Перспективы использования высоких технологий в модернизации оборудования для исследования Арктики обсудили легендарные путешественники священник Феодор Конюхов и Виктор Симонов во время своего визита в СПбПУ. На встрече с ректором вуза Андреем Рудским и сотрудниками Политеха гости поделились своими ближайшими планами, в числе которых уникальная экспедиция через Северный полюс на собачьих упряжках, говорится в пресс-релизе, поступившем в редакцию «Русской народной линии» от пресс-службы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.
Спустя 10 лет после своей первой экспедиции через Северный полюс в Гренландию отец Феодор Конюхов и Виктор Симонов снова собираются покорять Арктику. В марте 2022 года стартует трансарктический переход, во время которого путешественники планируют преодолеть Северный полюс на чукотских ездовых собаках. До них никто в мире этого не делал. Маршрут протяженностью более двух тысяч километров проложен от Мыса Арктический на острове Комсомолец (части архипелага Северная Земля) до острова Уорд-Хант в Канаде.
Три месяца отец Феодор Конюхов и Виктор Симонов проведут в условиях сильного, порывистого ветра и температуре воздуха, достигающей −50°С, преодолевая ледовые трещины и массивные ледяные торосы. С учетом этих условий предъявляются особые требования к рабочему оборудованию и саням, которым предстоит перевозить груз массой до 500 кг.
Своим видением улучшения экспедиционного оборудования путешественники поделились со специалистами Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг».
«Для нас важно обеспечить как можно лучшее скольжение саней, потому что собакам так проще двигаться. Сани должны быть широкие, чтобы не зарываться в снег. Для нас очень важно идеально определить требуемый угол изгиба полозьев», — рассказал Виктор Симонов.
«Впереди на пути встречаются ледовые торосы по девять метров. Часто приходится пробивать путь. По 11 часов работаем без остановки. Хорошо, если набранная скорость позволит нам проходить по 18-20 км в сутки», — добавил отец Феодор Конюхов.
В свою очередь, проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель ПИШ СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков отметил, что специалисты Передовой инженерной школы СПбПУ обладают опытом проектирования крупнотоннажных саней для Антарктиды и спортивных саней для гонок, в обоих случаях – для использования на ледовых поверхностях. Так, в 2018 году совместно с Заводом им. «Комсомольской правды» были разработаны уникальные Антарктические сани для транспортировки крупногабаритных грузов в экстремальных условиях. Этот проект не имел аналогов в мире.
Сани разрабатывались для перевозки на Южный полюс тяжелых грузов весом до 60 тонн на расстояния в тысячи километров. При проектировании были учтены все возможные условия транспортировки, в том числе температура — 60°С, разреженный воздух, интенсивная солнечная радиация, сильные порывы ветра. Алексей Боровков подчеркнул, что высокие результаты обеспечило использование передовых производственных технологий: разработка цифрового двойника и проведение цифровых (виртуальных) испытаний.
В 2022 году был успешно реализован другой уникальный проект ПИШ СПбПУ — создание саней с улучшенными аэродинамическими и прочностными характеристиками и показателями управляемости для российского спортсмена, трехкратного чемпиона мира и двукратного обладателя Кубка мира по санному спорту Романа Репилова. Сани были изготовлены на предприятиях госкорпорации «Ростех».
«Для оптимизации конструкции саней проведено более 400 расчетов, их общая длительность — до 20 суток. Общий объем составил 85 000 ядро-часов вычислений на мощностях Суперкомпьютерного центра «Политехнический». Только достигая таких показателей в работе и используя возможности техники при решении сверхсложных задач, мы гарантированно получаем лучший результат», — подчеркнул Алексей Боровков.
Ректор СПбПУ Андрей Рудской подтвердил большой интерес Политеха к выполнению инновационных проектов, связанных с подготовкой к арктическим экспедициям, и поблагодарил отца Феодора Конюхова и Виктора Симонова за доверие. Первым этапом сотрудничества станет детальное изучение саней, используемых сейчас для перемещения в арктических зонах. По итогам сканирования будет разработана цифровая модель, которая позволит определить направления оптимизации и механизмы улучшения требуемых характеристик.
«У нас может получиться уникальный совместный проект, – уверен Андрей Рудской. - Для нас было бы большой честью участвовать в ваших экспедициях в роли разработчиков оборудования, средств связи, альтернативных источников энергии, снаряжения. И мы могли бы развивать сотрудничество сразу в трех направлениях: образовательном, воспитательном и научно-техническом».
Визит отца Феодора Конюхова и Виктора Симонова в Политех завершился встречей со студентами, преподавателями, сотрудниками университета. В Белом зале путешественники рассказали о предстоящей экспедиции и ответили на вопросы зрителей.
«Мне бы хотелось, чтобы Арктика развивалась всеми людьми, но так случилось, что присутствие в этом регионе поделили между собой пять стран: Россия, Норвегия, Дания, Канада и США. Исторически сложилось, что у нас самая большая территория. Раз так, мы должны больше всех инициативу проявлять, заботиться о Северном полюсе, об Арктике, думать о технологиях, вкладывать деньги, строить города, университеты. Представляете, Политехнический университет будет иметь свой филиал на Земле Франца-Иосифа? Вот мы пойдем через Северный полюс на собачьих упряжках — и это уже будет присутствие в Арктике. Так что давайте вместе пойдем!», - резюмировал отец Феодор Конюхов.