Картину потери пассионарности, начиная с 70-х и скатывания в обскурацию 90-х, мы видели своими глазами или знаем из воспоминаний, из первых рук. Так зафиксируем же ее и выразим численно - через рождаемость. Так сказать, присвоим коэффициент.
50-е. Здоровое общество, нормальная пассионарность, даже выше среднего (интуитивная оценка) - К 3,5
60-е. Рождаемость впервые в истории России в мирное и неголодное время опустилась ниже уровня простого воспроизводства. Фактически, мы отказались от обязанности вырастить следующее поколение. Пока, это делалось инстинктивно, без манифестаций. - К 2,1
70-е. Пропадает интерес к учебе. Для сравнения, как учились в те же 50-е (когда и рождаемость была высока): не было тетрадей - писали на газетных полях. Не хватало учебников - передавали друг другу или занимались компанией. Не хватало учителей - учились сами или ходили в ГорОНО просить себе. Сейчас странно слышать, не правда ли?
Работать начали спустя рукава.
Резко усилилось пьянство. - К 1,93
Под такую рождаемость выработалась и мораль: А куда их, солить, что ли? Пусть лучше меньше детей будет, но я им больше внимания уделю, дам хорошее образование...
Так мораль часто вырабатывается под уже создавшийся образ жизни, в данном случае - малодетный. И разумеется, такие родители ждали от следующего поколения настоящего Благоденствия - ведь они действовали так разумно.
На самом же деле -
80-е. Стало умным косить от армии - фактически, мы отказались Родину защищать.
Сексуальная революция - наши мужчины отказались от обязанности иметь семью (зачем, у них же будет пенсия?). - К 1,86
Переход к Обскурации - преобладанию субпассионариев. Преобладали они не численно, но уже ментально: они сформировали и выдвинули свою мораль, символом которой стал Супержлоб профессор Преображенский (фильм Собачье сердце), а гармоники, которые и были лицом нации в эпоху Застоя, не смогли ничего противопоставить. Вывод? То же, что говорил и Гумилев: общество гармоников всем хорошо, но оно несопротивляемо - не способно оказать сопротивления ни собственным субпассионариям, ни агрессивным соседям, и очень скоро падет под их ударами. Без пассионариев нация не живет.
90-е. Тихо (так как не было и работы) прошло удаление из УК статьи за тунеядство - мы отказались от обязанности работать.
Наши бабушки рылись в мусорках - а мы отказались их содержать.
К пьянству добавилась наркомания. - К 1,23
Вообще, 80-е и 90-е проходили под лозунгом «Ой, да зачем!»
- Ой, да зачем нам эта армия, на нас никто нападать не собирается!
- Ой, да зачем нам эта промышленность, нефть продадим и все купим!
- Ой, да зачем нам столько инженеров, «простой советский инженер» - это же смешно!
- Ой, да зачем нам эта наука, все уже придумано, в США!
- Ой, да зачем нам это государство, пусть берут себе суверенитета сколько смогут унести!
- Ой, да зачем эти русские, узбеков наймем, они гораздо лучше сделают!
- Ой, да зачем эта история, надо жить сейчас, а не в прошлом!
Ну, и само собой
- Ой, да зачем эти глупые семья и дети, у нас же будет пенсия! Откуда она будет, если не вырастить следующее поколение - это уже было вне сознания, с неба свалится, вынь да положь!
И все 90-е - время активнейшего лакейства, желания угодить, чего бы еще разрушить, чтоб Хозяин похвалил?
Видимо, это и есть лицо субпассионариев. Это был настоящий шабаш субпассионарности - нация летела к гибели.
И наконец, в нулевые, всплыло торжествующе обобщение: Никто ничего никому не должен - лозунг трупа. (Опять мы видим, что мораль оформляется десятилетие спустя принятия соответствующего образа жизни - в данном случае образа умирания). В живом организме каждый орган должен выполнять свою функцию, чтоб организм жил, а вот в трупе как раз и никто ничего и никому - поэтому он и труп. - К 1,29
Разумеется, коэффициент этот условен, в Германии или Японии сейчас рождаемость тоже 1,3 - но там нет обскурации. Пока.
Так протекает то исчезновение пассионарности, которое в Риме называли «падением нравов».
(Вернемся теперь в 30-е. Было ли нечто подобное тогда? Насколько я могу судить - нет. Возможно, не успели, было только снижение рождаемости. Пока пусть этот период остается на полях нашего сознания).
Как видите, со снижением рождаемости мы только теряли - ум, честь, совесть, сопротивляемость, деньги, земли, промышленность, уважение соседей. Всеобщее убеждение, что надо «перейти из количества в качество», «пусть у меня один ребенок будет, но я ему больше внимания уделю, дам хорошее образование» работала с точностью до наоборот.
Сейчас рождаемость К 1,6 - и мы как выздоравливающий после тяжелой болезни, побывав между жизнью и смертью, слабость страшная, сил хватает только бульончику попить, и отключаешься, и картины Царства Мертвых стоят перед глазами, одно отличие: смотришь на них с этого берега, а не изнутри. (Надо ли напоминать, что человека в таком состоянии очень легко добить).
А болезнь эта была: дефицит пассионарности. Впрочем, она и остается - критическая точка не пройдена, мы так и зависли между жизнью и смертью.
9. Re: Как уходила пассионарность: от «благоразумия» до Лозунга трупа
8. Жизнь.
7. В.Е. Семенов
6. Re: Как уходила пассионарность: от «благоразумия» до Лозунга трупа
5. Ответ на 3., РодЕлена:
4. Опыт тысячелетий
3. Re: Как уходила пассионарность: от «благоразумия» до Лозунга трупа
2. Re: Как уходила пассионарность: от «благоразумия» до Лозунга трупа
1. Несколько вопросов к мадам автору.