Личности М. Каткова и Ф. Тютчева в интерпретации современных либеральных деятелей

Консервативная классика 
0
165
Время на чтение 17 минут

Стоит объясниться

Михаил Катков и Федор Тютчев являются безусловными гениями и классиками журналистики и литературы. Оба деятеля отстаивали интересы своего государства и своего народа.

Сегодня за каждого настоящего русского писателя, поэта, публициста, журналиста и т. д. надо постоять, дать оценку с точки зрения реального положения дел. Необходимость эта появилась после того, как современные исследователи (в основном из либерального круга) и «эксперты» в своих высказываниях приводят абсолютно необоснованные или не состыковывающиеся с действительностью идеи. Нам необходимо коснуться некоторых актуальных проблем, связанных с оценкой личностей Каткова и Тютчева, чтобы все-таки объяснить суть действий и высказываний великих литераторов.

Некоторые исследователи творчества Михаила Никифоровича и Федора Ивановича ставят им в укор критические высказывания, связанные с деятельностью правительства. Другие авторы считают даже, что Михаил Никифорович и Федор Иванович вовсе никогда не любили Россию. Такими тезисами наполнена в частности и речь известного либерального деятеля, публициста и диссидента Валерии Ильиничны Новодворской.

Валерия Новодворская, будучи на протяжении всей жизни ненавистницей всего исконно русского, высказалась о литераторах в одном из прямых эфиров. Вместе с диссиденткой отвечал на вопросы зрителей ее приятель и коллега по политическому «цеху», а также депутат Государственной думы 2-го созыва с 1996 по 2000 годы, экс-председатель Партии экономической свободы, председатель политической партии «Западный выбор» и ныне иноагент Константин Боровой*.

Оппозиционер или помощник?

На одной из трансляций Новодворской зритель попросил ведущую охарактеризовать следующие слова Каткова: «Наша интеллигенция выбивается из сил, желая показать себя как можно менее русскою, полагая, что в этом-то и состоит европеизм. Но европейская интеллигенция так не мыслит. Наше варварство в нашей иностранной интеллигенции. Истинное варварство ходит у нас не в сером армяке, а больше во фраке и даже в белых перчатках» [1].

Новодворская после того, как услышала вопрос, буквально набросилась на личность литератора: «Вы вообще знаете, кто такой был Катков? Это был злейших враг александровских "великих" реформ. Конечно, вслух он об этом не кричал. Но палки в колеса совал» [2].

С этим высказыванием частично можно согласиться. Михаил Никифорович не принимал новый либеральный курс правительства и высказывался о том, что Россия не должна идти по стопам развития европейского общества. Предназначение своего отечества Катков видел в сохранении традиционных ценностей и защите государства. Однако Михаил Никифорович одновременно критиковал власть и подсказывал ей способы решения проблем.

Историческую роль Каткова лучше всего определил Василий Розанов. Он писал о том, что Михаил Никифорович сформировал государственную печать, не числясь на высокой должности и издавав газету независимую от власти. То есть Катков выступал, по словам Розанова, «от лица русского правительства в его идеале, в его умопостигаемом представлении» [3]. Так что слова Новодворской о том, что главный редактор «Московских ведомостей» только критиковал власть и «совал ей палки в колеса», можно опровергнуть. Стоит лишь почитать некоторые передовые статьи автора, связанные с политической темой.

Критикует Новодворская и непринятие Катковым восстания в Польше в 1863 году. Михаил Никифорович хотел сплотить русский народ вокруг царя и дать отпор Польше и ее мятежникам: «Борьба наша с Польшей не есть борьба за политические начала, это борьба двух народностей, и уступить польскому патриотизму в его притязаниях - значит подписать смертный приговор русскому народу» [4]. Катков призывал «постоять за себя» [4], замечая то, что Польша является сестрой России. Публицист напоминал «о долге справедливости к родственному… народу польскому» [4]. Литератор обвиняет протестующих в создании сообщества русских национальных революционеров. Российские же революционеры не понимают, что они есть создание Запада, герои идей «Свободы. Равенства. Братства».

Обозначаются Катковым границы «польского вопроса» и заявления шляхты о возрождении государства Великой Польши, которое простиралось «от моря до моря»: «Поляки владели и теперь хотят владеть областями, искони заселенными русским народом» [4]. Далее журналист пишет о том, что если объем конфронтации станет большим, то «не найдется ни одного Русского, который не поспешил бы отдать свою жизнь в этой борьбе» [4]. «Московские ведомости» отмечают, что ядром польского восстания, которое находится только на малочисленных территориях западных и юго-западных губерний, является шляхта. Основная масса населения, занимающая обширные восточные земли, — русские крестьяне.

Позиция Новодворской касательно Польского мятежа совпадает с позицией оппонента Каткова Герцена. Напомним, что он выступал за отказ от Бога, брака, семьи, права собственности. Новодворская соглашалась во многом с Александром Ивановичем: была атеистом и не имела мужа и детей. К тому же диссидентка являлась последователем анархических идей Герцена, который считал, что наладить ситуацию в стране можно только в результате «самого обильного кровопускания, какого еще никогда не бывало» [5]. Эти тезисы во многом стали неким пророчеством Октябрьской революции и мятежа 1993 года. Во втором событии участвовала как раз и сама Валерия Ильинична. Отпор мыслям Герцена давал Катков. Во многом Михаил Никифорович, когда рассказывает и разоблачает анархистов своего времени, описывает и как бы предрекает появление в будущем таких фигур, как диссидентка Новодворская.

Екатерина Шульман* считает, что Польское восстание 1863 года во многом напоминает сегодняшнюю ситуацию вокруг Крыма. Самого Каткова журналистка назвала мракобесом: «Мракобес должен быть увлекательным. Если он несет какую-то унылую вот…, то мы про таких не будем рассказывать» [13]. Основные обвинения Шульман* в адрес Каткова следующие: излишний национализм и значительное влияние на прессу. О «национализме» Михаила Никифоровича мы поговорим позже. А о влиянии на российские СМИ XIX века Шульман* верно отметила. Но трактует это политолог в негативном ключе из-за несовпадения её точки зрения с точкой зрения Каткова. Журналистская деятельность Михаила Никифоровича была направлена на охрану государства. Он не хотел, чтобы Российская империя изменила себе, пролила кровь. Своим влиянием «Московские ведомости» и «Русский вестник» Каткова сломили репутацию «Колокола» Герцена и других либеральных изданий, которые противостояли исконному пути России.

Очень важные вещи о Каткове написал Василий Розанов, чьи слова мы приводили выше. Он неоднозначно описывает Михаила Никифоровича. Однако дает четкую и здравую оценку деятельности издателю «Московских ведомостей».

Главной чертой Каткова Розанов называет не гениальность самого публициста, но гениальность его пера: «Он мог в лучшую минуту сказать единственное слово, — слово, которое в напряжении, силе и красоте своей уже было фактом, то есть моментальной неодолимо родило из себя факты и вереницы фактов. Катков — иногда, изредка — говорил как бы "указами": его слово "указывало" и "приказывало"» [3].

Михаил Никифорович пытался помогать государственной власти найти свой путь. И это Розанов не ставит ему в укор. Катков был «центровкой», то есть человеком, который в нужный момент мог напомнить правящему звену о сильном покачивании вправо или влево.

Издатель «Московских ведомостей» единил себя с государством, что подмечал Розанов. Критик писал, что Михаил Никифорович был лишен индивидуальности. Отмечал данный тезис и Владимир Соловьев: «Этот человек доказал, что в решительную минуту он способен все поставить на карту, готов рисковать всем своим личным положением и благополучием ради того, что он считал пользой своего отечества» [15]. Возможно из-за этого сегодня об издателе «Московских ведомостей» не часто вспоминают. Но ведь не в этом же главная цель. Катков не стремился увековечить себя в истории, он хотел увековечить Россию с историей.

Приятель Каткова Виссарион Белинский хоть и критиковал Михаила Никифоровича, но и выделял в нем положительные качества: «В нем много эгоизму, бездна самолюбия, маловато чести, нисколько благородства, он мелочен, сплетник, не может быть ничьим другом, а тем менее кого-нибудь из нас, но в нем много доброты природной, он умен, даже не без чувства, не без способности увлекаться (хоть на минуту) мыслию; а главное – он удивительно грациозен и достолюбезен во всех своих мерзостях – это… с проблесками человечности. Не его вина, если мы хотели видеть в нем для себя то, чем он ни для кого быть не может. Я бы теперь с удовольствием опять сошелся с ним» [16].

Различные враги Михаила Никифоровича от Герцена, Чернышевского и Тургенева до менее известных либеральных публицистов, как заметил исследователь Ростислав Сементковский, в своем труде 1892 года «Михаил Катков. Его жизнь и публицистическая деятельность», называли его «громовержцем Страстного бульвара», «будочником русской прессы», «жрецом мракобесия», «проповедником сикофанства», «московским Менцелем» и «герцогом Альба».

«Постарался» в разрушении культа Каткова Ленин, который был ярым любителем врага Михаила Никифоровича Герцена, а также мастером выдавать ярлыки разным деятелям. Так Владимир Ильич охарактеризовал издателя «Московских ведомостей» следующим образом: «Либеральный, сочувствующий английской буржуазии и английской конституции, помещик Катков во время первого демократического подъема в России повернул к национализму, шовинизму и бешеному черносотенству» [5]. После слов Ленина, как отмечал обозреватель «Литературной газеты» Владимир Поляков, в советское время на Журфаке МГУ о Каткове только и мыслили, как о шовинисте. А любые слова Ульянова о журналистике, даже самые незначительные, московские и не только студенты конспектировали и разбирали на цитаты. Из советской «антикатковской» модели журналистики МГУ вышли большинство сегодняшних иноагентов и предателей России таких, как Дмитрий Быков*, Юрий Дудь*, Иван Засурский, Катерина Гордеева*, Алексей Пивоваров* и другие.

«Сегодня, когда России вновь опасно грозят с западных направлений, именно Катков как политический публицист нам намного важней. Вот кого надо издать полностью и изучать на факультетах журналистики» [11], — заключает Владимир Поляков в тексте 2015 года.

Пожалуй, после Михаила Никифоровича не осталось таких мощных, тиражированных и любящих свою страну публицистов и издателей, которые держались бы отдельно от власти, но при этом помогая ей расти и крепнуть. Катков до сих пор остается примером в понимании сущности русского народа. О русских он писал так: «О смысле и свойстве русского народного чувства говорит убедительно вся русская история. Это не есть чувство наемника, который соблюдает свои обязательства, пока ему это выгодно; это сила природная, семейная, созданная историей, воспитанная Церковью — сила, от которой народ наш не может отложиться, не отрекаясь от собственного бытия» [12].

Кто на самом деле ненавистник?

Дала оценку Валерия Ильинична и следующим словам Тютчева (приведем их кратко. — АН): «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающего все более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей — кстати, весьма почитаемых. <…> По мере того, как Россия, добиваясь большей свободы, все более самоутверждается, нелюбовь к ней этих господ только усиливается. И напротив, мы видим, что никакие нарушения в области правосудия, нравственности и даже цивилизации, которые допускаются в Европе, нисколько не уменьшили пристрастия к ней… [1]»

Оценка Новодворской Тютчева тоже не является положительной. Хоть диссидентка и называет Федора Ивановича «другим» [2], «более сложным» [2], «дореформенной Россией» [2] (Николая I. — прим. АН), она утверждает то, что поэт не мог любить Родину. Если в случае с Катковым журналистка так или иначе поддерживает действия либеральной власти и отрицает деятельность Михаила Никифоровича, то в случае с Тютчевым все наоборот.

«Тупая вертикаль власти. При Николае Россия влезла в абсолютно ненужную Крымскую войну, обеими ногами в Европу. Это время Священного союза. Это время, когда николаевская Россия (читайте маркиза де Кюстина об этом деле) внушала всем ужас. И любить ее было абсолютно не за что. Как вы помните, декабристы ее тоже не любили. Я их очень хорошо понимаю. До Николая дошло, что он наделал, только после проигрыша в Крымской войне, когда он натравил всех, как крыса» [2], — говорит Валерия Ильинична.

Федор Иванович Тютчев во многом предвидел Крымскую войну. Накануне ее он начал работать над так и не законченным трактатом «Россия и Запад», где попытался объяснить суть и характер стран Европы и своего Отечества.

Крымскую войну поэт считал неизбежной: «Давно уже можно было предугадывать, что эта бешеная ненависть — словно ненависть пса к привязи, — ненависть, которая тридцать лет, с каждым годом все сильнее и сильнее, разжигалась на Западе против России, сорвется же когда-нибудь с цепи. Этот миг и настал. То, что на официальном языке называлось Россией — чего уже оно ни делало, чтоб отвратить роковую судьбу: и виляло, и торговалось, и прятало знамя, и отрицало даже самое себя, — ничто не помогло» [6].

Поэт отмечает, что Российская империя всеми мерами старалась избежать боевого столкновения, прекратить конфронтации с Западом. Тютчев не обвиняет правительство в начале войны, значит тезис Новодворской опять можно опровергнуть.

Политика России была нацелена на поглощение Европы, как считает Валерия Ильинична. Либералы часто приписывают это, чтобы оправдать свое стремление к слиянию со странами Старого света. То есть ненавистники России старались «не враждовать», а «дружить» с Западом. Хотя сам Запад этого не желал. «Дружбу» с русскими либералами Европа использовала для влияния внутри нашей страны.

Деятелям, которые слепо стремились побрататься со Старым Светом, отвечал сам Тютчев в стихотворении «Напрасный труд»:

Напрасный труд — нет, их не вразумишь, —

Чем либеральней, тем они пошлее,

Цивилизация — для них фетиш,

Но недоступна им ее идея.

Как перед ней ни гнитесь, господа,

Вам не снискать признанья от Европы:

В ее глазах вы будете всегда

Не слуги просвещенья, а холопы [6].

Либералы, помимо всего прочего, часто забывали и о своем собственном народе. Федор Иванович любил русский народ. Он писал с сожалением о нем, уже зная, что Крымская война будет проиграна:

Эти бедные селенья,

Эта скудная природа —

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа!

Не поймет и не заметит

Гордый взор иноплеменный,

Что сквозит и тайно светит

В наготе твоей смиренной.

Удрученный ношей крестной,

Всю тебя, земля родная,

В рабском виде Царь Небесный

Исходил, благословляя [6].

Классик лелеет своих сограждан, напоминает им о Господе, который защищает Россию.

«Тютчев, если вы очень внимательно его читали, увлекался панславизмом, что через 70 лет ввертит Россию в губительную для нее и последнюю в ее истории Балканскую войну 1914 года. Помните, как он писал "Исчезни царь России, — И встань — как всеславянский царь!" А как он оправдывал подавление польского восстания в 1825 году (непонятно только речь идет о декабристах или о польском восстании 1830–1831 годов. – АН). Не все так просто с Тютчевым. Тютчеву не хотелось признаваться в том, что тогдашнюю Россию не за что было любить», — делает второе заявление о классике Новодворская, цитируя, кстати, стихотворение неправильно (верными будут строки «Пади пред ним, о царь России, —/ И встань — как всеславянский царь!»)

Федор Иванович и вправду увлекался панславизмом. Знаменито его стихотворение «Славянам» («Привет вам задушевный, братья / Со всех Славянщины концов…»), где он обращается ко всем славянским народам. Поэт мечтал о том, чтобы все побратимые страны слились в одно нерушимое государство. И единение это, в первую очередь, должно произойти было из-за общей религии.

Польское восстание 1830 года почти не отличалось мотивами от восстания 1863 года, о котором мы упоминали выше. И естественно, что Тютчев никак не мог поддерживать действия мятежников, подрывающих территориальную целостность великой империи.

Своей критикой тютчевской позиции Новодворская разоблачает собственные взгляды. По мнению диссидентки, России будет лучше с западными католиками, чем с балканскими православными.

А отсюда — мы подтвердили это во многих примерах — уже можно назвать особый метод журналистки к формированию мысли и критики. Личность и Тютчева, и Каткова формируется Новодворской не из реальных фактов, слов литераторов, оценки современников, а из своих собственных мыслей и взглядов. Тезисы, выдвинутые ею, не имеют достойной фактологической опоры, основаны на личных политических и идеологических убеждениях, никак не связанных с тем, что по-настоящему думали литераторы.

Либералом из стихотворения «Напрасный труд» Тютчева, который «гнется» перед Европой, являлась и Валерия Новодворская. Федор Иванович, как и Катков, опередил время и предрек судьбу ненавистников России.

Чтобы окончательно оспорить мнение Новодворской о том, что Тютчев не мог любить Родину, мы приведем отрывок из его письма к родным в 1844 году: «... Поистине Россия хорошая страна и хороший народ, но дабы говорить это с полным убеждением, следует знать заграницу так, как я ее знаю». Поэт пишет «страна» о власти и «народ» о населении. При всех неурядицах во внешней политике тютчевского времени литератор никогда не предавал свое Отечество.

«Когда что-то особенно его задевало, вызывало острое негодование — будь то проявление "неспособности" [17] во внешней политике или произвол по отношению к печати, — он, казалось, готов был признать "уязвимость самого принципа" [17]: чувствуя, как "колеблются самые основы всего здания" [17], он испытывал при этом ту же неловкость, какую, по его словам, должны испытывать искренне верующие католики, когда речь идет о принципе непогрешимости папы» [18], — пишет исследовательница Валентина Твардовская. Позже она утверждает, что даже при мимолетных сомнениях в монархическом принципе власти, Тютчев отвергал свои негативные мысли. «Сомнения эти не только не переходили в уверенность, но и отвергались всей системой взглядов Тютчева, решительно, хотя и насильственно, изгонялись самим поэтом как чужеродные ей» [18], — считает Твардовская. Ибо для Тютчева монарх — ставленник божий. И никто, кроме Господа, не может и не имеет права убрать царя с престола.

«Столь разнообразные и противоречивые умозаключения (Тютчева. — прим. АН) обусловлены также мировоззренческими и идеологическими предпочтениями, с точки зрения которых исследователи рассматривают изучаемый материал. <…> Даже при высокой текстологической культуре, безукоризненном справочном аппарате,… не избежать разнородных уклонений от их содержательно-смысловой аутентичности, которые вызваны "зазорами" между личностью, мировоззрением, опытом изучаемого автора и его исследователя» [19], — утверждает исследователь Борис Тарасов. Мы же эти слова относим к речи Валерии Новодворской, которая попыталась использовать «зазоры» поэта в качестве аргумента нелюбви Тютчева к правительству Российской империи.

Оценку Тютчева как русского литератора дал исследователь Владимир Бондаренко в своей статье к 145-летию Федора Ивановича: «Почти всю жизнь проживший за границей, он был предельно русским, предельно державным поэтом [7]». Держава превыше всего, а царь — ее наследник.

Тютчев-публицист формировал русскую внешнюю политику. По словам Бондаренко, тютчевская империя «должна быть всегда единой: Православная Церковь — ее душа, славянское племя — ее тело» [7].

Нельзя не упомянуть в изучении Тютчева книгу из серии ЖЗЛ Вадима Кожинова о поэте. Литературовед одним из первых в современной критике отметил, что Федор Иванович пытался судить о России не по внешним проявлениям бытия, а по целостной сути бытия страны.

Понятие русского бытия, по мнению поэта, связано, в первую очередь, со «стихией, неким излучением, свечением» [8]. Да и сам Тютчев, когда писал стихотворения о России, находился в дороге (писал не сам, а — «доро́гой» [8]), что отмечает Кожинов. Мысли Федора Ивановича являлись в свет «неким излучением». Литератор старался понять Россию в метафизическом плане, касаясь больше нематериальной, трансцендентной стороны. А это уже подход поэта как философа, глубоко обеспокоенного судьбой Родины.

Такому формированию отношения к своей стране во многом помогло то, что поэт жил заграницей. Он знал о русской действительности по большей части из прессы и разговоров. Поэтому мог судить о ней объективно, как бы со стороны смотря и обращая внимание только на самые глубинные основы и проявления русской истории, культуры и религии. Так же объективно, проживая зарубежом, смотрели позже Иван Бунин, Иван Ильин, Иван Шмелев и другие.

Тютчев, находясь бо́льшую часть времени в Европе, всегда мог понять Россию, отмечает другой исследователь жизни литератора, муж дочери Федора Ивановича — Иван Аксаков. Он писал о том, что многие русские, когда уезжают даже на небольшой период в Европу, начинают «отдаляться» от Родины. У Тютчева такого никогда не было.

Российская империя виделась поэту с точки зрения мировой истории, «подобно тому продолжал он смотреть на Россию и в России, не смущаясь злобой дня, не нуждаясь в более тесном соприкосновении с русской действительностью [9]».

Ставим точку

Приведенные в начале подглав цитаты Каткова и Тютчева показывают сущность их взглядов. Литераторы всегда выступали за развитие собственного направления России в политике и культуре. Оба, являясь, кстати, большими любителями европейской философии (в особенности Шеллинга) и литературы, регулярно переводившими ее на русский язык, высказывались о самобытности своей страны. Как верно заметил исследователь Владимир Кантор, Катков «был,… имперский европеец, как и Пушкин, последователь Петра Великого» [14]. Всемирной отзывчивостью, о которой упоминал Достоевский на пушкинских торжествах 1880 года, обладал поэт Тютчев.

Однако Федора Иванович и Михаил Никифорович внесли вклад, в первую очередь, в развитие отечественной мысли и становление русского самосознания. Это невозможно «занизить» даже наиболее «левым» авторам.

Примечательно то, что обоих литераторов объединяла любовь к стране. Тютчев и Катков не мыслили себя без России. Также они не представляли мировую историю без Российской империи.

Андрей Нейжмак, студент факультета журналистики Кубанского госуниверситета

* - Признаны в РФ иноагентами

Использованные источники:

  1. Катков и Тютчев (LiveJournal) URL: https://bogdan-63.livejournal.com/2131186.html
  2. Новодворская В., К. Боровой* «Катков и Тютчев» URL: https://www.youtube.com/watch?v=V7XjyFPxkM8
  3. Розанов В. «Суворин и Катков» URL: https://books-all.ru/book/279561-suvorin-i-katkov.html
  4. Катков, М.Н. Собрание передовых статей̆ «Московских ведомостей̆» 1863 год / Издание С.П.Катковой. - М.: Типография В. В. Чичерина, 1897.
  5. Герцен А. И. «Колокол». Избранные статьи А. И. Герцена. (1857–1869). Женева, 1887.
  6. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений и писем: Том 2. Стихотворения, 1850—1873 (2003)
  7. Бондаренко В. Г. Рыцарь поэзии. «Родная Кубань». URL: https://rkuban.ru/archive/rubric/literaturovedenie-i-kritika/literaturovedenie-i-kritika_10147.html
  8. Кожинов В. Тютчев. — М.: Мол. Гвардия, 1988.
  9. Аксаков И. «ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ» Биографический очерк. URL: https://ftutchev.ru/aksakov0004.html
  10. Ленин В. Полное собрание сочинений. Том 22. Июль 1912 – февраль 1913
  11. Поляков В. «Сильное слово его» («Литературная газета») URL: https://lgz.ru/article/-31-6474-6-08-2014/silnoe-slovo-ego/
  12. Катков М. «Неразрывная связь русского народа с Верховной властью» («Московские ведомости» №88. 1867 год). URL: https://ru.wikisource.org/wiki/Неразрывная_связь_русского_народа_с_Верховной_властью_(Катков)/ДО
  13. Шульман Е. «Ковидная смертность, президентский консерватизм, законопроект о губернаторах. Аномия. Михаил Катков». Эфир на личном Ютуб-канале от 27 октября 2021 года. URL: https://www.youtube.com/watch?v=83-lRq9NqUg
  14. Кантор В. «Имперский европеизм, или Правда Михаила Каткова versus русское общество» («Вопросы литературы» от 29.06.2018). URL: https://voplit.ru/article/imperskij-evropeizm-ili-pravda-mihaila-katkova-versus-russkoe-obshhestvo/
  15. Соловьев В. «Несколько личных воспоминаний о Каткове» (Кавказ. № 299—300. 11, 12 ноября 1897. Печатается по: Соловьев В. С. Сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1989. С. 626—634)
  16. Белинский В. Письмо от 15 января 1841 года (Письма (1841–1848)). URL: https://kolomna-biblio.narod.ru/TEXT/B/bw19.htm
  17. Тютчев И. Письмо к А. Ф. Аксаковой 20 февр. <1868 г.>. URL: http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/kritika-about/tvardovskaya-tyutchev-v-obschestvennoj-borbe.htm
  18. Твардовская В. «Тютчев в общественной борьбе пореформенной России». URL: Источник: http://tutchev.lit-info.ru/tutchev/kritika-about/tvardovskaya-tyutchev-v-obschestvennoj-borbe.htm
  19. Тарасов Б. «Историософско-публицистическое наследие Тютчева в зеркалах интерпретации» («Вопросы литературы» от 04.06.2018). URL: https://voplit.ru/article/istoriosofsko-publitsisticheskoe-nasledie-tyutcheva-v-zerkalah-interpretatsii/

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Нейжмак
Почему важно найти рукописи покойного Виктора Лихоносова?
Виктор Иванович Лихоносов — классик русской литературы
22.04.2024
Все статьи Андрей Нейжмак
Консервативная классика
Слово о русской философии.
Протоиерей Сергий Булгаков. Софиология
19.04.2024
Алексей Фатьянов
«Писатель о писателях»
18.04.2024
Александр Твардовский
«Писатель о писателях»
17.04.2024
Слово о русской философии.
Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции
03.04.2024
Дерзновение веры
Проповедь во вторую Неделю Великого поста
30.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 17:05