Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Отец Андрей Кураев перешёл все дозволенные границы человеческого приличия и духовного такта

Андрей Кураев  Православие и эволюционизм   Проблемы церковной жизни 
0
7323
Время на чтение 5 минут
Скандальная слава протодиакона Андрея Кураева дала многим повод для размышления: за что в действительности он был лишён звания профессора Московской Духовной Академии? Не секрет ведь, что иногда за явные грехи мы не предстаём перед правосудием, в то время как человек, случается, может понести наказание по уголовной статье за преступление, которого не совершал. А бывает и так, что прегрешение заключалось в одном, а наказание было назначено за другое...

Многие заявления о. Андрея смущали и продолжают смущать православных людей. В частности, меня. Однако я не смею выступать в качестве судьи, тем более что духовное решение уже вынесено уважаемыми членами Учёного совета МДА. Я хочу лишь отметить, что в течение многих лет диакон (а потом и протодиакон) Андрей Кураев высказывал позицию, противоположную учению Церкви по одному догматическому вопросу: отношению к шестидневному творению и появлению смерти. В 1999 году он опубликовал статью «Может ли православный быть эволюционистом?», а в 2006 году - книгу с тем же названием.

На ошибочность взглядов о. Андрея ему неоднократно указывал убиенный иерей Даниил Сысоев в книге Шестоднев против эволюции. Дважды это сделал и мой брат, протоиерей Константин Буфеев. В книге «Православное вероучение и теория эволюции» (2003 г.) ему посвящена глава «Как миссионер-эволюционист не устоял в Православии» (с. 340-352), в сборнике «Православное осмысление творения мiра» № 3 (2007 г.) - статья «"Православный эволюционизм" как одно из новых "мнений Церкви"» (с. 55-80).

Никакого содержательного ответа на критику в течение нескольких лет о. Кураев своим оппонентам не предоставил. При этом тихо и незаметно он оставался «православным эволюционистом».

Новым поводом для вступления о. Андрея Кураева в эту дискуссию (причём в самом неприглядном и хамском стиле) явилась яркая статья протоиерея Константина Буфеева «Шестоднев в контексте Священного Предания. О докладе протоиерея Леонида Грилихеса». Наиболее важной, на наш взгляд, в этой публикации является мысль автора о том, что отношение к самой тематике Шестоднева должно определяться, исходя из догматического учения Православной Церкви. Из этого следует, что не научный подход (равно как в академическом, так и в «книжническом» смысле), а именно опора на святоотеческую традицию может дать единственно правильное понимание событий первой творческой седмицы.

Как это ни странно, догматическое значение церковного учения о Боге как о Творце не осознается в должной степени, и даже отрицается многими современными богословами (протоиерей Леонид Грилихес - один из них). И как бы ни хотелось эволюционистам трактовать события Творения «более духовно» - аллегорически, все их хитрые изворачивания являются лишь игрой ума и никак не приближают к Истине. Достоинством статьи отца Константина Буфеева является то, что он сумел сказать об этом просто и ясно.

Тем удивительнее было встретить среди отзывов на эту статью следующую резкую оценку протодиакона Андрея Кураева, его многолетнего оппонента: «Крайне подлая статейка» [19 декабря 2013, http://pravmir-24.livejournal.com/3383830.html].

Отец Андрей перешёл все дозволенные границы человеческого приличия и духовного такта. Статья отца Константина - конкретная и аргументированная, опирается на мнение Святых Отцов. Она содержит критическую часть, причём весьма обоснованную (интересно, что сможет ответить прот. Леонид Грилихес?). Статья содержит и позитивную часть - а именно, напоминает о забытом многими богословами-модернистами традиционном толковании Шестоднева. Ничего «подлого» в статье нет ни по содержанию (стиль вполне академический), ни по отношению к кому-либо из упоминаемых в ней лиц.

Подлость, скорее, можно усмотреть в самих приведенных бессовестных и безответственных словах отца протодиакона. Если о. Андрей отвергает святоотеческое учение о Сотворении и воспринимает критику, направленную в адрес о. Леонида Грилихеса, как уязвление собственной позиции, это вовсе не означает, будто обличение эволюционистов о. Константином Буфеевым несправедливо.

Отцы Даниил Сысоев и Константин Буфеев неоднократно персонально приглашали о. Андрея Кураева принять участие в работе богословских конференций, проводимых Миссионерско-Просветительским Центром «Шестодневъ». Однако о. Кураев назвал созданный по благословению Святейшего Патриарха Алексия II Центр «сектой», а на открытый диспут прийти так и не решился. Вместо этого он позволил себе циничный и развязный стиль по отношению к священнослужителям, стоящим выше него в церковной иерархии: к священнику и к протоиерею (имеющим церковные награды, а также богословские и естественнонаучные кандидатские степени). И теперь он не смог найти других слов, кроме наглого вызывающего пассажа: «И эти сысоевские шулеры хотят, чтобы с ними кто-то всерьёз диспутировал?» [там же].

Бессильные и жалкие слова.

Исполненный ненависти, протодиакон-целибат назвал оппонентов «юношами». Трудно сказать, что это - особый пиарный ход «старца»-блогера, либо проявление его «старческого» (младостарческого) слабоумия. Дело в том, что первый «юноша», иерей Даниил - отец трёх дочерей. Другой «юноша», о. Константин имеет шестерых детей, из которых двое - студенты московских ВУЗов, а один уже аспирант.

Но главное, конечно, не в этом. Протодиакона Кураева обличили в еретическом заблуждении, в противоречии согласному мнению Церкви, в догматической ошибке - а он вместо покаяния (или содержательного ответа) изрыгает лишь хулу и оскорбления... И ни одного слова по существу. Отец Андрей действительно не ответил ни на одно критическое замечание к своим публикациям по теме Шеcтоднева. (Поразительно, насколько эволюционисты беспомощны в своей богословской аргументации и постоянно проигрывают в споре православным оппонентам.)

На самом деле, мне вообще не понятно, с какой стати о. Кураев в контексте полемики между двумя протоиереями (Буфеевым и Грилихесом) упомянул имя отца Даниила Сысоева. Сам о. протодиакон уже давно исписался и вряд ли способен после десяти лет отмалчивания сказать что-либо существенное по теме продолжающейся богословской дискуссии. Приснопоминаемый отец Даниил, к сожалению, ответить ему уже не сможет. В его тело уже вошли две смертоносные пули. Каким же чудовищным бесстыдством должен обладать человек, к тому же православный клирик (!), который написал про убиенного священника: «И не надо про "мученика". Удар по голове топором или пулей никого не делает умнее. Мученическая кончина не может быть оправданием предшествующего графоманства» [18 декабря 2013 г., http://diak-kuraev.livejournal.com/563860.html].

Вот до какой моральной высоты возрос наш «православный эволюционист».

В обществе благородных людей за такие слова раньше вызывали на дуэль. Но протодиакон Кураев (сам, кстати, редкий графоман - в отличие от о. Даниила, который таковым не был) ни разу не поднял перчатки, брошенной ему в богословском диспуте. Так что в благородстве этого «милостивого государя» никто не подозревает. Даже пощёчины о. протодиакон не достоин. Кому охота руки марать?

...И вот, на очередном витке жизненной спирали, Господь дал миссионеру-эволюционисту знамение. Бог поругаем не бывает. Отец Андрей, Вы хоть заметили, что лишились всех академических регалий в день памяти небесного покровителя убиенного иерея Даниила Сысоева - святого пророка Божьего Даниила?..

Благодатный Огонь
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

128. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Яблоков, простите, вы действительно считаете, что ваше высказывание содержит какой-то смысл и соответствует действительности? Может, вам мало ссылок, которые я тут предоставил? Там рассказывается об экспериментах. ___ Кстати, по теме: http://theoryandpractice.ru/videos/647-evolyutsionnaya-psikhologiya
рудовский / 23.01.2014, 13:12

127. Ответ на 126., рудовский:

Тем, что эволюционизм к науке не имеет совершенно никакого отношения. Он принимается на веру "учеными"-атеистами. Научно только то, что подтверждается повторяющимся во времени экспериментом.
М.Яблоков / 22.01.2014, 12:32

126. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Яблоков, вот ващи слова: 104. М.Яблоков : Ответ на 103., рудовский: 2014-01-21 в 12:24 Причем тут РАН? Речь о том, что эволюционизм - антинаучный бред.

. Чем вы можете подтвердить сие высказывание?
рудовский / 22.01.2014, 12:21

125. Ответ на 122., иерей Е. Селенский:

Есть, особенно в математике, большое поле для проявления интуиции. Многие талантливые математики подходят к неизвестной проблеме с эстетических позиций, уверяются в своей правоте или неправоте, а уж потом доказывают свои выводы на бумаге. Помню, кто-то из них сказал так: сначала я увидел, что это так, и лишь затем понял, как это доказать.

Об этом писал, например, Пуанкаре. У нас публиковался когда-то сборник его трудов "О науке". Об этих вещах имеются соответствующие главы в работах "Ценность науки" и "Наука и метод".
Коротков А. В. / 22.01.2014, 11:27

124. Ответ на 123., рудовский:

наши академики отказались

Какие это "наши" академики? Никакого единого мнения у академиков по этому поводу нет. Разве что в философии марксизма-ленинизма.
М.Яблоков / 22.01.2014, 11:07

123. Re: Во что может превратиться православный, если останется эволюционистом

Иерей Селенский Насчет интуиции и всяких неожиданных догадок - да, верно: всегда возможно удачное предвидение или даже просто везение. Насчет суеверия - это просто невольная цитата из одного романа А.Азимова. У него, кстати, были свои соображения насчет возникновения и развития жизни. Яблоков, так это ж хорошо, что белочки и белки рождаются только от белочек и белок!.. Представляете, что было бы, если бы белочки рождались от зайчиков (хотя есть другие белочки, возникающие от водочки; и есть другие белкИ, как они возникли - пока неясно). Так что насчет РАН-то? Вы тут вроде хотели доказать, что наши академики отказались от с.т.э. Какие-нибудь подтверждающие это ссылки предоставить?..
рудовский / 22.01.2014, 10:40

122. Ответ на 113., рудовский:

Не помню, где, но где-то видел забавный вопрос:верят(!) ли математики, что P=NP? Там где-то 2/3 высказались в духе, мол, нет, не равны! :)Мой знакомый знакомый с мехмата тоже высказывался в духе, что не равны. Просто так, из общих соображений. У него не было ничего, кроме этой эфемерной убежденности и принципиального незнания, иначе говоря, у него не было ничего, кроме суеверия.

По этому частному вопросу я думаю, что он неразрешим, по крайней мере, неразрешим без каких-то фундаментально новых подходов. Мне кажется, что сам процесс вычисления именно таков, что это доказать нельзя. Я думаю, что необходимость произвести какое-либо алгоритмическое действие (например, очередное вычисление или записать промежуточный результат в память) уже накладывает на сам алгоритмический процесс получения результата ограничения в этом смысле. Действительно, есть еще те, кто верит, что P=NP и что это можно доказать. Но таких меньшинство. Вот эта проблема, в принципе, стоит и в биологии. В неживой природе нет предвидения и планирования. Однако живое не могло без него появиться. Кстати, по поводу "суеверия", не соглашусь. Есть, особенно в математике, большое поле для проявления интуиции. Многие талантливые математики подходят к неизвестной проблеме с эстетических позиций, уверяются в своей правоте или неправоте, а уж потом доказывают свои выводы на бумаге. Помню, кто-то из них сказал так: сначала я увидел, что это так, и лишь затем понял, как это доказать. Это не суеверие, на мой взгляд, а интуиция, некоторое обобщение, выжимка предыдущего опыта (личного или предшественников), непонятное (еще?) проявление работы интеллекта. Тьюринговский оракул (а здесь человек выступает оракулом), кстати, с позиций теории вычислений, невозможно формализовать, алгоритмизировать, его можно только охарактеризовать.

121. Ответ на 117., eka:

Вначале появилась курица.

Вы начинаете кое-что понимать ))
М.Яблоков / 22.01.2014, 07:50

120. Ответ на 108., рудовский:

если у вашей белочки зайчики не родятся. Это нормально.

В РАН разные ученые работают )) как и везде. Есть атеисты, есть верующие. А зайчег от билочки нигде и никогда не родится - ни у меня, ни у вас )) И это действительно нормально. Только не для эволюционистов )
М.Яблоков / 22.01.2014, 07:49

119. Ответ на 110., Соболев:

Михаил, Рудовский из всей ломоты на РНЛ самый достойный представитель.

Да я в этом даже не сомневаюсь )
М.Яблоков / 22.01.2014, 07:45
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Сергей Буфеев
«Ветряные мельницы» или подводные течения?
Открытое письмо отв. редактору ЖМП Сергею Чапнину
16.12.2011
Все статьи Сергей Буфеев
Андрей Кураев
Церковный суд и горделивые «правдолюбцы»
О нашумевших судебных делах в Русской Православной Церкви и лукавой позиции подсудимых
30.01.2024
Мне странно...
Зачем в наших СМИ пишут о предателях Родины?
07.11.2023
«Верю, что Кураев вернётся в родную гавань»
Человек, щедро наделённый дарами «харизмы обличения» не станет мириться с нравами Евросодома
19.10.2023
Все статьи темы
Православие и эволюционизм
Творение vs эволюция: прикладные аспекты исповедания
Доклад на Международной научно-богословской конференции «Бог-человек-мир» в Сретенской духовной академии 15 марта 2023 года
01.04.2023
Каков смысл и цель вселенной, и человеческого развития в целом?
В Москве состоялся V Профессорский форум «Наука и образование в условиях глобальных вызовов»
30.11.2022
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Есть ли внутри УПЦ «тайный сговор»?
Об одной интересной дискуссии между двумя известными прихожанами канонической Украинской Православной Церкви
04.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 18:08
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Игорь Бондарев
26.04.2024 18:06
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от С. Югов
26.04.2024 17:17
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 16:38