Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Смердяковское ницшеанство

Священник  Александр  Шумский, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни
Русская цивилизация и Запад - конкурс / 14.12.2010


Комментарий к докладу игумена Петра (Мещеринова) «Вызовы сегодняшнего дня - взгляд из России» на международной конференции «Пути развития и точки соприкосновения между Россией и Западной Европой» (Милан 22-24 октября 2010 г.) …

Еще большее зло им принесли своими протестантскими идеями некие духовники-иеромонахи, повторяющие всякие нелепости некоторых модернистских монахов нашего времени.

Старец Паисий Святогорец

Мы живем в нововавилонское время, когда смешиваются такие вещи, которые, казалось бы, никогда смешаться не могут. Например, что может быть, на первый взгляд, противоположнее, чем Смердяков и Заратустра. Первый, если смотреть классически, олицетворяет собой все низкое, пошлое, мелкое, отвратительное, предательское. А второй представляется философическим поэтом, воспевшим силу, аристократизм, сверхчеловека, способного презирать пошлость и низость мира, глупую толпу, терпеть боль и одиночество. Вероятно, следовало бы тему «Смердяков и Ницше» разобрать поглубже, потому что Смердяков это карикатура на сверхчеловека, насмешка над ним, его подлинная личина и сокровенная сущность. Но сейчас разговор несколько о другом.

Совершенно неожиданно я обнаружил органичное сочетание смердяковщины и ницшеанства в тексте доклада игумена Петра (Мещеринова) «Вызовы сегодняшнего дня - взгляд из России», прочитанного автором в Милане 22-24 октября 2010 г. на международной конференции «Пути развития и точки соприкосновения между Россией и Западной Европой», организованной фондом «Русское христианство» и Миланским католическим университетом. Надо заметить, что вести полемику с отцом игуменом невозможно, поскольку его задача заключается не в обнаружении истины, не в объективности, а в том, чтобы в очередной раз показать несостоятельность России, русского народа в истории. Ничего научного, беспристрастного в его итальянском докладе нет. Есть только маниакальная русофобия, прикрытая специфической церковной терминологией.

Ладно, если бы отец Петр ограничивался лишь визгливой ненавистью к советскому и постсоветскому «недочеловеку», который, по его мнению, даже не способен «воспринять общечеловеческие нравственные предпосылки, без которых невозможно усвоение христианства». Но он отказывает в состоятельности и досоветскому человеку, Древней Руси. Чего стоит одна только вот такая фразочка: «Россия же, получив византийское Православие, не имела соответствующей цивилизационной почвы для того, чтобы творчески усвоить и продолжить развитие богословского наследия Церкви, и поэтому консервация и охранительство с самого начала стали основными компонентами русской церковной жизни».

Цивилизационная почва, дорогой отец игумен, дело наживное, и Россия за очень короткие сроки сумела это доказать. Киев, мать городов русских, уже вскоре после принятия христианства считался одним из самых культурных и цивилизованных центров Европы.

А что же плохого в консервации и охранительстве, которые доминировали в духовной жизни Руси сразу после принятия христианства? Без предварительной охранительной и консервативной работы никакое развитие невозможно. О сочетании консерватизма и творчества в процессе развития очень хорошо писал К. Леонтьев. По всему видно, что отцу Петру очень хотелось бы, чтобы сразу после принятия христианства мы бросились в объятия Риму, в которых и были бы в конце концов «братски» задушены.

Удивляет в этой связи безграмотность отца игумена, когда он утверждает, что «Восточная и Западная Церкви в 1054 году порвали друг с другом только формально, но не по существу». Смешно это опровергать, сколько уж было написано на эту тему многими авторами, например, нашим выдающимся богословом Владимиром Лосским.

Кроме того, отец игумен забыл, что если нам и не хватало цивилизационной почвы, в понимании таких как отец Петр, при принятии христианства от          Византии, то у русского народа была чистота детской веры, которая на самом деле гораздо важнее всех цивилизационных почв вместе взятых. Сильная и чистая вера неизбежно обрастет культурной и цивилизационной плотью, что Россия успешно доказала в своей истории. Очевидно также, что вера без культуры обойтись может, а вот культура без веры неизбежно погибает. Вообще, я заметил, что отец Петр регулярно забывает о вере, выпячивая на первый план вторичные признаки духовной жизни. Его рассуждения носят более культурологический, чем духовный, характер. Причем, культурология у него исключительно западническая. Поэтому он и не понимает, почему Божий Промысел распорядился в отношении России таким образом, что именно она стала приемницей Православия от Византии. В выводе отца Петра даже ощущается скрытый ропот на Бога: как это могло случиться, что столь нецивилизованная страна получила такой бесценный дар?!

Сквозь зубы, скрепя сердце, отец игумен выдавливает из себя: «Несомненно, что на протяжении семи столетий Православие в России выявило себя весьма значительно...» Но тут же добавляет: «Подвиг русских святых, к сожалению, не осеменял всю жизнь русских людей, а был некоей «вещью в себе»». Следует заметить, что отец Петр иногда не чувствует, как говорил Василий Розанов, оттенков звуков произносимых им слов. Слова «не осеменял всю жизнь русских людей» в данном контексте звучат как-то пошло, вызывая невольные ассоциации со скотоводством. Вероятно, отец Петр много общался в последнее время с нашим главным «миссионерским осеменителем», известным протодиаконом Андреем Кураевым. Игумену Петру, судя по всему, наш русский народ представляется недоразвитым быдлом. Отсюда и такие неудачные стилевые обороты. Кстати, историческая справка. После принятия унии в 1596 году на Брестском соборе, быдлом стали называть своих крестьян, оставшихся православными, польские магнаты русского происхождения, изменившие православию и перешедшие в католичество или унию.

Здесь отец игумен проговаривается по Фрейду, обнаруживая то самое сочетание смердяковщины и ницшеанства, о которых я говорил выше. Удивительно точно подходит к выводу отца Петра вопрос Смердякова: «Может ли русский мужик против образованного человека чувство иметь?»

А вот и слова из известной книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», дух которых потрясающе совпадает с высокомерным духом игумена Петра: «Они огрызаются на меня, так как я говорю им: для маленьких людей нужны маленькие добродетели, - и так как я с трудом вмещаю, что маленькие люди нужны!». Вот такими маленьким людьми, неспособными к принятию общечеловеческих ценностей, являются, по мнению отца игумена, русские люди, русский народ.

Отца Петра по мере чтения доклада, судя по всему, буквально охватывает смердяковское «вдохновение». Вот как он оценивает духовно-нравственное состояние допетровской Московской Руси: «Отсутствие и боязнь богословия, необразованность, сведение церковности к внешнему, к букве, неразвитость вследствие этого христианских духовных и этических начал не только в повседневной, но и в церковной жизни...» Наверное, порадуется выводам игумена Петра вице-ректор Папского института восточных исследований архимандрит Роберт Тафт, который высказывается в весьма схожем ключе: «Многое из того, что предпринимают иерархи Русской Православной Церкви - следствие их лунатического блуждания; православные не в состоянии воспринять реальность, не понимают уроков истории. Да ну ее к псу эту Москву!». Читая миланский доклад игумена Петра, невольно вспоминаешь поэтические строки философа XIX века В. Печерина, перешедшего в католичество:

Как сладостно отчизну ненавидеть

И жадно ждать ее уничтоженья!

Естественно, отец игумен взахлеб хвалит императора Петра I за то, что при нем в России получил распространение протестантизм, и вообще качественно усилилось западное духовно-нравственное влияние. И все шло хорошо, по мнению отца игумена, шло к постепенному сближению православия, католицизма и протестантизма, шло по пути «развития европейской интеграции». Но вот ведь незадача, откуда ни возьмись появились эти «обскуранты», Алексей Степанович Хомяков и святитель Игнатий Брянчанинов. Пришли, понимаешь, и поломали всю эту «мещериновско-сикстинскую капеллу».

От святителя Игнатия нашего бедного отца игумена трясет так, что он даже не замечает, как изменяет собственным взглядам, в которых во главу угла ставится свобода творческой личности. Игумен Петр отмечает, что, выбирая монашеский путь, святитель Игнатий пошел против воли самого императора Николая I, «у которого были на него свои виды». Из всех статей игумена Петра следует, что послушание государственной власти он добродетелью не считает. Не любит отец игумен государство, особенно русское, ни в монархической, ни в советской формах. А тут вдруг упрекает святителя Игнатия за ослушание императорской воле и говорит: «Очень важно подчеркнуть изначально сформировавшийся настрой святителя Игнатия на некое противостояние и противление всему...». Это чему же «всему»? Ответ прост. Святитель Игнатий был тверд в православной вере и не допускал никаких компромиссов с инославием, не хотел никакой «европейской интеграции». Он был однозначным противником католицизма и протестантизма. А вот если бы он не был таким «упертым», то тогда отец Петр без сомнения пропел бы гимн свободе его личности.

Но совсем комично выглядит перл отца игумена о том, что святитель Игнатий «не получил духовного образования, хотя был весьма начитан в православной святоотеческой аскетической письменности». Видимо, отец Петр считает свое духовное образование достаточным для того, чтобы тягаться с величайшим духовным писателем и подвижником, благодаря которому мы держали, держим и будем держать удары инославного кулака. Вот, если бы святитель Игнатий получил иезуитское образование в Милане или Риме под руководством какого-нибудь архимандрита Тафта, тогда он был бы отмечен знаком мещериновского качества.

Но игумен Петр не унимается и добавляет: «Его взгляды на те или иные сферы христианской, церковной и общественной жизни отличались узостью и ригоризмом». Но разве может мыслить широко православный человек? Конечно, не может! У него же нет «цивилизационной почвы», которую имеет наш отец игумен.

А вот, что пишет о святителе Игнатии последний духовник Оптиной пустыни иеромонах Никон (Беляев) в своем потрясающем «Дневнике»: «Я читаю епископа Игнатия Брянчанинова. Очень утешаюсь его сочинениями. Не знаю, как благодарить Господа и Батюшку (старец Варсонофий - А. Ш.), что имею такое сокровище». В своем «Дневнике» отец Никон приводит и слова самого старца Варсонофия о святителе Игнатии: «Да у него все на одном и том же, на молитве Иисусовой. Какая ширина. Теперь вы видите это».

Теперь и мы видим, что преподобный Варсонофий, в отличие от игумена Петра, отмечает именно духовный объем, духовную ширину святителя. Так кто же прав, светочи православного оптинского духа, старцы Варсонофий и Никон или европейский интегратор игумен Петр?

Очень сетует отец игумен в своем миланском докладе перед своими латинскими кураторами на то, что «Россия должна была бы стать замечательной европейской страной. К величайшему сожалению, естественный ход событий оказался сломлен. Одним из серьезнейших следствий этого страшного слома всех сторон русской жизни явилось то, что сознание русских людей стало нерелигиозным... И здесь фигура святителя Игнатия оказалось ключевой». Отец игумен утверждает, что книги святителя Игнатия пришлись по душе постсоветскому нерелигиозному сознанию. Особенно печалуется отец Петр в связи с тем, что постсоветскими русскими православными людьми оказался востребован «агрессивный антиэкуменизм» святителя.

В конце доклада у отца Петра началось что-то похожее на истерику: «Постсоветский человек - это человек, никогда не знавший подлинной христианской религиозной честности, нравственности, общественной солидарности. Лживость, безответственность, безбожие, меркантилизм, цинизм, нечеловеколюбие и прочие воспитанные на протяжении трех поколений советской жизни качества очень успешно мимикрировали в сегодняшнюю церковность». Я дал полную цитату, чтобы читатель мог убедиться в слепой ненависти отца игумена к русской истории, особенно к ее советскому периоду, в ненависти к русско-советскому народу. И как отрадно сознавать, что такой русофоб признает, что величайший подвижник благочестия святитель Игнатий Брянчанинов с нами!

Нельзя не заметить, насколько схожи по духу и букве рассуждения игумена Петра с диалогом Смердякова с Марьей Кондратьевной в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»:

- Может ли русский мужик против образованного человека чувство иметь? По необразованности своей он никакого чувства не может иметь... Я всю Россию ненавижу, Марья Кондратьевна.

- Когда бы вы были военным юнкерочком али гусариком молоденьким, вы бы не так говорили, а саблю бы вынули и всю Россию стали бы защищать.

- Я не только не жалею быть военным гусариком, Марья Кондратьевна, но желаю, напротив, уничтожения всех солдат-с.

- А когда неприятель придет, кто же нас защищать будет?

- Да и не надо вовсе-с. В двенадцатом году было на Россию великое нашествие императора Наполеона французского первого, отца нынешнему, и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки-с.

В завершающем абзаце доклада истерика отца Петра достигает апогея. Он утверждает, что у России с Западом не обретаются точки соприкосновения в духовной сфере из-за «недоверия и враждебности непросвещенной паствы». Он прямо заявляет, что ему и таким как он мешают «широкие церковные массы», то есть мы с вами, братья и сестры!

Но и, конечно же, в самых последних словах прорывается ницшеанская гордыня. Отец Петр причисляет себя и близких ему людей к кругу избранных, в противовес «большинству православных в России», кощунственно используя Евангелие: «В конце концов, христиане всегда - «малое стадо» ( Лк. 12, 32)». Получается, что «широкая церковная масса» к христианству отношения не имеет.

И опять выплывает этот «малый народ», желающей подменить собой Церковь. Снова мы видим причудливое сочетание смердяковщины и ницшеанства, к которому добавляется еще и коллективный Троцкий, стремящейся через дискредитацию Святейшего Патриарха Сергия подготовить и совершить церковную революцию. Я полагаю, что латинские кураторы игумена Петра остались довольными. А мы, вспомнив «Братьев Карамазовых», оценим доклад игумена Петра Мещеринова так: «Лакейский тенор и выверт песни лакейский».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 71

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

71. Алексей : В защиту иерея Александра Шумского в ответ Максиму
2011-03-03 в 11:47

Максим, а почему Вы за Бога решаете?Побеждают Россию тогда, когда падение нравов, но ... ! Господь и плоды собирает для Царства Небесного: созревший плод - новомученники, их на Святой Руси стало больше, чем за всю эпоху христианства.Бог ведь с позиции вечности на все смотрит.Упрекаете в невежестве Россию,но забыли, что почти в каждой семье были неканонизированные праведники.Цель жизни была святость. Посмотришь на нравственность неграмотных христиан - святой образ жизни!Все таки нравственность выше знаний. Вспомним Марию Египетскую,и многих необразованных, своей жизнью угодивших Богу. Можно легко подменить ценности. Богу именно любящее сердце с детской верой нужно. Образованные,уж, очень часто в гордыню впадают. Сейчас, правда,столько филокатоликов развелось, прямо возникает вопрос, не внедрение ли их со стороны "Руссикума" (кажется, так это называется?). Читая статьи отца Александра Шумского - чувствуется его искренняя боль за Святую Русь, и у любящих Россию и Православие - тоже сердце кровью обливается, что с нами вытворяет злое мировое правительство.И все мы должны понимать , кто наш истинный враг. Надо быть преданным Православию, как учили наши святые.И из истории брать хорошие уроки, все хорошие идеи и опыт внедрять в России для укрепления и процветания нашей любимой Родины!Простите, если что не так.Спаси вас, Господи!
70. Е.Д. : 69. каноничный
2010-12-24 в 23:05

+10000
69. каноничный : вопрос по вЫкипедии
2010-12-24 в 04:46

Дабы скрыть свою глупость внимательно проштудировал выкипедию о Фоме и узнал, что он "признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля" http://ru.wikipedia.org/wiki/Аквинат
И возник у меня следующий вопрос к высокообразованному миссионеру.
В указанном вами временном диапазоне (13 – 16 век)на Руси подвизался Преподобный Александр Свирский, который без высшего богословского и даже среднеспециального образования сподобился лицезреть Пресвятую Троицу один раз. Надеюсь Преподобный Александр Свирский соответствует вашей оценке "хотя бы 1/10 величины от Фомы". Ну и собственно вопрос, даже два. Если бы Преподобный Александр Свирский изучил философию Аристотеля, Пресвятая Троица явилась ему бы 10 раз? А если Преподобный прицепил бы к Святоотеческому Преданию философию Лао Цзы, какой коэфициент "величины от Фомы" вы дадите Преподобному, господин Степаненко
68. иерей Александр Зайцев : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-22 в 00:28

На меня благостное впечатление произвели все последнии комментарии. Как то вдруг спокойно стало. Опять со слезами вспоминаю прп.Силуана.Вот я пишу,говорил он,но наступает момент,когда уже не могу писать...
И мне слышится: Свете тихий,святыя славы...
Капитану NEMO - привет!
О.Александру - поклон!
И Екатерина отбросила свой пулемёт: враг растаял как дым.
Максиму Ст.-искреннии соболезнования по вступлению в должность по п.53.
С икренней любовью ко всем!
67. Евгений Чертогонов : Максиму Степаненко
2010-12-21 в 20:48

Покойный митрополит Никодим (Ротов) тоже любил ездить в Ватикан..
66. Nemo : 65. Екатерина Домбровская
2010-12-21 в 20:22

Да, у меня тоже полное недоумение. Что, вот так легко можно дать новую интерпретацию нашего духовного наследия, не утруждая себя доказательствами, исходя только из ненависти к Традиции и - некому ответить? У него каждое суждение поверхностно и произвольно, подгонка под идеологию. То, что он с этим "суповым набором" едет в Италию - пусть, согласны они его слушать - пусть слушают. Но наши-то где? Культурно так ткнуть носом - да, собственно его там и Вы, и Рогозянский ткнули. Вы как раз указали на непонимание Традиции, а Рогозянский на фактические ляпы. То, что он смотрел и "не обнаружил" возражений, так про таких и сказано, что услышат и не уразумеют, глазами смотреть будут и не увидят. Но где наши "доценты с кандидатами"? Очень странно, я бы сказал.
65. Екатерина Домбровская : На пост 64. Nemo
2010-12-21 в 18:47

"Если ты даешь новую интерпретацию, то бремя ее обоснованности лежит на тебе. О.Петр поступает ровно наоборот. Перетолковав буквально все, он предложил опровергать его. Но чтобы опровергнуть хотя бы один факт из этой интерпретации, надо исследование написать. Так это он должен был сначала проанализировать все исторические и богословские источники и доказать нам, что, например, влияние того же Фомы Кемпийского на наше богословие и нашу духовность было значительным (достойным упоминания)"
Совершенно с этим согласна, уважаемый Nemo.В корень попали. Да, ловко сработано у иг. Петра. Приемчики хитрые. Но что делать? Его и так очень долго оставляли почти без возражений. Сколько людей-то , в особенности молодых, неопытных попортил! Писать все-таки исследования? Для рядовых оппонентов о. Петра, наверное, другого пути нет. Но есть авторитетные люди - богословы,чье суждение даже краткое, не требует мощной системы доказательств. Но эти-то люди как раз и молчат. Это молчание вызывает недоуменные вопросы. По совести ли молчат?
64. Nemo : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-21 в 15:00

Представляется, что дело не в том, что отец игумен Традицию считает только интерпретацией, и не в том, что он считает себя способным дать лучшую интерпретацию. Непонимание сущности Традиции и личная скромность наших модернистов тоже ни для кого не секрет.
Но если ты даешь новую интерпретацию, то бремя ее обоснованности лежит на тебе. О.Петр поступает ровно наоборот. Перетолковав буквально все, он предложил опровергать его. Но чтобы опровергнуть хотя бы один факт из этой интерпретации, надо исследование написать. Так это он должен был сначала проанализировать все исторические и богословские источники и доказать нам, что, например, влияние того же Фомы Кемпийского на наше богословие и нашу духовность было значительным (достойным упоминания). Ибо о его "салонности" говорит не только Свт. Игнатий (которого. наши обновленцы ненавидят), но и, скажем, о.Георгий Фроловский: "..эта книга была очень популярна в светском хорошо образованном, но мало сведущем в религиозных вопросах высшем обществе того времени." Мало ли было каких переводов книг и их влияния. Делать отсюда выводы и сущностном единстве чего либо с чем либо несколько поверхностно.
И такое исследование надо по каждой строчке его доклада проводить. Как же можно походя давать собственные оценки, обесценивая предыдущие (вполне обоснованные) и не утруждая себя доказательствами.
Если коротко - статья о.Петра производит грустное впечатление, прежде всего со стороны научной добросовестности и фундаментальности. И это - лицо нашего богословия? Если бы ее написал семинарист, ее бы не приняли независимо от взглядов. И тут - доклад на международном уровне. Католиков, ясное дело, не жалко, но зачем так позориться?
63. Сельскiй бригадиръ : иерею Александру Зайцеву
2010-12-21 в 14:35

Статья в такой подаче вообще не способна выйти за пределы РНЛ и близкого нам "Благ.огня". И молчание со стороны либералов хуже ответа, ибо последнее означало бы, что мы их как-то задели,кого-то заставили задуматься. Ни в какие форумы-обсуждения очень необходимая критика мещериновской позиции не попадает ввиду своей жестко-эмоциональной окраски.

Вы, честный отче, тут не правы. Либеральные церковные СМИ будут игнорировать ЛЮБУЮ критику взглядов иг. Петра Мещеринова. Любую!Вот, например, спокойно написанный и богословски безупречный разбор всех нападок игумена Петра на Священное Предание нашей Церкви:
http://www.blagogon.ru/digest/135/
И тоже НИКАКОГО ответа. А просто потому, что ИМ нечего ответить по существу.
62. Артур : 58. Максим Степаненко :
2010-12-21 в 14:33

Из Ваших эффектных появлений я уже давно усвоил, что Вы обладаете причудливой способностью клеймить то, что Вам кажется хамтсвом, в самом хамском тоне. Но воспитывать Вас бесполезно, поэтому я не об этом…

Зачем еще и жульничать? Я ведь спрашиваю не вообще о необходимости богословского развития на соответствующем этапе развития Церкви, не о выработке догматов, не о Соборах, а о том, зачем молодой Русской Церкви нужно было заниматься развитием богословия? А Вы мне фактически отвечаете – как замечательно потрудились отцы Церкви… Смешно, чесслово…

Что касается Фомы, то я даже не знаю, как обходились без его доказательства бытия Божьего эти самые отцы. Еще вот Ансельм доказательства изобретал. Ну и что?

А эти вопросы Вы вообще предпочли игнорировать
Что еще из непроясненного в православной догматике после свт. Григория Паламы должны были «развить» отцы Церкви в Третьем Риме? Какую революцию, скачки и прорывы совершили греческие богословы после этих событий?

Чем плоха охранительная и консервативная роль? Когда отцы Вселенских соборов из раза в раз в своих оросах утверждали неизменность Никео-Цареградского символа – этот консерватизм и охранительство имеют положительное значение для Православия или отрицательное?

Наконец, хотелось бы узнать, каковы планы на будущее в отношении «развития богословской мысли» строят в миссионерских отделах, обретших, наконец, цивилизационную почву, и какова в них будет роль Святого Духа?



Вы бы игнорировали тогда сразу все… Вот последний вопрос меня особенно интересует. Вы ведь уже обрели необходимую цивилизационную почву? Что предполагаете развить?
61. Сергий Агапов : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-21 в 14:28

Простите дорогие отцы, окаянного. Но мне кажется, нет предмета для спора. Просто и у нас в Церкви, вслед католикам, очевидно, появились неверующие богословы. Ломать из-за них колья? Хороший дрын обломать бы об них. Это было бы дело. Но если соберутся двое, трое священников на Русской народной линии, да помолятся о заблудшем своем брате, да призовут еще и авторов многочисленных комментариев, и, может, дрогнет сердце не только у уважаемого Максима Степаненко, но даже и отца Петра. Простите старого дурака.
60. Священник Александр Шумский : иерею Александру З.
2010-12-21 в 13:51

Уважаемый отец Александр! Все ваши правильные слова о разном возрасте культур прекрасно известны отцу игумену Петру. Эти аргументы повторялись десятки раз, в том числе и мной. Неужели Вы думаете, что ему неизвестны слова преп. Силуана Афонского? Все он прекрасно знает, и плевать он хотел на все аргументы, потому что именно по - смердяковски ненавидит Россию. Неужели это непонятно?
59. иерей Александр Зайцев : пару орешков для Максима Степаненко
2010-12-21 в 03:59

Дорогой Максим! Больше рассудительности! Я не специалист по патрологии и церковной истории,но одно важное замечание есть.
Вы не учитываете разный возраст христианских культур.Нельзя же ставить в упрёк русскому православию,что в 14 веке у нас не было свт.Григория Паламы. Зато был преподобный Сергии Радонежский! И тот нетварный свет,о котором размышлял свт.Григорий,прп.Сергий опытно созерцал в своей келье.Ведь они почти современники,несколько лет жили под одним солнцем.
"Кто истинно молится - тот богослов" - говорил прп.Силуан Аф. Научное богословие - это уже рефлексия,осмысление предыдущего опыта.Русская Церковь сравнительно молодая и когда у нас наступал период богословского осмысления нам неизбежно приходилось пользоваться чужими достижениями более старших христианских культур. Поэтому и складывается ложное впечатление определённой до времени скудости нашей богословской (и философской,кстати,то же)мысли. И грешно это выставлять как недостаток,подобно тому как упрекнуть младшего брата за то что он не погнушался взять что-то от старшего.
Россия в большей степени сильна подвижничеством и благочестием,нежели академическими богословием и философией, хотя и этот самобытный дар явился на грани 19-20 веков. Русская культура 19 века питает теперь дряхлеющий запад. Немецкий писатель Г.Гессе видит в "Карамазовых" Достоевского закат Европы. А о.Петр М. видит иначе, странно расставляет акценты.
Богословие само по себе не спасает,как не спасло Византию,как не спасает ныне католический запад,как не спасла прежде греческая философия эллинскую культуру, как не спасает богословие и Мещеринова от унылого взгляда на вещи.
Один опытный священник,которому я показал работы Мещеринова,сказал просто:" он не понимает,о чем он пишет".
58. Максим Степаненко : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-20 в 23:57

Вот более уточненный и развернутый ответ на хамский отзыв иерея Александра:
Для туго мыслящих хочу пояснить, что в нем происходит не защита игумена и его доклада, а обсуждается именно хамство иерея Александра и его однобокость мышления.
http://www.k-istine...._reflection-012.htm
Не могу не ответить некоему Сидорову, который обладает очень характерной избирательностью мышления и невнимательностью. Его пост - это вообще клиника патологической невнимательности.
«Я вот думаю, почему "православный" г-н Степаненко в качестве авторитетов называет Фрейда».
Как раз его и не называю авторитетом, на Фрейда ссылается именно Шумский.
Почему г-н Степаненко не обращается к авторитету святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Афанасия и Кирилла Александрийских, Григория Паламы…
А причем здесь эти отцы?! Мы обсуждаем то, что дало миру именно русское богословие.
Вы перечисляете имена достойных мужей: мученик Иоанн Попов, епископ Варнава (Беляев), священник Павел Флоренский, протоиерей Георгий Флоровский, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, протоиерей Василий Зеньковский, Владимир Николаевич Лосский, Гермоген Шиманский, митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Нестор (Анисимов), митрополит Вениамин (Федченков), свт. Феофана Затворника, свт. Николая Японского.
Но что принципиально новое они внесли в мировое (если хотите вселенское) богословие? В большей степени - это богословы-практики, комментаторы, боголовы-катехизаторы. Разве они стали родоначальниками неких богословских систем, направлений, школ? Нет.
Дело не в моем филокатоличестве. На Западе блаженный Августин и Фома Аквинский были такими фигурами, родоначальниками неких религиозно-философских систем, которые оказывали влияние на многие века на богословскую мысль Запада. На Востоке - это Отцы-кападокийцы, преп. Максим Исповедник, свт. Григорий Палама…
Были ли такие величины в русском богословии? Не было. Вот об этом и говорил игумен. Разве он говорил не правду?
Фома Аквинский жил в 13 веке. Назовите мне русских богословов хотя бы 1/10 величины от Фомы, живших в 13 – 16 веках? Когда на Руси появились университеты? Когда они появились на Западе?
Вот именно поэтому и правда:
"Россия же, получив византийское Православие, не имела соответствующей цивилизационной почвы для того, чтобы творчески усвоить и продолжить развитие богословского наследия Церкви, и поэтому консервация и охранительство с самого начала стали основными компонентами русской церковной жизни".
Заявления некоего Артура - это тоже характерная черта малообразованных ревнителей не по разуму.
А зачем «продолжать богословское развитие»? Да за тем, что этого пожелал Сам Господь:«Еще многое имею сказать вам; но вы теперь НЕ МОЖЕТЕ ВМЕСТИТЬ. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам» (Ин. 16:12-13).
Разве в Писание есть развернутое учение Святой Троице? О двух волях Христа? Или как во Христе соединены божественное и человеческое? А учение свт. Григория Паламы о нетварным свете – все это есть Писаниях в развернутом виде?
Что такого полезного для Церкви «развил», скажем, тот же Фома Аквинский? Любезный, прежде чем это писать, Вы поищите в Выкипендии о Фоме, чтобы потом не выдавать свою глупость! Ну, хотя бы, доказательства бытия Бога – это уже семинаристы с первого курса знают… Хотя это крупица мыслей Фомы.
Некий Чертогонов с ужасом пишет, что из русской семинарии едут в Ватикан за стажировку. Между тем, любезный, святитель Николай Сербский учился у католиков в их религиозных упреждениях и преподавал. И не раз с добром поминал католиков… И несмотря на это один из величайших святых и мыслителей Православной Сербии.
Но еще раз подчеркиваю – моя цель не защита взглядов игумена Петра, меня глубоко возмущает хамство, глупость и однобокость критики.
57. иерей Александр Зайцев, Валаамский м. : Немного тёплого дыхания на отсыревший порох.
2010-12-20 в 01:49

Чтобы закончить то ,что было названо дискуссией,но скорее напоминало выход барина на крыльцо(что впрочем лучше, чем лакейство), подведу итоги.
Помню,каково было моё огорчение,когда я столкнулся с работами и.П.Мещеринова, несущими в себе зачатки новых потрясений. Но не меньше меня расстраивает такая страстно-эмоциональная,порой даже грубая реакция в статье О.Александра Ш.(Замечу: в стиле написания,а не в в его личности)
Я предположил, что очень критичный термин,вынесенный в заглавие статьи,и сам её тон будут предметом критики.
Я ошибся...,но в ещё худшую для нашего общего дела сторону. Статья в такой подаче вообще не способна выйти за пределы РНЛ и близкого нам "Благ.огня". И молчание со стороны либералов хуже ответа, ибо последнее означало бы, что мы их как-то задели,кого-то заставили задуматься. Ни в какие форумы-обсуждения очень необходимая критика мещериновской позиции не попадает ввиду своей жестко-эмоциональной окраски.
Вопрос: для кого написана статья? Имеет ли она значение проповеди для тех, кто увязался за приторными соблазнами либералов по недоразумению?
Ответ,к большому сожалению,не утешительный. Статья обречена на "герметическое" (по выражению Мещеринова) существование, а значит на руку темже мещериновцам.
Посмотрите,как спокоен Мещеринов(никакой "визгливости" ,"выдавливания из себя" и т.п в реальности нет,это фантазия о.Александра) и как пристрастны и беспокойны мы. Что выберет отвлечённый интеллигент, не искушенный в вопросах веры и церковной истории? Поверьте,он будет ориентироваться на форму,а не на содержание.
Хуже того,я с ужасом разошёлся со своим старым знакомым-священником в вопросе о Мещеринове. Представьте, он сказал мне,что Мещ. единственный, кто высказывается свободно !??
Здесь не место разбирать это заблуждение,но поверьте - таким людям нужна наша серьёзная обстоятельная аргументированная апологетическая позиция, а не "мощный интеллектуально-эмоциональный удар" в виде обличений в "смердяковщине" и "ницшеанстве", которые однозначно не будут восприняты, напротив вызовут отторжение.
Добавлю для ясности,чтобы не произошло смещения "на личности",что я очень ценю работу О.Александра Ш. на РНЛ,например,последняя его заметка-наблюдение "Революц.воронка.." просто бесценна для правильной оценки социально-политической ситуации.
56. lucia : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-18 в 16:37

Просто многим Кураев не нравится. Точнее. то что он письменно и устно утверждает.
55. lisander : главным «миссионерским осеменителем»
2010-12-18 в 16:13

Неужели, каждый уважающий себя человек, называющийся христианином, просто обязан плюнуть в спину Кураеву? Просто так. Без объяснений. Он их не заслужил.
Мне это не понятно.
54. Священник Александр Шумский : Иерею Александру Зайцеву
2010-12-17 в 12:53

Уважаемый отец Александр! Благодарю Вас за то, что Вы сами подтверждаете, что на той либеральной стороне нет статей, в которых,как Вы раньше говорили, умело в пух и прах разбивается моя статья. Кстати, заметьте, название известного животного, которое принято использовать в блатных кругах, употребили Вы, а не я! На этом полемику с Вами я прекращаю.
53. иерей Александр Зайцев : не "по", не "при", не "ну"
2010-12-17 в 02:25

Остаётся сожалеть, что даже дифференцированная критика у нас автором не принимается с тем же пристрастием,что и связывает намертво саму статью. В этом автор "благополучно" сошёлся с тем,кого он обличает. Критиковать у нас не смей, прощения просить (кстати однократно,а не всё время) не моги,хотя мы с автором худо,но беседовали,а не на улице столкнулись.
Для православных добавлю, что просить прощения нам бывает необходимо и у тех,кого не знаем лично,на чине прощения,например,или как с Раскольниковым,когда Соня говорит ему: пойди на улицу,встань на колени перед людьми,попроси прощения.
Карамазовская Димитриева страсть нам сейчас ой как может повредить,как и с ним самим она поиграла. Больше нужно Алексеевой мудрости, да Иванова расчета немного.
Как-то я грешным делом сокрушался, что иссякла русская душа карамазовским духом,измельчала. Ан нет, он, дух-то этот, - на Русской Линии. Так что не смотря на вспыхнувшие страсти,я спокоен.
А что касается ответа с той, либеральной стороны, то оно ведь как: если с одного берега кричат на другой:"козё-о-ол",то что в ответ услышишь? - "Сам козё-о-ол" - и ничего больше. Ничего больше.
52. Николай Ш. : 39. Сергей Швецов
2010-12-16 в 12:50

Спасибо! Однако, я обращался к отцу Александру. Пример Сербской церкви перед глазами и без подобного рода примеров сотрудничества лучше обойтись. А то ведь и раввин в качестве благодарности на православной службе поприсутствует...
51. lucia : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-16 в 12:24

Ну смердяковщины уже хватает. Смердяковщина. она смердяковщина и есть. это может быть в любой области. не только в богословии. Это просто позиция. Вот, например http://pravaya.ru/dailynews/5075
Уж какое тут ницшеанство!
50. Священник Александр Шумский : иерею Александру Зайцеву
2010-12-16 в 11:37

Уважаемый о. Александр! Не надо все время извиняться. Мы с Вами лично не знакомы, так что все в порядке, не беспокойтесь. Мне совершенно безразлично, приемлете Вы мой "страсный тон" или нет. Я всегда отвечаю за свои слова и за свой тон. Батюшка! Может быть Вы назовете хоть одну дельную статью моих оппонентов, в которой, как Вы говорите, умело в пух и прах разбивалось бы предложенное мной "Смердяковское ницшеанство". Я что-то пока ничего, кроме пошлого набора русофоба, в котором содержатся лишь обвинения в невежестве, зависти и мракобесии, не обнаружил.
49. Артур : 43. Ю.Свиридов :
2010-12-16 в 08:32

Под загаженным парадным игумен имеет в виду современное состояние Русской Церкви?
48. иерей Александр Зайцев : Уважаемому о.Александру Шумскому
2010-12-16 в 03:38

Дорогой батюшка, я только сожалею,что привёл Вас в некоторое негодование.Имени я не скрываю,но что оно для Вас значит?
Хотя в комментарии,если бы Вы были повнимательнее,я упомянул свою статью об обсуждаемом игумене,которая давно уже болтается в шапке РНЛ. Поэтому я и написал сокращённо свою фамилию.
Считаю,что и.П.М. намеренно правоцирует наш праведный гнев, чтобы потом иметь себе защиту и оправдание в указании на страстные эмоции,которые мы себе так неаскетично позволили.
Я сам это на себе испытал,когда столкнулся с ядом его статей,цепляет.
С образом "мортира и моль" Вы то же в запале не успели разобраться. Сам и.П.М.,которого я считаю не либералом (слишком мягко для него,вот о.Алекс.Мень-либерал "в себе" и,как показало время,для Церкви малоопасен),а внутрицерковным реакционером с инфальтивно рефлексирующим богословием(он эту критиканскую рефлексию,как дух,как эстафету, перенял у Шмемана),- не "моль",конечно, птица посерьёзнее.
Но наше слишком страстное реагирование подобно громкой пальбе по моли: шума много - толку мало.Посмотрите,как игумен умело нашу эмоциональность нам возвращает,даже здесь, в комментариях, кто-то привёл.
В нападках на Церковь и.П.М. догматическую линию,как мне кажется, перешёл,хотя он умеет ходить вокруг да около.А моё пожелание относительно хладнокровного анализа (догматического, богословского,историч. и т.д.)работ и.П.М. прозвучало безотносителтно к Вашей статье, а в беседе с Домбровской,которая сама высказала эту мысль,что ответ наш Мещеринову д.б. догматически верным, истинно церковным.
А термин "смердяковское ницшеанство" годится для частной беседы,для своих,а не для оппонентов,которые его умело раскритикуют в пух и прах за его чудное и парадоксальное сочетание и эмоциональный накал.
Замечу для ясности,что с основными мыслями внутри Вашей статьи я согласен, но не приемлю страстный тон и эмоциональный салют,которого ,кстати, и сам не избежал. За что и прошу Вашу руку и прощения.
С любовью,и.А.З.
47. Ann : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-16 в 01:01

Ну сравнили Вы, брате, преподобного Максима и отца Петра!


Отец Петр, да вразумит и спасет его Господь, давно уже все это декларирует и много чего еще ( о форумах на ЦДРМ здесь народ хорошо знает).
Среди предавших царя и поддержавших революцию между прочим "антиллигентов"-интеллектуалов было немало. Впрочем Вы почему-то решили, что исключительно Вам - носителям реформаторского духа Господь открыл за что был убит русский царь....

Если Вы поклонник духовных изысканий отца-игумена, это вовсе не означает, то он в своих изысканиях прав.
А про язык Вы очень кстати напомнили и всем нам, брате, его сдерживать зело потребно есть. Ваш тон по отношению к отцу Александру, увы, воспитанным и почтительным тоже не назовешь, простите.

А о. Александру низкий поклон. С той стороны другие отзывы были бы удивительны. Вообще показательно: духовные чада и поклонники игумена-интеллектуала не выносят ни слова критики в адрес их учителя. Так же и кочетковцы. И повторяются они все время: у них и ярлыки для "мракобесов" одинаковые и любовь к Западу единодушная... Как говорится: "Я милого узнаю по походке":-))
46. раб Божий Сергий Сидоров : Г-ну Степаненко
2010-12-16 в 01:01

Я вот думаю, почему "православный" г-н Степаненко в качестве авторитетов называет Фрейда (далеко не симпатизировавшего Христианству вообще и Православию в частности), блаженного Августина (весьма небесспороного богослова), Фому Аквината (католического святого, не имевшего к Православию никакого отношения, и вообще, непонятно, какое влияние на "религиозное мышление русского народа" мог оказать человек, принадлежавший к совершенно иной духовной традиции, находящийся в глубочайшей прелести, по мнению многих ПРАВОСЛАВНЫХ богословов)? Почему г-н Степаненко не обращается к авторитету святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Афанасия и Кирилла Александрийских, Григория Паламы, наконец, Алексия и Киприана, митрополитов Московских? Слава Богу, хоть свт. Иоанна Златоуста вспомнил.
Г-н Степаненко просит назвать русских богословов, оказавших влияние на мировое христианское богословие. Видимо, подозревает, что таких мало или нет совсем. Но если те богословы, которых я назову дальше, не являются для него авторитетами, еще не значит, что они НИЧЕГО не дали мировому богословию. Итак, имена этих богословов: мученик Иоанн Попов, епископ Варнава (Беляев), священник Павел Флоренский, протоиерей Георгий Флоровский, архимандрит Киприан (Керн), протопресвитер Иоанн Мейендорф, протоиерей Василий Зеньковский, Владимир Николаевич Лосский, Гермоген Шиманский, митрополит Евлогий (Георгиевский), митрополит Нестор (Анисимов), митрополит Вениамин (Федченков).
Хорошо, не нравится г-ну Степаненко святитель Игнатий Брянчанинов. Но почему бы не обратить свое внимание на труды и письма свт. Феофана Затворника, свт. Николая Японского?
И еще. Зачем г-н Степаненко навязывает всем православным авторитет игумена Петра? Вот для меня, например, авторитетны не игумен Петр (Мещеринов), очень сильно, на мой взгляд, симпатизирующий католицизму, не игумен Евмений (Перистый), сотрудничавший с протестантами и неопятидесятниками, а о. Даниил Сысоев, протодиакон Андрей Кураев, диакон Георгий Максимов, иеромонах Макарий (Маркиш), игумен Петр (Пиголь), архиепископ Иларион (Алфеев), вернее, мне симпатичен их подход к православному богословию (потому что ошибки есть у всех, в том числе, у названных мной современных православных богословов, "несть бо человека, иже поживет и не согрешит"). И что, если я не буду восхищаться игуменом Петром (Мещериновым), значит, являюсь "мракобесом", борцом с ПРАВОСЛАВНОЙ ученостью и т.д.?
Мне кажется, что те выпады, которые позволяет себе руководитель миссионерского отдела Томской епархии Максим Степаненко по отношению к священнику, не имеют ничего общего ни с уважением к оппоненту, ни с любовью к Православию и православному богословию. Что и было показано, раз этот господин отрицает существование в России и в Русской Православной Церкви, которой он вроде бы служит, самостоятельной богословской традиции.
45. Евгений Чертогонов : Екатерине Домбровской
2010-12-15 в 23:01

А от нашей Самарской Семинарии двое преподавателей едут на стажировку в Ватикан. Сказали, что подобная разнорядка есть на все Духовные школы.. Неужели правда? Страшное время. "Вставайте!Враги мои идут."- указала афонцам Богородица на католиков.
44. Священник Александр Шумский : Не ломитесь в открытые двери!
2010-12-15 в 17:55

Уважаемый и.Александр З! Может назовете свою полную фамилию, а то, извините, как-то несерьезно получается. Теперь по существу вопроса. Сначала Вы пишете, что "смердяковское ницшеанство" звучит крутовато, что "это выстрел из мортиры по мелькающей моли", а позже вы же утверждаете, что отец игумен все-таки не моль, что "Мещеринов может тысячи поколечить". Причем, интересно, что Вы активно используете мои "смердяковские" образы. А как вы определяете правильные и неправильные эмоции?
Теперь о догматических взглядах отца Петра. В миланском докладе игумена Петра речь не идет о догматике. Акцент в докладе сделан на идеологии, на русофобской идеологии. Поэтому, форма моего ответа совершенно адекватна мещериновскому материалу. Тут требовался мощный интеллектуально-эмоциональный удар, и отец игумен его получил. К томуже отец Петр представляет собой не руководителя роя насекомых, а выражает позицию весьма компактной и влиятельной группы людей, имеющих целью совершение церковной революции. Если отец игумен поведет речь именно о догматике, то я дам ему полный ответ и по этой теме, не сомневайтесь. И знаний мне вполне хватит. Хотя, догматические взгляды таких как игумен Петр уже подробно разбирались мной в статье "Москва или Рим?". Правда, речь там шла о архимандрите Зиноне (Теодоре), входящем в ту же группу, что и игумен Петр. Так что, Уважаемый и.Александр З,советую вам, прежде чем ломиться в открытые двери, получше изучить материал.
43. Ю.Свиридов : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-15 в 17:14

А вот сам игумен Петр ответил на Богослов.ру:

"Прочитал комментарии.

И не обнаружил сколько-нибудь серьёзных аргументов. Обилие же отрицательных эмоций и обсуждение моей личности (и необразован я, и граничу с дерзостью, и покушаюсь на устои, и вообще очень плох) свидетельствует ровно о том, что таких аргументов у моих уважаемых оппонентов просто нет - поэтому они и злятся, что нечего возразить.

А хотелось бы серьёзного обсуждения. Православие заимствовало явочным порядком тридентское богословие или нет? За церковным образованием православные обращались к католицизму или нет (пример - преп. Максим Грек)? Расцвет русской церковной жизни пришёлся на Синодальный период или какой-то иной? Какой? Святители Русской Церкви испытывали на себе влияние инославия или нет? И если это влияние было, то чем оно вызвано - отсутствием или слабостью иммунитета Православия или же тем, о чём я и пишу - глубинным единством Христовой Церкви? Книги Арндта и Фомы оказывали влияние на русскую жизнь или нет? Жалкий лепет г-на Рогозянского о "салонности" этих книг вовсе не является серьёзным ответом на этот вопрос. Отдельные черты наследия св. Игнатия заслоняют для многих всё богатство церковной мысли или нет? Ну и так далее. Вот о чём хотелось бы порассуждать - а не о том, какой я "провокатор".

И ещё - не могу не ответить г-ну Рогозянскому. Он, видите ли, не понимает, как это я обращаю слова критики к церковной аудитории, а не к Латыниной с Шендеровичем. Латынина и Шендерович - люди неверующие; та позиция, на которой я стою - позиция православного христианина - для них не убедительна. А тирадау Андрея Брониславовича можно сравнить вот с чем: представьте некий подъезд, в котором выбиты окна, нагажено, исписаны стены и проч. Один из жителей говорит своим соседям: слушайте, у нас окна выбиты, нагажено, стены исписаны. Может, исправим это положение? А жители подъезда ему говорят: а что это ты нас обличаешь? Не нравится тебе - иди жить в другой подъезд! - Вот и г-н Рогозянский предлагает мне избрать другую ecclesia. А кто, спрашивается, хочет отторгнуть от Церкви её членов? правильно, диавол. Так что, дорогой Андрей Брониславович, поостерегитесь - советы-то вы дьявольские мне даёте."

http://www.bogoslov....html#comment1300419
42. Екатерина Д. : и.Ал.З.
2010-12-15 в 16:11

Боюсь, что неосторожно давеча выразилась,дорогой отец Александр, - какие же могут быть упреки с моей стороны, да тем более в терпении и отеческой любви, с которой Вы уделили мне внимание!Еще раз простите. Мы,увы, нередко злоупотребляем отеческим великодушием, и, как говорил один старец,"топчем любовь". С этим невозможно не согласиться, если хоть сколько-то внимаешь себе. Кланяюсь Вам с надеждой читать и другие Ваши публикации, равно как и эссе отца Александра Шумского, чья великая боль сердца и искренность для меня лично не слабее тяжелой техники: допущенные к слышанию сердца другого, мы чувствуем дыхание Святой Церкви.
41. Сельскiй бригадиръ : и.Александру З.
2010-12-15 в 14:27

Я,например,на серьёзный богословский анализ

Это верно.
Вот, прочитайте:
В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих
http://www.blagogon.ru/digest/135/
40. и.Ал.З. : Уважаемой Екатерине Д.
2010-12-15 в 13:25

Простите,что я вызвал Вас на пространный ответ. То,что я написал вчера,упоминая Вас,было доброй шуткой,дабы разрядить атмосферу.Я с Вами согласен,что нужен серьёзный догматический анализ работ Мещеринова. А "смердяковское ницшеанство"-это змоции,хоть и праведные,но не правильные. Я,например,на серьёзный богословский анализ не готов,т.к.подобно Смердякову не достаточно образован,но "чувство имею".
"Хороший" парень был Смердяков,он только батю убил, а Мещеринов может тысячи покалечить.
С любовью,иерей Александр З.
39. Сергей Швецов : 37. Николаю Ш.
2010-12-15 в 11:51

Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященнейшему ПАНТЕЛЕЙМОНУ,
архиепископу Орловскому и Ливенскому

Ваше Высокопреосвященство!

Сердечно поздравляю Вас со знаменательной датой в Вашей жизни — 55-летием со дня рождения.

Любовь к Богу и Святой Церкви Вы восприняли от благочестивых родителей. Когда же Христос Спаситель призвал Вас идти за Собою, то Вы отверглись себя, и взяли крест свой, и последовали за Пастыреначальником (ср.: Мф. 16, 24).

Будучи викарием Смоленской и Калининградской епархии, Вы немало потрудились для благовестия Слова Божия на прибалтийской земле. Благодаря Вашему активному содействию был создан отдел религиозного образования, соработничество которого с учебными заведениями области способствует православному воспитанию молодежи. Со вниманием и тщанием Вы относились к открытию новых приходов, строительству храмов, к налаживанию сотрудничества Церкви с армией и флотом. Также памятно Ваше участие в строительстве Собора Христа Спасителя в форпосте нашего Отечества.

Проповеди Евангелия успешно послужили Вы и на Майкопской и Адыгейской кафедре: здесь были устроены новые приходы, возвращена Церкви Свято-Михайло-Афонская Закубанская общежительная пустынь.

Ныне с неослабевающим усердием о спасении во Христе Вы окормляете духовенство и паству Орловской и Ливенской епархии. Отрадно, что Вам удается конструктивно сотрудничать с представителями государственной власти, бизнес-сообщества, интеллигенцией.

Во внимание к Вашему архипастырскому служению и в связи со знаменательной датой полагаю справедливым вручить Вам памятную панагию.

Молитвенно желаю Вам изобилия ларов Святого Духа. Да хранит Вас Всемилостивый Господь в крепости душевных и телесных сил на многая и благая лета.

С любовью во Христе,
КИРИЛЛ
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
14 декабря 2010
http://clck.ru/3Y97
38. Екатерина Домбровская : 32. и.Александр З.
2010-12-15 в 11:13

Дорогой отец Александр, поверьте - и я с любовью, восхищением и радостью, которой я обязана Вашим статьям, - отзываюсь на Ваши комментарии. Спасибо Вам большое. Мои упоминания тяжелой артиллерии – конечно же, метафора. Хотя... В последние месяцы мне пришлось изучать подробнее "наследие" отца Петра. Какой широкий диапазон - от весьма настойчивого обсуждения проблем церковного воспитания личности, богословия свободы (в трактовке о.Петра), до проблем монашества и монастырской жизни в свете наследия... о. А. Шмемана, до проблем русской нации и ее духовного самоопределения, и в конце концов, новая мещериновская экклезиология. Вот когда всем этим понудишь себя напитаться, сомнений относительно того, говорить - не говорить, писать - не писать, и, простите, "стрелять - не стрелять", уже не остается. Тяжелой артиллерией у нас является православное догматическое богословие. Именно эти орудия я и имела в виду под тяжелой техникой. Иначе действительно наша критика остается в основном на уровне эмоций, не затрагивает основных и глубоких подмен и в итоге ставит облегченный диагноз свободному творческому полету мещериновской "богословской" мысли. Можно не реагировать на комментарии его поклонников - здесь это М.Степаненко,- которые косвенно, но подтверждают и высвечивают и Вашу, как автора, и отца Александра Шумского правоту. Куда уж очевиднее! Так что стратегический путь пролегает через догматику. А сердце и его праведный гнев, возбуждаемый исключительно любовью к святыне Веры, мы не можем устранять из нашей жизни, как и горячность ревности по Богу. Однако за эту горячность вся ответственность ложится на тех, кто должен был бы самую эту горячность во всех сферах жизни - от вопросов церковных, до широких жизненных, управлять в ревность по Богу на основе глубокого и сильного духовного рассуждения. Это сегодня самое главное. Когда не достает рассуждения, а Вы не могли не обратить внимания на молчание архиерейского корпуса за редкими исключениями, – эмоции, разумеется, берут верх (разумею в первую очередь, конечно, самое себя, хотя в комментариях к замечательной статье отца Александра Шумского я, кажется, еще не успела проявить никаких эмоций, ни «ума, холодных наблюдений», ни «сердца горестных замет», тем более, что кроме последнего и эмоций у меня-то действительно ничего нет).
Рассуждения-то и не хватает России. Зато рассуждают, имитируя и подменяя богословие своими доморощенными шмеманизмами, мещериновы, а те, кто должен им противостоять, как раз-то и не используют тяжелую технику богословия, отделываясь или легким огнестрельным или холодным оружием. А то и просто предпочитают рукопашный бой. Сражаться, так за победу, вырывая у духовных врагов России и православия почву из-под ног. Уж очень мы благодушны в предпочтениях выбора техники, которой указанные эпидемии не остановить. Действуем с оттяжкой, а время коротко. А они разъелись на нашей мирности. Простите, Батюшка, за пространный ответ - Ваша любовь в том виновата и все те же не управленные эмоции. Поправьте – буду очень Вам чрезвычайно обязана. Прошу Вашего отеческого благословения.
37. Николай Ш. : Отец Александр!
2010-12-15 в 09:35

Статья Ваша очень интересная, но, похоже, мы уже не успеваем: архиепископ Орловский Пантелеимон "побратался" с ханукой. А это уже момент истины. Или извержение из сана, или перспектива раскола. Я с большим уважением и доверием отношусь к Вам, но и понимаю, что такое иерархия... Можете ли Вы как-то прокомментировать это сверхординарное событие? Не в одном же Кураеве дело.
36. Аноним : 23. Максим Степаненко
2010-12-15 в 08:43

"ДЕФЕКТЫ веры «широких церковных масс»

Огласите список дефектов, чтоб понятно было над чем работать.
35. Артур : М.Степаненко
2010-12-15 в 08:34

А зачем «продолжать богословское развитие»? Что такого полезного для Церкви «развил», скажем, тот же Фома Аквинский? Всех ли миссионеров Томской епархии устраивает результат «богословского развития» римо-католиков? Ни у нас, ни у варварских богословов Запада не было этой самой «цивилизационной почвы»… Однако у нас достало такта, инстинкта и уважения к трудам древних отцов Церкви, чтобы не соваться со своими инфантильными и малограмотными размышлизмами в результаты великого синтеза отцов Вселенских соборов. У нас не было «Каролингских книг», уважаемые миссионеры Томской епархии!..

Что еще из непроясненного в православной догматике после свт. Григория Паламы должны были «развить» отцы Церкви в Третьем Риме? Какую революцию, скачки и прорывы совершили греческие богословы после этих событий?

Чем плоха охранительная и консервативная роль? Когда отцы Вселенских соборов из раза в раз в своих оросах утверждали неизменность Никео-Цареградского символа – этот консерватизм и охранительство имеют положительное значение для Православия или отрицательное?

Наконец, хотелось бы узнать, каковы планы на будущее в отношении «развития богословской мысли» строят в миссионерских отделах, обретших, наконец, цивилизационную почву, и какова в них будет роль Святого Духа?
34. Старая статья, но весьма характерная : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-15 в 02:50

Сетевые беседы с народом игумена Петра (Мещеринова)

http://www.moral.ru/blagodat/petr01.html
33. размышления из одной статьи : .................
2010-12-15 в 02:34

Стремительно развивается ситуация вокруг сайта «Вики Ликс» и его основателя. Главное – блокирование его счетов и денежных переводов «независимыми» и «чисто коммерческими» банками и компаниями, обеспечивающими денежные переводы. Плюс арест на очевидно надуманном основании. Таким образом, если раньше можно было с той или иной долей уверенности или скептицизма обсуждать те или иные конспирологические версии и теории (о мировом правительстве и мировой финансовой закулисе и т.п.), то теперь обсуждать нечего – все налицо. Соответственно и реакция: если верхи западного мира на примере Ассанджа не стесняются показать, что единственное признаваемое ими право – оккупационное, а все права человека – только для тех, кто сидит тихо и властям не перечит, то, естественно, появляются кто? Разумеется, партизаны. И это уже не шахиды с верой в Аллаха. Это самые что ни на есть коренные выходцы из христианской цивилизации, считающие своим долгом взламывать платежные системы, сайты органов власти и т.п. И что дальше?...
32. и.Александр З. : Понимаю Ваше негодование
2010-12-15 в 02:02

И тем не менее,слишком горячо всё кипит и булькает.Я когда писал по Мещеринову, дал статье вылежаться,дважды редактировал,сбивал тон,сократил в три раза.
Лукавый только и ждёт от нас страстной реакции,закипающего праведного гнева, пышной терминологии,чтобы потом повернуть это против истины.Вспомним старую поговорку: если гневаешься,значит не прав.
Многие отшатнуться от столь яростной критики,следовательно цель будет не вполне достигнута.
Мещеринов на некоторых производит впечатление интеллигентного образованного мессионера, и шапками его не закидаешь,высоко ворон летает.
"Смердяковское ницшеанство" - это крутовато сказано,это выстрел из мортиры по мелькающей моли.
А женщины-то у нас, женщины,ух огонь! Екатерина Домбровская сразу на баррикаду вышла с пулемётом!(Это я с любовью и восхищением!)
Но пушки и пулемёты придётся убрать.Нас травят газами - приготовтесь к дезактивации.
31. lucia : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-15 в 01:43

Степаненко совсем потерял ориентацию. в каком масштабе он мыслит?"Назовите мне известного русского богослова, жившего в России в период с 14 по 18 век, и оказавшего влияние на мировое христианского богословие? " - что это такое МИРОВОЕ ХРИСТИНАСКОЕ БОГОСЛОВИЕ?
А это понятно "Но самое главное – Богу не был угоден народ с такой «чистой детской верой», именно поэтому Он уничтожил царя, как гаранта сохранности этой «чистой детской веры», священноначалие и клир, которые ничего не делало для устранения этой «чистой детской веры», духовное образование, которое воспроизводило эту «чистую детской веры»." - зато у нас теперь есть Степаненко.
30. В.Н.Шульгин : Максиму Степаненко
2010-12-15 в 01:10

В ветхом Риме бы Вам проповедовать, очень бы сочувственно приняли. Не заметить русской святости, не приметить подвиг Сергия Радонежского...

Жалок Ваш лепет, отче, но в духе последних колебаний "партийного курса". Что же, подвергайтесь колебаниям и дальше, сытнее будет брюху.
Правда, хорошо бы Вам знать, что люди научились отличать достоинство охотничьего пса с его "верхним чутьём" от достоинств духовных, человеческих.
29. Галина : Давайте сами рассмотрим хотя бы один тезис Мещеринова
2010-12-15 в 01:00

Давайте сами рассмотрим хотя бы один тезис Мещеринова.
Иг. Петр Мещеринов в своем докладе приводит цитату из трудов свт. Игнатия «не покусись своей немощной рукой остановить попущенное Богом отступление» как равнозначную своему личному мнению о том, что в постсоветском обществе имеется следующая поведенческая установка: «необязательно выражать свою веру в общественной и церковной жизни». Причем иг. Петр по сути указывает на авторитет свт. Игнатия как на одну из причин ее появления. Но сам факт существования этой поведенческой установки нисколько в докладе не доказывается, а попросту констатируется как якобы общепризнанный, что не соответствует действительности, чему свидетельствуют даже наши комментарии на сайте РНЛ.
Иг. Петр приводит ссылку к цитате святителя: «См. Отечник, составленный святителем Игнатием Брянчаниновым. М, 1996, стр. 512». Для удобства читателей воспользуюсь электронным изданием «Отечника…» по адресу - http://www.wco.ru/bi...ooks/ignbr3/Main.htm., подготовленным по изданию Подворья Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря - Издательство "Правило веры" - 1996 год и Избранныя изречения святых иноков и повести из жизни их, собранныя Епископом Игнатием (Брянчаниновым). Издание третье, исправленное. С.-Петербург. Издание книгопродавца И.Л.Тузова. 1891.

В «Отечнике...» собраны изречения и повести святых Отцов «как точное, непорочное выражение воли Господней», и как писал во Вступлении святитель, «внимательное чтение изречений и повестей навевает на читателя - как из рая - из первых веков христианства благоухание святой простоты и истинного служения Богу, осененных обильно Божественною благодатию. Оно может направлять деятельность монаха на истинный путь Богоугождения, доставляя на эту деятельность самые верные взгляды; оно может приносить утешение в разнообразных скорбях, восстающих в душе монаха, - устремляющихся на него извне; им может питаться и поддерживаться мирное и молитвенное настроение монаха, как елеем питается и поддерживается горение светильника». Указанный выше цитата относится к Заключению. Позволим себе привести более обширный отрывок Заключения «Отечника…», где есть те самые слова «не покусись своею немощной рукой».
«В этих сказаниях изображено древнее монашество как бы на картине. Старцы-повествователи изобразили с простотою и верностию как изумительное духовное совершенство иночества первых веков христианства, так и разнообразные увлечения многих членов его немощию растленного падением естества. И при верности, соединенной с простотою, которыми отличается эта живопись, - положение древнего монашества, будучи отделено от нас пространством многих веков, остается недовольно ясным, как бы здание, отделенное от взоров густым туманом.
От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию. Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. "В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями" [4-й Ответ преподобного Нифонта]. Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством - необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело - Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. "Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне - одно лицемерство" [Том 14, письмо 13]. Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, - и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, - и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям.»

В этих строках отеческий совет и нам, и игумену Петру, это предостережение «думающим совершать дело Божие одними силами человеческими», здесь совсем о другом, а не о начетническом «необязательно выражать свою веру». Здесь идет речь о духе, о сердце человеческом, а не о гражданском обществе, политике и не о средствах государственного управления. Хотя и об этом тоже, представим себе «точнейшее жительство» государственного деятеля по евангельским заповедям, и на память приходит святой Александр Невский, а не собственная персона…
По всей видимости, указанная выше цитата святителя «Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею» широко известна, о ее понимании часто спрашивают читатели православных интернет-ресурсов. Например на сайте Псково-Печерского монастыря дан такой ответ: «Наш духовник о. Иоанн (Крестьянкин) для себя и для всех нас так выразил главный итог своего монашеского и пастырского делания: «Главное – вера в Промысел Божий и рассуждение с советом». Если следовать этому правилу, то наша воля никогда не войдет в противление воле Божией, а всегда найдет достаточно сил и разума, чтобы подклониться под благое иго Христово, и познает, что воистину «бремя Мое легко» (Мф. 11, 30).» (http://www.pskovo-pe...ru/russian/qp/other/!qp/1406/ ).
28. Илена : Степаненко
2010-12-14 в 23:15

Господин Степаненко, сколько я помню, выступал на некоторых ветках РНЛ как филокатолик?.. Ну соответственно кроме о.Мещеринова, Вы, вероятно, и Шмемана уважаете? "Миссионэр", как это теперь называют?
"Отче в Вас говорит элементарная зависть малообразованного священника к интеллектуалу" - хотелось бы знать,в чем можно завидовать отцу Петру, ныне несомненно пребывающему в прелести, судя по его же признаниям (его знакомство со Св.Духом, его слова о присутствии в нем Св.Духа и т.п.)
"А человек Вы малограмотный. Это видно и по полному отсутствию уважительного академического тона..." - господин Степаненко, Вы, по этим же критериям, тоже грамотностью не блещете. Как же Вы можете судить?
"А где здесь не правда?" - во-первых, слово "неправда" в данном контексте пишется слитно, а во-вторых - везде.
Какие ж это именно богословские труды "с 14 по 18 век" произвели на Вас такое неизгладимое впечатление, что Вы считаете Русскую Православную Церковь ущербной без этих "трудов"?
И каждый раз - спаси, Господи, томских аборигенов от таких "добрых" пастырей...
27. Паломник : тов Степаненко скоро лопнет от злости. Поберегите себя, "миссионэр"!
2010-12-14 в 23:00

Товарищ Максименко, вы обвиняете уважаемого, раз эдак в сто более популярного священника, в "глупости". Простите, но прочитав вашу заметку, убеждаюсь, что такое определение подходит, увы, более к вашим текстам.
Даже не хочу разбирать ваш беспардонный комментарий.Весьма и весьма неумно... Русофобия игумена Петра Мещеринова очевидна.
Ващ уровень "образованности" - тоже. Помню, читал ваши перлы.
Это ж надо так озлобится, чтобы в пост так злобно и похабно ругать уважаемого священника. Тот же автор не позволяет себе такого в адрес игумена Петра, все-таки надо уважать сан. Думаю, в тов. комиссаре, пардон, в миссинэре Степаненко нет ни детской веры, ни вообще никакой. И с уровнем умственного развития тоже как-то не сложилось...
26. недоумение : 23. Максим Степаненко : Назовите мне известного русского богослова, жившего в России в период с 14 по 18 век, и оказавшего влияние на мировое христианского богословие?
2010-12-14 в 22:42

Кто Вы,Степаненко? ЧТО Вы?
«язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».

Ваш "язык" от членов ваших - рассудка и намерения. Опомнитесь! Одумайтесь, миссионер.
Вы чужой, чуждый, и влечете в вашу область других.
25. Сергей : Мнение
2010-12-14 в 22:42

Чем старше становлюсь и больше живу,тем страшнее становиться уже не от мысли,а от факта того,что веру предает не народ,но те,кто поставлен служить,хранить и просвещать.В беседе с одним батюшкой мне довелось услышать от него слова,что в тяжелейшие для Церкви времена Бог не только через своих пророков,но и через народ,которому Он доверил хранить веру,начинает вразумлять.Мне,честное слово,страшно от тех действий,которые вершат "наши" иерархи,которых через кавычки нашими уже и не назовешь.Ей Богу,страшно.Но и не понятными становятся их поступки,кроме одного об"яснения,которое говорит,что кого Бог хочет наказать,того Он лишает разума.Выходит "наши" иерархи уже при жизни осуждены!Спаси нас,Господи!!!
24. Паломник : cпаси Бог! Прекрасная статья!
2010-12-14 в 21:52

Могу только добавить. Не так давно славный игумен Петр (Мещеринов) опять ругал Церковь и русских в связи со смертью погибшего в уличных разборках "красного скинхеда" из т.н "антифы", который учавствовал в антирусских погромах:
"...наша сегодняшняя церковная жизнь поразительно бесчувственна - и именно этически, нравственно бесчувственна - как к истории, так и к сегодняшнему состоянию общества. Приведу примеры. Как вам, наверное, известно, недавно в Москве, столице страны, победившей фашизм, от рук фашиствующих скинхедов был убит один из лидеров антифашистского движения Иван Хуторской. На днях я разговаривал с молодым человеком, являющимся представителем этого движения. Он произнёс очень резкие слова о нашей Церкви. Я не буду их дословно цитировать, а передам лишь содержание: молодой человек сказал, что ни он, ни его единомышленники никогда не пойдут в такую Церковь, которая не имеет нравственных сил возвысить свой голос против творящихся злодеяний."
http://www.kiev-orth...ite/churchlife/2131/

http://www.kiev-orth...ite/responses/2131/
23. Максим Степаненко : Re: Смердяковское ницшеанство
2010-12-14 в 21:47

Очередная истерика Эксперта Вся и Всего. Вы отче, Фрейда помянули как авторитетного автора. Что ж, давайте по Фрейду и проанализируем Вашу статейку:
«Визгливой ненавистью… истерика». Отец игумен - человек спокойный, это как раз Вы истеричный отзыв написали.
Как всегда полное неуважение к оппонентам, клички, презрение, злобные шутки, чего только стоит «главным миссионерским осеменителем».
«Игумену Петру, судя по всему, наш русский народ представляется недоразвитым быдлом». Чтобы сказал Фрейд? Отче в Вас говорит элементарная зависть малообразованного священника к интеллектуалу. Глупых людей всегда бесят умные, именно бесят. Как бесил монахов из малограмотных крестьян и горожан в свое время святитель Иоанн Златоуст.
А человек Вы малограмотный. Это видно и по полному отсутствию уважительного академического тона, и по многочисленным глупостям, вроде: «…у русского народа была чистота детской веры». Какая «детская вера» была у русского народа, почитайте у профессора А.П. Доброклонского (1856 – 1938) в его "Руководство по истории Русской Церкви" в разделах «недостатки духовной жизни»
«…которая на самом деле гораздо важнее всех цивилизационных почв вместе взятых». Умные богословы никогда не противопоставляют или предпочитают «детскую веру» высокому богословию и социально-преображающей силе христианской цивилизации. Это рассуждения попа из мужиков, который подсознательно или явно понимает свою малограмотность, но при этом ничего не делает для своего просвещения, и уже конечно для просвещения своей паствы. Зачем? «Детской веры» веры достаточно! Но это не детская вера, о которой говорил Христос, это, отче, искаженная вера.
Несколько раз прочитал так возмутившее Вас предложение. «Россия же, получив византийское Православие, не имела соответствующей цивилизационной почвы для того, чтобы творчески усвоить и продолжить развитие богословского наследия Церкви, и поэтому консервация и охранительство с самого начала стали основными компонентами русской церковной жизни».
А где здесь не правда? Назовите мне известного русского богослова, жившего в России в период с 14 по 18 век, и оказавшего влияние на мировое христианского богословие? Что дала Россия мировому христианскому богословию? А когда у нас появились зачатки высшего образования, и как ненавидели эти, «с чистой детской верой», братьев Лихудов? А как ненавидели такие вот попы Максима Грека и сгноившие этого образованнейшего человека в тюрьмах? Хорошо, назовите мне русского богослова даже последних двух столетий, которого можно сравнить с блаженным Августином или Фомой Аквинским по силе влияния их на религиозное мышление русского народа? Да и о каком влиянии можно говорить, если адекватное повсеместное школьное образование начало зарождаться в России к началу XX века!
Но самое главное – Богу не был угоден народ с такой «чистой детской верой», именно поэтому Он уничтожил царя, как гаранта сохранности этой «чистой детской веры», священноначалие и клир, которые ничего не делало для устранения этой «чистой детской веры», духовное образование, которое воспроизводило эту «чистую детской веры». События 1917 года сродни событиям нашествия халдеев, захвата Иерусалима, разрушения Храма и великого 70-летнего плена (!). И причиной это событий не заговор жидомасонов или халдейской мировой закулисы – ДЕФЕКТЫ веры «широких церковных масс», именно «широких народных масс». Или в вашей семинарии указывали на иные причины халдейского нашествия на Иуду?
Быдлом игумен Петр наш народ не называет и никогда не называл, и назвать не может. В отличие от Вас - это интеллигентный человек и пастырь добрый. Быдлом Вы его считаете, раз написали этот отзыв. Увы, Вам…
Помните отче: Иак.3:6 - «язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».
Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Томской епархии
22. К.Олег : Смердяковское ницшеанство
2010-12-14 в 21:01

Низкий поклон о.Александру!
Я не знал об этом докладе, а знать необходимо нужно.
Реакция православного верующего Александра Изгоева доказывает правоту автора статьи.
Страницы:   1 | 2 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме