Кадр из к/ф "Нога", 1991 год.
Многие надеялись, что с началом спецоперации изменится положение дел в отечественной культуре, что это отразится на искусстве: будет появляться хорошее русское кино, например. Да, снимается документальное кино, вышло несколько художественных фильмов, но глобально эта тема в кинематографе не развивается. И это естественно…
Все лучшие произведения были созданы через 10-15 лет: Эрих Мария Ремарк, Михаил Шолхов, Гюнтер Грасс. Должно все иметь какой-то финал, должна произойти какая-то социализация с учетом финала. Должно отношение стать чуть сторонним, чтобы произошло художественное осмысление.
Сейчас, когда болевой порог высокий, слишком рано снимать художественные фильмы на основе донбасского материала. Хотя недавно я сам работал в такой картине и сам предложил сделать ее. Но это жанровое кино. Вокруг можно ходить, но в сути еще разобраться нельзя. "Лицом к лицу лица не увидать", это правда. Нужен интервал. А то, что я вижу — на 99% — клюква. И снимают ее те же люди, которые до этого снимали пошлятину, про содомитов. А теперь снимают про Донбасс.
Просто они знают, в какой кабинет Госкино надо заходить, и все. Искренние люди, которые хотят что-то снять о Донбассе, в большинстве своем не имеют такой возможности. Из всех фильмов, которые есть, мне понравился "Донбасс. Окраина" Рената Давлетьярова, и сделан он в 2018 году. И это тоже жанровое кино. Все-таки это рядом, это не сама война.
Атаман станицы Староникольская Удмуртской Республики Владимир Туранов орден Мужества получил посмертно. Но сам он не боялся погибнуть. И казакам говорил: "Смерти нет". Кто снимет про него фильм? Фото: Царьград.
Американцам проще, говорят мне: что бы ни случилось, сразу выходит фильм с условным героическим Брюсом Уиллисом. Реакция американцев предсказуема: ура, мы молодцы! Следует ли нам форсировать события? Ведь век меняется, доставка информации идет максимально быстро. Я уверен: люди не веря в абстрактные формы, не верят в софистику. Им нужны герои, им нужны события и поступки. Я уверен, есть героические военачальники. Но мы не знаем их имен. Зато знаем Тимура Иванова, который, как утверждается, вместе с подельниками украл 11 триллионов. Бюджет России — 26,5 триллионов. И таких примеров множество.
Вот такие нынче "герои". Тимур Иванов "много" сделал для армии. Фото: Дзен.ру.
У русских репортеров, работающих на спецоперации, накопилось достаточное количество материала, готовой основы для сценариев документального кино. Есть, например, удивительная история о комбате батальона "Восток" Александре Ходаковском: когда брали Мариуполь, его ребята девять дней вместе с гражданскими были в окружении запрещенной в России группировки "Азов". И они отбивались от террористов, а ребята из казачьего батальона "Скиф" как-то передавали им воду, батарейки. Чем это не синопсис, чтобы снять большой фильм?
Комбат батальона "Восток" Александр Ходаковский. Фото: архив.
Задам встречный вопрос: а его примут в Госкино?
Что не так с нашим Госкино?
Да там всех увольнять надо, там нет никого нормального за исключением двух-трех землекопов.
В стране также есть много тех, кто не поддерживает спецоперацию. Не все удрали, кто-то затаился, став "спящим", кто-то тихо ненавидит про себя. С ними тоже надо работать…