Памяти протоиерея Леонида Ролдугина

«Бог дал ему очень глубокое чувство красоты…»

0
116
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.ру

Это заключительная часть воспоминаний о настоятеле храма Рождества Христова в Измайлове митрофорном протоиерее Леониде Ролдугине. 9 января исполнилось 40 дней, как батюшка отошел ко Господу. Настоятеля вспоминает Алексей Александрович Герасимов, староста храма Рождества Христова в Измайлове, который на протяжении нескольких последних лет являлся «правой рукой» отца Леонида практически во всех делах, касающихся жизни храма.

Протоиерей Леонид Ролдугин в алтаре храма Рождества Христова в Измайлове на престольный праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября 2022 года

Протоиерей Леонид Ролдугин в алтаре храма Рождества Христова в Измайлове на престольный праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября 2022 года

С отцом Леонидом для меня сугубо связаны две иконы.

Во время своей последней болезни батюшка вдруг позвонил из больницы и сказал, что у него есть предложение. 1 января все празднуют Новый год, у нас стараются придать благочестие этому празднику, а мы забываем, что это день памяти нашего русского святого – Ильи Муромца. И, учитывая нынешнюю сложную обстановку, было бы очень уместно сугубо ему молиться. Отец Леонид предложил написать аналойную икону и 1 января совершать в храме службу в честь этого святого. Я спросил у него, какой должна быть икона, ведь Илья Муромец прославлен в лике преподобных. Батюшка ответил: «Напишите его как воина». Такое вот последнее благословение отца-настоятеля.

Я заказал икону, мы согласовали с ним эскиз. А появилась она уже в те тяжелые дни, когда батюшка начал отходить. Мы с отцом Евгением (протоиерей Евгений Зуев, священник храма Рождества Христова в Измайлове. – Прим. ред.) приехали его причащать, привезли этот образ с собой. Отец Леонид на него посмотрел (он уже не говорил) и только глазами и мимикой показал: да. Перекреститься ему было очень тяжело, но ему помогали, и он перекрестился. Крестился он, кстати, до последнего; было видно, что вся внутренность его просила осенить себя крестом… Он попросил приложиться к иконе, губы у него были еще живые, до этого он причащался… Батюшка приложился, и мы почему-то у него спросили: «Оставить ее здесь?» Перед ним как раз был шкаф с полочками, где стояла икона святого мученика Леонида, которая прежде всегда была в храме, а к нему домой попала буквально недавно, когда наши батюшки вместе ездили его соборовать. Справа от нее место было свободно. Мы поставили новонаписанную икону туда, и получилось, что перед этим образом он преставился. Теперь эта икона хранится у нас в алтаре.

Икона преподобного Илии Муромца, написанная по благословению отца Леонида

Икона преподобного Илии Муромца, написанная по благословению отца ЛеонидаВторой образ, связанный для меня с батюшкой, – священномученика Петра (Полянского).

Про священномученика Петра я, конечно, немножко знал и прежде, а когда у меня был курс по истории Русской Православной Церкви ХХ века, то познакомился с ним заново и подробно, и меня тронула история его позднего рукоположения. Он принял священство почти в 60 лет и стал священномучеником, московский святителем, держателем московского престола! Я поделился с отцом Леонидом какими-то внутренними переживаниями по этому поводу, а он вдруг говорит:

– Подожди…

Встал, открыл стол и достал большой гвоздь:

– Это мы со Святейшим Патриархом Алексием ездили в поселение Хэ, где в ссылке был священномученик Петр.

И подарил мне этот гвоздь… Я спросил у него: «Может быть, мне написать его икону?» Батюшка сказал:

– Да, напиши и вмонтируй этот гвоздь в нее…

Я у него благословился – и теперь у меня есть такая икона.

Со старостой храма Рождества Христова в Измайлове Алексеем Александровичем Герасимовым

Со старостой храма Рождества Христова в Измайлове Алексеем Александровичем Герасимовым

В батюшке меня всегда поражала его образованность. Его глубоко сущностные познания в литературе, поэзии, музыке, изобразительном искусстве, философии, истории были действительно поразительны. Он живо интересовался и произведениями искусства, и их творцами. В его голове выстраивались живые взаимосвязи между ними. История человечества и история искусств складывались у него в голове в единую взаимосвязанную картину, и весь этот мир существовал как-то цельно.

Всё у него было целостно, всё – фрагменты единой картины мироздания. Так мыслить и существовать способны немногие люди. Мы всё воспринимает какими-то мазками. Вот, например, живешь в ближнем Подмосковье, ездишь по делам в Москву – и Москва существует для тебя как набор станций метро. Выныриваешь из-под земли, осматриваешься, потом заныриваешь обратно. Так же можно и мир изучать: вынырнул – посмотрел, еще что-то выбрал – посмотрел, а цельной картины не получается. Кажется, что у тебя есть какое-то мировоззрение, а на самом деле это не мировоззрение, а набор каких-то отдельных знаний. У батюшки было совершенно иначе.

При этом он никогда в разговоре не выпячивал своей необыкновенности. Иногда, разговаривая с ним, хотелось показаться умным, а он вдруг ответит что-то простое, и думаешь: «Как же так, я что-то умное сказал, а он не понял глубину моей мысли» (смеется). А потом совершенно неожиданно услышишь вдруг от него на эту тему что-то такое, что ты даже близко не мог себе представить…

Иногда казалось: батюшка, откуда вы вообще это знаете? Он обладал удивительными знаниями из областей, вообще не связанных с его деятельностью. Например, из точных наук. Откуда он их получил? Даже если взять только художественную литературу, чтобы всё это прочитать, жизни бы не хватило! При том, что у него всегда была такая занятость… В семинарии? Там была своя программа, такая, что он знал потом воскресный Октоих наизусть. Когда? Я все хотел у него об этом спросить, но не спросил. Может быть, зашло это в него каким-то чудом. Сам образ его мысли был, конечно, необыкновенен, и я им восхищался.

Он постоянно читал. У меня дома библиотека довольно сложной богословской литературы, которую я пытался читать по молодости. И он в последние годы жизни всю эту библиотеку перечитал. Брал книжки – через неделю возвращал. Он их не пролистывал, там даже заметки его остались. То есть даже в 80-летнем возрасте он продолжал выстраивать эту картину мироздания в своей голове. Батюшка говорил: «Меня мучает один вопрос: когда я на том свете окажусь, там книжки будут? Как же я без книжек-то?»

Отец Леонид с дочерью Екатериной Леонидовной Рыжовой (слева), старостой храма Алексеем Александровичем Герасимовым и духовным чадом Еленой Ивановной Авдеевой

Отец Леонид с дочерью Екатериной Леонидовной Рыжовой (слева), старостой храма Алексеем Александровичем Герасимовым и духовным чадом Еленой Ивановной Авдеевой

С отцом Леонидом можно было порадоваться о чем-то вместе, это очень сближало. Бог дал ему очень глубокое чувство красоты. И реагировал он на нее, с одной стороны, ярко и глубоко, а с другой стороны – очень просто. Его радовали какие-то простые вещи. Например, он любил дорогу по Сиреневому бульвару. Я как-то пытался возить его по другому пути, чтобы выходило побыстрее. Он, будучи очень деликатным и скромным, никогда не возражал, но было понятно, что ему некомфортно. Дорога по Сиреневому бульвару – его дорога. Каждый природный уголок этого бульвара был для него важен в его сезонных изменениях. Он знал, допустим, что между 3-й Парковой улицей и Сиреневым бульваром растут лиственницы, клены. Он ехал и радовался им.

Отец Леонид имел вкус в сочетании с глубокой образованностью и скромностью. Все это преобразовывалось в его внутреннем мире в какую-то особую красоту, которая выражалась в его собственной личности. Он сам по себе был очень красивым. Можно рассказывать про его глубокий красивый взгляд, как он всегда красиво и просто одевался, как красивы были его движения, как красиво он говорил и писал. В нем не было ничего напыщенного, все было просто… просто и красиво. Каждый жест – не отточен, а просто наполнен какой-то красотой. Бог дал ему самому видеть и понимать красоту и творить ее в богослужении. Красота – одно из имен Божиих…

В том, что отец Леонид зрил Бога, у меня нет никаких сомнений. Я не знаю, каким образом это было, но что он созерцал Его красоту, я точно уверен. И сейчас он видит ее уже без фильтров (смеется). Без этого туманного стекла, в реальности. И свои любимые книжки он читает не текстами, написанными человеческими руками, а в Книге Жизни. Не так, как их видит человек, а как их видит Бог. Думаю, что чтение при нем – и чтение это уже совсем другого качества.

Алексей Герасимов

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Татьяна Тарабрина
Умение воспитывать - это все-таки искусство
К 120-летию со дня рождения Антона Семеновича Макаренко
12.03.2008
Все статьи Татьяна Тарабрина
Последние комментарии
Устремленные в Вечность
Новый комментарий от LiMan
01.05.2024 13:16
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Константин В.
28.04.2024 21:45
Слава великому воину Михаилу Дитерихсу!
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.04.2024 18:04
Привет от Евгения Пригожина
Новый комментарий от Ленчик
28.04.2024 17:28