Реплика на разъяснение, которое дал композитор А.И. Микита по поводу скандала, связанного с исполнением его оратории «Семь песен о Боге» на тексты Б.Гребенщикова, намеченного на 20 ноября, в канун праздника Собора Архистратига Михаила и всех безплотных сил.
Когда настоятелей православных храмов обязывают вывешивать афиши, приглашающие посетить концерт вместо предпраздничного всенощного бдения, не приходится сомневаться в том, что церковные власти уверены в исключительной богоугодности предстоящего мероприятия. Чтобы понять, о чём идёт речь, перечислим эти семь песен Б.Г., отобранные композитором для своей оратории: «Господу видней», «Обещанный день», «Серебро Господа моего», «Ещё один раз», «Сокол», «Дубровский», «День радости». Все песни замечательные. Пытаться «объяснить» тексты Б.Г. - труд неблагодарный, а музыкальные достоинства этих песен охарактеризовал сам автор оратории, Андрей Микита: «Музыкальные интонации Гребенщикова - искренние, выразительные, естественные, я бы сказал, народные. В целом, это - уникальный сплав, в котором я лично слышу большое влияние русского романса и отголоски знаменного распева». [1] И здесь невозможно не вспомнить самую главную песню о Боге, спетую Гребенщиковым - «Город золотой». Правда, сочинил её не он, но исполнил так, что она перешагнула узкие субкультурные границы и вошла в золотой фонд отечественной культуры.
Послушаешь всё это - и душа отрывается от повседневности, жаждет открыться божественным глаголам. Хочется внять призыву мэтра русского рока: «Так дуй за сыном плотника. Ломись к началу начал». [2] Стоп!.. Всё-таки о ком здесь идёт речь: о сыне плотника, или о Сыне Божьем? Поклонники БГ могут возразить: - Зачем придираться к словам? Любой образованный человек поймёт, о Ком идёт речь. Да и стилистически в этом тексте уместно именно такое словосочетание. В творчестве Гребенщикова библейских реминисценций едва ли не больше чем во всём русском роке вместе взятом. И вообще, свободу совести и право на своё собственное мировоззрение никто не отменял.
И это справедливо. Однако никто не отменял и Символ веры для православных христиан. Предвосхищаю возражения: - А разве неверующий, или богоискатель не может создать богоугодное произведение? - Художника любому легко обидеть, посему оправданно ли копаться в его душе, в его убеждениях, и вообще, переходить на личности?
Смею утверждать, что в данном конкретном случае оправданно. И вот почему: в последнее время наблюдается всплеск активности Б.Г. вокруг да около Церкви. Он ездит по епархиям, общается с клириками, даёт концерты в церковных учреждениях. Цитата из анонса премьеры «Семи песен о Боге» на сайте «Церковный композитор»:
«Путешествие Бориса Гребенщикова по Афону и его активное включение в церковно-благотворительную деятельность в Греции и в России, а также многолетнее творчество Андрея Микиты в сфере духовной и церковной музыки позволило проекту получить одобрение иерархов Русской Православной Церкви». [3]
При этом Борис Борисович охотно выставляет в роли идиотов тех чад Церкви, которые отдают себе отчёт в том, какому богу он на самом деле служит: «Со мной ведет борьбу часть тульской епархии. Они вдруг решили, что я черный маг. Невежественные люди готовы свое невежество проецировать вовне бесконечно. Они все время создают себе бесов, с которыми они борются. И из меня они просто создали себе очередного беса». [4]
Признаться, я много лет был поклонником творчества Б.Г.
О его духовной ориентации у меня в те годы сложилось определённое мнение. Я считал его искателем, для которого богоискательство было главным источником творческого вдохновения. Казалось, что при обретении Истины этот источник может иссякнуть, и в этом состояла его проблема, из-за которой длительное пребывание в состоянии богоискательства, не завершённого воцерковлением, переросло в духоблудие. Поэтому я не придавал значения его интервью, считая, что творчество Бориса Гребенщикова более достойно внимания, чем его умозаключения. Однако его последние высказывания и демарши в около-церковной сфере заставляют обратить на себя более пристальное внимание.
Итак, каково отношение Б.Г. к Церкви и христианству вообще? Задавшись этим вопросом, тут же на ум приходит подпись Гребенщикова, поставленная под известным обращением деятелей культуры в защиту панк-«молитвенниц». Но подпись - лишь один штрих в большой картине... Цитаты: «Незачем идти в церковь, когда Бог везде. Незачем слушать священника, когда можно спросить у Бога напрямую. Не нужны посредники...» [4] «Да, я православный. Я люблю приходить в церковь, там особая атмосфера. <...> Мне нравится буддизм, мне нравится суфизм, мне нравится индуизм, мне нравится даосизм, мне нравится конфуцианство. Мне почти все нравится». [4] Здесь всё предельно ясно. Тезис о единстве всех религий (синкретизм) и духовная всеядность - это основы мировоззрения Нью Эйдж. Означает ли это что Б.Г. наконец-таки обрёл своё представление об Истине? Самое удивительное,в том что не было никакого поиска Истины и богоискательства: «Мой путь - это не духовные поиски, это собирание впечатлений». [5]
В православные храмы люди приходят (заходят) с разными целями: для богообщения, полюбоваться на иконы, попросить помощи в бедах, нуждах и нестроениях. А вот у Бориса Борисовича цель необычная - самоудовлетворение: «Я ищу везде красоту, восторг, физический экстаз, духовный экстаз, любой экстаз». [4] А религия - это не для «продвинутых»: «Любая религия - это объяснение людям вещей, о которых они забыли, но которые должны знать. Это как поход в первый класс. Религия существует для тех, кто Бога не знает и не чувствует. <...> Потому что если ты с Богом един, религия тебе уже не нужна». [6] Вполне себе доходчивое изложение ещё одного мировоззренческого «столпа» Нью Эйдж - о тождестве человека и Бога, одним словом - человекобожества.
И всё же, меня не покидает ощущение, что интерес г-на Гребенщикова к Церкви, не исчерпывается поисками экстаза. В мае 2007 года прошёл концерт «Аквариума» в лондонском Альберт-холле. Билеты были бесплатными. Оплатил мероприятие ныне покойный гуру одной из нео-индуистских сект Шри Чинмой, который ранее инициировал Б.Г. и нарёк его именем Пурушоттама, что означает «выходящий за все пределы». Было бы большим упрощением видеть в Б.Г. тайного адепта и миссионера какой-либо тоталитарной секты. (Хотя стоит отметить, что социальная мимикрия - обычное дело для Нью Эйдж). «Беспредельному» Б.Г. это не грозит по определению. Однако его заинтересованность в своей популярности в церковной и около-церковной среде видна невооружённым глазом. Каковы же мотивы? Предположим, что самые простые: лояльное отношение православных к собственной персоне, налаживание связей с иерархами и церковными чиновниками. Цель? Миссионерство. От какой конфессии (секты)? Да не от какой. «Потому что если ты с Богом един, религия тебе уже не нужна». Вот вам и цель миссии. Б.Г. с его талантом вполне по силам соблазнить не «одного из малых сих».
Не станем гадать о степени осознанности его действий. С православной точки зрения не вызывает сомнения тот факт, что этот неглупый и эрудированный человек пребывает в состоянии духовного помрачения. В таком состоянии помыслы человека часто направляются внешними духовными силами. У самого же Б.Г. есть очень подходящая к этому случаю строчка: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела». [7]
И грустно наблюдать за тем, как в эту скачку вовлекаются новые участники. Авторы проекта «Семь песен о Боге» задумали его весьма амбициозным. «Цель проекта - расширить круг ценителей классической музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, могущей проявлять себя в разных формах выражения, но имеющее единый корень. Это попытка кристаллизации культурно-исторической общности, называемой "Русский мир"». [3] Но пока что вместо общности зреет очередной раздор. Постмодернистскими культурно-религиозными игрищами можно кристаллизовать пресловутый «креативный класс», но никак не Русский мир.
Бытует мнение, что путь к Богу у многих начинался с весьма далёких от Православия исходных позиций. Разумеется, бывает и так. В этой связи можно вспомнить опыт о. Тихона Шевкунова, о котором он поведал в своей книге «Несвятые святые». Однако вовсе необязательно начинать этот путь с прослушивания сочинений еретика-постмодерниста. Вспомним немудрёное и пронзительно-искренне стихотворение, найденное в домике блаженной Паши Саровской в Дивеево.
Ищите Бога,
Ищите слёзно,
Ищите люди
Пока не поздно.
Ищите всюду,
Ищите каждый,
И вы найдёте
Его однажды.
И будет радость
Превыше неба,
Но так ищите,
Как нищий хлеба.Аминь. [8]
И в завершение, позволю себе поделиться личным опытом. У меня был DVD-диск, на котором были собраны все альбомы «Аквариума» и Б.Г. до 2004г. Два года назад он взорвался в моём DVD-приводе, разлетевшись на мелкие кусочки. Кого бы я не спрашивал об этом, никто ничего не слышал о таких чудесах техники. Случайность?..
[1] Андрей Микита. «Серебро Господа моего».
[2] Б.Г. "Сын плотника".
[3] Анонс премьеры «Семи песен о Боге» на сайте "Церковный композитор".
[4] Интервью Бориса Гребенщикова порталу Сегодня.ua.
[5] Иеромонах Димитрий (Першин). «15 вопросов о вере Борису Гребенщикову».
[6] «Гребенщиков: если человек един с Богом, то религия ему уже не нужна». NEWSru.com.
[8] «Ищите Бога».
29. Ответ на 26., Севастиан:
28. Ответ на 20., Эраст Давыдов:
27. Re: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»
26. Проблема проблемы о проблеме проблем
25. Ответ на 20., Эраст Давыдов:
24. Ответ на 20., Эраст Давыдов:
23. 20. Эраст Давыдов :
22. Re: «Запрягли, взнуздали мне коней беспредела»
21. Ответ на 17., Vital:
20. Ответ на 17., Vital: