Встреча патриарха Варфоломея и президента Северной Македонии в патриаршей резиденции 11 марта 2023 года. Фото сайта ec-patr.org
На греческом ресурсе «Orthodox Times”, поддерживающем Константинопольский патриархат, 9 марта появилось объявление: «Патриарх Вселенский Варфоломей не посетит Скопье» и, следовательно, не предоставит томос, столь ожидаемый недавно легализованной и получившей автокефалию Македонской церковью (Охридской архиепископией).
Поводом для опровержения стали утверждения со стороны некоторых СМИ Северной Македонии о том, что в этом году глава Константинопольского патриархата (КП) собирается посетить Скопье. Газеты ссылались на представителя КП митрополита Имбросского и Тенедосского Кирилла Драгуниса, который рассказал об этом при посещении македонского Свято-Бигорского монастыря. Мол, греческий архиерей заверил, что в этом году патриарх Варфоломей посетит Северную Македонию и лично передаст архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану (Веляновскому) «ожидаемый Вселенским патриархатом объем автокефалии», приводит цитату издание «Нова Македониja».
На сайте обители действительно имеется информация о том, что 18 февраля Драгунис посещал монастырь. Однако он не заявлял, что Варфоломей уже вовсю готовится к поездке, а лишь выразил надежду, что когда-нибудь такое случится, Охридская архиепископия получит томос об автокефалии из его рук.
Очевидно, что в Северной Македонии до сих пор не могут смириться с тем, что духовную независимость они получили не от Вселенского, а от Сербского патриархата. Напомним, что Македонская православная церковь (МПЦ) в своем нынешнем виде существует начиная с 1967 года, когда была учреждена решением III церковно-народного собора в городе Охрид как автокефальная. До этого времени она находилась в юрисдикции Сербской православной церкви (СПЦ). До мая 2022 года МПЦ не имела общения ни с одной поместной православной церковью. 9 мая Синод Константинопольской церкви восстановил каноническое общение с македонцами. 5 июня Стефан (Веляновский) получил томос об автокефалии из рук Сербского патриарха Порфирия. На сегодняшний день Охридскую архиепископию помимо Константинопольского и Сербского патриархато, признали Русская, Болгарская, Элладская, Антиохийская, Румынская, Грузинская, Албанская церкви, а также Православная церковь Чешских Земель и Словакии.
Но Веляновскому этого недостаточно. Прошлым летом он заявлял, что сербский документ считает лишь «промежуточным» и с нетерпением ожидает «настоящего» от Константинополя. «Мы надеемся, что урегулирование церковного вопроса страны будет достигнуто путем издания томоса об автокефалии всесвятейшим Вселенским патриархом Варфоломеем в соответствии с его канонической и исторической юрисдикцией. Сербский документ всего лишь своего рода подтверждение, что наша церковь готова и достойна получить автокефалию. Вселенский патриарх был очень снисходителен, отказываясь от своих прав, чтобы внести общее удовлетворение и мир в межправославные отношения. Но то, что было предложено, не было окончательно согласовано и не было принято и объявлено действительным общеправославным решением. Вселенский патриархат – единственная церковь, которая, согласно традиции, выдает такой документ», – разъяснял Веляновский греческому изданию «To Vima”.
Константинополь же с томосом не торопится, тем более что церкви Северной Македонии он уже выдал официальный документ – Акт о принятии Охридской архиепископии «в литургическое и каноническое единство». Однако, утверждает «Нова Македониja», делегация Македонской церкви в начале марта побывала на Фанаре (район Стамбула, где расположена резиденция Константинопольского патриарха) и якобы провела переговоры с Варфоломеем. На официальных порталах Вселенского патриархата действительно упоминается, что делегация МПЦ приехала в Стамбул приветствовать нового главу Кипрской православной церкви архиепископа Георгия, но об аудиенции нет ни слова.
Впрочем, для того чтобы патриарх Варфоломей выдал томос Церкви Северной Македонии, необходимо, чтобы с ее названием «Охридская архиепископия», предложенным Константинополем, были согласны все поместные православные церкви. Пока такого единодушия нет даже среди тех, кто уже признал МПЦ. Некоторые церкви просят Фанар собрать «всеправославный консенсус» по поводу наименования. Румынский патриархат, как и сама церковь Северной Македонии, настаивает еще и на томосе Варфоломея для македонцев.