Для Эстонии, Латвии и Литвы официальную повестку вокруг Рамаллы и Иерусалима формируют главы дипломатических миссий Государства Израиль.
Израильский посол в Риге Шарон Раппапорт уже в первый день конфликта расставила акценты: «Надеюсь, в странах Балтии люди понимают, что цель палестинцев – убийства мирных израильтян».
С аналогичными заявлениями выступили израильские дипломаты в Вильнюсе и в Таллине. В ответ руководители прибалтийских стран призвали палестинцев к прекращению атак и к освобождению заложников, а израильтян к уничтожению террористической организации ХАМАС. Мировое сообщество прибалты призвали к созыву региональной конференции при посредничестве Египта, Катара, Турции, Саудовской Аравии и Евросоюза. Из Балтии основным выгодополучателем от разгорающейся войны видится Российская Федерация, поэтому от неё требуют явного и тайного невмешательства, прекращения поставок оружия палестинцам и поддержки их союзников в Багдаде, Тегеране, Бейруте и Дамаске. Даже слова президента Владимира Путина о несравнимости масштабов ближневосточного конфликта со спецоперацией на Украине эстоноземельцы и латыши вывернули в свою пользу – дескать, в Кремле боятся признавать параллели, что только подтверждает их наличие.
Ещё большее возмущение в Эстонии и Латвии породила критика российским президентом планов Израиля по проведению наземной операции, их сравнение с тем, что делала нацистская Германия во время Второй мировой войны. Официальную позицию Таллина обнародовал канцлер МИД Йонатан Всевиов: «Нападение ХАМАС выгодно России, поскольку она заинтересована в том, чтобы отвлечь внимание западного мира от войны на Украине и заставить Запад заниматься несколькими большими проблемами одновременно».
Альтернативных мнений, например, мнения Пеэтера Тали, члена группы Рийгикогу (парламента) по связям с Израилем, просто не слышат. Между тем, политик не склонен усматривать «длинную руку Кремля», хотя и не опровергает тезиса о том, что конфликт на Украине стал катализатором событий на Ближнем Востоке: «Существует прямая связь. Военная сила всё больше и больше становится аргументом в конфликтах. ХАМАС видит в ней шанс для мусульманского мира».
Президент Латвии Эдгар Ринкевич тоже отметился на антироссийской теме. По его словам, речь идёт не о новой зоне горячего конфликта - она никогда особо не остывала. «Поэтому нынешняя задача тех стран Европы, которые состоят как в ЕС, так и в НАТО, на фоне войны Израиля против палестинцев обеспечить гарантии Киеву, чтобы ни объём помощи, ни объём внимания к Украине не уменьшались».
Отметился и Йонатан Всевиов из эстонского МИД. «Западный мир по понятным причинам поддерживает Израиль и его право на самооборону».
Литва в этом контексте похожа на белую ворону. Конечно, президент Гитанас Науседа, премьер Ингрида Шимоните, другие официальные лица «осудили и призвали». Но сделали это по-чиновничьи казённо, без огонька, то есть без явной демонстрации симпатий к государству Израиль и еврейскому народу, хотя и выразили от имени своей страны соболезнования послу Хадас Виттенберг.
Депутаты литовского парламента бесстрастно отметились словами о солидарности. «Израиль всегда находился на переднем крае борьбы с терроризмом», - подчеркнула председатель Сейма Виктория Чмилите, голосуя за резолюцию «О террористических выпадах и военной агрессии против Государства Израиль». Министр обороны Арвидас Анушаускас сделал заявление явно не по чину: «Политика Литвы последовательна. Если бы Иерусалим попросил военной помощи, мы бы её оказали. Все согласятся с тем, что история Ближнего Востока не может быть использована для оправдания терроризма. Её нужно оставить историкам».
Однако ни документ Сейма, ни заявление военного министра не отражают реальных настроений. Во-первых, Литва не считает войну Израиля равной по политическим и экономическим последствиям территориальному спору на Украине, который длится с 2014 года, но пока не столь сильно отразился на мировой экономике, которая питается нефтью. Войне на Ближнем Востоке от роду 10 дней, однако она может резко усилить тенденции по изменению мирового порядка, а экономику ввергнуть в рецессию. Это произойдёт особенно заметно в случае вовлечения в боевые действия на стороне ХАМАС ополченцев из Сирии и Ливана, или (что окажется самым худшим сценарием) прямого конфликта Иерусалима с Тегераном – потери могут составить до 1 трлн. долл.
В руководстве Литвы критикуют чиновников Европейской Комиссии, финансировавших ХАМАС за счёт ресурсов Евросоюза. Министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис (на ¼ еврей) приветствует пересмотр политики ЕК, называя его «рациональным шагом вперёд, не означающим приостановку помощи палестинцам, сталкивающимся с огромными гуманитарными вызовами».
Что касается истории, главе Минобороны Анушаускасу лучше бы её не касаться. Стоило бывшему парламентарию Валентинасу Мазуронису в прессе морально поддержать израильтян против «палестинских звериных орд», как формирующие общественное мнение журналисты, в частности, популярная в стране критик власти Рута Янутене, отослали экс-депутата к публикациям CNN о преступлениях руководителей Государства Израиль: «Тель-Авив никогда не считался с жертвами, которые называет "сопутствующим ущербом". Но то, как он наносит его сейчас, вызывает оторопь. Израиль методично отыгрывается на мирных жителях Газы, и это не рождает никакого отторжения у «цивилизованного» западного мира, хотя иные заявления и действия тянут на риторику тех, кто устроил Холокост. Бонзы Третьего Рейха аплодируют из гробов».
В "одноэтажной" Литве не любили и не любят евреев. Переселившиеся по приглашению правителей Великого княжества Литовского для занятий ремёслами и торговлей, они принесли с собой ростовщичество, чем не умели заниматься местные крестьяне, прибрали к рукам деревенские рынки, корчмы и трактиры, с наступлением капитализма стали единоличными хозяевами финансов и промышленности. С 1918 года в Первой республике оказывали серьёзное влияние на власть и её политику.
Неудивительно, что в 1933 году националист Йонас Норейка написал под заголовком «Подними голову, литовец» местный «Майн кампф» - «По всей Литве евреи скупают землю на аукционах. Литовцы перестали быть хозяевами собственной страны».
Неприязнь к засилью иноверцев нашла отражение даже в католических праздниках и в ребячьих играх. Трём королям (волхвам с Востока, направляющимся поклониться младенцу Иисусу и принести ему дары) в пути всячески мешают полицейский (то есть, слуга Российской Империи), цыган (вор) и еврей, с образом которого ассоциируются все иные пакости.
По сей день рождественский религиозный обряд не обходится без этих трёх врагов литовских католиков, хотя либерально настроенные политики критикуют церковных иерархов за разжигание ненависти по национальному признаку.
Безобидная детская считалка «На золотом крыльце сидели царь, царевич...» в устах литовской детворы продолжает звучать с выраженным антисемитским акцентом. Судьбе было угодно, чтобы накануне ближневосточного конфликта депутат парламента Ремигиюс Жемайтайтис вспомнил её в зале заседания Сейма. Народного избранника тут же обвинили в религиозной и национальной нетерпимости, а с началом войны - и в одобрении преступлений ХАМАС.
Жемайтайтис оправдывается тем, что в Литве именно евреи проводили геноцид литовцев, а не наоборот. К слову, председатель республиканской еврейской общины Фаина Куклянски в минувшем сентябре очень неосторожно заметила в интервью местной прессе: «Евреи гораздо сильнее не любят литовцев, чем литовцы евреев».
Не удивительно, что сегодня симпатии титульного населения на стороне палестинцев. Тем более, ещё живы и здравствуют люди, помнящие, как с момента образования Государства Израиль (14 мая 1948) в костёлах молились за здоровье Ясира Арафата (1929-2004), процветание возглавляемой им Организации Освобождения Палестины и за кары небесные на иудейские головы.
Государственная машина при помощи телевидения и радио пытается изменить общественное мнение. Ей жизненно важно в унисон с «цивилизованным Западом» ненавидеть арабских террористов. Но память народа пока держит верх. Отсюда диссонанс настроений даже в сравнении с соседними Латвией и Эстонией.