Россия – Третий Рим. О монархии и о Царстве

0
1323
Время на чтение 16 минут

Источник: Благодатный Огонь

Римская государственность – отдельный тип государственности, в которой особым образом проявляется христианство, и которая имеет эсхатологическое значение для человечества.

Первый Рим – это и Рим как столица, и Римская империя, могучее развитое государство, владевшее многими колониями. В этом государстве воплотился Господь Иисус Христос, появились христиане.

Второй Рим – это и Константинополь как столица, и Византийская империя, развитое могучее государство. В этом государстве оформилась Православная Церковь, сформировалось Православное вероучение, догматы и каноны Церкви. Православная вера и Церковь из Византии распространялись среди других народов.

Третий Рим – это и Москва как столица, и Россия как Третий Рим.

Имея христианство главной сущностью, государства Римской государственности не могли быть тождественными.

Римская империя была государством языческим. В Первом Риме император обожествлялся, то есть был и царём, и богом.

В Византийской империи император был царём православного царства. Духовное устроение осуществляла Церковь. В Византии существовала Симфония Церкви и Царства. Термин «симфония» впервые употребил Юстиниан I в предисловии к своей VI новелле:

«Величайшие дары Бога людям от человеколюбия свыше данные – священство (ιερωσύνη) и царство (βασιλεία), одно, служа божественному, другое о человеческом заботясь и управляя, – из одного и того же начала вышли, и привели в порядок человеческую жизнь. Поэтому ничто так не было бы весьма желанным царству, как величавость иереев, если бы только за него самого всегда они молили Бога. Ибо если первое было бы беспорочно всесторонне и с искренностью к Богу сопричастно, второе верно и подобающим образом вверенное ему государство приводило бы в порядок, было бы согласие некое благое, так что всё благо роду человеческому было бы подарено».

В основании этих империй были царства

В Библии нет понятия монархия, есть царство

Основным свойством царства является Симфония Церкви и власти. Но истинная Симфония возможна только в православном царстве, в котором представления о Боге истинные, не ложные.

Монархия

Вначале в России возникло царство, складывалась Симфония Церкви и Царства. Однако ставший царём Пётр Первый основал в России, по образцу западноевропейских монархий, абсолютную, самодержавную монархию как единовластную и единоличную власть монарха, отменил патриаршество и Соборы, ввёл Синод, управляемый светским лицом – обер-прокурором. Этим он подчинил Церковь государству. В результате исчезла Симфония Церкви и Царства, и Россия перестала быть царством и стала монархией. Затем Россия была объявлена империей. Империя в России возникла на основании монархии, но не царства. На Западе монархия была обычным явлением, монархи управляли и духовной жизнью подданных, общее окормление монархий осуществляла католическая церковь во главе с Римским папой. А в протестантских государствах церковь вообще раздробилась на непонятные осколки, и духовная жизнь полностью исказилась.

С упразднением Симфонии и царства Пётр Первый перестал быть царём. Но в своих законодательных актах он неправомерно отождествил царя и монарха.

Петр Первый произвёл революционное преобразование Российской государственности и отверг Божественную миссию России.

Таким образом, в отличие и от Первого Рима, и от Второго Рима Российская империя была основана не на царстве, а на монархии

Это различие понятий монарха и царя можно почувствовать, если посмотреть, как будет выглядеть молитва Святому Духу, если считать царя и монарха тождественными: «Монарше небесный, Утешителю, Душе истины…» или (псалом 23), вместо «Царь Славы»

 

Можно продолжить примеры нелепицы отождествления некоторыми монархистами Царства и монархии.

Например, из Символа Веры: «…Его же Царствию не будет конца»

Или из молитвы Господней «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое...»

В этом заблуждении тождественности царя и монарха современные монархисты пребывают до сих пор.

Однако у нас есть основания для возрождения Российского царства. В январе 1589 года в Москве проходил Освященный Собор «Великого Росийского и Греческого царствия», его решения были зафиксированы в Уложенной грамоте в мае 1589 года. В этой Уложенной грамоте от имени константинопольского патриарха Иеремии было заявлено:

«Понежъ убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, Вторый же Рим, иже есть Костянтинополь, агарянскими внуцы – от безбожных турок – обладаем; твое же, о благочестивый царю, Великое Росийское царствие, Третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивая царствие в твое во едино собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешись во всей вселенней, во всех христианех».

Таким образом, России и миру была явлена Божественная миссия России – быть Третьим Римом и быть царством

Уложенная грамота об учреждении патриаршества в России – важнейший церковно-государственный документ России. В нём определена сущность России:

Со стороны Церкви Москва является Третьим Римом как столица, как и Рим в Римской империи, и Константинополь в Византийской империи.

Со стороны государства Россия является Российским царством, Третьим Римом. Это должная государственность России.

Первоначальное Российское царство было упразднено. Российская империя прошла свой исторический путь и потерпела крушение. СССР тоже прошёл свой исторический путь и тоже потерпел крушение.

Это не значит, что и Российское царство, и Российская империя, и Советский Союз не имели в себе достижений. Первоначальное Российское царство, возникшее с объявлением Иоанна Четвёртого Грозного себя царём, и Российская империя создали пространство России, которое сохранил СССР. СССР создал материальное могущество России. Это была историческая миссия этих форм государственности России.

России необходимо вернуться к своей миссии быть Третьим Римом, быть Российским царством, могучим Оплотом Православия в мире

Православное царство – государство теоцентрическое, но не теократическое и не клерикальное. Православное царство – государство симфоническое

Россия как царство должна быть устроена на принципе Симфонии Русской Православной Церкви, государственной власти и русского государствообразующего и системообразующего православного народа как члена и государства, и Церкви, определяющего духовную сущность России как Святую Русь, и братского проживания всех коренных народов в мире и согласии. Как государство, включающее многие коренные народы, Российское царство – это совместное мирное проживание дружественно настроенных народов, считающих Российское царство своим общим домом.

Если мы примем, что Россия есть Третий Рим, государство Римской государственности, Удерживающее мир от прихода антихриста, могучий Оплот Православия в мире, и станем его созидать, – перед нами откроются грандиозные цели и задачи: создавать Симфонию Церкви, Власти и Народа, строить соответствующую государственность, развивать науку, технику, технологии, адекватную времени систему защиты, осваивать свои недра, пространства земные, водные и подводные, осваивать космос, развивать культуру, образование, медицину, социальное устройство, основанное на патернализме и уважении к гражданам Третьего Рима. В международных отношениях предлагать сохранение общих для всех народов традиционных ценностей, мирное сосуществование государств, взаимополезную кооперацию государств для решения общих задач.

В пророчестве старца Филофея определяется, что Четвёртому Риму не быть. Это значит, что не появится больше на земле другой многочисленный православный народ и государство, удерживающее мир от гибели. И особенность России как Третьего Рима – это независимое существование государства Римской государственности, осуществляющее возможность спасения для всех, желающих спасения в наступившие последние времена, сколько бы они не продлились.

Миссию Россия – Третий Рим можно не принимать, отвергать, высмеивать, забывать, замалчивать, искажать, не исполнять. Но её нельзя отменить, сделать небывшей. Божественная миссия Россия – Третий Рим явлена миру, России и русскому народу.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Из Духовного регламента 1721 года:

«Да не возмнит же кто, что сие управление не угодно есть, и лучше бы единому лицу дела духовныя всего общества правити, якоже частных стран, или Епархий дела управляют кийждо особ Епископи. Предлагаются зде важныя вины, которыя показуют, что сие правление соборное всегдашнее, и аки всегдашний Синод или Синедрион, совершеннейшее есть и лучшее, нежели единоличное правительство, наипаче же в Государстве Монаршеском, яковое есть Наше Российское.

Монархов власть есть Самодержавная, которым повиноватися Сам Бог за совесть повелевает; паче советников своих имеют не токмо ради лучшаго истины взыскания, но дабы и не клеветали непокоривые человецы, что се, или оно силою паче и по прихотям своим, нежели судом и истиною заповедует Монарх: то кольми паче в Церковном правлении, где правительство не монаршеское есть, и правителем заповедуется, да не господствуют клиру.
Се же наипаче сильно есть, когда Коллегиум правительское под Державным Монархом есть и от Монарха уставлено. Яве бо зде, что Коллегиум не есть некая факция, тайным на интерес свой союзом ложившаяся, но на добро общее повелением Самодержца, и Его ж с прочими разсмотрением собранныя лица.

Сия вся зде написанная, первее Сам Всероссийский Монарх, Его Царское Священнейшее Величество слушать пред собою чтомая, разсуждать же и исправлять благоволил 1720 года Февраля 11 дня. А потом по указу его Величества Преосвященныи Архиереи, Архимандриты, купно же и Правительствующии Сенаторы слушали же и, разсуждая, исправляли сего ж Февраля 23 дня. Таже в утверждение и в исполнение непреложное, по приписанию рук присутствующих Духовных и Сенаторских персон, и Сам Его Царское Величество своею Собственною рукою подписать соизволил».

Из присяги члена Духовной коллегии:

«Исповедую же с клятвою крайняго Судию Духовныя сея Коллегии, быти Самаго Всероссийскаго Монарха, Государя Нашего Всемилостивейшаго. Клянуся и еще Всевидящим Богом, что вся сия, мною ныне обещаваемая, не инако толкую во уме моем, яко провещаваю устнами моими, но в той силе и разуме, яковую силу и разум написанныя зде слова чтущим и слышащим являют. Утверждаю клятвою моею, буди мне Сердцевидец Бог, обещания моего Свидетель, яко неложное есть. Аще же есть ложное и не по совести моей, буди мне тот же Правосудный отмститель. В заключении же сея моея клятвы целую слова и крест Спасителя моего. Аминь».

Воинский Устав 1716 года, Артикул воинский с кратким толкованием:

«Божиею милостию, мы Петр Первый, царь и самодержец всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.

Артикул 20

Толкование


Лариса Чушикина
 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

26.

сожалению, нормальное естественное состояние Церкви так и не было восстановлено вплоть до самого конца существования Петровской Империи.

Вы меня , конечно, извините - в чем конкретно ненормальность и противоестественность состояния Церкви в т.н. Синодальный Период ?...При ближайшем рассмотрении - в упор не вижу, кроме ретранслируемой непонятной и принятой как данность предубежденности и антипатии к Петру I в данном вопросе. П.с. По поводу мнения Л. Тихомирова - после того как я узнаю специфические, так сказать, мнения отдельных людей в оценке деятельности Николая II, для меня эти люди перестают быть некими непререкаемыми авторитетами, чтобы про них не говорили и кем бы их не считали. То, что говорил Л. Тихомиров про Николая II, для меня не то что нивелирует, все то, что он сказал по другому поводу, но просто его мнение для меня становится где- то на линии горизонта. Идеолог монархии, каким считают Льва Тихомирова, своими высказываними про Николая II, являет только то, что его монархизм - это чисто философские теоретические рассуждения от ошибающегося человеческого ума.Впрочем как и любого другого человека, поэтому свое мнение никому не навязываю.
р.Б.Алексий / 10.09.2022, 02:12

25.

Например, http://vizantolog.ru/?p=813
р.Б.Алексий / 10.09.2022, 01:44

24.

Просто для Вас Пётр Великий является непререкаемым авторитетом, и Вы безоговорочно принимаете абсолютно всё, что он совершил.

Нет, не все - в данном случае мы ведем разговор на совершенно конкретную тему - "отмену" патриаршества Петром I и якобы нарушение Петром I Симфонии. Я считаю это надуманным голословным обвинением и говорю, что надо разобраться по существу. Вернее не я считаю и говорю, а солидаризуюсь с мнениями , более компетентными , скажем так , чем мое собственное ))...
р.Б.Алексий / 10.09.2022, 01:41

23.

То есть Вы полагаете, что Царь Феодор Иоаннович и его шурин и соправитель конюший боярин Борис Феодорович Годунов (будущий Третий Русский Царь) ерундой страдали, когда с такой настойчивостью добивались учреждения Патриаршества на Руси? Ведь был же митрополит Московский, разве этого было не достаточно?

На тот исторический момент - недостаточно по внешнеполитическим причинам. Требовалось приведение в соответствие положение русской поместной Церкви статусу Третьего Рима, а не как митрополии Константинопольского патриархата, фактически утратившего статус вселенского с падением Византийской Империи. Один Царь обеспечил Руси патриаршество, другой Царь преобразовал патриршество в Синод - что не так? По факту - это никак не умалило "внешнеполитический" статус русской поместной Церкви как Церкви Третьего Рима, который обеспечивался не столько самии по себе патриаршеством, сколько государственной мощью и влиянием православного Царства - Российской Империей. За что нужно сказать отдельное и огромное спасибо Петру I, а Его обвиняют чуть ли не в гонениях на Церковь, несут несуразность про "подчинение Церкви государству по протестантскому образцу" и т.д. Сколько я не спрашивал здесь на форуме - конкретно чем и в чем Патриарх лучше Синода? - после прочтении подобных статей, где повторяется одно и тоже без фактологии и рассмотрения вопроса по существу относительно "отмены" Петром I патриаршества, - вопрос уходит в пустоту.
р.Б.Алексий / 10.09.2022, 01:27

22.

14. Безрогим коровам (никаих намёков)

Можете мычать дальше.


Гордо реющий буревестник ))....
р.Б.Алексий / 09.09.2022, 17:54

21. На 13 комментарий

То есть Вы полагаете, что Царь Феодор Иоаннович и его шурин и соправитель конюший боярин Борис Феодорович Годунов (будущий Третий Русский Царь) ерундой страдали, когда с такой настойчивостью добивались учреждения Патриаршества на Руси? Ведь был же митрополит Московский, разве этого было не достаточно? Просто для Вас Пётр Великий является непререкаемым авторитетом, и Вы безоговорочно принимаете абсолютно всё, что он совершил. Я и сам почитаю Первого Императора Всероссийского и всегда защищаю его от необоснованных нападок и обвинений в духе башиловского опуса "Робеспьер на троне", о чём неоднократно писал здесь в комментариях. Но при этом я придерживаюсь той точки зрения на его реформы, которые даны Львом Тихомировым в его знаменитой работе "Монархическая государственность". У Петра была одна отрицательная черта- он свои личные текущие проблемы возводил в абсолют и придавал им государственный характер. Он имел право как Царь поменять неугодного ему Патриарха на лояльного себе, но он не был вправе ликвидировать Патриаршество как таковое. Столкнувшись с личной семейной трагедией, приведшей к гибели его старшего сына царевича Алексея, он, исходя из своего частного случая, поменял сложившуюся и выстраданную столетиями (вспомним страшную кровавую и жестокую феодальную войну 1425-1453гг. между потомками Дмитрия Донского) систему престолонаследия, вместо того, чтобы просто родить нового наследника и передать Трон ему. Из всех преобразований Петра самыми неудачными и вредными для будущего России явились церковная реформа и реформа престолонаследия. Но если Император-Мученик Павел Петрович в конце 18 века исправил ошибку своего великого предка и восстановил естественный нормальный порядок престолонаследия от отца к старшему сыну, то, к сожалению, нормальное естественное состояние Церкви так и не было восстановлено вплоть до самого конца существования Петровской Империи.

20.

https://ria.ru/20191106/1560636920.html - интересно вот под таким углом зрения посмотреть не на внешнее отношение с Константинопольским патриархатом, а на "отмену" патриршества Петром I ...
р.Б.Алексий / 09.09.2022, 14:53

19. Ответ на 7, Русский Сталинист:

....... Ещё бы написали "Наëмный менеджер".........


Положение о Патриархе в Уставе Русской православной церкви
Основным документом о патриаршестве в Русской православной церкви является положение о патриархе в уставе Русской Православной Церкви. Согласно этому документу, предстоятель РПЦ носит титул «Святейший Патриарх Московский и всея Руси», имеет первенство чести среди епископов Русской православной церкви и подотчётен Поместному и Архиерейскому соборам.
Человек / 09.09.2022, 12:01

18. Ответ на 7, Русский Сталинист:

На самом деле страшно, когда люди, позиционирующие себя православными русскими патриотами, делают подобные кощунственные заявления. Ещё бы написали "Наëмный менеджер". О великом господине наëмном менеджере помолимся!

Тем более что мои размышления относятся не к личности конкретных Патриархов...
р.Б.Алексий / 09.09.2022, 10:51

17. Ответ на 7, Русский Сталинист:

На самом деле страшно, когда люди, позиционирующие себя православными русскими патриотами, делают подобные кощунственные заявления. Ещё бы написали "Наëмный менеджер". О великом господине наëмном менеджере помолимся!

Есть три степени священства - диакон, священник, епископ. Патриарх - это епископ, равный в своем епископстве любому епископу и превышающий его только авторитетом по первенству чести и административной должностью. Патриарх и подчиненный ему епископ с равным достоинством восседают на Горнем месте, являя образ Самого Иисуса Христа.
р.Б.Алексий / 09.09.2022, 10:42
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
19.04.2024 13:57
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:33
Ватикан и Фанар готовят страшнейшую диверсию
Новый комментарий от Алекс
19.04.2024 13:30
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 13:28
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 13:15
Неизвестное об известном
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 12:54