Поступательное развитие современной России во многом определяется тем, на чьи плечи ляжет задача реализации концептуальных идей и осуществления программных действий в различных сферах и отраслях. При этом существенно значимым представляется не только высокий профессионализм исполнителя (знания и умения в профессиональной области), но и его личностные характеристики, формирование которых осуществляется в процессе воспитания. Вместе с тем традиционная для отечественной педагогики составляющая образования - воспитание - на рубеже XX-XXI вв. перестала быть значимой ввиду известных социокультурных изменений, повлекших утрату национального воспитательного идеала. Поэтому представляется предельно своевременной и необходимой разработка в настоящее время Стратегии развития воспитания - генерального плана действий, включающего четкое определение цели, детерминирование национального воспитательного идеала, ключевых задач и приоритетных направлений воспитания, последовательности действий по достижению цели.
К рассмотрению предложен проект «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (2015-2025)» (далее - Проект), включающий в себя основные разделы: Введение; Общие положения; Воспитание как стратегический приоритет; Цель, задачи и основа стратегии; Приоритеты государственной политики развития воспитания; Воспитание в XXI веке (в т.ч. 6 подразделов); Предлагаемые меры (в т.ч. 9 подразделов); Глоссарий.
Предложенный Проект имеет ряд существенных недостатков.
1. Структура документа не имеет иерархической последовательности.
2. Содержание документа внутренне противоречиво, не имеет цельности и логической взаимосвязанности.
3. В документе не отражены отечественные педагогические традиции, опыт советской школы в области воспитания. Предпринята попытка построения теории воспитания российского гражданина на основе зарубежных образовательных теорий и инославных национальных идей (например, с.2: «соответствие процесса формирования личностных качеств ... смыслам деятельности отдельных социальных групп», с.3:«социальная автономизация - реализация совокупности установок на себя», с.7: «культура толерантности» и др.).
4. В Проекте традиционно педагогическое понятие «воспитание» неясно связано с непедагогическими: уровень жизни, информационное общество, Интернет и др.
5. Отдельные формулировки представляются опасными для безопасности государства. Например, «Свободный ответственный гражданин - это человек, обладающей внутренней свободой, который осознает себя хозяином своей судьбы и поступает в соответствии с принятыми им принципами жизни, выбор которых он делает самостоятельно. Он должен осознавать свою неповторимость, индивидуальность и в соответствии с этим искать свою нишу в условиях реального существования» (с.6). Видится, что именно такие «хозяева своей судьбы» со своими личными принципами вершат судьбу целых государств и народов.
6. Проект не является преемником действующих воспитательных документов постсоветского образования, а именно Концепции патриотического воспитания граждан РФ, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральных государственных образовательных стандартов (воспитательный компонент). В российских регионах накоплен положительный опыт их реализации, в образовательных учреждениях построены воспитательные системы. Стратегия развития воспитания объективно должна быть направлена на их поддержку и развитие.
7. В Проекте осуществлена подмена (смешение) понятий: воспитание - социализация, воспитание - развитие, воспитание - интеграция.
8. В Проект включены утверждения, заведомо невозможные к реализации. Например, «Воспитание как средство трансляции культуры, предполагает формирование у детей способности к самостоятельному освоению социокультурного окружения в пределах, установленных обществом» (с.3), «самоопределение в мире нравственных ценностей» (с.4.).
9. Разделы «Задачи стратегии», «Приоритеты государственной политики развития воспитания» не отражают содержание воспитательного процесса, носят организационный характер.
10. Раздел «Воспитание в XXI веке» не раскрывает иерархической системы воспитательных направлений, не отвечает принципу полноты системы.
11. Раздел «Предлагаемые меры» (комплекс действий по достижению цели?) не коррелирует с разделом «Воспитание в XXI веке». Оба раздела требуют серьезной доработки по содержанию, структуре и взаимосвязи.
12. «Закон о свободе совести и о религиозных объединениях» (от 26.09.1997 N 125-ФЗ) признает «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры. В отечественной культурной и педагогической традиции духовно-нравственный компонент составляет основу воспитания российского гражданина. Следуя названному закону, включение православной культуры в содержание воспитания является национально исторически обоснованным.
13. В Проекте значительное число грамматических, лексических, синтаксических ошибок (опечаток).
Указанные замечания носят существенный характер, делают невозможным принятие Проекта к утверждению и требуют его значительной доработки.
М.И.Корнева, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, директор МОБУ «Гимназия №44» г. Сочи;
О.Н.Кудина, кандидат педагогических наук, зам. директора по научно-методической работе МОБУ «Гимназия №44» г. Сочи