Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

В посторанжевом Киеве

Игумен  Кирилл  (Сахаров), Русская народная линия

21.10.2010

Десять лет не был в Матери городов русских - колыбели русского Православия. Проблемы с паспортом, оранжевые у власти. Приход к власти на Украине нового президента дал импульс к повышению нашей активности на малороссийском направлении. Праздник Державной иконы Божией Матери стал ближайшим поводом для поездки в Киев. В этот день Союз Православных братств Украины (СПБУ), Союз Русского народа, «Православный выбор» и ряд других православно-патриотических организаций Украины проводят традиционный крестный ход из Киево-Печерской Лавры к Софийской площади.

Пока собирался народ, осмотрели восстановленный Успенский собор Лавры. Первоначально он был построен в XI веке, но в XVIII веке произошел большой пожар, после которого собор был расширен и заново отстроен в стиле украинского барокко. Площадь собора составила 1800 квадратных метров.

Внутри собора - храм-усыпальница во имя св. Иоанна Крестителя над останками выдающихся деятелей Малороссии: митрополита Петра Могилы, князя Константина Острожского и др. Говорят, что при Кучме так форсировали реставрацию, что не удосужились разобраться с останками и сгребли их все экскаватором в одну могилу. Только останки митрополита Павла Тобольского были перенесены в пещеры.

К сожалению, роспись собора нас очень огорчила - чисто униатский яркий, аляповатый живописный стиль. Выполнена, говорят, роспись, на средства бывшего президента России В. В. Путина. Особенно неприятно было видеть изображение большого размера - «Крещение Господне». Ну, как в костелах - Христос стоит по щиколотку в воде, а св. Иоанн Креститель сверху поливает Ему на голову воду. Вообще, как мне говорили, в Киеве только один храм расписан в каноническом стиле. Внутри собора обратила на себя внимание большая Державная икона Божией Матери. В надписании иконы дополнение - «Киевская» (самостийные мотивы - у нас, мол, своя держава). В настоящее время в соборе действует только придел, посвященный св. архидиакону Стефану. В приделе хранится частица мощей святого - его палец. Работы по восстановлению Успенского собора начались в 1998 году, а освящен он был в 2000 году.

Возрождение Лавры в годы войны связано с именем схиепископа Антония (Абашидзе), который в семинарские годы Сталина был его духовником. В эти годы владыка был духовным вождем Киева, боролся с раскольниками. К собору примыкает небольшой музей истории Лавры ХХ века. Несколько стендов в нем посвящены открытию Лавры в ноябре 1941 года после оккупации Киева немцами. Успенский собор был взорван, наверное, ими. Они воспользовались взрывчаткой, заложенной советскими солдатами. Одно из главных доказательств этому - то, что взрыв был снят немецким кинооператором, который в противном случае не смог бы это сделать, не зная времени взрыва.

До начала крестного хода совершил заупокойную литию на могиле П.А.Столыпина, погребенного у стены главного храма УПЦ МП - Крестовоздвиженского собора.

Крестный ход, в котором приняло участие несколько сот человек, прошел по центральным улицам Киева мимо памятника генералу Ватутину (на этом месте раньше был храм во имя св. благ. князя Александра Невского) к палатке, в которой вот уже более пяти лет (sic!) совершает богослужения отец Олег Сирко, изгнанный раскольниками из своего храма в селе Рохманив Тернопольской области. Далее крестный ход прошел вокруг Верховной Рады, мимо Михайловского Златоверхнего монастыря (одна из цитаделей филаретовцев) и вокруг Софийского собора. Во время крестного хода я читал акафист Державной иконе Божией Матери. На площади перед собором крестный ход закончился и был совершен чин покаяния русского народа в грехах своих предков - в попущении цареубийству и прочем. По моему предложению в этот чин было сделано и тут же озвучено следующее дополнение: «Согрешили тем, что вопреки церковным законоположениям о совершении таинства крещения канонически обязательно полным погружением, совершали его через обливание и даже окропление, как латиняне. Согрешили попущением проникновению в церковную роспись и пение светских мотивов. Согрешили соучастием в гонениях на ревнителей древнего благочестия». В Москве давно уже подобные крестные ходы не совершаются.

Теперь о некоторых храмах Киева, в которых пришлось побывать. Баптистерий мы видели только один - в церкви св. Василия Великого рядом с древней Кирилловской церковью.

Кирилловская церковь. Построена она была в ХII веке черниговским князем Всеволодом, в крещении Кириллом. До середины XVIII века здесь был монастырь. Одно время игуменом монастыря был будущий митрополит Димитрий Ростовский, родители которого погребены здесь. В XVIII веке, после пожара, храм был значительно перестроен. При перестройке купола, бывшие ранее в византийском стиле, были сделаны в стиле барокко.

Упразднен монастырь при Екатерине II. С 1929 год здесь располагается музей. Колокольня монастыря взорвана в конце 30-х годов. Обратило на себя внимание преобладание двуперстия на изображениях святых, даже написанных в XIX веке.

Вообще роспись XII века занимает не более 25 процентов из 800 квадратных метров всего объема храма. С 1866 года на территории бывшего монастыря располагается психиатрическая больница. В настоящее время в ней находятся на лечении около полутора тысяч человек. Рассказывают, что в период «оранжевого беснования» количество пациентов больницы удвоилось.

На хорах храма обратило на себя внимание изображение «космоса» - седовласого старца, символизирующего тех, кто еще не обрел Христову веру. Несколько сюжетов в храме принадлежит кисти Врубеля. Он закончил, согласно воле отца, юридический факультет университета, но потом поступил в Академию Художеств. В изображении им апостолов на картине «Сошествие Святаго Духа» усматривается портретное сходство с современниками.

Реставрация храма в послевоенный период проходила сложно. Реставраторы, которые снимали слой штукатурки с росписи с помощью дихлорафола, из-за отравлений часто заболевали раком и рано умирали.

Драматические события вокруг храма происходили в начале 90-х годов, когда униаты добивались передачи Кирилловской церкви для устройства в ней своего кафедрального собора. Тогда православные и поддержавшие их автокефалисты отбивали атаки приезжавших с Западной Украины униатов.

Руководил обороной председатель СПБУ Лукияник В.Б. - староста храма. В настоящее время в храме Богослужения совершаются только в воскресные и праздничные дни. В будние дни службы совершаются в построенном рядом с Кирилловской церковью храме св.Василия Великого. Здесь мы молились за Литургией Преждеосвященных Даров.

Настоятелем храма является протоиерей Феодор Шеремет.

Ионинский монастырь.

Здесь прекрасный колокольный звон. На дверях собора реклама очередной книги отца Андрея Кураева. Роспись Васнецовская, а иконостас в каноническом стиле. В крипте собора мощи старца Ионы - подвижника благочестия ХIХ века.

В монастыре мы были на Марьином стоянии. Служба совершалась с 16 до 22 часов. На каждом припеве канона все молящиеся творили земной поклон. Канон пелся по лаврскому обычаю нараспев с канонархом. Подумалось: «Мощный водопад церковно-славянской возвышенной поэзии». Припевы были бодрыми и призывными.

Покровский женский монастырь.

Сейчас в нем около 300 насельниц. Поражает великолепием главный Никольский собор монастыря. Интересна история его росписи в первой половине 80-х годов. Тогдашняя игуменья Магдалина (+2009 г.) под видом ремонтных работ после пожара произвела роспись собора. Когда леса были сняты, все обомлели. Власти возмущались, но было уже поздно, дело было сделано. В соборе находится чтимый список Почаевской иконы Божией Матери. В конце прошлого года прошла канонизация основательницы монастыря великой княгини Александры в монашестве Анастасии - тетки царя Николая II. После смерти мужа она решила посвятить свою жизнь Богу. Будучи парализованной, великая княгиня получила исцеление после усердной молитвы у Почаевской иконы Божией Матери. На Афоне на ее средства был заложен Ильинский скит. Никольский собор проектировал сын великой княгини. После революции он был убит большевиками.

В Голосеевской пустыни обратил на себя внимание прекрасный иконостас и вообще роспись в каноническом стиле. В крипте храма - останки подвижницы благочестия ХХ века монахини Алипии.

Главная святыня монастыря Феофания - большая частица мощей св. вмч. Пантелеимона. В монастыре проживают два викарных епископа: Серафим и Николай.

Покровская церковъ в Оболонье.

Этот храм строится в элитном районе украинской столицы. Впечатляет «дорога к храму», по сторонам которой красивые дома.

Храм двухэтажный - нижний посвящен св. Николе. Неприятно было смот­реть на манерность росписи. В узорах ограды храма четкие восьмиконечные кресты, а на куполах - кресты шестиконечные. Неплохие мозаики внутри храме. Подумалось: неплохо бы патриарху освятить этот храм.

Лукьяновское кладбище.

Здесь 17 марта в среду в день памяти св.благоверного князя Даниила Московского на могиле ритуально убиенного отрока Андрея Ющинского я совершил заупокойную литию по старому обряду.

Помолились мы также на месте захоронения киевского митрополита Константина (Дьякова) и ритуально убиенного несколько лет назад члена СПБУ Кирилла Бережного. Здесь же похоронен родоначальник самосвятского раскола «митрополит» Васыль Липкивский. После революции украинские националисты стремились заиметь своего архиерея. Киевский митрополит Михаил (Ермаков) отказался рукоположить им «своего» архиерея и даже пригрозил прещениями тем, кто это сделает. Грузины также не пошли им навстречу. Тогда, в 1921 году, в храме св.Софии на о.Василия возложили десницу св.Климента, папы Римского, а священники и простые люди свои руки. Так появился первый самосвятский «архиерей».

На кладбище действует небольшая церковь УПЦ МП во имя свв.новомучеников и исповедников и строится большой храм филаретовцев.Нам рассказывали, что в учебных заведениях Киевского Патриархата большое значение придается изучению церковно-славянского языка, так как выпускникам этих учебных заведений часто придется совершать на нем различные требы, особенно отпевания для плохо разбирающихся в конфессиональных различиях православных христиан.Филаретовцы стремятся все кладбища города «взять под себя», так как это большой источник дохода.

В центре Киева имеется монастырь Русской Зарубежной Церкви во имя свт.Иоанна Максимовича во главе с епископом Алексием Пергаменцевым. В области епископ строит Дом трудолюбия. При монастыре действуют иконописные мастерские. Храм расписан в каноническом стиле, но уж слишком ярко, сочно.

В Киеве четыре общины Зарубежной Церкви разных юрисдикций, а всего на Украине около 60 приходов зарубежников, не воссоединившихся с Московским Патриархатом.

Старообрядческая община Киева насчитывает согласно справочнику около 70 человек (на самом деле намного больше). Есть среди членов общины представители интеллигенции и молодежь. До революции в Киеве было несколько старообрядческих церквей. Были они и в губернии, особенно в районе нынешней Чернобыльской зоны. Одно время мэром Киева был старообрядец. В Киеве, как и в Москве, есть один храм без кодов - храм Вознесения на Демеевке.

Автокефалистам в Киеве принадлежит Андреевская церковь и еще 10 церквей. Они строят большой Преображенский собор в евростиле. Внутри собора четыре больших мозаичных панно. Рядом с собором церковь свв.Бориса и Глеба. Это церковь расписана в стиле украинского модерна. Униаты строят свой огромный центр напротив Киево-Печерской Лавры на противоположном берегу Днепра. Включа­ет он в себя строящийся Софийский собор, Патриархию и деревянную церковь в "карпатском" стиле. Архитектура собора напоминает Софию Константинопольскую, а купола его - купола Елоховского собора в Москве. В настоящее время здесь подвизаются пять униатских монахов. Службы посещают около 30 человек. Когда служат епископы, привозят прихожан с Западной Украины. Размеры собора впечатляют - он рассчитан на шесть тысяч человек. Диа­метр купола - 30 метров. Это будет самый большой храм в Киеве. Кроме Патриархии здесь же Лавра монахов студийского устава. Возглавляет униатов Украины- кардинал Любомир Гузар. С ним я общался в 90-е годы во Львове. На сей раз пообщаться не удалось, т.к. он уехал лечиться за границу.

К сожалению, храм, построенный на месте мученической кончины киевских князей Аскольда и Дира, достался униатам. Храм они выкрасили в цвета государственного флага Ватикана. На деревьях вокруг храма почему- то множество икон Казанской Божией Матери. Странно, ведь освобождение Москвы от поляков произошло именно в канун праздника Казанской Богоматери... Говорят, что в подклети храма находятся нетленные останки епископа Сильвестра Маливанского, ректора Киевской духовной академии. Почти слепым он завершил напи­сание "Догматического богословия".

Еще об униатах. Неправильно говорить, что они после Львовского Собора 1946 года испытывали тотальные гонения. Да, гонения были, и репрессированных было немало. В то же время известно, что в закрытые униатские храмы по ночам собирались на молитву люди. Говорят даже, что было некое соглашение - в ответ на относительную свободу для униатов, Московский Патриархат имел возможность безпрепятственно действовать в Западной Европе.

В лагерях униаты исполняли не самые тяжёлые работы, были учетчи­ками и т. п. Еще до Львовского Собора униатам удалось вывезти за границу всю казну и останки Иосафата Кунцевича - известного гонителя православных. В послевоенный период многие священники на западе Украины на Богослужениях тайно поминали папу. Униатский архиепископ Владимир Стернюк докладывал в Ватикан о том, сколько у него священников, в том числе, сколько из них формально служат как православные. Когда в 1989 году был крестный ход в Гошевский монастырь, в нем приняло участие около 100 тысяч православных. Они говорили: «Мы - православные, а наши предки через насилие были униатами». Непримиримых униатов тогда было здесь не более двух десятков.

Главной фигурой униатов был кардинал Иосиф Слипый, который и руко­положил Гузара без ведома Ватикана, который не признавал долгое время это рукоположение.

Гузар и еще два униатских священника были рукоположены в студийском монастыре при летней резиденции римских пап. Впоследствии папа признал хиротонию Гузара, который, кстати, будучи гражданином США, принял украинское гражданство только через 13 лет после приезда на Украину - в 2005 году.

Между прочим, до революции в Киеве была только одна униатская церковь - для пленных солдат униатов (она была деревянная). Привезли ее со Львова (ныне она не сохранилась). В основном униаты находятся в западных областях Украины: Львов­ской, Тернопольской, Ивано-Франковской областях. В Ровенской области у них всего четыре прихода, а на востоке Украины - не более 150. Много хиротоний после войны у них было произведено в катакомбах и в лагерях, особенно в Казахстане.

Первые попытки легализоваться униаты предприняли в конце 60-х годов - после известных событий в Чехословакии в 1968 году. Когда в 1989 году начались захваты униатами храмов на западе Украи­ны, они планировали захватить и Почаевскую, и Киево - Печорскую Лавры. Как-то униатский епископ Софрон Дмитерко в захваченном Воскресенском соборе Ивано-Франковска на вопрос прихожанина: какая будет епитимья "за избиение православного", ответил: "40 раз «Отче наш» и 50 раз «Богородице Дево радуйся» (Это было» записано на магнитофон).

Несколько слов о самом известном униатском деятеле первой половины ХХ века - митрополите Андрее Шептицком. В нем текла немецкая, польская, фран­цузская и украинская кровь. Он был офицером австрийской армии, рост его около двух метров. В молодости у него сильно заболели ноги. Для того, чтобы скрыть "слоновью» болезнь ног отец предложил ему принять сан, чтобы сутаной скрыть болезнь. Постриг он принял в одном хорватском монастыре и был сна­чала епископом Станиславским. У него были амбиции стать греко-католическим патриархом и даже римским папой. Гузap, говорят, тоже надеялся стать римским папой.

Потрясающее впечатление произвело в Риме служение Шептицким Литургии в соборе св. Петра вместе с сотней священников. Папа после этой службы по­старался поскорее выпроводить Шептицкого из Рима. Когда Западная Укра­ина была освобождена Советской Армией, Шептицкий благословил готовить Собор во Львове для воссоединения с Православной Церковью. Его, одна­ко, отравили. Также были отравлены первые православные епископы Галичины, избран­ные на Львовском соборе, Мельник и Пельвицкий.

Шептицкий был духовником о. Гавриила Костельника - главного проповедника в соборе св. Юра и главного преподавателя Львовской Академии.

Когда Русская Армия в 1915 году вошла во Львов, Шептицкий написал подобострастное письмо Николаю II, который на этом письме написал: «Аспид».

Был он близок и к вождям III рейха. Сталину написал письмо с бла­годарностью от украинского народа, объединившегося в единую державу. Собор 1946 года начался с панихиды по Шептицкому.

И все-таки, униаты - инородное тело для католиков. У униат сильны традиции соборности, в самосознании в значительной степени сохраняется православный менталитет. В довоенный период их службы отличались уставностью. Практикуемое у них общее пение имеет корни в знаменном распеве. Крестные ходы они совершают посолонь, имя Спасителя пишут с одним "и"- Исус. Все это я услышал от одного из активистов СПБУ.

Монастырь капуцинов. Орден капуцинов был основан в 1528 году. Руководствуется уставом Франциска Ассизского, для которого характерна установка на максимум простоты во всем, на служение бедным. Покровителем ордена является отец Пио - известный деятель этого ордена в ХХ веке. Монахи ежедневно вычитывают из часослова утреню, часы, вечерню, чи­тают молитвы в продолжение дня. Пять раз в день собираются в часовню на общую молитву. Как и студиты, капуцины носят бороды.

Собрание православной общественности прошло в храме - палатке рядом с Верховной Радой. Вот уже пять лет изгнанный из своего храма в селе Рохманив Тернопольской области отец Олег Сирко совершает здесь свое служение. Вот некоторые тезисы из выступлений на этом собрании.

Ю.Н.Егоров, председатель братства св. Александра Невского.

В Киеве мы не чувствуем поддержки и помощи со стороны священноначалия.

В Москве тоже нет реальной помощи, только моральная поддержка, а нас еще обвиняют, что мы пятая колона Москвы. Братства осудили за политическую деятельность, хотя вопрос о вступлении Украины в НАТО - это вопрос не политики, а прежде всего цивилизационного выбора.

Игорь Друзь, представитель УПЦ МП в Верховной Раде Украины.

На Украине происходит борьба символов. То, что улицу, бывшую Никольскую,

на которой находится Лавра, переименовали в честь Ивана Мазепы, явля­ется ритуальным осквернением. Памятник жертвам голодомора в виде распятого журавля - тоже ритуальное осквернение.

В здании Верховной Рады была устроена выставка, пропагандирующая гомосексуализм. Говорил также о пагубности ювенальной юстиции, опасности прививок, о «странностях» Москвы в отношении Украины (об этом говорили многие).

В.Л. Пустовой. зам. председателя СПБУ.

Нельзя соглашаться на поочередное служение в храмах с униатами и раскольниками.

Об епископе Иакове (Панчуке) - единственном архиерее УПЦ МП, сразу последовавшим за Филаретом. Существует версия об его отравлении, так как он хотел уйти из раскола.

Киево-Могилянская Академия и униаты готовят новую украинскую элиту, которая более агрессивно настроена. Православные зачастую живут по принципу: "Моя хата с краю". У нас слабо развита взаимопомощь и солидарность, каждый сам по себе. Блаженейший обратился с ходатайством к властям о предоставлении альтернативы, не желающим принимать ИНН, но на местах ситуация сложная. Так, известно, что больше всего отказов от ИНН приходится на Волынь. Здесь правящий архиерей на вопрос: «Как Церковь к этому отно­сится?», - ответил: «Церковь ничего против не имеет, мы не имеем к этим от­казам никакого отношения, это все экстремистские организации, от которых Церковь дистанцировалась - они мутят воду». Кстати, русский литературный язык вышел из Киево-Могилянской Академии. Здесь учились Ломоносов, Державин, а у Державина - Пушкин. Российские императ­рицы учились у малороссийских учителей.

Украинский литературный язык ведет свое начало от «Энеиды», напи­санной на основе полтавских говоров Котляровским. Это произведение было издано в Санкт-Петербурге. Николай I любил слушать чтение на малороссийском наречии. Когда Т. Шевченко писал о императоре в своих «виршах» в издевательском тоне, он снисходил, но когда тот допустил оскорбительные выпады в адрес императри­цы - забрил его в солдаты.

Вообще, в Российской империи был некоторый пиетет перед казаками, как у нас в свое время перед индейцами. Евангелие на украинском языке впервые было издано также в Санкт-Петербурге.

В УПЦ МП продолжается деление епархий, даже уже не на две, а на три части (например, Хмельницкая епархия). У Блаженнейшего Владимира девять викарных епископов - он зачастую рукополагает с ними новых архиереев.

Наиболее видные викарии - архиепископ Павел, наместник Киево-Печерской Лавры и епископ Александр (Драбинко), секретарь митрополита Владимира. Униаты утверждают, что по всей Украине у них пять с половиной миллионов прихожан. При этом известно, что во всей Западной Украине проживают 4,8 миллионов человек. Православных храмов здесь (в данном случае имеются ввиду храмы УПЦ МП + филаретовские храмы и автокефальные) около двух тысяч. Реально греко-католиков около трёх миллионов, католиков не более 300 тысяч.

В Крыму очень активен ислам. Только за один 1998 год здесь было зарегистрировано 300 мусульманских общин. В Галиции православных около двух миллионов человек с учетом, конечно, тех, кто ушел в раскол.

Московский Патриархат имеет здесь 230 приходов, в том числе 120 в Тернопольской области, 30 во Львовской. На Подолье УПЦ МП имеет около 1000 приходов, филаретовских приходов здесь около 300, автокефалистских - 60. На Волыни Московский Патриархат имеет не меньше 1000 приходов, а филаретовцы около 700.

. На востоке Украины униаты создали три своих экзархата: Киево-Вышгородский, Харьковско-Донецкий и Одесско-Крымский. Всего у них около 150 храмов здесь.

В Киеве проживает З,5 млн. человек, а неофициально 5,5. С 1932 года это - столица Украины. Ранее столицей был Харьков. В царское время в Киеве был только один костел во имя св. Александра Невского. Дело в том, что когда католики пришли к императору за разрешением построить в Киеве костел, Александр II поставил условие, чтобы он был назван в честь св. Александра Невского - его небесного покровителя.

В Киеве на сегодня УПЦ МП имеет около 180 приходов, у Филарета - до 100. Огромная церковная собственность в Киеве до сих пор не возвращена её законным хозяевам.

Большое здание Киевской Духовной семинарии занимает Академия Художеств. Как нам сказали, никто особенно не ходатайствует о передаче здания семинарии и, вообще, наблюдается некоторая пассивность в вопро­се возвращения церковной собственности.

Во время моего пребывания в Киеве произошло несколько интересных встреч. Опишу в заключение одну из них - с Н. М. Витренко. В ее комнате доминантой является изображение гетмана Богдана Хмельниц­кого. Кстати, на его памятнике, на Софийской площади, националисты замаза­ли надпись: "Навеки с Россией".

Говорю ей: "Я не против и по-украински говорить".

Она в ответ: "После всех оранжевых безобразий я предпочитаю говорить только на русском". Наталья Михайловна и возглавляемая ею партия на сегодня на Украине - главная пророссийская сила. Их лозунги: "Не выживет Украина без России и Белоруссии". "Хватит болтаться на задворках Европы". "Даешь союзное государство: Украина, Рос­сия и Белоруссия". По ее словам, западная цивилизация чужда им: «Мы для нее - инородное тело».

Рассказала о последних мероприятиях, проводимых партией:

- в Одессе сломали символическую Беловежскую стену;

- в Чернигове выступили в защиту захваченной раскольниками Екате­рининской церкви;

- в Севастополе выступили за русский язык как второй государственный, за союз с Россией. (Их тогда не показали по телевидению. Через три дня после их мероприятия с теми же лозунгами выступило «Русское единство», это пока­зали. Стало известно, что участникам их акции платили по 50 гривен в день);

- совершили поездку в Южную Осетию по горячим следам грузинской агрессии. Собрали тогда множество свидетельств очевидцев о том, что Россия - не агрессор. К сожалению, ни один российский телеканал не пока­зал этот материал;

- в Киеве провели акцию против отключения российских телеканалов. «У нас депутаты в разных регионах Украины. По инициативе наших депутатов в Одессе Европарламент принял решение с требованием отменить присвоение Бандере звания «Герой Украины»».

Н. М. Витренко была народным депутатом Украины с 1995 года. В 1996 году организовала свою партию. Она доктор наук, профессор. На президентских выборах 1999 года получила 32%. Она была тогда единственным реальным конкурентом Кучмы. Когда Витренко выступала в Верховной Раде и ее выступления транслировались на всю Украину - замирала вся страна. Ее резкие выступления за Союзное государство и против МВФ очень обозлили недругов. Однажды в митинг, который она проводила, бросили две боевые гранаты. Тогда пострадало 44 человека, в том числе и сама Наталья Михайловна. Потом ее враги говорили, что это было сделано ее соратника­ми ради пиара.

Посол США, опасаясь избрания Витренко президентом, дал установку Главизбиркому Украины: "Сделайте все, чтобы Витренко не прошла". Наталья Михайловна позвонила нашему послу В. Черномырдину, но тот ничего не предпринял.

Практически все из видных деятелей пророссийской ориентации, с кем я общался в Киеве, сетовали по поводу пассивности России. В то же время США создали на Украине 1,5 тысяч неправительственных организаций, на содержание которых выделяется по I20 млн. долларов в год.

В. Черномырдин и К. Затулин, по словам Н.М. Витренко, «блокировали нашу работу». «Духовная составляющая была вне зоны интересов российского посольства, его интересовали только вопросы бизнеса».

В январе 2006 года Витренко встречалась с Медведевым, тогда вице-премьером. Она говорила ему, что подготовлена вся законодательная база для вступления Украины в Союзное государство. Никаких последствий, од­нако, эта встреча не имела и телевидение ее не снимало.

«Пока власть в России не изменит своего отношения к нам, тем, кто на Украине за союз с Россией, ничего сделать не удастся».

Положительно отзывалась о СПБУ: «У нас нет с ним антагонизма».

Компартию Украины критиковала очень резко. Многое негативное, что произошло на Украине от Кравчука до Ющенко, по ее словам, связано с коммунистами. «Коммунисты, выступили против единого экономичес­кого пространства, против русского языка, как второго государствен­ного, за проведение референдума о вступлении в НАТО. То, что они за Русь Святую Триединную - сказки. Им свойственна продажность, сейчас в соглашении между Партией регионов, КПУ и партией Литвина нет ничего о Едином эконо­мическом пространстве, о таможенном союзе с Россией.

Вообще интеграция с Россией стала почти невозможной по причине вступления Украины в ВТО. Новый президент не внушает нам полного доверия. Например, в Донецке процесс укранизации сначала притормозился, а потом вновь стал набирать обороты - и это все с полного согласия Януковича».

Уже восемь лет партия Н. М. Витренко вне парламента. Несмотря на это, она имеет более тысячи депутатов в местных советах. На юго-востоке Украины ее партия на втором месте после Партии регионов.

«Если бы у меня были бы финансовые возможности! Россия, к сожале­нию, нам не помогает. Если бы я была бы за евроинтеграцию, то получала бы огромные деньги. Без изменения отношения России нам не победить». Тут я пошутил: "Наталья Михайловна, если бы у меня были бы деньги, я бы дал Вам миллион долларов". Она засмеялась.

Нужно сказать, что Н. М. Витренко в какой-то степени воцерковленный человек. Личность, безусловно, идейная, харизматическая. Ей дай точку опоры, и она развернет Украину в нужном направлении. Она всегда поддерживала Каноническую Церковь - участвовала, в частности, в акциях протеста против устройства униатского центра в Киеве. Ее смущают призывы духовен­ства не участвовать в политических акциях. В Рождественском послании митрополита Владимира в этом году говорилось о том, что Церковь вне политики. « Как же так? - недоумевала она. - Ведь раскольники, католики, униаты активно участвуют в политике, добиваясь своих целей».

Глядя на эту темпераментную, энергичную женщину, я вспомнил нашу прихожанку - хохлушку Анну и подумал: «Уж насколько Анна живая и эмоциональная, но Наталья Михайловна - это Анна даже не в квадрате и кубе, а в еще большей степени».



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 4

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

4. Нина : Re: В посторанжевом Киеве
2011-06-01 в 02:06

Статья искренняя и скорее импрессионистская, чем аналитическая - сумбурные впечатления человека, впервые поверхностно увидевшего многое за короткое время... Спасибо ему за это - не часто удается посмотреть на себя внезапным взглядом со стороны...
Но в целом надо бы если уж судить о чем-либо, то вникнуть посерьезнее... А то вроде бы все неплохо - и вдруг непонятная, предвзятая (причем художественно безграмотная)критика росписей многих (лучших! "намоленных!)храмов (кстати, яркие краски - часто это современный акрил, а вот сюжеты для Успенского собора - восстановлены по сохранившимся старинным изображениями, в древнерусском стиле - так мне сами реставраторы рассказывали. Непонятны ностальгические вздохи о двуперстии. И совсем уж не к месту не только реверансы в сторону Витренко (крещеной,заигрывающей с православием и в то же время размахивающей Лениным на знаменах), но и вообще ничем не оправданное (тем более для священника)причисление раскольников - филаретовцев, автокефалов и др. - к православным).
3. Антидот : Re: В посторанжевом Киеве
2010-10-24 в 16:25

К чему тут мадам Витренко? А вот за Андрюшу Ющинского спасибо...
2. Олег : 90 % неправды или заблуждения
2010-10-24 в 12:08

Начал читать - был заинтригован. Но чем дальше, тем явственнее проступало абсолютное незнание и непонимание батюшкой украинской действительности. Даже названия и фамилии перекручены. Вообще, такое впечатление, что вся статья написана с чужих слов и создана только для того, чтобы в конце написать о встрече с Витренко. Только вот зачем батюшке это надо?
1. Киевлянин : ...
2010-10-21 в 20:01

Статья в некоторых местах, конечно, весьма интересна, но очень безсистемна...(переодически возникае ощущение, что автор собрал в ней все свои знания об Украине). Многие вещи не соответствуют действительности, а некоторые вызывают удивление (например стольбольшое внимание "украинскому Жириновскому" - В.М.Витренко)

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора
 

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме