жизнь ходящий за хлебом и около хлеба. «Ищи - как хлеба ищут», - прибавляет он к этому слову меткое присловье, указывая на трудность добывания хлеба. «Как хочешь зови - только хлебом корми!» - вылетает из народных уст окрыленный голосом голодной нужды прибауток. «И пес перед хлебом смиряется!», - цепляется за него другой, еще более резкий по своей неумытой-неприглаженной правдивости. Но тут же у мужика-хлебороба про запас и третье - веселенькое - словцо. «Что нам хлеб - были бы пироги!», «Где хозяин прошел, там и хлеб уродился!» - приговаривает он.
![]()
Народ не считает деньги за двигателя жизни. «Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу!» - говорит его устами житейский опыт. - «Ел бы богач деньги, кабы убогий хлебом не кормил!» - дополняет он высказанную мысль: «И беду можно с хлебом съесть!», «Не дорог виноград терский, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь!», «Без хлеба - смерть!», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска; а хлеба край, так и под елью рай!», «Палата бела, а без хлеба - беда!», «Хлеб на стол, и стол - престол; а хлеба ни куска, и стол - доска!», «Без хлеба - не крестьянин!». Неприхотлив русский пахарь: «Как хлеб да квас, так все у нас!», - похваляется он: «Хлеб да вода, мужицкая еда!», «Хлеб (ржаной) - калачу (пшеничному) дедушка!», «Калач приестся, а хлеб - никогда!», «Покуда есть хлеб да вода - вполбеды мужику лихая беда!»...
![]()
Любит погуторить честной деревенский люд; никогда он не прочь - острым словом перекинуться. А и метко же бывает об иную пору это словцо мужицкое: скажешь - как пить дать, не в бровь, а в самый глаз попадет!.. «Родись человек - и краюшка готова!» - гласит оно. «Без краюшки - не прожить и седой старушке!», «Люди за хлеб - так и я не слеп!», «Каков ни есть, а хлеб хочет есть!», «Урод-урод, а хлеб в рот несет!», «Голодной куме - все хлеб на уме!» - словно житом ниву засевают, сорят по людям присловиями одни люди добрые. «Не я хлеб ем, а хлеб - меня ест!» - пригорюниваются другие. «Мужик на счастье засеял хлебца, а уродилась лебеда!» - махают рукой третьи. Но навстречу этому слову идет уже и новое, хотя в стародавние времена сложившееся в народной Руси: «Это что за беда, коли вó ржах лебеда; а вот нет хуже беды - как ни ржи, ни лебеды!», «Всем сытым быть - чистого хлеба не напастись: проживем - не умрем, коль с лебедой пожуем!», «Не всем пирог с начинкой, кому - и хлебец с мякинкой!» Охотники до зелена-вина государева от словец о хлебе не прочь зачастую перейти и к присловьям о «хлебной водице». А чем не красны хотя бы такие прибаутки, например, как: «Нет питья лучше воды, коли перегонишь ее на хлебе!», «Хлебом мы сыты, хлебом мы и пьяны!», «Полюби Андревну (соху), так и хлебом брюхо набьешь, хлебным пойлом горе зальешь!»
![]()
Среди загадок русского народа встречается немало говорящих о хлебе. Вот некоторые из них, занесенные собирателями живой старины в неисчерпаемую сокровищницу великорусского языка: «Лежит бугор между гор, пришел Егор, унес бугор (хлеб в печи)!», «Режу, режу - крови нету!», «Что без кореньев растет, без костей встает?», «Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно, колесуют, пройду огонь и воду, конец мой - нож да зубы!» - говорит о себе хлеб, питающий своего неустанного вековечного работника.
![]()
В русском народе, от мала до велика, коренится сознание того, что Господь повелел от земли кормиться. Но, по тому же народному слову, и земля не всякого человека захочет кормить: «Бог не родит, и земля не даст; Бог не даст, и земля не родит!» - говорят в крестьянской Руси. Хотя и сложилось в ней присловье - «Не земля родит, а небо!», но с гораздо большей уверенностью повторяет деревенщина-посельщина такие, как: «Земля-мать, подает клад!», «Какова земля, такой и хлеб!», «Добрая земля - полная мошна, худая земля - пустая мошна!», «Чего на землю не падет, того земля не подымет!» и т.д. Сельскохозяйственный опыт подсказал крестьянину слова: «Добрая земля назем раз путем примет, да девять лет помнит!», «Не та земля дорога, где медведь живет, а где курица скребет!», «На доброй земле сей яровое раньше, на худой позже!».
![]()
Изо всех хлебов ближе, родней изо всех для русского пахаря рожь. Зовет он «матушкой», «кормилицею» величает, именует ее своим «богоданным богачеством». Про ржаной черный хлеб у него и своя песенная слава сложена:
«.............................................. А эту песню мы хлебу поем, слава! Хлебу поем, хлебу честь воздаем, слава! Старым людям на утешение, слава! Добрым молодцам на услышание, слава!»
![]()
«Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеничка - по выбору!» - говорит мужик; говоря, простота, приговаривает: «Красно поле рожью!», «Не кланяюсь и богачу, коли рожь молочу!», «И год хорош, коли уродилась рожь!..» По старинной народной примете, рожь поспевает из закрома в закром в таком порядке: две недели зеленится, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливает, две недели подсыхает да две недели хозяину поклоны бьет, жать себя просит: «Торопись, - говорит, - а то зерно уплывет!» Она же, матушка, ведет к мужику и такую речь: «Сей меня хоть в золу, да в пору!», «Сей хоть в песок, да в свой часок!», «Сеять-то, сей, да на небо поглядывай, дождичка у Бога моли!» Если сев ржи придется во время полуночного (северного) ветра, то - по примете - рожь выйдет крепче и крупнее зерном. Тороватый на приметы деревенский люд говорит, что если при посеве ржи пойдет дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подает; а если пойдет ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой, - не то быть худым всходам. Сложились и у бедняков-бобылей свои бобыльские слова про рожь-кормилицу. «Хороша рожь уродилась, да другим пригодилась!», - говорит их устами народная Русь: «Ходи да любуйся на соседнину рожь!», «Пойду туда, где про меня рожь молотят!», «У кого не засето, тому и тужить об урожае горя нету!»... Привыкшие к неурожайным годам пахари обмолвились про свое житье-бытье серое таким красным словцом: «У нас народ все богатеет: земли от семян остается!», «Не сей, не тужи, знай - котомку за спиной держи: Бог подаст, как по миру нужда погонит!» Об озимой ржи ходит в народе старая загадка: «Загану я загадку, закину за грядку: в год пущу, а в другой выпущу!» «Ржаница» идет, по народному слову, «мужику на сыть», а пшеница - «на верхосытку». Пшеница - «ржи богатая сестра», она не кормит, а прикармливает. «Одним пшеничным пирогом мужик сыт не будет, коли ржаного хлеба не добудет!», «Пшеничка - привередница: и кормит по выбору!», «Пшеница - невеста разборчивая, не ко всякому мужику в дом пойдет!», «В поле пшеница годом родится, матушка-рожь - из году в год!»...
![]()
Песни о пшенице - в большинстве случаев - девичьи песни. Все они по своему содержанию сбиваются на одну и ту же.
«Я у матушки на пшеничниках, Я у батюшки на житничках росла, Что бела росла, красна выросла...» и т.д.
(Окончание следует) Другие способы помощи |
Другие статьи этого автораДругие статьи этого дняДругие статьи по этой теме |
Комментариев 0
Комментарии
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.
Зарегистрироваться