«Есть, конечно, птички, которые в стае вообще не летают, они предпочитают вить гнёзда где-то отдельно. Даже если они не члены стаи, они всё равно члены нашей популяции, и к ним нужно относиться бережно по возможности». [1]
В.В. Путин.
01.09.2012 на одном из островов архипелага Сан-Хуан в штате Вашингтон в США, во время приземления разбился самолет-амфибия, которым управлял 76-летний писатель Ричард Бах. Писатель остался жив, но серьёзно пострадал, у него травмы головы и сломано плечо. Через два дня после авиакатастрофы он пришёл в сознание.
Первая же книга Ричарда Баха, изданная в 1970 году новелла «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», стала мировым бестселлером. Эту книжку не только читают, но и перечитывают, переслушивают в аудио-плейерах, и даже пытаются на ёё основе выстраивать свою личную жизненную философию. У молодых людей, только вступающих во взрослую жизнь, эта новелла зачастую взрывает сознание. У моей дочери был отрезок в жизни, когда аудио-версия «Чайки» звучала в её наушниках ежедневно. Поэтому и взрослые, состоявшиеся люди не потратят время зря, если прочтут её - полезно иметь представление о том, что «цепляет» их детей.
Кроме того, эта книжка помогает увидеть внутреннюю пружину резкой антропологической динамики, тектонических сдвигов в общественном сознании, которые наиболее явственно проявляются в доходящем до социопатии, смещении привычных понятий о добре и зле, норме, приличиях. Наши представления об истоках зла, которое атакует фундамент русской (да и мировой) цивилизации, страдают поверхностностью. Мы привыкли довольствоваться тривиальными объяснениями: материализм, бездуховность, падение нравов, вредные идеологии, масскульт, влияния извне... А тем временем зло модернизируется, его новые разновидности становятся всё более рафинированными и быстрорастворимыми. Поэтому нам порой трудно понять: какая же душевная боль или потребность побуждает новоявленного либерального хунвейбина исторгать истошный вой: «Ну скорей бы ре-во-лю-ю-ц-и-я-я!!!»
В своём интервью представителям польских средств массовой информации в ходе визита в Польшу в августе 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл заявил: «И в России, на всем пространстве Русской Церкви мы сегодня сражаемся с этими двумя вызовами - это и рудиментарные влияния эпохи атеизма, и новая волна секуляризации и радикального либерализма». [2] И если с первым вызовом всё вроде бы ясно, то сущность второго вызова значительно шире обозначенных идеологических и политических рамок. В последнее время всё более злободневными становятся вопросы: в чём сущность конфликта либерализма и христианства, можно ли быть одновременно либералом и христианином, какая религия наиболее близка либеральной идеологии?
Принимаясь исследовать «второй вызов», мы должны обратиться к его социо-гуманитарным и духовным истокам. Социальная почва этого явления коренится в популяции т.н. «среднего» или «креативного» класса, яппи, ореолом обитания которого являются крупные города всего земного шара. «Духовной пищей» для этого культурного слоя служит мутная баланда, в которой перемешаны необуддизм, оккультизм, Нью Эйдж, «духовные практики», wellness, психотренинг и психоанализ, позитив, креатив, перфекционизм, виртуализация сознания, свободобесие, культ человекобога... Этот перечень можно продолжать дальше, мы же остановимся и попытаемся настроиться на эту волну, используя в качестве камертона сказку, полную романтики и пафоса - «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Ведь чтобы победить врага, полезно его не только изучить, но и почувствовать.
Пройдёмся по сюжетной канве «Чайки» и попытаемся спроецировать её идеи на современный гуманитарный контекст. Ритмичная, динамичная новелла, небезосновательно слывущая за поэму в прозе, начинается с описания завтрака стаи чаек. Остались в прошлом те времена, когда героями были Соколы и Буревестники, а презренным чайкам была уготована столь же презренная роль: «Чайки стонут перед бурей, - стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей». [3] Новейшие мировоззренческие «тренды» сулят рождённым в стае не только возвысится над ней, но и научиться проходить сквозь камни, мгновенно перемещаться в пространстве и даже победить смерть... А пока чайка Джонатан, оставаясь в стае, в которой «каждая из птиц хитростью и силой пыталась урвать кусок пожирнее», удалялся от «толпы». «Он тренировался». «Ведь он не был обычной птицей. Большинство чаек не утруждает себя изучением чего-то большего, чем элементарные основы полета. Отлететь от берега на кормежку и вернуться - этого вполне достаточно. Ведь для большинства имеет значение не полет, но только лишь еда. Но для Чайки по имени Джонатан Ливингстон важен был полет». [4] Несомненно, чайка Джонатан был чайкой креативной, то есть не из «тех, кто приемлет обыденность».
Поначалу целью его тренировок было достижение большей скорости и высоты полёта. Бедняга терпел неудачи, рисковал здоровьем и жизнью, плохо питался и, наконец, принял решение прекратить свои тренировки и стать обычной чайкой, одним из Стаи. «Он почувствовал облегчение, приняв решение быть одним из Стаи. Ведь тем самым он разрывал свою связь с Силой, заставлявшей его искать знание. Так он избавлялся и от борьбы, и от поражения». [4]
Но только он поддался приступу малодушия, как его осенило: «-- Ну да - короткие крылья... Короткое соколиное крыло! Вот он - ответ! Надо же быть таким идиотом! Ведь нужно всего-навсего укоротить крыло! Сложить, оставив расправленным только самый кончик. И получатся короткие крылья!» (Вот и горьковский Сокол вспомнился). Теперь скорость его полёта стала недосягаемой для чаек из Стаи, и он понял, что: «У нас есть возможность выкарабкаться из неведения, нам дано осознать собственную исключительность и разумность. Мы способны обрести свободу. И мы можем научиться летать!» [4]
Чувствуете, как креативный подход способен «сиять заставить заново» [5] бородатые масонско-просвещенческие басни про грядущее торжество Разума? Французские просветители утверждали, что человек по природе добр, что нет никакой греховной повреждённости человеческой природы, а есть неведение, неполнота знания о том «Что такое хорошо и что такое плохо». [6] «И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» Быт.3:4-5. Просветители как XVIII, так и нынешнего века как бы дополняют Книгу Бытия: Бог не вовремя прервал трапезу Адама и Евы, и как следствие, прародители не успели доесть вожделенные плоды древа познания, что фатально отразилось на судьбах их несчастных потомков... Потомки вняли просветителям и принялись увлечённо поглощать райские яблочки. Но на поверку оказалось, что известное изречение «Счастье есть. Его не может не быть» звучит правдивее, если «есть» понимать как «кушать». Вот тут бы и обратиться соблазнённым потомкам к Божественному Откровению и найти в нём решение этой проблемы. Да не тут то было! Один из новых соблазнителей, Ричард Бах, открыл нам в своей новелле, что, оказывается, пичкать плодами просвещения никого не нужно, ибо все мы разумны от рождения. Необходимо лишь осознать это. А для осознания надо, всего-то на всего, освободить таящуюся в человеке некую внутреннюю сверхъестественную Силу и тренироваться, чтобы научиться летать - т.е. самореализоваться. Ну что тут скажешь? Креатив - это страшная сила! Вот только с креативом в реальной жизни далеко не у всех ладно: то ли Силы маловато, то ли свободолюбия, то ли Стая вконец умучила... Экспертная группа Еврокомиссии установила, что каждый пятый подросток в возрасте 15 лет, а также около 75 млн взрослых в странах ЕС, не владеет даже базовыми навыками в чтении и письме. Утверждение «рождённый ползать - летать не может!» [7], видимо, относится к этим несчастным. Всё же рановато пока списывать со счетов классиков, и неплохо бы вспоминать почаще об Источнике всех сил. Так о Нём говорит Псалмопевец: «Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы» Пс.23:10. Та сила, которая позволяет обрести подлинную свободу и выкарабкаться из неведения, является «внешней не только человеку как индивиду, но и самому горизонту бытия человека». [8] «Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» Иак.1:16-17. И «посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» Евр.4:16. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор.9:8).
Но вернёмся к приключениям нашего героя. По логике развития сюжета, в отношениях Героя и Стаи рано или поздно должен был наступить момент истины. Суть описываемой коллизии состоит в том, что «индивидуальные творческие возможности личности превышают осознаваемые обществом потребности в их использовании». [9] И надо отдать должное автору, сюжетное решение этой коллизии идеально соответствует идеологии новеллы. Стае (читай - социуму), не терпящей новшеств и начисто лишённой любопытства, уготовано единственное предназначение - сохранять незыблемость обыденности. Чайка Джонатан Ливингстон хоть и держался особняком, но и не скрывался от Стаи, однако обретённые им необыкновенные навыки остались незамеченными. И только благодаря сеансу как будто бы непредумышленной «шоковой терапии» Стая обратила внимание на выдающиеся достижения Джонатана.
«Выходить из пике Джонатан начал с высоты в тысячу футов. Концы крыльев с гудением дрожали в бешеном набегающем потоке, судно и толпа чаек метались перед глазами и росли со скоростью метеора, и они находились прямо на его пути. Остановится Джонатан не мог, свернуть в сторону - тоже. Он просто не имел ни малейшего понятия о том, как это делается на такой скорости. Любое же столкновение означало мгновенную смерть. <...> На скорости в двести двенадцать миль в час он со свистом пронесся сквозь Стаю. <...> И только потому, что Чайка Удачи улыбнулась ему в этот раз, никто не погиб». [4]
За сим последовал разбор полётов - Джонатан был вызван в Круг. Председатель выразил суровое порицание: «... ибо величайшего позора заслуживают проявленные тобой беспечность и безответственность, равно как и попрание достойных традиций добропорядочного Семейства Чаек... Нам не дано постигнуть смысл жизни. Очевидно же в ней лишь одно: в этот мир мы приходим для того, чтобы питаться и за счет этого как можно дольше в нем существовать...» Джонатан возражал: «Ведь что мы знали до сих пор - тысячелетия свар из-за рыбьих голов. <...> Теперь у нас появилась возможность понять первопричину - постичь, ради чего мы живем. Открытие, осознание, освобождение!» [4]
Возможно ли «креативной личности» найти понимание у Стаи, которой не дано постигнуть смысл жизни? Разве креативщик может позволить себе опуститься до того, чтобы считать тысячелетия свар из-за рыбьих голов коллективным опытом и мудростью? Единственный выход для «осознавшего» - освобождение от душных традиций тех, кто пришли в этот мир для того, чтобы питаться!
Тем не менее, чайка Джонатан, в отличие от экзальтированных Сокола и Буревестника, не забывал и о питании. После изгнания из Стаи «Он обнаружил, что благодаря скоростному пике может добывать редкую и очень вкусную рыбу, ходившую стаями на глубине десяти футов. Теперь он не был больше привязан к таким, казалось бы, жизненно необходимым вещам, как рыболовецкие суда и размокшие корки заплесневелого хлеба <...> А на высотных ветрах Джонатан залетал глубоко вглубь материка, где обитали сухопутные насекомые-- подлинное лакомство». [4]
Буревестник жаждет бури, за которой последуют перемены в окружающем мире, «он уверен, что не скроют тучи солнца, - нет, не скроют!» [3] Чайка Джонатан Ливингстон не зациклен на мировых проблемах. «В одиночестве наслаждался он плодами того, что некогда намеревался подарить всей Стае». [4]
Спустимся на минутку с небес на землю, и обратимся к откровениям одного из модераторов новейшей волны «свободолюбия». Из речи влиятельнейшего израильского политика Шимона Переса в Ялте 16.10.2011: «Когда он (ребенок - А.Д.) рождается, он начинает бороться за существование, прежде всего со своими родителями. Первая война, которую ведёт ребенок, - война со своими родителями... Все ставят вопросы о восстании в Египте, Тунисе, но посмотрите на свои собственные страны, на свой собственный дом - да у вас в семьях происходят восстания каждый день. Ваши юные дети не хотят следовать за вами, вашим советам, <...> они говорят: «...вы нас оставили. Наш мир полон ран, дискриминации, войн, а мы хотим строить наше собственное будущее, это наше право. Мы ваши предложения не принимаем»<...> Что касается демократии. Они (молодые люди - А.Д.) говорят: если я молод <...>, то я хочу идти своим собственным путем. Я не хочу быть связанным с прошлым, со старыми людьми. Молодые люди - индивидуалисты, им не нужно правительство - у них есть iPhone. Правительство в кармане, вся информация, которую они хотят сегодня получить, лежит в кармане. Они могут связаться с любым человеком, они не хотят, чтобы в это вмешивались их родители». [10]
Пересу безразлично, где живут свободолюбцы: в Египте или на Украине, какую идеологию и религию исповедуют, под какими флагами штурмуют бастионы «несвободы». Максима другого, более близкого нам политика - «свобода лучше, чем несвобода» - возводится в абсолют. Речь идёт о свободе для свободы, о свободе как самоцели, о свободе Самости не терпящей ограничений в самореализации. Для такой свободы слишком обременительно сыновнее уважение к родительскому опыту и мудрости. Можно ли усомниться в том, что в жизни свободолюбца не останется места и для такого сыновства, о котором говорит св. Апостол Павел: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» Гал.4:7. Однако вряд ли подобная «архаика» заинтересует «продвинутого» обладателя iPhone с «правительством в кармане». «Освобождённому» остаётся лишь ответить на один неудобный вопрос: но ведь свобода без ограничений - это хаос, как же оградить свободолюбца от возможных посягательств других свободолюбцев? Р.Бах не видит в этом проблемы, но об этом чуть позже...
А пока чайка Джонатан Ливингстон «жил очень долго, и был по-настоящему счастлив»... [4] И на этой фразе новеллистическая сказка о животных заканчивается, и начинается сказка то ли волшебная, то ли виртуальная. Судите сами.
«И они пришли - вечером - и нашли его. Он парил один в покое столь любимого им неба. Две чайки появились рядом с ним, и летели крыло к крылу по обе стороны от него. Чистотой своей подобные свету звезды, они мягко сияли во тьме ночного неба, и добротой было исполнено их сияние. <...> Некоторое время помолчав, он произнес: - Прекрасно. И кто же вы такие? - Мы - из Твоей Стаи. Джонатан. Мы - Твои братья, и мы пришли за Тобой. Пора подниматься выше. Пора возвращаться домой. - Но у меня нет дома. И Стаи - тоже нет. Ведь я - Изгнанник. И, кроме того, сейчас мы парим на самом верхнем уровне Великого Ветра Гор. И я не думаю, что смогу заставить свое старое тело подняться выше, чем на две-три сотни футов. - Сможешь, ибо Ты обрел знание. Одна школа закончена, пришла пора начинать следующую. <...> И они втроем - Чайка Джонатан Ливингстон и две сияющие подобно звездам птицы - устремились ввысь, чтобы раствориться в совершенстве небесной темноты. <...> - Так вот они какие, Небеса, - подумал он и не смог сдержать усмешку в свой адрес. Не слишком-то прилично для только что прибывшего новичка рассматривать Небо оценивающим взглядом. Джонатан видел: по мере того, как они втроем компактным звеном поднимались все выше и выше над облаками, тело его начинало светиться, постепенно приобретая такую же лучистость, как и у тел сопровождавших его чаек». [4]
Этот эпизод, видимо, следует понимать как завершение земного пути героя, и его уход в мир иной. Вот только смерть представлена здесь как-то по-виртуальному - как переход на следующий уровень в компьютерной игре. Вы спросите: - А стоит ли вообще тратить время на анализ подобной виртуальной галиматьи? - Не спешите с выводами. Виртуализация сознания - реальность наших дней. Она ждёт своих исследователей, хотя попытки осмысления этого феномена уже предпринимаются.
В обыденном понимании виртуальная реальность - это нечто связанное с процессом взаимодействия человека с компьютером. Но не всё так просто. Диакон Павел Сержантов выделяет четыре пути самореализации: человек обоженный, человек разумный, человек безумный и человек виртуальный. Последний путь - это «путь особый. Чем виртуальность отличается от реальности? Она в своих свойствах почти такая же как реальность. Однако виртуальность нельзя приравнять к реальности. Виртуальность - это реальность за вычетом какого-то свойства реальности, такого свойства, которое имеет основополагающее значение. То, чего не бывает в реальности, вполне допустимо для виртуального существования». [11]
В рассматриваемом нами эпизоде новеллы из события реального и страшного - смерти, Ричард Бах «вычел» страх, да и... саму смерть... - Чепуха какая-то! - опять возразите вы, - Перед лицом смерти спадает всякая виртуальная шелуха! - И снова призываю вас не торопиться с выводами, дорогой читатель! Чтобы понять всю серьёзность проблемы, полезно обратиться к описанию одного из рекламных роликов, пропагандирующих эвтаназию в телеэфире европейских стран. Ролик примечателен тем, что представляет собой прямой репортаж, а не постановку.
«К лежащей в постели женщине, возрастом чуть более 70 лет, подносили цветы. Ее обнимали, целовали мужчины и женщины. Атмосфера была праздничной. Лицо женщины выражало искреннюю радость, какая бывает именно в такой день - раз в году. - Ты точно решила умереть сегодня? Не передумала? - спросила, улыбаясь, подруга лежащей, подойдя к ней. - Нет, что ты. Не передумала. Поставь, пожалуйста, мою любимую музыку. Я хочу, чтобы она звучала. Только музыка может вызвать у меня слезы. Я готова, - сказала та и оживленно стала переговариваться с присутствующими <...> - Сейчас ты уснешь. Это будет сладкий сон. Твоя душа улетит на небо. Там тебе будет очень хорошо, - говорила с улыбкой подруга, обнимая умирающую. И гладя по голове, шептала ей что-то успокоительное на ухо. - Я начинаю засыпать. Мне действительно хорошо, - ответила женщина. Ее глаза стали медленно закрываться. Она стала затихать. В какое-то мгновенье лицо перекосила судорога. На нем появилось выражение боли и страха. Казалось, только сейчас она поняла, что ее убили и жизнь, какой бы не была, лучше чем «сладкая» смерть. Дернувшись всем телом, через мгновение стала бездыханна». [12]
«Мероприятие» по умертвлению прошло миленько и позитивненько - с цветами, улыбками и пирожными. Ну, разве что, последняя судорога испортила благостную картину, но её, видимо, никто из присутствующих на «празднике» не заметил...
Спаситель предупредил нас: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» Иоан.16:33. Отвергшие Христа обитатели «цивилизованного» мира взялись победить скорби не Христом, а... позитивом. Бизнес-тренеры и психолого-анатомы, имя коим легион, на разные лады внушают одну и ту же позитивную установочку: думайте позитивно, живите позитивно, отгоняйте от себя негативные мысли и эмоции, не общайтесь с негативистами. Вторят им новоявленные гуру Нью Эйдж. Саи Баба: «Ешьте хорошую пищу, общайтесь с хорошими людьми, культивируйте хорошие мысли».
В 30-х годах XX века Олдос Хаксли в своей антиутопии «О дивный новый мир» предвидел попытки властителей общества потребления профанировать тайну смерти и перехода в мир иной. «По остеклованной дороге прокатили мимо пять автобусов, заполненных мальчиками и девочками; одни пели, другие сидели в обнимку, молча. - Возвращаются из Слау, из крематория, - пояснил Бернард<...>. - Смертовоспитание начинается с полутора лет. Каждый малыш дважды в неделю проводит утро в Умиральнице. Там его ожидают самые интересные игрушки и шоколадные пирожные. Ребенок приучается воспринимать умирание, смерть как нечто само собою разумеющееся. - Как любой другой физиологический процесс, - вставила авторитетно директриса». [13] «Умиральница на Парк-Лейн представляла собой дом-башню, облицованный лимонного цвета плиткой... В большой палате, яркой от солнца и от желтой краски, стояло двадцать кроватей, все занятые. Линда умирала отнюдь не в одиночестве и со всеми современными удобствами. В воздухе не умолкая звучали веселые синтетические мелодии. У каждой скоротечницы в ногах постели помещался телевизор, непрерывно, с утра до ночи, включенный. Каждые четверть часа аромат, преобладавший в запаховой гамме, автоматически сменялся новым. - Мы стремимся, - любезно стала объяснять медсестра, которая встретила Дикаря на пороге палаты, - мы стремимся создать здесь вполне приятную атмосферу, - нечто среднее, так сказать, между первоклассным отелем и ощущальным кинодворцом». [13]
Хаксли предвидел многое, но он оказался не способным представить себе, как далеко может зайти духовная деградация общества потребления. Позитивный гипноз избавил хозяев «дивного нового мира» от расходов на умиральницы и смертовоспитание. Позитив оказался такой же страшной силой, как и креатив!
Позитивный гипноз, как психологический анальгин, притупляет страдания, и, как наркотик, одурманивает суррогатами радости и любви. Осознать же разницу между подлинниками и суррогатами не трудно, обратившись к Священному Писанию. «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа, Которого, не видев, любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» 1Пет.1:6-9. «...хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» Рим.5:3-5.
Вот так, в результате культивирования позитивчика, является миру человек виртуальный, с виртуальным представлением о Вечности и бессмертии. Человек этот часто и охотно улыбается, что оставляет неизгладимое впечатление на многих наших соотечественников, попутешествовавших по странам «дивного нового мира», и побуждает их осваивать премудрости модных «практик» и «теорий». Впрочем, есть и такие, кто пытается адаптировать родное Православие к новейшим антропологическим мутациям, дабы оно, Православие, обрело, наконец, «человеческое лицо», осиянное голливудской улыбкой. Да и вообще, человеку виртуальному не чужда никакая религия, если принимать её в виртуализованном виде, т.е. когда из неё производится вычет такого свойства, которое имеет основополагающее значение. Видный российский дистрибьютор Нью Эйдж и всевозможного религиозного синкретизма Борис Гребенщиков на концерте в Московской Духовной Академии 04.02.2012, сияя блаженной улыбочкой, поделился своими чувствами с аудиторией: «Огромное удовольствие, что мы здесь, на нас смотрят портреты старцев, это очень помогает петь». [14]
Нью Эйдж (англ. new age - «новая эра») трудно поддаётся какому-то чёткому определению, поскольку это явление новейшей квазирелигиозности крайне аморфно и разнородно. Даже термины «религия», «конфессия» или «секта» применимы не к каждому из бесчисленных движений и объединений Нью Эйдж, поскольку наличие самого религиозного культа вовсе не обязательно. Мировоззренческой почвой для произрастания этой духовной попсы является сочетание ухода от рационально-материалистического мировосприятия с индифферентным отношением к традиционным религиям. Причём, необходимо подчеркнуть, что оппозиционность к традиционным религиям вовсе не обязательна. Вышеупомянутому БГ на концерте в МДА был задан вопрос: «Здесь, в малом зале Духовной академии, за Вами есть задник - медаль Академии, на которой Нерукотворный Образ Христа. Знаю, что вчера на концерте Б2 (в московском клубе Б2 - А.Л.) задник был с другим изображением <...> Что для Вас значит тот задник?» БГ: «Это индийская богиня вдохновения музыки, культуры, творчества - Сарасвати <...> мне нравится то, что поощряет человеческое воображение <...> Что привлекает меня в буддизме - не столько музыка, скорее, это интересное переживание <...> Мой путь - это не духовные поиски, это собирание впечатлений. Меня многое привлекает, интересует...» [15]
Вот так Нерукотворный Образ Христа ставится в один «артефактный» ряд с языческим индуистским идолом. Это можно позволить себе, если вычесть из своей души такое свойство, которое имеет основополагающее значение - а именно - желание Истины. Или поставить себя, любимого в качестве единственного достоверного источника Истины. И тогда любая религия становится всего-навсего банкой виртуальных витаминов для «духовного роста», и вообще, источником всяческих приятных впечатлений. О том, что без стремления к Истине человек не имеет права называться человеком, учили даже языческие философы прошлого, как Запада, так и Востока. Но с тех пор многое поменялось... «Жемчужная коза, тростник и лоза, мы не помним предела, мы вышли за». [16] Одним словом, виртуальный беспредел, да и только...
[1] На пресс-конференции АТЭС В.Путин ответил на вопрос о полёте стерхов. Новости Первого канала.
[2] Интервью Святейшего Патриарха Кирилла представителям польских средств массовой информации.
[3] М.Горький. «Песня о Буревестнике».
[4] Р.Бах. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон».
[5] В.В.Маяковский «Владимир Ильич Ленин».
[6] В.В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо».
[7] М.Горький. «Песня о Соколе».
[8] «Новая антропология». Беседа А.Гордона и С.Хоружего. Интеллект-видео.
[9] С.Гальперин. «Уроки ложного целеполагания».
[10] А.Дудчак. «Шимон Перес в Ялте».
[11] Диакон Павел Сержантов. «Четыре пути самореализации».
[12] Р.Устраханов. «Цивилизованная Европа: они не люди».
[13] О.Хаксли «О дивный новый мир».
[14] Протоиерей Александр Шаргунов. «БГ в МДА».
[15] Иеромонах Димитрий (Першин). «15 вопросов о вере Борису Гребенщикову».
[16] М.Болан/БГ. «Сергей Ильич (Песня для Марка Болана)».
[17] Р.Мун. «Враг хорошего. Почему Роналду грустит и что у него общего со Стивом Джобсом?»
[18] И.Ильф и Е.Петров. «Двенадцать стульев».
[19] И.А.Ильин. «Путь духовного обновления». Глава 3. «О свободе».
[20] Ф.М. Достоевский. «Записки из мёртвого дома».
[21] «Они не лгут, они просто в нравственном смысле недоразвиты». Русская Народная Линия.
[22] Писатель Ричард Бах попал в авиакатастрофу. Forbs.
[23] Искусство маленьких шагов. Молитва Антуана де Сент-Экзюпери.
4. Ответ на 3., Еленка:
3. Ответ на 2., Артур:
2. Re: О птичках, которые в стае не летают. Часть 1
1. Ко попсе и крыльям