Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Актуальное искусство и прочие

Андрей  Рогозянский, Русская народная линия

Проблемы церковной жизни
Двоесловие/Диалог / 14.06.2010

Своими оценками ситуации с выставкой в Татьянинском храме делится публицист Андрей Рогозянский.

 - На Ваш взгляд, Андрей Брониславович, почему столько критики, почему выставка «Двоесловие / Диалог» воцерковленными людьми плохо воспринята?

- Несомненно, свои резоны у устроителя, настоятеля Татьянинского храма о. Максима Козлова, есть. О. Максим много раз уже отмечал положительное значение мероприятия: показать, что Церковь не отвергает общественную жизнь, что она может не только запрещать и ограничивать, но и находить содержательные стороны. Вряд ли это убедит многих, ведь то, что именуется актуальным искусством, само по себе экзотично. Но, да, можно представить себе взгляд заинтересованного стороннего наблюдателя, и в нем Церковь проявляет добрую волю.

Другое дело, что то же событие отображается внутрь Церкви и на её смысловое поле. Быть может, даже в первую очередь. Здесь запускается другая цепочка коммуникации. Никто не имел нужды в «актуальном искусстве». В церковной традиции в притворе нет обыкновения размещать инсталляции. Тогда, чем актуальное искусство так необходимо, что ему решено отдать часть храмового пространства?

Я не хочу говорить слово «кощунственное» или «диверсия». Но, с другой стороны, человека, увлечённого вопросом значительно меньше о. Максима, тоже нужно понять. Зачем-то его побуждают внимательней вглядываться в эти экзерсисы, принимать их серьезней, чем они того на самом деле требуют. Территориально, всё это хозяйство предваряет вход человека в храм, занимает его мысли и чувства на службе. Официальные лица разъехались, пресса откушала, пообщалась и водворилась в редакции, а храм и его обычная богослужебная жизнь остались...

Через церковные СМИ о. Максим распространил ситуацию дальше. Мысленно каждый примерил инсталляции с хоругвью «Спасайся, кто может» к притвору своей приходской церкви. Люди естественно захотят знать, зачем это надо, каким образом это всё участвует в системе внутрицерковных ценностей, в кругу того, чем всегда живёт храм и на чём строится духовная жизнь. Я нисколько не утрирую. Это обычная коммуникация. Если подобную выставку открыть, предположим, в фойе какой-нибудь медицинской клиники, человек, входящий туда, начнет думать, чем мотивировано нахождение её на данном месте, и какую связь может иметь актуальное искусство с процессом поправки его здоровья.

Ни о чем таком, очевидно, не думали. Диалог не принимал в расчет обычных людей, в жизни которых идеи т. н. «нетрадиционных художников» не занимают никакого места, но зато большое место занимает жизнь Церкви. В выставке мир оказывался разъединенным на причастных к «актуальному искусству» и прочих.

Я уже не говорю, что татьянинская идиллия оторвана от жизни и неверно представляет взаимодействие Церкви и современной культуры, в духе того примиренчества, которое идёт мимо различий высокой и сниженной жизни, образа Божия в людях чистой веры и образа Божия, который якобы следует находить в каждом, до скандальной ведущей «Дома-2». Рассуждать, что, оказывается, не все художники нехристи, а священники ханжи и мракобесы - очень напоминает другую известную благоглупость, мол, в каждом народе и каждой религии есть свои плохие и хорошие люди. Оптимизм заголовков: «Церковь и современное искусство нашли, наконец, пути к взаимопониманию», верен не больше, чем в своё время лозунги: «Русский с китайцем - братья навек».

 - Тогда как определить отношение к творениям «актуальных художников»?

- Я не имею ничего против людей со, скажем так, альтернативными наклонностями. Например, ходит человек, и в местах, где вешают таблички «не курить», «не сорить», набивает трафаретом, в той же эстетике: «не убий», «не укради». Просто по городу ходит и оставляет надписи. Такая милая филантропия, и кто, спрашивается, может быть против? Я помню, да и многие, наверно, как в Петербурге по Невскому долгое время гулял забавный такой дядечка с разноцветной бабочкой на проволоке и сажал эту бабочку, улыбаясь, на плечи прохожим - повышал настроение. Ну и прекрасно, надеюсь, он не агент и без социально опасных наклонностей на досуге.

Но нашим милым альтернативщикам потихоньку втолковали, что они теперь не просто так, а «нетрадиционные художники» и вообще по нужде замещают в обществе Айвазовского с Васнецовым. Большинство уже давно никакие не дворники и сторожа, не андеграунд, конечно, а стали профессиональными чудиками - ездят, выступают и выставляются. Но, естественно, общий «чудизм» от этого не меняется, и развивать глубокомысленные дискуссии, просить высказываться в качестве полномочных представителей современного искусства - это театр абсурда. Про что целесообразно говорить в этой компании, это, главным образом, о вреде алкоголя. И сакраментальный вопрос О. Бендера Кисе, «как художник художнику»: «Вы рисовать умеете?», - абсолютно актуален.

Не хочу обижать никого, тем более знакомого мне лично о. Максима. Но давайте хотя бы не будем называть что-либо «произведением искусства» или «творчеством» просто по бедности. Это не искусство, это то, что заменяет собой искусство в современной действительности. Человеку без социопатий и комплексов, со свободным сознанием тем более сложно уяснить, какое отношение к храму имеет этот инфантилизм с парящими золотыми курицами. Если спросить, непосвященный зритель по всей вероятности скажет, что это такие работы учеников воскресной школы храма св. мц. Татьяны, ну или, может быть, что-то, что относится к людям с ограниченными возможностями, из спецучреждений, над которыми приход попечительствует. Понимаете, если как следует не «заморочиться», если не пройти длинными социальными лабиринтами от подражательства западным течениям, Центра Помпиду и «а чем мы хуже?», через андеграунд и богемность к выставке Самодурова, разгрому и известному судебному разбирательству, то... По таким случаям профессор Преображенский, бывало, советовал доктору Борменталю не начитываться по утрам популярной прессы.

Не знаю, что побудило о. Максима Козлова, человека, у которого, вообще, замечательное чувство юмора, развертывать ситуацию в таком... 100% представительском, кондовом ключе, без попытки решить ситуацию посредством шутки, гротеска, упрощения. Но факт налицо. Конечно, всё это с самого начала было куцым и трагикомичным. Непонятно, для чего это нужно было: Первая Трансгалактическая, Церковь выходит навстречу художникам, открывается Диалог... Анонсы чуть не за месяц. 9 работ! Понимаете, 9 работ! При необходимости это можно за вечер выдумать и еще за пять дней натаскать оттуда-отсюда по нитке и вылепить из папье-маше. Полдня на «инсталлирование». Затем коротко презентовать, пошутить, выпить на брудершафт, демонтировать и на следующий день напечатать отчёт в рубрике «Новости приходской жизни»... Нет! Понимая реальные сложности диалога, начинают перестраховываться, создавать ограниченную имитацию. Состав экспозиции 33 раза согласовывают и режут в разных официальных инстанциях, художников на открытии обязывают держать obliko morale и не говорить ничего некруглого. Фуршетом подают кагор с пирогами.

Конечно, идея по-честному неисполнима, а то, что исполнимо, ни на что заметное «не тянет», заорганизовано и протухает ещё прежде открытия. В результате, одни журналисты по дружбе отрабатывают информационный повод, надувая из мухи слона и стандартно тиражируя благоглупости. Другие, менее заинтересованные, даже бить и издеваться над «поп-артом» сильно не стали. Поскольку «грех обижать убогих, им и без того плохо». Теперь вот, со дня на день обещают целый круглый стол с философией «Синего супа»...

Пожалуй, очень проблематичный опыт лично для о. Максима. В его адрес я бы сейчас пожелал не дискуссий, а просто сочувствия. От официальных инстанций - только что инвективы «нАчать» да «углУбить». Всё последующее течение выставки, последствия, - на одном о. настоятеле. И вот, притом, что по вкусам и интересам совершенно не принадлежишь к миру «нетрадиционных искусств», служить ассенизатором и водовозом по отношению к сей революции духа... Водить экскурсии, отвечать на дурацкие или саркастические вопросы, разворачивать апологию, показывать энтузиазм...

Хотя, с другой стороны, вот он, долгожданный пример действия на общественном поприще. Надежды говорить всерьез, завоевывать пафосом, экспромтом соединять несоединимое и отделываться пирогами с кагором, как это обычно бывает в церковном обиходе, конечно, наивны. Рано или поздно в этом нужно было убедиться.

Вообще, я думаю, «ляпы» последних месяцев - желание обаять Ксюшу Собчак, севастопольское ню и т. п. - от того, что публичность в её нынешнем виде оказывается всё-таки ментально чуждой. В больших презентациях от имени Церкви человек чувствует себя, как бы севшим не в свои сани. Против воли он делает лишние движения, смотрится неловко в разных моментах. В конце концов, известно: короля играет свита. Мир в первую очередь, сам должен хотеть сложить глянцевый образ, красивую картинку, наведя ретушь на детали того, что ему нравится. «Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад...» У Церкви, к сожалению или к счастью, нет такой привилегии. К ней всё равно будут взыскательны, и отмечать будут неудобные детали, а не что-либо еще. Часы на руке Патриарха.

По-прежнему, единственно представительное, что на самом деле удается Церкви, - это богослужение. В остальном, стремясь быть публичным, священник или мирянин оказываются перед перспективой стоять в крайне неудобном положении: совершать кульбиты, эпатировать, зубоскалить и т. д. Хотя, у РПЦ есть два достижения по части публичности: шоумены о. Андрей Кураев и отставной Иван Охлобыстин в майке порноактёра (тоже своя аргументация и социальные лабиринты). Но это своя стихия и ещё более грустная история.

- При каких условиях диалог с художниками мог бы всё же состояться, одновременно не нанеся вреда церковному миру?

- Карта мероприятия могла быть совершенно иная. Во-первых, здесь мог быть не только самый «писк» авангардной идеи, но и более крепкие, выдержанные, техничные работы, не обязательно в каноническом стиле или реалистичные, но в свободной манере. Мне например непонятно, почему диалог нужно вести обязательно на кромке культурного поля - там, где искусство сближается со своим отрицанием, и где основным методом становится провокация. Среди участников вполне могли быть работы церковных иконописцев, архитекторов, раскрывающие их с менее известной стороны - в качестве современных авторов. Такие люди есть.

Второе: это вполне мог быть частный выставочный зал, с той же тематикой и идеей. Выставка курируется о. Максимом, официальные лица Церкви посещают её и делают соответствующие заявления. Почему нет? В такой обстановке обе стороны могут думать, передвигаться, говорить куда свободней. В том, что мы видим сейчас, центральную роль играет всё же эпатажная комбинация: храма с валянием ваньки и отрицанием устоев, разнообразных, главным образом, художественных. Следовательно, как ни крути, своя рука - владыка, и свято место поиспользовали. Сильно предосудительно или нет, могут быть мнения. Но пенять, кроме самих себя, не на кого. Решение на грани, в той области, про которую всегда говорили: «от греха подальше».

Третье - неправильное медиа-освещение. Вместо обращения к целевой аудитории, которая для неформальных акций не очень-то велика, устроители зачем-то перешли к «стрельбе по площадям». На сам диалог это имело угнетающее действие, в коммуникацию вошла масса малоподготовленных, неискушенных людей и т. д. Вперед выступили политика, презентация. Об этом мы уже говорили.

Тогда вопрос: зачем? А затем... Некоторые считают, что Церкви это полезно, и православных время лечить от чрезмерной церковности. Безразлично - актуальным искусством, карьерой, бестселлерами, «Матрицей», антикоммунизмом, католичеством, движением несогласных, движением Якименок, мотоциклами... Наверняка, выставка побуждалась и этим. Прописывалась в качестве этакой пилюли, причем исподволь, без особенных аннотаций. Любое миссионерское мероприятие сейчас не обходится без второго плана: вполне бесцеремонного мытья мозгов, имеющего в виду формирование «свободной личности». Благо, что своим мозги мыть - оно проще. Сержантская психология... Внушение, что ни при каких обстоятельствах нельзя быть маргиналами, и выставка актуального искусства, стало быть, спасает Церковь от впадения в маргинализм. Хотя, я, честно, плохо понимаю, что такое этот «маргинализм». Никто пока толком не умеет здесь ничего сказать. В нормальном обществе «актуальное искусство» - маргинализм, аборты - маргинализм, проституция - маргинализм. А в ненормальном обществе, наоборот, не признавать актуальное искусство, не делать аборты и т. д. означает быть маргиналом. Так что, как мы на будущее собираемся управляться со своей «маргинальностью» с учётом глобально-толерантного «мэйнстрима», я ума не приложу.

Да. Но хорошо было видно, как по отмашке, после открытия выставки ожила-заходила обычная для такого рода ситуаций декадентская камарилья: страдания по тому, какие-всё-таки-православные-не-такие. «Как сладостно Отчизну (и Церковь) ненавидеть». Кураев привычно диагностировал невежество и фарисейство, Чапнин как всегда упирал на коммунистические пережитки и т. д. В принципе, всё равно, какой повод. Программа составлена, действующие лица есть, ружье заряжено и повешено на стену. Теперь, с этими действующим лицами нам жить от выстрела к выстрелу. Примерно то же происходило недавно со Сталиным, Власовым, байкерами. На днях в разговоре узнал от одного весьма почтенного человека, что выставку «Двоесловие/Диалог» нужно было провести затем, что народ уж больно расходился в ходе судебных процессов по выставкам «Осторожно: религия!» и «Запретное искусство». Настораживающе смотрятся «тысячи лиц», стоящих вместе... Но не на любом же месте затевать построения и выволочки! Выставка не поразила воображения, не выявила ничего того, что следовало бы непременно показать миру. Каким образом отношение к «актуальному искусству» должно было от этого поменяться?

Опять плохо узнаёшь, конечно, во всём этом о. Максима. Но, как говорится, с кем поведёшься... Решение делать big bang - большое, общественно резонансное мероприятие, Диалог с большой буквы вместо домашнего, камерного диалога принималось наверняка не без участия некоторых доблестных представителей медиа-коммуникаций, и этим, к сожалению, предопределилось всё остальное.

 - Спасибо.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 25

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

25. Елена KN : 22. Провинциал
2010-06-28 в 18:29

Вот-вот, вроде рановато "вещички собирать" начали.
Криков и суеты вокруг этих радений хватает. Только "во глубине России" много чего потонуло и плеска не слышали...
24. АННа РАЙТ : Lucie
2010-06-28 в 17:44

Ну да. Просто некоторые не согласны с "пусть". Хотя несогласным можно по разному быть.
23. Lucia : АННА РАЙТ
2010-06-28 в 17:05

Ведь это все было предсказано. Пусть эти слепоглухонемые делают, то что им предопределено делать.
22. Провинциал : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-28 в 11:02

18. Соколов: "Вот и встает вопрос: куда идти?"

- Никуда. Мы у себя дома. И обновленцы не зачислены в штат Дома Господня. Нарушившие догматы, каноны и апостольские правила, по тем же правилам находятся уже ВНЕ Церкви. Наверное, потому и говорится о "малой Церкви" Христовой в последние времена. Даже если отнимут (пусть еще попробуют!) у верных все храмы, что изменится? - Только мерзость запустения на свтом месте. А Церковь останется.
21. Провинциал : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-28 в 10:55

У "обычных людей, в жизни которых идеи т. н. «нетрадиционных художников» не занимают никакого места"

- Именно так.

"«нетрадиционные художники» и вообще по нужде замещают в обществе Айвазовского с Васнецовым"

- По большой нужде!

Небольшая кучка ценителей модернизма и нового платья голого короля не в счет.
тем более непонятно стремление о,Максима и иных сделать прививочную инъекцию прихожанам.
20. АННА РАЙТ : Соколову, Пименову (вдогонку)
2010-06-27 в 23:16

Впрочем, есть и более пессимистические оценки, чем я вам изложила
http://www.rossija.info/view/69998/
Ближе к вашим.
19. АННА РАЙТ : Соколову, Пименову
2010-06-27 в 22:44

Друзья, я только не понимаю, почему Ваши претензии - ко мне? Кто же отрицает опасность того пути, который вы рисуете. И все и без всех этих картин знают - будут канонические основания...вообщем, не дай Бог!
На самом деле, эта выставка - первое поползновение. И, я думаю, реакция народа мониторится не только по интернет-форумам. Она - резко отрицательная. И это - наша надежда. Природа Церкви - другая, это - не государство. Это - тело Христово. Это могут не понимать фролеры, но не могут совсем не понимать те, кто определяет политику. Так что пока будем молиться.
Может, я чего-то и не понимаю, и недооцениваю, тогда простите. Я думаю жизнь все расставит по своим местам.
18. Соколов : Анне Райт
2010-06-27 в 19:49

//"Не дождутся. Не уйдем".//
Простите, что вмешиваюсь. Но Вы как мантру повторяете эти слова.
Никто Вас уходить и не просит. Ведь кто-то должен участвовать в будущем Кирхентаге? Кто-то должен участвовать в экуменических шествиях вместо Крестных ходов? Кто-то должен, как в Болгарии, встречать на коленях Римского Папу и лобызать ему руки?
Людей в храмах становится меньше. Это скажет Вам любой честный священник. Значит, люди, все таки уходят.
Вот представьте, если на Вашем приходе, настоятель, у которого Вы окормляетесь, будет заменен священнослужителем новой формации. Так произошло за этот год уже на тысячах приходов.
Причем, "православные СМИ" об этом молчат.
Придет бритый и стриженый выпускник семинарии, учившийся по книгам католических и протестантских авторов. (А именно по таким книгам преподают сейчас в большинстве духовных школ. Можете зайти и убедиться).
И этот юный пастырь, вдохновленный примером о. Максима Козлова, пожелает устроить в храме что-либо из серии "Запретное искусство".
Возразить против "перфоманса" Вы, согласно новому Уставу прихода, ничего не сможете. В новом Уставе Вас просто нет.
Этот Устав, меняющий всю жизнь Церкви, протащили, пока православные СМИ предавались блгагородному негодованию по поводу богохульной выставки.
Уйдете Вы тогда или нет? Если не уйдете, новый батюшка будет только рад. С наличием прихожан у модернизированных пастырей всегда проблема. Рокеры, байкеры и готы - не часто балуют своих наставников присутстием за богослужениями.
Я очень благодарен, что вы поместили ссылку на журнал "Благодатный огонь", где опубликована книга 1998 года, дающая подробный анализ ОБНОВЛЕНЧЕСТВА, то есть, того самого явления, которое сегодня, фактически поглощает Церковь.
Из этой публикации, мы видим, как далеко мы откатились за 12 лет. Тогда о. Тихон (Шевкунов) был смел и решителен. Сегодня - он чуть ли не одобряет кощунственную выставку, которую обязан был просто закрыть, согласно своей новой должности.
Но сейчас - даже представить такое немыслимо.
Священники знают, что если они, даже в частной беседе, скажут хоть слово против обновленчества, они немедленно будут почислены за штат.
Куда тогда деваться их духовным чадам? На Кирхентаг?
Вот и встает вопрос: куда идти?
17. Пименов : АННЕ РАЙТ, 15
2010-06-27 в 17:58

Между ТЕМ и ЭТИМ обновленчеством - фамильное сходство.
ТО обновленчество, было весьма политизировано. Стремилось к «симфонии» с русофобской, троцкистской властью. Совместно с ней боролось против: «монархистов и черносотенцев». Активно сотрудничало с «органами» в лице Тучкова и прочих.
Нынешние «обновленцы» - донельзя политизированы.
Активно борются против «ксенофобии и монархизма».
Прежних обновленцев – никто специально не выводил.
Это были обычные архиереи и священники, окончившие академии и семинарии императорской России. Следует признать, - их было большинство.
Они очень хотели угодить новой власти.
Храмы, где служили живоцерковники, стояли пустыми.
Приходов, сохранивших верность каноническому православию, осталось тогда чрезвычайно мало.
Но именно эти малые приходы, возродили Русскую Церковь.
Ситуация, повторяю, очень похожая. То, что происходит сейчас, это не раскол. Напрасно вбрасывают это слово. Напрасно пугают им.
Это, как и в 20-е годы, - неприятие частью духовенства и мирян - русофобского, политизированного направления в Церкви. Нежелание участвовать во всевозможных шоу и акциях.
Стремление молиться со священниками, хранящими верность православной традиции.
Но это не раскол. Это, как и в 20-е годы – два направления в Церкви, которые расходятся все дальше и дальше.
Господь нас рассудит.
16. АННА РАЙТ : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-27 в 16:26

Не доходят руки! Чем только все наше духовенство занимается! Если б не выходки кураевых-мещериновых, так и Церкови-то уже не было бы!
15. АННА РАЙТ : Пименову
2010-06-27 в 14:28

Давайте не переходить на "а Вы?":-) Что касается тех обновленцев, то что они отменили, можно прочесть вот здесь
http://www.blagogon.ru/articles/145/
Это сборник "Современное обновленчество — протестантизм “восточного обряда”" (огромное спасибо редакции "Благодатного Огня" за то, что выложила этот сбоник в сеть). Я думала, что после этого сборника разговаривать об обновленчестве будет просто неприлично. К сожалению, все возвращается. Возвращается, но не вернулось пока еще.
Я просто своим постом хотела Вам сказать, что если Ваши посты - своеобразный призыв, мол,опомнитесь, люди уйдут, так напрасно Вы. Это только веселье у них вызывает. Они же этого добиваются оскорблениями и провокациями(читайте мои споры с этим...персонажем). Не дождутся. Не уйдем.
14. Олегк : Пименову
2010-06-27 в 12:22

Живоцерковники не признавала церковнославянский. Престол выносился на середину храма.
13. Олегк : ...
2010-06-27 в 12:21

Ну так что делать если те кто отлично себе представляют как надо взаимодействовать Церкви и чему-бы там ни было отсутствуют... или руки у них не доходят... максимум от статьи до статьи...и видим и слышим этих знатоков только строго в моменты когда не знающие жизни батюшки что-то предпринимают: то в сахарницу грязными руками залезут, то пиво с коллекционным мускатом смешают, то управдома из краскопульта покрасят..., то мотоцикл у соседа угонят..., то папье маше... Понятно, старших знатоков большие дела занимают (об этом отдельно, по крайней мере в чем заключаются большие дела для Рогозянского я хорошо знаю) и их просто физически максимум хватает что на такие добрые сверху-вниз репризы в духе "Ох уж эти детки (пардон, батюшки)". А представляете что наш то учудил ? Что ? Инсталляцию инсталлировал. Да вы что ? Не может быть ? Да!!! Верьте!!! И перформанс перформировал !!! Ужас!!!
12. Пименов : АННЕ РАЙТ, 11
2010-06-27 в 05:40

"Сейчас нет никаких канонических оснований для какой-либо формы "ухода" вообще".
А какие канонические основания были для НЕобщения с троцкистами-живоцерковниками? Вы бы, в 20-е годы, - пошли в обновленческий храм?
11. АННА РАЙТ : Пименову
2010-06-26 в 22:20

Сейчас нет никаких канонических оснований для какой-либо формы "ухода" вообще. Все-таки это очень серьезные вещи, чтобы так говорить. Хотя и полностью понимаю и разделяю Вашу горечь. Но посмотрим, все-таки Он располагает, мало ли что эти полуобразованцы навоображали о себе.
Впрочем, не буду спорить, возможно у Вас другие данные.
Спаси Господи!
10. Пименов : АННЕ РАЙТ, 9
2010-06-26 в 21:22

<<"...Никакие тысячи никуда не выйдут". >>
Они уже "вышли", АННА, Они уже, практически, ушли.
Это достойные, верующие люди, которые хотят спокойно молиться. Модернистская похабщина им уже предельно надоела.
<<"Константинопольский Патриарх Варфоломей, который в семье православных народов является первым среди равных, настроен на то, чтобы провести этот собор в ближайшие годы. Когда недавно он был в Москве, то сказал, что хотел бы созвать собор в течение одного года или двух, максимум трех лет", - заявил глава ОВЦС МП митрополит Волоколамский Иларион 24 июня в беседе с журналистами в Варшаве.>>
То есть, сам владыка Илларион, отводит нам от одного, до, максимум, трех лет, которые необходимы для подготовки 8-го Вселенского Собора.
Времени не так уж много.
Думаю, десяткам тысяч, которые уже, фактически, ушли, необходимо подумать, как жить дальше.
Такая ситуация была в 20-е годы, когда в стране господствовал троцкизм, а в Церкви - обновленцы.
Оставалось совсем не много православных приходов. Но именно они, смогли возродить Церковь.
9. АННА РАЙТ : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-26 в 15:44

Спасибо автору за статью. Многое перекликается с нашим здесь обсуждением.
Например
татьянинская идиллия оторвана от жизни и неверно представляет взаимодействие Церкви и современной культуры


Вот об этом мы здесь и говорили - наши пастыри, особенно самые активные, непрерывно что-то затевающие, очень смутно себе представляеют и общество, и взаимодействие Церкви и общества, и , возможно, и Церковь. Они находятся в плену у собственных схем, далеких от реальной жизни. А то, что все это "искусство" - рухлядь, которой на помойке место, даже сами художники признают. Это понятно.
Но, видимо, автор не согласен с самым главным - с тем, что с точки зрения многих верующих было осквернено священное пространство, были оскорблены их чувства. Что ж, можно быть несогласным с этим, но вряд ли этим следует пренебрегать. То есть, с точки зрения "новых миссионеров" мнением большинства можно пренебречь, но в этом и заключается непонимание ими природы Церкви. Я не согласна с Пименовым - никакие тысячи никуда не выйдут. Уже вообще ничего не будет - разгром той выставки был последним пассионарным всплеском. И как он не дает им покоя! Видимо, даже его не ожидали. Уже не выйдут, но не следует брать грех на душу и заставлять их уйти. Это вполне реальный вариант. Характерно, что даже у этих художников есть здоровое нравственное чувство "не подобает в храме", вот ссылку Иван Прокофьев привел на слова одного из них
http://ruskline.ru/n...hkami/?p=4#comments
(пост№16).
А ответ на вопрос "зачем?" хороший - мы тут тоже мучались этим вопросом. "Лечить от чрезмерной церковности". А как же это сочетается с фролерским трындением о миссии от края и до края с перспективой марсианского экзархата? А запросто. Не так верим. Надо верить массово, весело и "слегка". Чего ж мы так серьезно-то? Криптодиомидовцы - не иначе.
Вообщем, хороший анализ, но без этого элемента неполный.
8. Георгий Р : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-26 в 14:34

Спаси Христос
7. Георгий Р : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-26 в 14:33

Ох, Андрей Брониславович, слона-то я и не заметил! Да. Был в деревне, землю копал.
Думаю, неужто Вы не высказались? И вправду.
Прочитал. Понравилось. Язык однако же. Зачем Вы пользуете (как говорит один американец) так много иностранных слов?! Но в общем читается легко, согласен с предыдущими.
После многодневного напряженного обмена мнениями Ваш текст даже утешает сочетанием анализа по сути и легкости. Ну что мол такого этот арт? - Да ничего. Пустота. Пепел на ветру.

Однако через минуту я сознаю, что не пустота, и не на ветру. А что-то, мягко говоря, неприятное в храме и на головы доверчивых и глупых христиан по всей России. ТАк ведь заранее и задумывали. И заключительное слово о.Максима только подтвердило серьезность намерЕний, "процесс пошел".
Нет, не согласен я с вашей оценкой - не благоглупость это. Хороший текст - для светского издания. Простите.
6. Читатель : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-14 в 22:40

Выступление образное и бойкое. Даже весёлое. Неутомительно длительное.
Вот только зачем автору потребовалось при обсуждении этой очередной обновленческой утопии в таком неуважении обрести себя по отношению к Церковному Дневнику ещё и при обсуждении заметно конъюнктурного и неглубокого текста (http://www.bogoslov.ru/text/862062.html ).
Искренности бывают разные. Искренность Церковного дневника и того же автора «врага у врат» могут быть измерены если хотите болью которая есть у одного и «не сильно» наблюдается в другом случае. Нужно иметь чувство меры чтобы не мешать всё в одну ёмкость
5. Пименов : Пикадоры
2010-06-14 в 12:04

<<"На днях в разговоре узнал от одного весьма почтенного человека, что выставку «Двоесловие/Диалог» нужно было провести затем, что народ уж больно расходился в ходе судебных процессов по выставкам «Осторожно: религия!» и «Запретное искусство». Настораживающе смотрятся «тысячи лиц», стоящих вместе..." А.Рогозянский>>
Ничего... Скоро увидите - десятки тысяч лиц, "стоящих вместе".
Московские обновленцы исполняют роль пикадоров, подготовляя социальный взрыв.
Для провинциальных верующих, питающихся уже в значительной степени лапшой "доширак", кощунство конверситов над единственным, что у народа осталось - храмом Божиим, может оказатся последней каплей.
Пусть не взыщет тогда о. Максим, обладающий "замечательным чувством юмора".
Караул устал. И терпение истекло.
Мы не желаем быть в одной Церкви с "профессиональными порноактерами" и богохульниками.
4. Олегк : ...
2010-06-14 в 10:39

Нет как же все таки мне это нравится, деловой подход : "Третье - неправильное медиа-освещение." Совсем неправильное. Сами себе противоречите. Предлагаете устроить закрытую тусовку для любителей актуального искусства. Но как раз по тем самым медиа-законам к которым вы апеллируете это и неправильно. Сработали на контрасте с кощунной Осторожно религией по принципу кто не против вас тот за вас. Медиа освещение просто в принципе не могло быть таким как вы предлагаете и просто обязано было по охвату и громкости соответствовать тому которому подверглась скандальная Осторожно религия. Как известно опровержение на клевету печатается в той же газете и на том же самом месте где была напечатана клевета. Так что по законам медиа охвата все было сделано совершенно правильно. Другое дело что этот жест мало кто понял - все заняты тем как бы молитвенный настрой не сбить. Актуальные художники же памятны в основном тем что Никита Хрущев назвал их пидорами.

Да и потом есть такое правило - мириться. Не с Гельманом конечно. Т.е. побеждать зло добром. Народа в этом плане послушайтесь - худой мир лучше доброй ссоры. И в этом отношении выставка отработала на все 100%. А искусство - дело двадцатое-тридцатое. Один западный поп-критик как-то сказал про кощунные выступления певицы Чикконе: "Кощунство в поп-музыке это такой же легкий ход привлечь массы публики как для юмориста рассказать туалетную шутку". Поэтому просто необходимо было поднять хоть кого-нибудь от уровня Осторожно религии. По сути о.Максим дополнил работу о.Александра. По тем же самым медиа-законам, просто по законам людского общения, нельзя было поставить точку на физическом возмездии и суде. Нужно обязательно было показать что там с одной стороны были жиды-хазары а с другой художники вовлеченные обманом.
3. Олегк : ...
2010-06-14 в 10:08

Спаси Господи. Подняли настроение. Не согласен - но хорошо пишете. Знаю и слабое место - мягко выставить того о ком пишут этаким чудиком жизни не знающим и пороха не нюхавшим в стиле известного вопроса "Это глупость или предательство ?". От этого честно говоря холодеет в утробе. Но сам стиль и манера письма настолько захватывают и увлекают читателя что он всерьез принимает предложенные ему условия игры. Ха-ха-ха, какой же чудик этот о.Максим :), как так он докатился c таким то чувством юмора :)), не иначе криптоапостат :))))). Но настроение после канкретно недетских заголовков и мрачных статей последней недели где "большевистская харя" еще не самое сильное выражение - поднимает на все 100%. А это важнее.
2. Дмитрий В.Ч. : Re: Актуальное искусство и прочие
2010-06-14 в 07:31

Спасибо!
1. мария : Браво, г-н Рогозянский!
2010-06-14 в 02:09

Смело, нелицеприятно, умно, иронично... В цель!
Жаль о.Тихона Ш.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме