Ниже мы публикуем один из фрагментов фундаментального сочинения «Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах» выдающегося русского экономиста, общественного деятеля, зачинателя кооперативного движения в России, образцового хозяина, публициста князя Александра Илларионовича Васильчикова (1818-1881).
Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Васильчиков А., князь. Землевладение и земледелие в России и других европейских государствах. [В 2-х т.].-Т.I. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1876. - С. 454-469) подготовил профессор А. Д. Каплин. Слова в разрядку заменены жирным шрифтом. Название и примечания - составителя.
+ + +
Первая и главнейшая ошибка состоит в том, что закрепление крестьян к земле смешивается с крепостным правом в том виде, как оно существовало в наше время, перед самым освобождением крестьян, и что поэтому принято считать начало крепостного и поместного владения с издания указов 1592 и 1602 годов.
Между состоянием крестьян в XVII и даже начале XVIII столетия и положением их в половине или конце XVIII столетия оказывается большое различие.
Запрещение вольного перехода было единственное ограничение, узаконенное первыми указами, и мера эта так мало стесняла хозяйственный быт крестьян, что и в настоящее время, когда крестьяне признаются вольными, запрещение это остается в своей силе, отказ от земли допускается только в исключительных случаях, и закрепление к земле сохраняется в первобытном своем значении.
Но закрепление XVII века было далее не такое всеобщее и безусловное, как нынешнее. Крепкими к помещичьим землям считались только те домохозяева, которые или по прежним, или по новейшим сделкам сели на эти земли, порядились их пахать, и эти обязательства связывали их только лично и пожизненно: сыновья, племянники, братья выделялись от них беспрепятственно и переходили свободно, именуясь государевыми вольными людьми.
Введение подушного оклада уничтожило по закону этот последний разряд гулящих людей. Но другой класс крестьян, оседлых домохозяев, оставался и при Петре I на прежних своих правах. Подушную подать тянули только люди, устроенные пашней, и крестьяне без земли продолжали считаться не помещичьими, а государевыми, покуда они добровольно не записались в город, в черносошную волость или за помещика.
В этом первоначальном своем виде, закрепление людей к земле было равносильно закреплению земли за людьми; так оно и принято было народом и правительством; право частной собственности служилого сословия было срочное и условное, право мирского владения крестьян, напротив, безсрочное, ненарушимое и неотчуждаемое; черные люди были вполне обеспечены вечным пользованием своею пашнею, вотчинники не вполне, потому, что имения их отбирались в казну в случае неявки на службу; а помещики владели поместьями только в виде временного оклада, заменяющего прежнее кормление или денежное жалованье.
Изменилось это положение только после Петра, и тут последовало несколько распоряжений, которые можно назвать вероломными нарушениями крестьянских прав и вольностей; самые чувствительные из них были указы 1729 и 1742 годов, по коим всех людей, записавшихся за господами, по частным условиям (кабалам), велено записать в вечное их владение, а государевых вольных людей отдавать в крепостное владение тем, кто пожелает записать их за собой в подушный оклад; так, в силу этих указов, все вольные и срочные сделки дворян с крестьянами были одним почерком пера превращены в вечные и обязательные, а все крестьянские дети, государевы вольные люди, одним разом приписаны к тем помещикам, которые пожелали их взять и кормить. С этого только времени крепостное право начало развиваться в полном и суровом своем значении, а к концу столетия дошло до того, что крестьяне по произволу помещиков сдавались в рекруты, ссылались в Сибирь, продавались с публичного торга (только без молотка), отпускались на волю, чтобы избавиться от престарелых и безсильных работников; и при этом помещикам выплачивались еще как будто премии за злоупотребление власти зачетом рекрута за каждого крестьянина, наказанная за неповиновение кнутом и сосланная в каторгу за негодность.
Все эти мероприятия относятся не к древним временам варварства и злодейства московских царей, а к тому образованному веку, когда европейская цивилизация проникла в высшие сферы русского общества, когда наши меценаты (Шувалов, Румянцов) вкусили уже всех плодов науки и искусств, а придворное дворянство (Орловы, Разумовские, Потемкины) славилось своими образованными вкусами и нравами, к тому времени, когда наше правительство сроднилось с Европой, и наше старинное боярство успело уже выучиться у польского шляхетства, у немецкого баронства искусству округлять свои владения и расширять свою власть в качестве благородного сословия, опоры престола, и для вящего упрочения монархической власти и священных прав собственности.
Пусть же за ними, за правителями и вельможами XVIII века, а не за Годуновым или Алексеем Михайловичем или Петром останется и злая память этого ига. Которое для русского народа было несравненно тяжелее татарского, а мы здесь должны засвидетельствовать, что крепостное право произошло не из русского быта, не из указов русских царей Рюрикова и Романова родов, также не из старинных вотчинных и поместных прав, коими пользовалось, очень умеренно и снисходительно старинное русское боярство; нет, оно вышло из смежных земель польского и германского племен, из понятий о собственности и помещичьей власти, принятых в этих странах, пересаженных в Россию вместе с европейской культурой, и рассаженных по всему пространству империи знатным и влиятельным дворянством, окружавшим мягкосердечных императриц.
--------------
Второй наш вывод заключается в том, что право частной и родовой собственности было и осталось чуждо русской земле до XVIII века, и получило прочное основание только по дворянской грамоте 1785 года.
В предыдущих главах мы описали постоянные превращения и смешения, которые происходили спокон веку в правах вотчинного и поместного владения. Как в древнейшие времена князья и его дружинники, переезжая из удела в удел, меняли свои владения вместе с переменой службы и княжества; как впоследствии вотчины, родовые имения отбирались и отписывались на государя; как поместья часто смешивались с вотчинами, потом различались, потом опять сравнивались.
Указом Петра, 1714 года, сравнены были не поместья с вотчинами, но, напротив, вотчины обращены в поместное владение и все недвижимые имущества подведены под общее условие обязательной службы. Право владения боярских и дворянских родов было не право собственности, в смысле patrimonium, феодальной или аллодиальной собственности, а просто право пользования, то наследственное, то пожизненное, то временное, но непременно обусловленное службой; русское землевладение сохранило это свойство до дворянской грамоты.
Право наследования было так же шатко, как и право собственности; имения случайно переходили к сыновьям, племянникам, и в таких случаях назывались вотчинами, дядиными, но этими словами означалось только, что таким то имением владел отец или дядя, и особенного права из этого не выводилось. Поместья иногда оставались на прожиток, иногда к ним припускались дети помещика, иногда и возвращались в казну. Наследство вообще допускалось как милость царская, как изъятие из общего правила. Только монастырские вотчины сохранили свое преемственное значение, более из уважения к святыне, чем к праву собственности, и общая их конфискация при Екатерине доказала, что и в конце XVIII ст. полные права собственности за ними не признавалось. - Поэтому надо признать, что дворянство в России до 1785 года, никогда не имело значения ни землевладельческого, ни родовитого сословия; что, кроме фамилии и княжеского титула, оно ничего по наследству не передавало, и владело имуществами по такому же условному праву как и крестьяне, с обязанностью служить в полках и приказах, точно так, как крестьяне служили им и государству на тягле, на пашне.
Краткий промежуток с 1785 по 1861 г. не изгладил этого чувства равноправности обоих сословий. Когда наступил день рокового расчета вольного дворянства и крепостных крестьян, они помирились на дележе земель, сознавая, что право на землю, по букве закона дарованное одним, по духу законодательства, по преданию, еще живому в народе, принадлежит и другим, всем русским людям, тянувшим тягло устроения российской империи.
--------------
Третий наш вывод есть следующий: правительство и правительственные классы, великие князья, цари, императоры и их дружинники, бояре и служилые люди имели в России очень мало влияния на ход и исход внутреннего народного быта. Грамоты, наказы и указы во всем, чтó касается до хозяйственного и поземельного устроения и управления, соблюдались в древней и новой России очень слабо; исторические и юридические акты, дошедшие до нас от прежних времен, указывают нам только изнанку народной жизни, только те действия, которые запрещались верховною властью, но, несмотря на запрещения, повторялись непрерывно из года в год, из века в век, со времен московских великих князей XV стол, до императоров XVII века.
Узаконения эти писались и издавались или для пресечения зла, безпорядка, дошедшего до крайности. Или для ограждения одних жителей от насильств и притеснений других, или, наоборот, для предоставления отдельным лицам или обществам особых прав в виде царской милости и изъятия из общих порядков - но всегда в частных случаях. По особому ходатайству, или иску, жалобе, челобитной какого-либо монастыря, боярина или черных людей и княжеских сел. Общих порядков не было узаконено ни относительно землевладения вотчинного или поместного, ни о порядке наследования, семейных разделов, выдела, ни о крестьянском владении, общинном или участковому ни о праве перехода, отказов от земли, наделе крестьян и отношениям их к владельцам, на землях коих они водворились.
Со времени судебников и уложения появляется стремление к кодификации правил и обычаев, более или менее освоившихся в помещичьем и крестьянском быту, точно так как в «Русской Правде» сведены были некоторые отрывистые черты древнего народного быта; но, во-первых, все эти черты и обычаи были взяты из очень тесной среды, окружающей Новгород, Киев, Москву, между тем как жизнь народа, проникая в отдельные окраины; складывалась там совершенно иначе, своеобразно, вольно и дико; во-вторых, сельские сословия, землевладельцы и земледельцы, бояре и холопы, помещики и крестьяне пользовались одинаково и совместно двумя способами, чтобы избегать всяких новых порядков, вводимых правителями, если только эти порядки им казались стеснительными. Эти способы были для дворян - неявка на службу, для крестьян - бегство и бродяжничество. Проходя всю вековую историю русского землевладения, мы должны придти к тому заключению, что это пассивное сопротивление обоих классов народа, это постоянное уклонение от возложенных на них уз гражданского устроения, имели на внутренний строй русской земли гораздо более влияния, чем все правительственные меры московских великих князей и царей и петербургских императоров. Главнейшая основа частного землевладения была государева служба - крестьянское государево тягло; но и землевладельцы, и крестьяне имели всегда возможность уйти от того и другого и пользовались этой возможностью почти беспрепятственно при слабом, бестолковом и смутном управлении необъятной страны, называемой русским царством.
Интересы обоих сословий были в этом отношении солидарны: помещики желали скрыть пространство своих жилых земель, число крестьянских дворов, для облегчения своих служилых обязанностей; крестьяне - для облегчения тягловых платежей; владельцы искали руку жильцов для своих незаселенных пустошей: земледельцы искали земель, где платежи были полегче. Таких земель было много, особенно у богатых монастырей и бояр. И именно таких, каких можно было легко скрыть от московских приказных людей и писцов. Потому что они лежали или в неприступных тундрах и дебрях Поморья, или в разбойничьих краях понизовых и украинских уездов, куда ходить с писцовыми книгами было неудобно и страшно. Туда и уходили все люди недовольные, там их скрывали помещики, игумены, владыки; там народный быт развивался как хотел и как попало, не ведая про государственные установления, и отвечая на запросы начальства и властей, изредка до них доезжавших, известной поговоркой - «знать не знаю и ведать не ведаю».
Гневно и строго относились государи к этому систематическому уклонению своих подданных от службы и тягла, жаловались на презрение царских указов, на огурство и упорство гг. дворян, называли их просто ворами, а крестьянам угрожали нещадными казнями; но эти брани и угрозы так и оставались большею частью угрозами, и внушали, по-видимому, мало страха, потому, что из-за поморских или украинских городов до Москвы и царя московского было далеко.
Этот многовековой разлад между правительственной политикой и действительным народным бытом привел нас к всеобщему недоумению, когда в XVIII столетии Россия вдруг выступила на путь общечеловеческого прогресса. Правители, образованные классы и ученые знали только официальную сторону нашей общественной жизни, и только в том районе государства, который можно назвать подмосковным краем, где правительственная и помещичья власть имели наиболее органов, и где уклонения и нарушения порядков могли быть строже преследованы. Там крепостное право было уже твердо, помещичья власть организована, крестьяне все обращены на издельную повинность, воеводы, наместники, потом губернаторы управляли действительно страной и народом, и указы приводились в исполнение.
Трудно определить ту линию, где прекращалось это верноподданническое послушание; но, без сомнения, большая половина России жила вне круга действий правительства; все казацкие земли, Малороссия, Украина, Дон и низовые города Волги на юге, за-онежские, ладожские погосты, Вятка, Пермь, Белозерский край и все Поморье на севере, не говоря уже о заволжских и сибирских губерниях, проживали до новейших времен на полной воле во внутреннем хозяйственном своем быту. Помещиков было не много, но за то они жили привольно, на службу не ездили, и когда получали приказы о явке в полки, то пропускали первый и второй без внимания и ожидали, как повествует современник Петра Посошков, третьего указа, чтобы послушаться его императорского величества. Крестьяне черных волостей ничего не знали о правительстве, кроме податного оклада, и, получая окладной лист с обозначением общей валовой цифры, причитающаяся с них налога (какого бы ни было: посошного, повытного, подворного или подушного) разрубали и метали его по-своему, по мирскому исстаринному обычаю, а какой был этот обычай - казна не знала и не спрашивала. Помещичьим крестьянам в этих краях тоже жилось не дурно. И, во всяком случае, несравненно вольнее, чем подмосковным; господских запашек дворяне не заводили, усадеб не строили, в поместьях жили редко и взимали только оброк, и, так же как казна, облагали село, деревню, вотчину валовой суммой оброка, предоставляя крестьянам делить ее, как знают.
За то поземельное владение было все в руках крестьян, и оно было неограниченное и самовольное; общинные пахотные земли еще были кое-где измерены примерно по посеву, но настоящее приволье крестьян состояло в неизмеренных и неизмеримых лесных покосах, лединах и ухожах, в расчистках и распашках, прирезанных ими самовластно к своим угодьям, в задворных пожнях, поемных лугах, и еще более в самовольных порубках казенных и господских лесов. Вмешательство полицейской и помещичьей властей было так затруднительно по дальности и трудности сообщений, ценность земли так ничтожна, что полиция и помещик довольствовались уплатой податей и оброка, не спрашивая, из каких статей дохода выбирались эти суммы. А выбирались они большей частью из полевых и лесных угодий или рыбных и лесных промыслов, вовсе не принадлежащих крестьянам. Староста или бурмистр собирал оброчную сумму к Филиппову заговенью или Рождеству, отвозил ее барину в город или столицу, чем и прекращались опять, на круглый год все сношения сельских обществ с помещиком. Самоуправление во всех этих волостях, как казенных, так и частных, было полное, и кроме мирской сходки и мирского приговора, обыватели не знали никаких авторитетов и никаких постановлений.
Право собственности в этих краях основано было почти исключительно на первом занятии свободных земель; это право называлось заимкой, занятые земли - займищем. Таким образом, населялись отхожие пустоши; на них строились сначала дворы в одиночку, потом, с приращением семейства, починки, выселки в 2-3 двора, наконец и целые деревни, села и слободы, расширяя свои полевые угодья, по мере надобности, распашкой и расчисткой диких полей.
Правительство очень часто подтверждало это право primi occupantis формальными актами; так, например, в 1699 г. записаны за украинскими полками обширные степи, занятые выходцами, то есть беглыми при царе Алексее Михайловиче, и в актах сказано, что земли эти признаются полковыми старозаимочными.
Итак, можно сказать, что с древнейших времен и до новейших одна половина России (центральная) жила под властями и законами, но повиновалась им слабо. Другая половина, северная, южная и восточная оставались вне закона, вне пределов властей, и из благодатных семян просвещения и государственного устроения принимала только то, что случайно заносило ветром в эти пустые пространства.
Поэтому мы думаем, вопреки мнению многих ученейших авторитетов, что народный быт, народное хозяйство, какие они есть, сложились в России сами собой, при очень слабом действии правительства и администрации, и не столько под влиянием крепостного права и помещичьей власти, столько в противодействие этим учреждениям и наперекор стремлению высших классов, которые были слишком мало образованы, чтобы провести политику порабощения народа в обезземеления высших классов с такою последовательностью, как она проведена была в немецких и других европейских странах. Право частной землевладельческой собственности не успело проникнуть так глубоко в плоть и кровь дворянского сословия, потому что оно имело основание очень шаткое, именно поместное и служилое, а не родовое и преемственное значение. Древние боярские и княжеские роды к концу ХVII столетия почти все вымерли или так обеднели, что старинных вотчин за ними оставалось очень мало; мелкие помещики до 100 душ были совершенно сравнены с податными сословиями и воспитывали своих детей в гарнизонных батальонах на казенный счет. Аристократический класс состоял только из немногих фамилий, или выслужившихся в течение XVIII столетия, или, как Строгановы, Демидовы, Пашковы, вышедших из торгового и промышленного сословия. Последние еще имели для своей собственности более прочное основание, чем первые, ибо нажили его своим трудом и своими оборотами. Первые же, пожалованные несметными богатствами за службу и разные услуги совершенно интимного свойства, несколько раз в течении XVIII столетия подвергались опале и конфискации своих имуществ потом, вновь облагодетельствованные другими государями и вновь вступившие во владение имениями, утратили в главах народа единственное значение, которое придает некоторый вес аристократическим классам - давность и прочность владения. Притом же, этот высший класс русского дворянства по образу жизни был и остался совершенно чужд не только простому народу, но и среднему разряду поместных дворян. Знатные особы времен Екатерины и Александра жили при дворе, изредка выезжали в подмосковные свои усадьбы, удалялись в деревню только в случае опалы и в виде наказания; объяснялись по-французски легче, чем по-русски, переходили целыми фамилиями в католическую веру, воспитывали детей в иезуитских школах, подсмеивались над провинциалами, неправильно выговаривавшими французский язык и щеголяли, можно сказать, полнейшим своим отчуждением от нравов и обычаев своего отечества. Между тем, как мы увидим ниже, этим особам принадлежала едва ли не целая 1/4 земель европейской России и не менее 1/2 крепостных крестьян.
--------------
В царствование Александра и Николая Павловичей поместное и крепостное право оставалось неподвижно в великороссийских губерниях. В остзейском крае и в Польше была дарована крестьянам личная свобода. По неисповедимому Божьему промыслу благодеяние это миновало Россию, ибо не подлежит сомнению, что если б благие виды либералов того времени осуществились в начале столетия, то крестьяне русские отпущены были бы на волю без земли. Им предстояло еще выдержать искушение полувекового гнета, чтобы выгадать, кроме личной вольности, право землевладения.
Так прошли два царствования, более 50 лет. Крестьянская реформа стояла все время на очереди государственных вопросов; но решение отсрочивалось главнейшим образом по влиянию и противодействию лиц, приближенных к государям, которые обыкновенно оспаривали своевременность и даже необходимость освобождения крестьян следующими аргументами.
Положение крепостных крестьян, говорили они, действительно тягостно в некоторых имениях. Большей частью принадлежащих мелкопоместным владельцам, и чинимые ими злоупотребления власти следует прекращать строгим надзором полиции (в особенности тайной) и предводителей дворянства. Но эти злоупотребления только частные исключительные случаи, и в общей массе, в средней сложности, помещичьи крестьяне находятся в лучшем положении, чем казенные, так называемые вольные. Наши вотчины, продолжали эти именитые сановники, советники государя, находятся в самом цветущем состоянии, о чем свидетельствуют и исправные платежи казенных податей, и полнота хлебных магазинов, и неусыпное наше попечение о продовольствии, хозяйственном обзаведении и всех нуждах и пользах наших крестьян.
И все это было на половину правда, на половину обман, но обман не умышленный, ибо большая часть этих знатных и богатых господ действительно верили, что все идет к лучшему в прекрасных их вотчинах, управляемых немцами и поляками, или заслуженными крепостными и вольноотпущенными. Когда они изредка навещали своих подданных, то ловкие управляющие так искусно прибирали крестьян наиболее преданных и зажиточных, и эти мужички говорили такие сладкие речи приезжему барину, так хвалились своим благосостоянием и довольством, что оставляли в мягкой душе помещика неизгладимое впечатление. Что счастье крепостных людей вполне обеспечивается помещичьей властью, и что тревожные слухи об освобождении крестьян исходят только от беспокойных и бессмысленных мечтателей, незнакомых с жизнью народа, с практикой сельского быта.
Правда и то, что в помещичьих имениях, особенно в крупных, хозяйственное состояние крестьян много улучшилось, в сравнении с казенными селениями, сделалось ровнее в половине XIX ст. после долгого распоряжения и управления дворян - и это улучшение следует приписать двум главным способам, посредством коих господские селения постепенно приводились в лучший порядок. Способы эти были: сдача в рекруты и ссылка в Сибирь, права, всемилостивейшее дарованные благородному сословию в 1747 и 1760 гг., и которые послужили ему самым лучшим средством для поднятия уровня благосостояния в своих имениях. В течение целого столетия помещики сдавали в рекруты крестьян негодных, неисправных в хозяйстве и, при учащенных наборах в военное время, успели действительно отделаться от всех беднейших своих людей. Многие помещики еще в сороковых годах считали даже эту меру одним из лучших культурных средств в своих хозяйствах и сдавали по 4, 5 рекрутов с 1000 душ в зачет будущих наборов. Строптивые, противящиеся крестьяне ссылались в Сибирь, так что и в хозяйственном и в нравственном отношении (т.е. дисциплинарном) помещичьи имения все более и более очищались. Худшие, т.е. беднейшие крестьянские дети умирали в госпиталях или на полях битв; немногие из них, которые возвращались на родину, кормились подаяниями; а лучшие крестьянские семьи, более исправные и покорные, оставались в имениях, охраняемые своими благодушными господами. Чем крупнее было поместье, тем более было выбора для таковых очищений, и поэтому понятно, что в конце царствования Николая, в особенности после усиленных рекрутских наборов 1812, 1828, 1830 и 1848-50 гг., у богатейших помещиков оставались и богатейшие крестьяне; все прочие были сданы в солдаты или сосланы в Сибирь.
Но, кроме того, надо заметить, что, это самоуверенное мнение о лучшем будто бы состоянии крестьян в крупных имениях было ошибочно в том отношении, что материальное благосостояние часто принималось за несомненный признак общего благоденствия крепостных людей, между тем как оно покупалось очень дорогой ценой и достигалось самыми строгими мерами. В особенности тяжко для крестьян было управление немцев и поляков, которые в тридцатых годах, после усмирения польского восстания и при общем стремлении к введению рационального хозяйства, наезжали массами и завладели управлением всех главных имений в черноземной и степной полосе; тягостно оно было потому в особенности, что эти иноземцы, питая глубокое презрение к грубому быту крестьян, исправляли его мерами, совершенно противными народному духу, вмешивались в разверстку тягол, спускали с тягла и налагали тягла по произволу; например, считали в полтягле и подростков, холостых парней и девок, между тем как по старинному обычаю тяглецом считался только женатый работник (по пословице - жениться, чтобы на тягло наделиться); семейные разделы, которые прежде производились по отцовскому благословению, или по мирскому приговору, сделались предметом особого попечения немцев-управляющих, и для поддержания семьянистых крестьян, они всеми способами препятствовали выделу сыновей и зятьев, или делили имущества в господских конторах, по своим немецким понятиям о собственности и наследовании. Во многих имениях заведена была барщина урочная, вместо трехдневной, чем особенно обременялись крестьяне одинокие, и сгонные дни в сенокос и уборку, чтó в нашу короткую летнюю страду отнимало у крестьян несколько таких рабочих дней, которые были незаменимы для полевых работ.
Мы здесь описываем все такие действия, которые не составляли злоупотреблений власти, и даже отчасти, как например запрещение разделов, приносили им пользу; но все это делалось по произволу, с большим пристрастием, в пользу одних крестьян и в ущерб других; общинные, семейные, родственные связи поддерживались насильственными мерами, телесными наказаниями, сдачей в рекруты и ссылкой в Сибирь.
В царствование Николая Павловича заочное управление сделалось всеобщим в высших классах нашего дворянства, и приносило такие же горькие плоды, как абсентеизм в Ирландии; даже прежний обычай - отъезжать в деревню на несколько недель или месяцев для летнего отдохновения или для псовой охоты, постепенно выводился; владельцы обширных и привольных степей, или богатейших вотчин черноземных губерний, или роскошных подмосковных замков и дворцов, строили себе дачи из барочного леса на Петергофской дороге, или на Каменном острове, чтобы быть ближе к высочайшему двору.
Так-то доживала последние годы своего сословного существования богатейшая и знатнейшая часть русского дворянства, крупных землевладельцев; число их было не велико: по таблицам, составленным Кеппеном[i], в 1834 году считалось помещичьих семейств, владевших 1000 и более душами, 1453; но за ними было 3.556,959 ревизских душ, около 1/3 всех крепостных, и в средней сложности приходилось на одного владельца 2461 крестьянин, что равняется доходности по 24,610 рублей. К ним примыкали 2273 помещика, во владении коих состояло 1.562,831 крестьянин, на одного средним числом 687 ревизских душ (около 6870 рублей дохода). Эти два разряда, всего 3726 дворянских семейств, составляли собственно крупное землевладение, очень малочисленное в отношении к простому дворянству, но по своему состоянию очень сильное, ибо половина всего крепостного населения принадлежала ему. Позади их стоял второй ряд помещиков, который мы назовем средним, от 100 и до 500 душ крестьян, средним числом 217 душ, коих считалось 16,740 и за ними 3.634,194 крепостных[ii]. Этот разряд дворянских фамилий жил совершенно в другой среде, чем первый, ко двору приезда не имел, хотя между ними были и столбовые боярские роды, служил в армии, а не в гвардии, в провинции, а не в столицах; нравы их были несколько грубы, и обхождение с крестьянами иногда очень крутое. Но в сороковых и пятидесятых годах упрек этот уже относился только к старому, отживавшему поколению, или к немногим отставным генералам и майорам, которые вынесли из военной службы преувеличенное пристрастие к дисциплине. Молодое поколение этих помещиков средней руки были, в огромном большинстве, люди хотя и не глубоко образованные, воспитанники кадетских корпусов, но с нравами мягкими, с образом мыслей добродушным; радушные, гостеприимные и разгульные, они уживались довольно мирно и согласно со своими крестьянами, потому что разделяли большую часть их слабостей и пороков. Между ними начинали появляться и люди совершенно другого закала, с серьёзным образованием, с душевным желанием улучшить и облагородить сельскохозяйственный быт, и эти немногие, скромные и бедные землевладельцы получали в своих околотках большое влияние на крестьян. Во всяком случае, это среднее и поместное дворянство стояло к народу ближе, чем все прочие сословия, знало его нужды и пользы лучше, чем правительство, и управляло крестьянами хотя и хуже, беспорядочнее, но несравненно мягче, снисходительнее, чем управители крупных землевладельцев; они были им менее ненавистны, чем иностранные вводители новых порядков, спесивые, недоступные, оствейские агрономы и поляки, все поголовно считавшиеся изменниками и врагами в вотчинах, коими управляли. Хуже всего было положение крестьян у мелкопоместных владельцев, где они обращены были почти в батраков и годовых рабочих; но число этих крестьян было незначительно: у 42,978 помещиков было ревизских душ 339,586.
Таким образом, русское дворянство, после двухвекового крепостного владычества, распалось на три класса, несходные ни в политическом, ни в хозяйственном значении, и отношения их были следующие: а) крупные и знатные землевладельцы составляли в общей массе дворян-помещиков только 3%, б) средние от 100 до 500 душ 13%, с) мелкие, менее 100 душ, 84%. Последние собственно не принадлежали к поместному сословию; из всего числа 106 тысяч мелких поместных дворян, 17 тысяч не имели вовсе земли и владели только людьми, приписанными к домам; 58 тысяч владели средним числом по 77 ревизских душ; на остальных, 31 тысячу, приходилось по 49 душ. По своему состоянию, по размерам своих владений, по образу жизни, они стояли ближе к крестьянству, чем к знатному столичному дворянству; те немногие из них, старики и убогие, которые жили в своих усадьбах и занимались хлебопашеством, ничем не отличались в своем хозяйственном быту от зажиточных крестьян. Люди бодрые и молодые искали других занятий и промыслов. И, получив кое-какое воспитание в кадетских корпусах, в уездных школах, поступали на службу в армию, или в канцелярии губернских присутствий. Вскоре забывали свое дворянское происхождение, содержали себя личным трудом, службой и скудным жалованьем, и составляли, таким образом, в среде дворянства огромнейшее большинство, 84% родовитых, но бедных дворян, вовсе чуждых интересам прочих помещиков, и питающих к ним чувства более враждебные, чем сами крестьяне. В последнее время, в 30-х и 40-х годах, этот класс мелкопоместных и беспоместных дворян сделал огромные успехи в образовании, едва ли не большие, чем высшее дворянство. Пользуясь образовательными средствами, сосредоточенными в столицах и городах, молодые люди проходили высшие учебные курсы. И из них постепенно набирались ученые, литераторы, художники, армейские офицеры и гражданские чиновники, дворяне по роду и племени, но составлявшие главную оппозицию против дворянских привилегий, и в особенности против крепостного права и аристократического преобладания крупного землевладения[iii].
Так доходим мы до рокового дня освобождения крестьян....
[i] Кеппен Петр Иванович (1793 - 1864) - русский учёный немецкого происхождения. Издавал труды по истории, географии, этнографии, демографии и статистике. Академик С.-Петербургской Академии Наук (1839).- Прим. А.К.
[ii] Примечание А.И. Васильчикова нами исключено. - А.К.
[iii] Примечание А.И. Васильчикова нами исключено. - А.К.
1. Re: Главные выводы о крепостной зависимости в России